Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
горный мастер и электрослесарь, потом подал сигнал и поехал на седьмой горизонт. Здесь вагонетку остановил машинист лебедки в свя зи с конечной остановкой. В вагонетку сели еще одиннадцать человек рабочих. В это время лопнула труба водяного става и вода, идущая по стволу, увлекла на рельсовые пути породу, щепу и т. д.
Кондуктор после схода воды не осмотрел состояние путей и начал подавать сигнал для подъема вагонетки, в которую село сверх нор мы четыре человека. Но так как крепильщики после ремонта не соединили перемычку сиг нального провода, сигналы к рукоятчику и на лебедку не поступали. Кондуктор решил про верить исправность сигнального провода, под нялся на шестой горизонт и вместо того чтобы соединить перемычку, спуститься вниз, сесть в вагонетку и подать сигнал, он решил, находясь на шестом горизонте, дать сигнал на подъем вагонетки с людьми до шестого горизонта, а здесь сесть в вагонетку и дальше сопровож дать рабочих. Такое решение кондуктор при нял из-за утомленности, так как работал сверхурочное время.
Машинист лебедки, получив сигнал, начал поднимать вагонетку вверх по стволу; в том месте, где были засорены пути породой, ваго нетка сошла с рельсового пути. В момент схо да с рельсов вагонетки канат от толчка под нялся вверх и замкнул сигнальный провод. Машинист лебедки воспринял этот сигнал как остановку, выключил лебедку.
Но, находясь на шестом горизонте, кондук тор не знал, почему остановилась вагонетка, и,
80
не видя, что произошло, подал снова сигнал на подъем вагонетки вверх.
Получив дополнительный сигнал на подъем вагонетки, лебедчик начал подъем. В это вре мя вагонетка уперлась в раму металлического крепления, вследствие чего возросла нагрузка на мотор. Заметив повышение нагрузки, ма шинист остановил лебедку.
Находящиеся в вагонетке рабочие были травмированы.
Авария и групповой несчастный случай произошли в результате:
а) кондуктор, зная, что водой из прорвав шегося става могли быть засорены рельсовые пути, не осмотрел их; при спуске вагонетки с шестого на седьмой горизонт не проверил сое динения перемычки сигнала; оставил вагонет ку с людьми на седьмом горизонте, а подавал сигнал в машинную камеру с шестого гори зонта; не узнав причину первой остановки ва гонетки, подал повторный сигнал о поднятии ее вверх;
б) заместитель главного инженера шахты, ответственный за спуск и подъем людей, не производил систематического осмотра ствола, в результате чего ствол содержался в нерабо чем состоянии;
в) начальник шахты не принял мер по соб людению трудовой и производственной дисци плины среди рабочих и ИТР шахты, вслед ствие чего было допущено много нарушений Правил безопасности и нарушений законода тельства по охране труда;
6. |
184 |
81 |
г) главный механик шахты разрешил ра боту лебедки по спуску и подъему людей при отсутствии максимальной защиты и контроль ных приборов — амперметра и вольтметра.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) при даче наряда на производство ре монтных работ в наклонных выработках ин структировать рабочих и надзор о порядке за крепления вагонеток, осмотра прицепных уст ройств, зачистки рельсовых путей, спуска и подъема груза. Основные указания заносить в путевку горному мастеру;
б) закрепить трапы в выработках таким образом, чтобы они произвольно не рассовыва лись и не загромождали рельсовых путей;
в) запретить кондукторам подачу сигналов на отправку людских вагонеток, если он сам не находится в вагонетке;
г) не допускать использования рабочих на сверхурочной работе и работу их по суткам с
•доследующими отгулами.
П р и м е р д в а д ц а т ь в о с ь м о й
Машинисту электровоза был дан наряд вывезти из забоя откаточного штрека 20 ваго неток с породой к уклону, который обслужи вался двумя плитовыми.
Из двадцати вагонеток породы четырна дцать было выдано по уклону тремя партиями.
К концу смены у одного из плитовых вы горел аккумуляторный светильник, и он решил по ходку выйти из шахты; второй плитовой, у которого аккумуляторный светильник не
82
выгорел, не захотел один оставаться на рабо чем месте и ожидать смену и вместе с первым плитовым ушел по ходку на поверхность.
К уклону подошел машинист электровоза и, видя, что плитовых нет, прицепил к канату оставшиеся семь вагонеток с породой (по рас чету необходимо прицеплять только 4 ваго нетки, о чем машинисту электровоза не было известно), дал сигнал лебедчику о подъеме гру за по уклону и, когда партия двинулась, вско чил на буфер заднего вагона и поехал вверх по уклону.
Когда партия груза выехала на крутую часть уклона, произошел разрыв сцепки и пять вагонов, на одном из которых был машинист электровоза, покатились вниз, сошли с рельсов и травмировали машиниста.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) нарушена трудовая дисциплина и тех нология работ плитовыми и машинистом электровоза;
б) первый плитовой, у которого выгорел све тильник, без освещения и задолго до оконча-. ния смены оставил рабочее место;
в) второй плитовой, не окончив смену, ос тавил свое рабочее место и вместе с первым плитовым ушел на поверхность;
г) машинист электровоза решил выполнить работу, несвойственную его профессии: отпра вил по уклону вагонетки, груженные породой; д) не зная технологии и режима работы ук лона, машинист электровоза прицепил к кана ту семь вагонеток с породой вместо четырех
по расчету;
С* |
8:з |
е) машинист электровоза пытался выехать по уклону на партии груженых вагонеток;
ж) плохой уход за аккумуляторными све тильниками, в результате чего они не обеспе чивали непрерывного горения в течение 10 час, как этого требует § 598 Правил безопасности;
з) отсутствие на отправительной площадке уклона таблицы с указанием режима работы подъема, вследствие чего машинист электрово за не мог установить, сколько прицепить ваго неток к канату, хотя на прицепку их он не имел права.
Для предотвращения подобного случая ре комендуется:
а) если у рабочего выгорел светильник преждевременно, он должен оставаться на ра бочем месте, имеющем освещение до оконча ния смены, и после передачи рабочего места рабочим следующей смены выйти из шахты в сопровождении рабочего, имеющего не выго ревший светильник;
б) рабочие не должны ни при каких усло виях, кроме аварии, требующей немедленного удаления, оставлять свое рабочее место до прихода следующей смены или без разреше ния сменного надзора, если следующая смена согласно режима работы не является рабочей для данного участка;
в) рабочий не должен выполнять работу, не предусмотренную выданным ему нарядом или несвойственную его профессии. В данном случае машинист электровоза не имел права производить прицепку и отправку вагонеток по уклону, за исключением случаев, когда это
84
требуется для ликвидации аварии или спасе ния жизни рабочих;
г) ни в коем случае рабочие не должны вы езжать и спускаться по наклонным выработ кам на партиях порожних или груженых ваго неток; езда на вагонетках, на буферах, на электровозах и прицепных устройствах как по горизонтальным, так и по наклонным выра боткам категорически запрещается;
д) все приемно-отправительные площадки должны быть обеспечены таблицами с указа нием количества вагонеток с различными гру зами, прицепляемых к канату для спуска и подъема их по уклону или бремсбергу;
е) необходимо тщательно проверять исправ ность аккумуляторного светильника при полу чении в ламповой; не производить вскрытие светильников в шахте.
П р и м е р д в а д ц а т ь д е в я т ы й
Слесарь электровозного гаража в свобод ную от работы смену без разрешения и нали чия жетона спустился в шахту. Он пришел в электровозный гараж и во время отлучки де журного слесаря взял с ремонтной ямы элект ровоз, прицепил впереди две порожние ваго нетки и «толкачом» поехал по коренному штреку, чтобы погрузить в вагонетки старый лес и в дальнейшем выдать его из шахты для личных целей.
Когда он выехал на штрек, ему навстречу двигалась партия груза. Машинист груженого состава, увидев на пути движущийся навстре чу электровоз с прицепленными впереди ваго
85
нетками, остановил состав. Слесарь, который вел электровоз с двумя впереди прицепленными вагонетками, не мог остановить электровоз, так как он взял его из гаража в неисправном состоянии и не имел квалификации машини ста.
Машинист груженого состава, видя, что на встречу вагоны продолжают двигаться, решил выскочить из кабины и в момент, когда он по ставил ногу на буфер электровоза, встречные вагоны подошли к электровозу, сошли с рель сов и травмировали машиниста грузового со става.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) слесарь нарушил трудовой распорядок и спустился в шахту не в свою смену, без раз решения руководства участком;
б) на шахте не соблюдалась жетонная си стема, поэтому отсутствовал контроль за спуском и выездом людей из шахты;
в) отсутствие должного порядка и дисци плины среди трудящихся участка внутришахтного транспорта дало повод слесарю самосто ятельно спуститься в шахту, самовольно взять электровоз в гараже и выехать с вагонетками на транспортную магистраль шахты; рукоятчик у ствола не проверил наличие жетона, раз решающего спуск рабочего в шахту;
г) неудовлетворительная трудовая и произ водственная дисциплина на шахте, что дает возможность трудящимся без разрешения вы давать из шахты материалы, выполняя при этом несвойственные их профессии работы (от катку вагонов, погрузку материалов, передви
86
жение с ними по выработкам, выдачу по ство лам и т. д.);
д) слесарь в нарушение Правил безопасно сти, не имея права на управление, осуществлял езду по выработкам на электровозе.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) категорически запретить спуск рабочих в шахту без разрешения на то ИТР участка. В шахту рабочие должны спускаться только в том случае, если они имеют наряд на производ ство работ, связанных с деятельностью шахты и участка, и эти работы соответствуют про фессии посылаемых рабочих для их выполне ния;
б) спуск в шахту рабочих должен осуще ствляться только при наличии у них жетона, разрешающего спуск в шахту;
в) не производить в шахте работ, несвой ственных профессии рабочего или без наряда, за исключением случаев принятия мер по лик видации аварии (пожар, вывод людей, оказа ние помощи пострадавшим и т. д.);
г) ИТР не допускать, а рабочим не осу ществлять управление машинами и механизма
ми, |
если они этому не обучены и не имеют |
||
удостоверения на право управления ими; |
|||
д) |
не оставлять без надзора электровозные |
||
гаржи |
и другие электромашинные |
каме |
|
ры, |
где |
установлено круглосуточное |
дежур |
ство; е) машинист электровоза, увидев движу
щийся навстречу состав, должен заблаговре менно остановить электровоз, снять ключ уп
87
равления и, не выключая света, выйти из элекровоза и пройти вперед по свободному проходу для людей с тем, чтобы выяснить причину на рушения движения и принять меры к недопу щению аварии.
П р и м е р т р и д ц а т ы й
Молодой рабочий, ранее не работавший в шахтах, после предварительного обучения по технике безопасности был послан на обслужи вание верхней приемно-отправительной пло щадки уклона.
На месте работы его ознакомили с поряд ком спуска порожних вагонеток в уклон и при ема груженых вагонеток из уклона.
Технологический паспорт на выполнение всех операций, требующихся при обслужива нии приемно-отправительной площадки с увяз кой взаимодействий имеющихся механизмов, разработан не был, поэтому по каждой возни кающей операции рабочий получал информа цию от лебедчика уклона, рабочих, горных мастеров и др.
На десятый день работы на приемно-отпра вительной площадке произошла авария. Рабо чий маневровой лебедкой 1 (рис. 17), установ ленной на горизонтальном участке уклона, подтягивал к уклону партию, состоящую из 5 порожних вагонеток, канат 2 маневровой ле бедки был прицеплен к первой по ходу ваго нетке 3, канат 4 лебедки уклона был прице плен к последней вагонетке 5 и по мере под тягивания вагонеток к уклону задавался лебедчиком. Стопора 6—7, удерживающие
Рис. 17. 1 — маневровая лебедка; 2 — канат маневровой лебедки; 3 —
первая |
вагонетка |
партии; 4 — канат |
лебедки |
уклона; |
5 — последняя ва |
гонетка |
партии; |
6—7 — стопора; |
8 — сигнальные кнопки
г.
вагонетки от самопроизвольного ухода в уклон, были сняты с рельсов.
Когда вагонетки подошли к перегибу рель сов в уклон, рабочий, не дав сигнала лебедчи ку уклона на остановку партии вагонеток, пы тался снять с буфера первой вагонетки канат маневровой лебедки, но, так как канат был в
№