Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

горный мастер и электрослесарь, потом подал сигнал и поехал на седьмой горизонт. Здесь вагонетку остановил машинист лебедки в свя­ зи с конечной остановкой. В вагонетку сели еще одиннадцать человек рабочих. В это время лопнула труба водяного става и вода, идущая по стволу, увлекла на рельсовые пути породу, щепу и т. д.

Кондуктор после схода воды не осмотрел состояние путей и начал подавать сигнал для подъема вагонетки, в которую село сверх нор­ мы четыре человека. Но так как крепильщики после ремонта не соединили перемычку сиг­ нального провода, сигналы к рукоятчику и на лебедку не поступали. Кондуктор решил про­ верить исправность сигнального провода, под­ нялся на шестой горизонт и вместо того чтобы соединить перемычку, спуститься вниз, сесть в вагонетку и подать сигнал, он решил, находясь на шестом горизонте, дать сигнал на подъем вагонетки с людьми до шестого горизонта, а здесь сесть в вагонетку и дальше сопровож­ дать рабочих. Такое решение кондуктор при­ нял из-за утомленности, так как работал сверхурочное время.

Машинист лебедки, получив сигнал, начал поднимать вагонетку вверх по стволу; в том месте, где были засорены пути породой, ваго­ нетка сошла с рельсового пути. В момент схо­ да с рельсов вагонетки канат от толчка под­ нялся вверх и замкнул сигнальный провод. Машинист лебедки воспринял этот сигнал как остановку, выключил лебедку.

Но, находясь на шестом горизонте, кондук­ тор не знал, почему остановилась вагонетка, и,

80

не видя, что произошло, подал снова сигнал на подъем вагонетки вверх.

Получив дополнительный сигнал на подъем вагонетки, лебедчик начал подъем. В это вре­ мя вагонетка уперлась в раму металлического крепления, вследствие чего возросла нагрузка на мотор. Заметив повышение нагрузки, ма­ шинист остановил лебедку.

Находящиеся в вагонетке рабочие были травмированы.

Авария и групповой несчастный случай произошли в результате:

а) кондуктор, зная, что водой из прорвав­ шегося става могли быть засорены рельсовые пути, не осмотрел их; при спуске вагонетки с шестого на седьмой горизонт не проверил сое­ динения перемычки сигнала; оставил вагонет­ ку с людьми на седьмом горизонте, а подавал сигнал в машинную камеру с шестого гори­ зонта; не узнав причину первой остановки ва­ гонетки, подал повторный сигнал о поднятии ее вверх;

б) заместитель главного инженера шахты, ответственный за спуск и подъем людей, не производил систематического осмотра ствола, в результате чего ствол содержался в нерабо­ чем состоянии;

в) начальник шахты не принял мер по соб­ людению трудовой и производственной дисци­ плины среди рабочих и ИТР шахты, вслед­ ствие чего было допущено много нарушений Правил безопасности и нарушений законода­ тельства по охране труда;

6.

184

81


г) главный механик шахты разрешил ра боту лебедки по спуску и подъему людей при отсутствии максимальной защиты и контроль­ ных приборов — амперметра и вольтметра.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) при даче наряда на производство ре­ монтных работ в наклонных выработках ин­ структировать рабочих и надзор о порядке за­ крепления вагонеток, осмотра прицепных уст­ ройств, зачистки рельсовых путей, спуска и подъема груза. Основные указания заносить в путевку горному мастеру;

б) закрепить трапы в выработках таким образом, чтобы они произвольно не рассовыва­ лись и не загромождали рельсовых путей;

в) запретить кондукторам подачу сигналов на отправку людских вагонеток, если он сам не находится в вагонетке;

г) не допускать использования рабочих на сверхурочной работе и работу их по суткам с

•доследующими отгулами.

П р и м е р д в а д ц а т ь в о с ь м о й

Машинисту электровоза был дан наряд вывезти из забоя откаточного штрека 20 ваго­ неток с породой к уклону, который обслужи­ вался двумя плитовыми.

Из двадцати вагонеток породы четырна­ дцать было выдано по уклону тремя партиями.

К концу смены у одного из плитовых вы­ горел аккумуляторный светильник, и он решил по ходку выйти из шахты; второй плитовой, у которого аккумуляторный светильник не

82

выгорел, не захотел один оставаться на рабо­ чем месте и ожидать смену и вместе с первым плитовым ушел по ходку на поверхность.

К уклону подошел машинист электровоза и, видя, что плитовых нет, прицепил к канату оставшиеся семь вагонеток с породой (по рас­ чету необходимо прицеплять только 4 ваго­ нетки, о чем машинисту электровоза не было известно), дал сигнал лебедчику о подъеме гру­ за по уклону и, когда партия двинулась, вско­ чил на буфер заднего вагона и поехал вверх по уклону.

Когда партия груза выехала на крутую часть уклона, произошел разрыв сцепки и пять вагонов, на одном из которых был машинист электровоза, покатились вниз, сошли с рельсов и травмировали машиниста.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) нарушена трудовая дисциплина и тех­ нология работ плитовыми и машинистом электровоза;

б) первый плитовой, у которого выгорел све­ тильник, без освещения и задолго до оконча-. ния смены оставил рабочее место;

в) второй плитовой, не окончив смену, ос­ тавил свое рабочее место и вместе с первым плитовым ушел на поверхность;

г) машинист электровоза решил выполнить работу, несвойственную его профессии: отпра­ вил по уклону вагонетки, груженные породой; д) не зная технологии и режима работы ук­ лона, машинист электровоза прицепил к кана­ ту семь вагонеток с породой вместо четырех

по расчету;

С*

8:з


е) машинист электровоза пытался выехать по уклону на партии груженых вагонеток;

ж) плохой уход за аккумуляторными све­ тильниками, в результате чего они не обеспе­ чивали непрерывного горения в течение 10 час, как этого требует § 598 Правил безопасности;

з) отсутствие на отправительной площадке уклона таблицы с указанием режима работы подъема, вследствие чего машинист электрово­ за не мог установить, сколько прицепить ваго­ неток к канату, хотя на прицепку их он не имел права.

Для предотвращения подобного случая ре­ комендуется:

а) если у рабочего выгорел светильник преждевременно, он должен оставаться на ра­ бочем месте, имеющем освещение до оконча­ ния смены, и после передачи рабочего места рабочим следующей смены выйти из шахты в сопровождении рабочего, имеющего не выго­ ревший светильник;

б) рабочие не должны ни при каких усло­ виях, кроме аварии, требующей немедленного удаления, оставлять свое рабочее место до прихода следующей смены или без разреше­ ния сменного надзора, если следующая смена согласно режима работы не является рабочей для данного участка;

в) рабочий не должен выполнять работу, не предусмотренную выданным ему нарядом или несвойственную его профессии. В данном случае машинист электровоза не имел права производить прицепку и отправку вагонеток по уклону, за исключением случаев, когда это

84

требуется для ликвидации аварии или спасе­ ния жизни рабочих;

г) ни в коем случае рабочие не должны вы­ езжать и спускаться по наклонным выработ­ кам на партиях порожних или груженых ваго­ неток; езда на вагонетках, на буферах, на электровозах и прицепных устройствах как по горизонтальным, так и по наклонным выра­ боткам категорически запрещается;

д) все приемно-отправительные площадки должны быть обеспечены таблицами с указа­ нием количества вагонеток с различными гру­ зами, прицепляемых к канату для спуска и подъема их по уклону или бремсбергу;

е) необходимо тщательно проверять исправ­ ность аккумуляторного светильника при полу­ чении в ламповой; не производить вскрытие светильников в шахте.

П р и м е р д в а д ц а т ь д е в я т ы й

Слесарь электровозного гаража в свобод­ ную от работы смену без разрешения и нали­ чия жетона спустился в шахту. Он пришел в электровозный гараж и во время отлучки де­ журного слесаря взял с ремонтной ямы элект­ ровоз, прицепил впереди две порожние ваго­ нетки и «толкачом» поехал по коренному штреку, чтобы погрузить в вагонетки старый лес и в дальнейшем выдать его из шахты для личных целей.

Когда он выехал на штрек, ему навстречу двигалась партия груза. Машинист груженого состава, увидев на пути движущийся навстре­ чу электровоз с прицепленными впереди ваго­

85


нетками, остановил состав. Слесарь, который вел электровоз с двумя впереди прицепленными вагонетками, не мог остановить электровоз, так как он взял его из гаража в неисправном состоянии и не имел квалификации машини­ ста.

Машинист груженого состава, видя, что на­ встречу вагоны продолжают двигаться, решил выскочить из кабины и в момент, когда он по­ ставил ногу на буфер электровоза, встречные вагоны подошли к электровозу, сошли с рель­ сов и травмировали машиниста грузового со­ става.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) слесарь нарушил трудовой распорядок и спустился в шахту не в свою смену, без раз­ решения руководства участком;

б) на шахте не соблюдалась жетонная си­ стема, поэтому отсутствовал контроль за спуском и выездом людей из шахты;

в) отсутствие должного порядка и дисци­ плины среди трудящихся участка внутришахтного транспорта дало повод слесарю самосто­ ятельно спуститься в шахту, самовольно взять электровоз в гараже и выехать с вагонетками на транспортную магистраль шахты; рукоятчик у ствола не проверил наличие жетона, раз­ решающего спуск рабочего в шахту;

г) неудовлетворительная трудовая и произ­ водственная дисциплина на шахте, что дает возможность трудящимся без разрешения вы­ давать из шахты материалы, выполняя при этом несвойственные их профессии работы (от­ катку вагонов, погрузку материалов, передви­

86

жение с ними по выработкам, выдачу по ство­ лам и т. д.);

д) слесарь в нарушение Правил безопасно­ сти, не имея права на управление, осуществлял езду по выработкам на электровозе.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) категорически запретить спуск рабочих в шахту без разрешения на то ИТР участка. В шахту рабочие должны спускаться только в том случае, если они имеют наряд на производ­ ство работ, связанных с деятельностью шахты и участка, и эти работы соответствуют про­ фессии посылаемых рабочих для их выполне­ ния;

б) спуск в шахту рабочих должен осуще­ ствляться только при наличии у них жетона, разрешающего спуск в шахту;

в) не производить в шахте работ, несвой­ ственных профессии рабочего или без наряда, за исключением случаев принятия мер по лик­ видации аварии (пожар, вывод людей, оказа­ ние помощи пострадавшим и т. д.);

г) ИТР не допускать, а рабочим не осу­ ществлять управление машинами и механизма­

ми,

если они этому не обучены и не имеют

удостоверения на право управления ими;

д)

не оставлять без надзора электровозные

гаржи

и другие электромашинные

каме­

ры,

где

установлено круглосуточное

дежур­

ство; е) машинист электровоза, увидев движу­

щийся навстречу состав, должен заблаговре­ менно остановить электровоз, снять ключ уп­

87


равления и, не выключая света, выйти из элекровоза и пройти вперед по свободному проходу для людей с тем, чтобы выяснить причину на­ рушения движения и принять меры к недопу­ щению аварии.

П р и м е р т р и д ц а т ы й

Молодой рабочий, ранее не работавший в шахтах, после предварительного обучения по технике безопасности был послан на обслужи­ вание верхней приемно-отправительной пло­ щадки уклона.

На месте работы его ознакомили с поряд­ ком спуска порожних вагонеток в уклон и при­ ема груженых вагонеток из уклона.

Технологический паспорт на выполнение всех операций, требующихся при обслужива­ нии приемно-отправительной площадки с увяз­ кой взаимодействий имеющихся механизмов, разработан не был, поэтому по каждой возни­ кающей операции рабочий получал информа­ цию от лебедчика уклона, рабочих, горных мастеров и др.

На десятый день работы на приемно-отпра­ вительной площадке произошла авария. Рабо­ чий маневровой лебедкой 1 (рис. 17), установ­ ленной на горизонтальном участке уклона, подтягивал к уклону партию, состоящую из 5 порожних вагонеток, канат 2 маневровой ле­ бедки был прицеплен к первой по ходу ваго­ нетке 3, канат 4 лебедки уклона был прице­ плен к последней вагонетке 5 и по мере под­ тягивания вагонеток к уклону задавался лебедчиком. Стопора 6—7, удерживающие

Рис. 17. 1 — маневровая лебедка; 2 — канат маневровой лебедки; 3

первая

вагонетка

партии; 4 — канат

лебедки

уклона;

5 — последняя ва­

гонетка

партии;

6—7 — стопора;

8 — сигнальные кнопки

г.

вагонетки от самопроизвольного ухода в уклон, были сняты с рельсов.

Когда вагонетки подошли к перегибу рель­ сов в уклон, рабочий, не дав сигнала лебедчи­ ку уклона на остановку партии вагонеток, пы­ тался снять с буфера первой вагонетки канат маневровой лебедки, но, так как канат был в