ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
впомощь
чМОЛОДОМУ
МЕХАНИЗАТОРУ
ТР А К Т О Р Ы
ТРАКТОРЫ
Краткое описание устройства
Белгородское книжное издательство
1963
БІ
Составители: Л. С. Подлесных, Г. С. Дрыгин. Н. С. Летании
ТРАКТОРЫ
Редактор И. Г. Овчарова Художник М. Е. Парахненко Худ. редактор В. В. Дроздова Техн. редактор Л. В. Климова Корректор 3. М. Маматова
Сдано |
в |
набор |
6.02-63 г. |
Подписано к |
печати |
5.04-63 |
г. |
Формат |
бумаги |
60х841/32. Печ. л. 3. |
|
Условн. |
печ. л. 3. Уч.-изд. |
л. 2,85. Тираж |
10 000. |
Заказ 724. АЯ 02548. Цена 7 коп.
Белгородское книжное издательство, г. Белгород, ул. Коммунистическая, 90.
г. Белгород, облтипография им. R. И. Ленина, проспект Ленина, 59.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ
Тракторы подразделяются: на сельско хозяйственные, общего назначения — ДТ-54, Т-75, Т-74, ДТ-75, Т-4, С-80,
С-100, Т-140; пропашные, или универсаль ные — КДП-35, Т-38, «Беларусь», Т-40, ДТ-24, ДСШ-14, ДВСШ-16; садово-ого родные — ДТ-14 (ХТЗ-7); трелевочные с особо мощными двигателями—ТДТ-40, ТДТ-54, ТДТ-60; болотоходные—ДТ-55Б, С-80Б, С-100Б и другие.
По типу ходовой части —- колесные «Беларусь», ДТ-24, ДТ-14, Т-40 и гусе ничные ДТ-54, С-80, КДП-38, Т-38; по ти пу двигателя — с тепловыми двигателя ми, электрическими и дизель-электриче скими.
По остову трактора — рамные ДТ-54,
Т-75, Т-74, ДТ-75, КДП-35, Т-38 и дру- 3
і
гие, полурамные — «Беларусь», Т-40
ДТ-24, ДТ-14.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАКТОРОВ
Трактор представляет собой сложную машину, состоящую из отдельных систем и механизмов, находящихся в определен ном взаимодействии друг с другом. Ос новными частями трактора являются: 1) двигатель, 2) силовая передача, или трансмиссия, 3) рама, или остов, 4) ходо вая часть, 5) подвеска, 6) механизмы управления, 7) вспомогательное и рабо чее оборудование.
Двигатель
На тракторе ДТ-54 установлен четы рехцилиндровый двигатель Д-54 с номи нальной мощностью 54 лошадцные силы при 1 300 оборотов в минуту.
Диаметр цилиндра 125 миллиметров, ход поршня 152 миллиметра.
Двигатель внутреннего сгорания со стоит из следующих основных частей:
кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, системы смазки,
4
системы охлаждения, системы питания, системы пуска.
Четырехтактный рабочий процесс дизельного двигателя
Такт впуска. Поршень движется от верхней мертвой точней (В. М. Т.) к ниж ней мертвой точке (Н. М. Т.).
Вследствие образовавшегося разреже ния в цилиндр через открывшийся впуск ной клапан поступает чистый воздух.
Такт сжатия. Поршень движется от Н. М. Т. к В. М. Т., и поступивший в ци линдр воздух сжимается в 16 раз при за крытом впускном и выпускном клапа нах.
В конце такта сжатия, когда поршень приближается к В. М. Т., давление воз духа увеличивается до 37 атмосфер, а температура его повышается до 600 гра дусов.
В это время в цилиндр топливным на сосом по топливопроводу через форсунку впрыскивается под большим давлением топливо, которое при этом мелко распы ляется и смешивается с горячим возду хом. Нагреваясь до температуры само
5
воспламенения, топливо воспламеняется, и в результате сгорания температура га за достигает 1700 градусов и давление
Осздух
Рис. 1. Схема рабочего процесса четырехтактного дизельного двигателя
в цилиндре увеличивается |
до 83 атмо |
сфер. |
воздействием |
Такт расширения. П од |
|
о |
|
давления газа поршень движется от В. М. Т. к Н. М. Т., совершая рабочий' ход при остающихся закрытыми впуск ном и выпускном клапанах.
Такт выпуска. Поршень движется от Н. М. Т. к В. М. Т., и отработанные газы выталкиваются из цилиндра через от крывшийся выпускной клапан.
Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм слу жит для восприятия давления газов, об разующихся при сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя, и для преобразо вания прямолинейного возвратно-посту пательного движения поршня во враща тельное движение коленчатого вала.
Основными деталями, составляющими кривошипно-шатунный механизм, яв ляются цилиндр, поршень с компрессион ными и маслосъемными кольцами, порш невой палец, шатун и коленчатый вал с маховиком.
Блок-картер
Блок-картер представляет собой жест кий коробчатый остов, связывающий
7
воедино различные части двигателя. Же сткость его достигается при помощи внутренних перегородок и ребер. В верх ней части блок-картера, называемой блоком цилиндров, и в горизонтальной внутренней перегородке, отделяющей верхнюю часть от нижней, называемой верхним картером, имеется четыре тща тельно обработанных отверстия, в кото рые запрессовываются гильзы цилиндров.
В верхней части блока имеются отвер стия, снабженные разьбой. В них ввер тываются шпильки, которыми крепят к блоку головку цилиндров. Между отвер стиями для гильз цилиндров в верхней части блока имеются три внутренние по перечные вертикальные перегородки. В нижней части, выходящей в картер, они усилены и образуют вместе с передней и задней стенками блока опоры для ко ренных подшипников коленчатого вала. В левой стороне верхней части блока имеется внутренняя продольная перего родка, образующая вместе с левой стен кой блока пространство, в котором раз мещаются передаточные детали механиз ма газораспределения.
8
В передней нижней части блок-карте ра на обработанных привалочіных по верхностях имеются отверстия с резь бой, в которые ввинчиваются болты, кре пящие картер распределительных шесте рен, и др. В задней нижней части блоккартера, также на его привалочной по верхности, имеются резьбовые отверстия, в которые ввертываются шпильки для крепления задней балки или кожуха ма ховика.
С боков у блок-картера имеются при ливы с обработанными поверхностями и резьбовыми отверстиями для присоеди нения посредством шпилек и болтов раз личных деталей и приборов вспомога тельных систем двигателя, маслозалив ного патрубка, топливных и масляных фильтров водяного и топливного насосов,
атакже пускового двигателя.
Внижней обработанной плоскости блок-картера имеются разьбовые отвер стия для болтов, которыми крепится
нижний картер.
Нижний картер
Блок-картер двигателя снизу закры вается нижним картером. Нижний кар
9
тер, состоящий из промежуточной рамки и поддона, отливается из чугуна или штампуется из стали. Поддон является ванной, в которой помещается масло, смазывающее детали двигателя.
Вентиляция картера и сапун
При работе двигателя из цилиндров в картер прорываются газы. Чтобы избе
жать |
повышения |
давления |
в картере и |
выдавливания вследствие |
этого масла |
||
через |
уплотнения, |
картер |
необходимо |
сообщать с окружающим воздухом. Сде
лать это |
надо так, |
чтобы в картер не |
|
проникала |
пыль, |
поэтому |
тракторный |
двигатель |
снабжается так |
называемым |
сапуном, позволяющим сообщать картер с атмосферой. Сапун имеет фильтрую щую набивку из тонкой стальной прово
локи |
(путанки), |
заключенной в прост |
|||
ранство |
между |
металлическими |
сет |
||
ками. |
|
|
|
|
|
|
|
Гильза цилиндра |
|
||
Гильза |
изготовляется |
путем отливки |
|||
из улучшенных |
малолегированных |
сор |
|||
тов |
чугуна. Внутренняя |
поверхность |
10
гильзы, верхний и нижний торцы ее и ча стично наружная поверхность обрабаты ваются на станках. Кроме того, рабочая поверхность гильзы закаливается токами высокой частоты. В двигателях Д-54 гильзы делаются по внутреннему диа метру четырех размерных групп, а на их верхних торцах выбиваются соответст вующие метки: М; Сі, О и Б.
Головка цилиндров
Головка цилиндров закрывает цилинд ры сверху и образует камеру сгорания между головкой и днищем поршня. Го ловка отливается из серого чугуна, она представляет собой сложную литую фи гурную деталь, у которой вокруг каждой камеры сгорания имеется водяная ру башка.
Нижняя плоскость головки цилиндров, которой она соприкасается с блок-карте ром, механически обработана. В ней так же растачиваются отверстия клапанных гнезд, по два на каждый цилиндр, кото рые внутри самой головки переходят в особые каналы, выходящие в наруж ную боковую стенку головки. При этом впускные каналы первого и второго, а
, 11
также третьего и четвертого цилиндров объединены попарно между собой внут ри головш. Выпускные же каналы каж дого цилиндра выходят в наружную бо ковую стенку головки отдельно. Головка цилиндров соединяется с блок-картером посредством крепежных шпилек с гайка ми. Между головкой и блоком ставится уплотнительная прокладка. Гайки шпи лек, крепящих головку цилиндров, долж ны затягиваться и отпускаться в опреде ленном порядке.
Поршень
За время работы поршень при такте расширения воспринимает давление га зов и передает его через шатун кривошипѵ коленчатого вала.
Поршень состоит из следующих основ ных частей: днища, воспринимающего давление газов, головки или уплотняю щей части с повышенной толщиной сте нок, снабженной канавками для помеще ния в них поршневых колец, которые создают уплотнение между поршнем и цилиндром. Нижняя, или направляющая, часть, называемая юбкой, направляет
12
движение поршни в цилиндре и передает боковое давление на его стенки и внут ренние приливы или бобышки, в отвер стия которых вставляется поршневой палец, соединяющий поршень с шату ном. Днище поршня у дизельных двига телей делается с углублениями, образую щими часть камеры сгорания, и с подкла панными плоскими выточками.
Поршень имеет 3 канавки под ком прессионные кольца и 2 канавки — под маслосъемные. В глубине канавки под маслосъемное кольцо имеется ряд отвер стий, которые служат для отвода смаз ки, снимаемой маслосъемным кольцом со стенок цилиндра. В каждой из бобы шек поршня имеются наклонно просвер ленные каналы, по которым масло пода ется из канавки верхнего маслосъемного кольца к поршневому пальцу. Поршни изготавливаются по диаметру наружной поверхности юбки четырех размерных групп. Обозначение этих групп в виде букв М; Сі; Сг; Б выбивается на днище поршня. Для двигателей разных тракто ров весовое отклонение поршня допуска ется в пределах 10—16 граммов.
13