Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) халатного отношения к своим обязанно стям горного мастера, который, увидев свет между вагонетками, остановил партию, но» тщательно не осмотрев, отправил ее дальше, не обнаружив нарушителя.

Как предотвратить подобный случай:

а) не допускать езду рабочих на груженых

ипорожних вагонетках, на электровозах, бу­ ферах и прицепных устройствах по наклонным

игоризонтальным выработкам;

б) при обнаружении случаев езды рабочих на вагонетках, электровозах, прицепных уст­ ройствах и т. д. необходимо немедленно оста­ новить движение, выявить нарушителя, при­ нять меры о недопущении подобных нарушений и сообщить о факте нарушения руководителям участка или шахты с указанием фамилии на­ рушителя.

П р и м е р ш е с т о й

Нижняя приемно-отправительная площадка уклона, оборудованного откаткой бесконечным канатом, имела односторонний заезд (рис. 4). Со стороны порожняковой ветви имелась ни­ ша 1, но сигнальные кнопки 2 находились на противоположной стороне площадки выше ме­ ста прицепки вагонеток 3. Приемная площад­ ка уклона не имела горизонтального участка пути, поэтому вагонетки с грузом, подлежа­ щие прицепки к канату, останавливались на' криволинейном участке пути. Расстояние от борта вагонетки до сигнальной кнопки состав­ ляло 0,5 м.

30

бесконечной откатки

Когда один плитовой производил откатку порожняка маневровой лебедкой, второй пли­ товой вагонетку 3, не вышедшую на прямоли­ нейный участок, прицепил к канату 4 бесконеч­ ной откатки, которая в это время не работала, и. нажатием кнопки 2 дал сигнал на пуск от­ катки.

31

Вагонетка 3 от рывка в сторону не вышла из закругления на прямолинейный участок ук­ лона, а опрокинулась и травмировала плитового. Плитовой успел дать сигнал «стоп», и от­ катка остановилась.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) механик подземного транспорта поста­ вил сигнальные кнопки не в нише и не в штре­ ке вблизи уклона, а в уклоне, где зазор не соответствовал требованиям Правил безпасности.

б) начальник внутришахтного транспорта и руководство шахты допустили эксплуатацию приемно-отправительной площадки при отсут­ ствии горизонтального пути на прямолинейном участке, при отсутствии необходимых зазоров в местах, где производится сцепка и расцепка вагонеток;

в) прием в эксплуатацию нового горизонта с нарушениями Правил безопасности на прие­ мно-отправительной площадке уклона.

Как предотвратить подобный случай:

а) кнопки для подачи сигналов машинисту лебедки располагать в нишах или других бе­ зопасных местах;

б) на все приемно-отправительные площад­ ки должны составляться проекты и технологи­ ческие паспорта, утвержденные, главным ин­ женером шахты.

В проекте должно предусматриваться: ме­ сто расположения ниш, подвеска грузового и порожнякового канатов, расположение под­ держивающих роликов, профиль пути на пло­ щадке, длина приемной площадки, расположе­

32


ние сигнальных устройств, необходимые зазо­ ры, устройство обходных выработок.

В технологическом паспорте должен преду­ сматриваться порядок выполнения работ, ис­ ключающий случаи аварий и травмирования рабочих.

П р и м е р с е ' дь мой

Коренной откаточный штрек, оборудован­ ный разминовкой, в месте установки стрелоч­ ного перевода имел достаточные зазоры, отве­ чающие требованиям Правил безопасности.

Транспортировка грузов и порожняка про­ изводилась аккумуляторными электровозами.

Машинист электровоза вез партию порож­ них вагонеток на участок. При подъезде к стрелочному переводу, не остановив электро­ воза, он выскочил из кабины и побежал вперед перевести рычаг стрелочного перевода в нуж­ ное направление.

При переводе стрелки подошедшим элект­ ровозом он был травмирован. Электровоз без машиниста продолжал движение по откаточ­ ному штреку и встретился с идущим навстре­ чу электровозом, везшим груз к стволу. Ма­ шинист электровоза груженого состава,, уви­ дев идущий навстречу порожняковый состав без машиниста электровоза, остановил партию и потихоньку, сдавая назад, облегчил стол­ кновение составов, чем предотвратил возмож­ ную аварию.

Несчастный случай произошел в резуль­ тате:

а) неправильного действия машиниста элек­

3. 184

33

тровоза, который не остановил и не затормо­ зил электровоз, пытался на ходу перевести ры­ чаг стрелочного перевода.

Возможная авария от столкновения соста­ вов была предотвращена машинистом электро­ воза груженого состава, сдавшего назад состав в момент приближения порожнякового соста­ ва, чем уменьшил удар электровозов.

Как предотвратить подобный случай:

а) машинист, не доезжая до стрелочного перевода, должен остановить электровоз, снять ключ с реверсивного барабана контроллера, выйти из кабины и перевести рычаг стрелочно­ го перевода в нужное направление;

б) не производить перевод рычагов стре­ лочных переводов во время движения электро­ воза, перегибаясь или высовываясь для этого из кабины;

в) необходимо автоматизировать стрелоч­ ные переводы и осуществить управление ими дистанционно с движущегося электровоза.

П р и м е р в о с ь м о й

Наклонный ствол длиной 650 м, пройден­ ный под углом 26°, имел достаточную высоту и-необходимые зазоры, требуемые Правилами безопасности. По стволу производится механи­ зированная доставка рабочих при помощи од­ ной специальной вагонетки.

Во время выезда людей из шахты вагонет­ ка была полностью заполнена рабочими в со­ ответствии с нормой нахождения в нец людей. Провожатый находился впереди по ходу ва­ гонетки на своем сидении. Перед отправкой

34


вагонетки вверх подошел горный мастер с двухметровой буровой штангой. Не найдя ме­ ста в вагонетке, он стал на прицепное устрой­ ство, держа в руках штангу.

Провожатый не потребовал, чтобы горный мастер сошел с прицепного устройства, а от­ правил вагонетку вверх. При движении ваго­ нетки штанга, находящаяся в руках горного мастера, стоявшего на прицепном устройстве, зацепилась за крепь, и он был сброшен с при­ цепного устройства и травмирован.

Несчастный случай произошел по следую­ щим ■причинам:

а) горный мастер нарушил Правила без­ опасности тем, что на людской вагонетке вез громоздкую, выступающую за габариты ваго­ нетки буровую штангу и находился не в ваго­ нетке, а на прицепном устройстве;

б) провожатый, зная, что езда на прицеп­ ном устройстве запрещена, отправил вагонет­ ку при нахождении горного мастера с буровой штангой на прицепном устройстве;

в) рабочие, находящиеся в вагонетке, не потребовали от горного мастера сойти с при­ цепного устройства, а от провожатого — оста­ новки вагонетки, чтобы горный мастер сошел с прицепного устройства;

г) посадочные площадки не были обеспече­ ны трафаретками и плакатами, определяющи­ ми безопасную перевозку людей и нормы их поведения;

все это явилось результатом слабой произ­ водственной дисциплины среди трудящихся шахты.

3

35

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) не допускать езду рабочих на груженых и порожних вагонетках, на электровозах, бу­ ферах и прицепных устройствах по наклонным и горизонтальным выработкам;

б) все посадочные площадки обеспечить трафаретками с указанием правил посадки и перевозки рабочих в людских вагонетках по горизонтальным и наклонным выработкам;

в) не перевозить с собой в людских вагонет­ ках, клетях и т. д. предметы, которые могут вы­ ступать за габа'риты транспортных и подъем­ ных сосудов;

г) при обнаружении езды на вагонетках, электровозах, буферах и прицепных устройст­ вах необходимо немедленно доложить о факте нарушения сменному дежурному по участку или шахте.

П р и м е р д е в я т ы й

На нижней приемно-отправительной пло­ щадке уклона, оборудованного откаткой бес­ конечным канатом (рис. 5), со стороны приема порожняка имеется ниша 1, находящаяся на 1,8 м выше места отцепления вагонеток; со стороны прицепки груженых вагонеток распо­ ложена ниша 2. Рабочая площадка не имела стационарного освещения, освещение перенос­ ными аккумуляторными лампами было недо­ статочное. Уклон не был оборудован ловителя­ ми на порожняковой ветви.

36


Рис. 5. 1— ниша, оборудованная сиг­ налом; 2 — ниша для инструментов и приспособлений

В ремонтную смену производилось перекрепление уклона и все работы выполнялись под руководством горного мастера.

Погрузка породы при перекреплении про­ изводилась в порожние вагонетки, которые не были закреплены специальными ремонтинами, поэтому при необходимости перемещения ваго­

37

неток вниз или вверх приходили в движение не одна, нужная для перемещения вагонетка, а все.

Перед началом следующей смены, когда были уже на местах плитовые, вагонетки с породой стали спускать вниз. В период, когда вагонетки перемещались вверх и вниз во вре­ мя перекрепления уклона, предохранительная скоба прицепного устройства вышла из крюка сцепки, которой был разогнут. При спуске ва­ гонетки вниз она вследствие засорения поро­ дой участка пути замедлила движение и в этот момент прицепное устройство вышло из при­ цепного кольца вагонетки.

Вагонетка стремительно пошла вниз. Плитовой, находившийся в месте отцепки вагоне­ ток, не мог уйти в нишу, так как при этом ему нужно было идти 'вверх навстречу свободно идущей вагонетке, а побежал вниз и был травмирован настигшей его вагонеткой.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) горный мастер, руководивший работам по ремонту уклона, не потребовал от рабочих укрепления дополнительно ремонтинами ваго­ неток, прицепленных к канатам; допускал пе­ ремещение не одной, нужной для этого ваго­ нетки, а всех, находящихся в уклоне; не ос­ мотрел прицепных устройств перед включени­ ем уклона в работу для спуска груженых ва­ гонеток; не осмотрел и не заставил произве­ сти качественную зачистку рельсовых путей от породы, которая просыпалась при погрузке в вагонетки;

38

б) приемно-отправительная площадка не оборудована стационарным освещением;

г) ввод в эксплуатацию приемной площад­ ки при неправильном расположении ниши для укрытия рабочих и при недостаточном осве­ щении рабочего места, а также допуск работы уклона без оборудования его ловителями.

. Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) все приемно-отправительные площадки уклонов, бремсбергов и околоствольных дво­ ров выполнять по проектам, утверждаемым главным инженером шахты или треста, в ко-, торых предусматривать ниши для рабочих.

б) приемно-отправительные площадки ук­ лонов, бремсмбергов, околоствольных дворов и погрузочные пункты оборудовать стационар­ ным освещением;

в) перед началом работы рабочим приемноотправительных площадок осмотреть средства сцепки и прицепки вагонеток к канатам и не­ исправные исключить из применения;

г) для безопасной работы при ремонте наклонных выработок разработать проект ор­ ганизации работ и утвердить его главным ин­ женером шахты, так как в этих случаях в про­ цессе производства ремонтов участвуют не только крепильщики, но и рабочие приемно-от- правительных площадок, сигналисты и лебед­ чики. В проектах предусматривать расстанов­ ку вагонеток и места нахождения крепежных

материалов, способы

закрепления вагонеток

в случае отцепления

их от канатов, порядок

39