Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
в) халатного отношения к своим обязанно стям горного мастера, который, увидев свет между вагонетками, остановил партию, но» тщательно не осмотрев, отправил ее дальше, не обнаружив нарушителя.
Как предотвратить подобный случай:
а) не допускать езду рабочих на груженых
ипорожних вагонетках, на электровозах, бу ферах и прицепных устройствах по наклонным
игоризонтальным выработкам;
б) при обнаружении случаев езды рабочих на вагонетках, электровозах, прицепных уст ройствах и т. д. необходимо немедленно оста новить движение, выявить нарушителя, при нять меры о недопущении подобных нарушений и сообщить о факте нарушения руководителям участка или шахты с указанием фамилии на рушителя.
П р и м е р ш е с т о й
Нижняя приемно-отправительная площадка уклона, оборудованного откаткой бесконечным канатом, имела односторонний заезд (рис. 4). Со стороны порожняковой ветви имелась ни ша 1, но сигнальные кнопки 2 находились на противоположной стороне площадки выше ме ста прицепки вагонеток 3. Приемная площад ка уклона не имела горизонтального участка пути, поэтому вагонетки с грузом, подлежа щие прицепки к канату, останавливались на' криволинейном участке пути. Расстояние от борта вагонетки до сигнальной кнопки состав ляло 0,5 м.
30
бесконечной откатки
Когда один плитовой производил откатку порожняка маневровой лебедкой, второй пли товой вагонетку 3, не вышедшую на прямоли нейный участок, прицепил к канату 4 бесконеч ной откатки, которая в это время не работала, и. нажатием кнопки 2 дал сигнал на пуск от катки.
31
Вагонетка 3 от рывка в сторону не вышла из закругления на прямолинейный участок ук лона, а опрокинулась и травмировала плитового. Плитовой успел дать сигнал «стоп», и от катка остановилась.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) механик подземного транспорта поста вил сигнальные кнопки не в нише и не в штре ке вблизи уклона, а в уклоне, где зазор не соответствовал требованиям Правил безпасности.
б) начальник внутришахтного транспорта и руководство шахты допустили эксплуатацию приемно-отправительной площадки при отсут ствии горизонтального пути на прямолинейном участке, при отсутствии необходимых зазоров в местах, где производится сцепка и расцепка вагонеток;
в) прием в эксплуатацию нового горизонта с нарушениями Правил безопасности на прие мно-отправительной площадке уклона.
Как предотвратить подобный случай:
а) кнопки для подачи сигналов машинисту лебедки располагать в нишах или других бе зопасных местах;
б) на все приемно-отправительные площад ки должны составляться проекты и технологи ческие паспорта, утвержденные, главным ин женером шахты.
В проекте должно предусматриваться: ме сто расположения ниш, подвеска грузового и порожнякового канатов, расположение под держивающих роликов, профиль пути на пло щадке, длина приемной площадки, расположе
32
ние сигнальных устройств, необходимые зазо ры, устройство обходных выработок.
В технологическом паспорте должен преду сматриваться порядок выполнения работ, ис ключающий случаи аварий и травмирования рабочих.
П р и м е р с е ' дь мой
Коренной откаточный штрек, оборудован ный разминовкой, в месте установки стрелоч ного перевода имел достаточные зазоры, отве чающие требованиям Правил безопасности.
Транспортировка грузов и порожняка про изводилась аккумуляторными электровозами.
Машинист электровоза вез партию порож них вагонеток на участок. При подъезде к стрелочному переводу, не остановив электро воза, он выскочил из кабины и побежал вперед перевести рычаг стрелочного перевода в нуж ное направление.
При переводе стрелки подошедшим элект ровозом он был травмирован. Электровоз без машиниста продолжал движение по откаточ ному штреку и встретился с идущим навстре чу электровозом, везшим груз к стволу. Ма шинист электровоза груженого состава,, уви дев идущий навстречу порожняковый состав без машиниста электровоза, остановил партию и потихоньку, сдавая назад, облегчил стол кновение составов, чем предотвратил возмож ную аварию.
Несчастный случай произошел в резуль тате:
а) неправильного действия машиниста элек
3. 184 |
33 |
тровоза, который не остановил и не затормо зил электровоз, пытался на ходу перевести ры чаг стрелочного перевода.
Возможная авария от столкновения соста вов была предотвращена машинистом электро воза груженого состава, сдавшего назад состав в момент приближения порожнякового соста ва, чем уменьшил удар электровозов.
Как предотвратить подобный случай:
а) машинист, не доезжая до стрелочного перевода, должен остановить электровоз, снять ключ с реверсивного барабана контроллера, выйти из кабины и перевести рычаг стрелочно го перевода в нужное направление;
б) не производить перевод рычагов стре лочных переводов во время движения электро воза, перегибаясь или высовываясь для этого из кабины;
в) необходимо автоматизировать стрелоч ные переводы и осуществить управление ими дистанционно с движущегося электровоза.
П р и м е р в о с ь м о й
Наклонный ствол длиной 650 м, пройден ный под углом 26°, имел достаточную высоту и-необходимые зазоры, требуемые Правилами безопасности. По стволу производится механи зированная доставка рабочих при помощи од ной специальной вагонетки.
Во время выезда людей из шахты вагонет ка была полностью заполнена рабочими в со ответствии с нормой нахождения в нец людей. Провожатый находился впереди по ходу ва гонетки на своем сидении. Перед отправкой
34
вагонетки вверх подошел горный мастер с двухметровой буровой штангой. Не найдя ме ста в вагонетке, он стал на прицепное устрой ство, держа в руках штангу.
Провожатый не потребовал, чтобы горный мастер сошел с прицепного устройства, а от правил вагонетку вверх. При движении ваго нетки штанга, находящаяся в руках горного мастера, стоявшего на прицепном устройстве, зацепилась за крепь, и он был сброшен с при цепного устройства и травмирован.
Несчастный случай произошел по следую щим ■причинам:
а) горный мастер нарушил Правила без опасности тем, что на людской вагонетке вез громоздкую, выступающую за габариты ваго нетки буровую штангу и находился не в ваго нетке, а на прицепном устройстве;
б) провожатый, зная, что езда на прицеп ном устройстве запрещена, отправил вагонет ку при нахождении горного мастера с буровой штангой на прицепном устройстве;
в) рабочие, находящиеся в вагонетке, не потребовали от горного мастера сойти с при цепного устройства, а от провожатого — оста новки вагонетки, чтобы горный мастер сошел с прицепного устройства;
г) посадочные площадки не были обеспече ны трафаретками и плакатами, определяющи ми безопасную перевозку людей и нормы их поведения;
все это явилось результатом слабой произ водственной дисциплины среди трудящихся шахты.
3’ |
35 |
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) не допускать езду рабочих на груженых и порожних вагонетках, на электровозах, бу ферах и прицепных устройствах по наклонным и горизонтальным выработкам;
б) все посадочные площадки обеспечить трафаретками с указанием правил посадки и перевозки рабочих в людских вагонетках по горизонтальным и наклонным выработкам;
в) не перевозить с собой в людских вагонет ках, клетях и т. д. предметы, которые могут вы ступать за габа'риты транспортных и подъем ных сосудов;
г) при обнаружении езды на вагонетках, электровозах, буферах и прицепных устройст вах необходимо немедленно доложить о факте нарушения сменному дежурному по участку или шахте.
П р и м е р д е в я т ы й
На нижней приемно-отправительной пло щадке уклона, оборудованного откаткой бес конечным канатом (рис. 5), со стороны приема порожняка имеется ниша 1, находящаяся на 1,8 м выше места отцепления вагонеток; со стороны прицепки груженых вагонеток распо ложена ниша 2. Рабочая площадка не имела стационарного освещения, освещение перенос ными аккумуляторными лампами было недо статочное. Уклон не был оборудован ловителя ми на порожняковой ветви.
36
Рис. 5. 1— ниша, оборудованная сиг налом; 2 — ниша для инструментов и приспособлений
В ремонтную смену производилось перекрепление уклона и все работы выполнялись под руководством горного мастера.
Погрузка породы при перекреплении про изводилась в порожние вагонетки, которые не были закреплены специальными ремонтинами, поэтому при необходимости перемещения ваго
37
неток вниз или вверх приходили в движение не одна, нужная для перемещения вагонетка, а все.
Перед началом следующей смены, когда были уже на местах плитовые, вагонетки с породой стали спускать вниз. В период, когда вагонетки перемещались вверх и вниз во вре мя перекрепления уклона, предохранительная скоба прицепного устройства вышла из крюка сцепки, которой был разогнут. При спуске ва гонетки вниз она вследствие засорения поро дой участка пути замедлила движение и в этот момент прицепное устройство вышло из при цепного кольца вагонетки.
Вагонетка стремительно пошла вниз. Плитовой, находившийся в месте отцепки вагоне ток, не мог уйти в нишу, так как при этом ему нужно было идти 'вверх навстречу свободно идущей вагонетке, а побежал вниз и был травмирован настигшей его вагонеткой.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) горный мастер, руководивший работам по ремонту уклона, не потребовал от рабочих укрепления дополнительно ремонтинами ваго неток, прицепленных к канатам; допускал пе ремещение не одной, нужной для этого ваго нетки, а всех, находящихся в уклоне; не ос мотрел прицепных устройств перед включени ем уклона в работу для спуска груженых ва гонеток; не осмотрел и не заставил произве сти качественную зачистку рельсовых путей от породы, которая просыпалась при погрузке в вагонетки;
38
б) приемно-отправительная площадка не оборудована стационарным освещением;
г) ввод в эксплуатацию приемной площад ки при неправильном расположении ниши для укрытия рабочих и при недостаточном осве щении рабочего места, а также допуск работы уклона без оборудования его ловителями.
. Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) все приемно-отправительные площадки уклонов, бремсбергов и околоствольных дво ров выполнять по проектам, утверждаемым главным инженером шахты или треста, в ко-, торых предусматривать ниши для рабочих.
б) приемно-отправительные площадки ук лонов, бремсмбергов, околоствольных дворов и погрузочные пункты оборудовать стационар ным освещением;
в) перед началом работы рабочим приемноотправительных площадок осмотреть средства сцепки и прицепки вагонеток к канатам и не исправные исключить из применения;
г) для безопасной работы при ремонте наклонных выработок разработать проект ор ганизации работ и утвердить его главным ин женером шахты, так как в этих случаях в про цессе производства ремонтов участвуют не только крепильщики, но и рабочие приемно-от- правительных площадок, сигналисты и лебед чики. В проектах предусматривать расстанов ку вагонеток и места нахождения крепежных
материалов, способы |
закрепления вагонеток |
в случае отцепления |
их от канатов, порядок |
39