Файл: Тракторы крат. описание устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

впомощь

чМОЛОДОМУ

МЕХАНИЗАТОРУ

ТР А К Т О Р Ы

ТРАКТОРЫ

Краткое описание устройства

Белгородское книжное издательство

1963

БІ

Составители: Л. С. Подлесных, Г. С. Дрыгин. Н. С. Летании

ТРАКТОРЫ

Редактор И. Г. Овчарова Художник М. Е. Парахненко Худ. редактор В. В. Дроздова Техн. редактор Л. В. Климова Корректор 3. М. Маматова

Сдано

в

набор

6.02-63 г.

Подписано к

печати

5.04-63

г.

Формат

бумаги

60х841/32. Печ. л. 3.

Условн.

печ. л. 3. Уч.-изд.

л. 2,85. Тираж

10 000.

Заказ 724. АЯ 02548. Цена 7 коп.

Белгородское книжное издательство, г. Белгород, ул. Коммунистическая, 90.

г. Белгород, облтипография им. R. И. Ленина, проспект Ленина, 59.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ

Тракторы подразделяются: на сельско­ хозяйственные, общего назначения — ДТ-54, Т-75, Т-74, ДТ-75, Т-4, С-80,

С-100, Т-140; пропашные, или универсаль­ ные — КДП-35, Т-38, «Беларусь», Т-40, ДТ-24, ДСШ-14, ДВСШ-16; садово-ого­ родные — ДТ-14 (ХТЗ-7); трелевочные с особо мощными двигателями—ТДТ-40, ТДТ-54, ТДТ-60; болотоходные—ДТ-55Б, С-80Б, С-100Б и другие.

По типу ходовой части —- колесные «Беларусь», ДТ-24, ДТ-14, Т-40 и гусе­ ничные ДТ-54, С-80, КДП-38, Т-38; по ти­ пу двигателя — с тепловыми двигателя­ ми, электрическими и дизель-электриче­ скими.

По остову трактора — рамные ДТ-54,

Т-75, Т-74, ДТ-75, КДП-35, Т-38 и дру- 3

і

гие, полурамные — «Беларусь», Т-40

ДТ-24, ДТ-14.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАКТОРОВ

Трактор представляет собой сложную машину, состоящую из отдельных систем и механизмов, находящихся в определен­ ном взаимодействии друг с другом. Ос­ новными частями трактора являются: 1) двигатель, 2) силовая передача, или трансмиссия, 3) рама, или остов, 4) ходо­ вая часть, 5) подвеска, 6) механизмы управления, 7) вспомогательное и рабо­ чее оборудование.

Двигатель

На тракторе ДТ-54 установлен четы­ рехцилиндровый двигатель Д-54 с номи­ нальной мощностью 54 лошадцные силы при 1 300 оборотов в минуту.

Диаметр цилиндра 125 миллиметров, ход поршня 152 миллиметра.

Двигатель внутреннего сгорания со­ стоит из следующих основных частей:

кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, системы смазки,

4


системы охлаждения, системы питания, системы пуска.

Четырехтактный рабочий процесс дизельного двигателя

Такт впуска. Поршень движется от верхней мертвой точней (В. М. Т.) к ниж­ ней мертвой точке (Н. М. Т.).

Вследствие образовавшегося разреже­ ния в цилиндр через открывшийся впуск­ ной клапан поступает чистый воздух.

Такт сжатия. Поршень движется от Н. М. Т. к В. М. Т., и поступивший в ци­ линдр воздух сжимается в 16 раз при за­ крытом впускном и выпускном клапа­ нах.

В конце такта сжатия, когда поршень приближается к В. М. Т., давление воз­ духа увеличивается до 37 атмосфер, а температура его повышается до 600 гра­ дусов.

В это время в цилиндр топливным на­ сосом по топливопроводу через форсунку впрыскивается под большим давлением топливо, которое при этом мелко распы­ ляется и смешивается с горячим возду­ хом. Нагреваясь до температуры само­

5

воспламенения, топливо воспламеняется, и в результате сгорания температура га­ за достигает 1700 градусов и давление

Осздух

Рис. 1. Схема рабочего процесса четырехтактного дизельного двигателя

в цилиндре увеличивается

до 83 атмо­

сфер.

воздействием

Такт расширения. П од

о

 

давления газа поршень движется от В. М. Т. к Н. М. Т., совершая рабочий' ход при остающихся закрытыми впуск­ ном и выпускном клапанах.

Такт выпуска. Поршень движется от Н. М. Т. к В. М. Т., и отработанные газы выталкиваются из цилиндра через от­ крывшийся выпускной клапан.

Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм слу­ жит для восприятия давления газов, об­ разующихся при сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя, и для преобразо­ вания прямолинейного возвратно-посту­ пательного движения поршня во враща­ тельное движение коленчатого вала.

Основными деталями, составляющими кривошипно-шатунный механизм, яв­ ляются цилиндр, поршень с компрессион­ ными и маслосъемными кольцами, порш­ невой палец, шатун и коленчатый вал с маховиком.

Блок-картер

Блок-картер представляет собой жест­ кий коробчатый остов, связывающий

7


воедино различные части двигателя. Же­ сткость его достигается при помощи внутренних перегородок и ребер. В верх­ ней части блок-картера, называемой блоком цилиндров, и в горизонтальной внутренней перегородке, отделяющей верхнюю часть от нижней, называемой верхним картером, имеется четыре тща­ тельно обработанных отверстия, в кото­ рые запрессовываются гильзы цилиндров.

В верхней части блока имеются отвер­ стия, снабженные разьбой. В них ввер­ тываются шпильки, которыми крепят к блоку головку цилиндров. Между отвер­ стиями для гильз цилиндров в верхней части блока имеются три внутренние по­ перечные вертикальные перегородки. В нижней части, выходящей в картер, они усилены и образуют вместе с передней и задней стенками блока опоры для ко­ ренных подшипников коленчатого вала. В левой стороне верхней части блока имеется внутренняя продольная перего­ родка, образующая вместе с левой стен­ кой блока пространство, в котором раз­ мещаются передаточные детали механиз­ ма газораспределения.

8

В передней нижней части блок-карте­ ра на обработанных привалочіных по­ верхностях имеются отверстия с резь­ бой, в которые ввинчиваются болты, кре­ пящие картер распределительных шесте­ рен, и др. В задней нижней части блоккартера, также на его привалочной по­ верхности, имеются резьбовые отверстия, в которые ввертываются шпильки для крепления задней балки или кожуха ма­ ховика.

С боков у блок-картера имеются при­ ливы с обработанными поверхностями и резьбовыми отверстиями для присоеди­ нения посредством шпилек и болтов раз­ личных деталей и приборов вспомога­ тельных систем двигателя, маслозалив­ ного патрубка, топливных и масляных фильтров водяного и топливного насосов,

атакже пускового двигателя.

Внижней обработанной плоскости блок-картера имеются разьбовые отвер­ стия для болтов, которыми крепится

нижний картер.

Нижний картер

Блок-картер двигателя снизу закры­ вается нижним картером. Нижний кар­

9


тер, состоящий из промежуточной рамки и поддона, отливается из чугуна или штампуется из стали. Поддон является ванной, в которой помещается масло, смазывающее детали двигателя.

Вентиляция картера и сапун

При работе двигателя из цилиндров в картер прорываются газы. Чтобы избе­

жать

повышения

давления

в картере и

выдавливания вследствие

этого масла

через

уплотнения,

картер

необходимо

сообщать с окружающим воздухом. Сде­

лать это

надо так,

чтобы в картер не

проникала

пыль,

поэтому

тракторный

двигатель

снабжается так

называемым

сапуном, позволяющим сообщать картер с атмосферой. Сапун имеет фильтрую­ щую набивку из тонкой стальной прово­

локи

(путанки),

заключенной в прост­

ранство

между

металлическими

сет­

ками.

 

 

 

 

 

 

 

Гильза цилиндра

 

Гильза

изготовляется

путем отливки

из улучшенных

малолегированных

сор­

тов

чугуна. Внутренняя

поверхность

10


гильзы, верхний и нижний торцы ее и ча­ стично наружная поверхность обрабаты­ ваются на станках. Кроме того, рабочая поверхность гильзы закаливается токами высокой частоты. В двигателях Д-54 гильзы делаются по внутреннему диа­ метру четырех размерных групп, а на их верхних торцах выбиваются соответст­ вующие метки: М; Сі, О и Б.

Головка цилиндров

Головка цилиндров закрывает цилинд­ ры сверху и образует камеру сгорания между головкой и днищем поршня. Го­ ловка отливается из серого чугуна, она представляет собой сложную литую фи­ гурную деталь, у которой вокруг каждой камеры сгорания имеется водяная ру­ башка.

Нижняя плоскость головки цилиндров, которой она соприкасается с блок-карте­ ром, механически обработана. В ней так­ же растачиваются отверстия клапанных гнезд, по два на каждый цилиндр, кото­ рые внутри самой головки переходят в особые каналы, выходящие в наруж­ ную боковую стенку головки. При этом впускные каналы первого и второго, а

, 11

также третьего и четвертого цилиндров объединены попарно между собой внут­ ри головш. Выпускные же каналы каж­ дого цилиндра выходят в наружную бо­ ковую стенку головки отдельно. Головка цилиндров соединяется с блок-картером посредством крепежных шпилек с гайка­ ми. Между головкой и блоком ставится уплотнительная прокладка. Гайки шпи­ лек, крепящих головку цилиндров, долж­ ны затягиваться и отпускаться в опреде­ ленном порядке.

Поршень

За время работы поршень при такте расширения воспринимает давление га­ зов и передает его через шатун кривошипѵ коленчатого вала.

Поршень состоит из следующих основ­ ных частей: днища, воспринимающего давление газов, головки или уплотняю­ щей части с повышенной толщиной сте­ нок, снабженной канавками для помеще­ ния в них поршневых колец, которые создают уплотнение между поршнем и цилиндром. Нижняя, или направляющая, часть, называемая юбкой, направляет

12

движение поршни в цилиндре и передает боковое давление на его стенки и внут­ ренние приливы или бобышки, в отвер­ стия которых вставляется поршневой палец, соединяющий поршень с шату­ ном. Днище поршня у дизельных двига­ телей делается с углублениями, образую­ щими часть камеры сгорания, и с подкла­ панными плоскими выточками.

Поршень имеет 3 канавки под ком­ прессионные кольца и 2 канавки — под маслосъемные. В глубине канавки под маслосъемное кольцо имеется ряд отвер­ стий, которые служат для отвода смаз­ ки, снимаемой маслосъемным кольцом со стенок цилиндра. В каждой из бобы­ шек поршня имеются наклонно просвер­ ленные каналы, по которым масло пода­ ется из канавки верхнего маслосъемного кольца к поршневому пальцу. Поршни изготавливаются по диаметру наружной поверхности юбки четырех размерных групп. Обозначение этих групп в виде букв М; Сі; Сг; Б выбивается на днище поршня. Для двигателей разных тракто­ ров весовое отклонение поршня допуска­ ется в пределах 10—16 граммов.

13