Файл: Тракторы крат. описание устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поршневые кольца

Компрессионные кольца предназначе­ ны для создания уплотнения между поршнем и цилиндром, препятствующего прорыву газов из камеры сгорания в картер.

Маслосъемные кольца имеют назначе­ ние снимать излишек масла с поверх­ ности зеркала цилиндра, чтобы оно не попадало в камеру сгорания и не обра­ зовывало там нагар, который отрица­ тельно влияет на работу двигателя.

В канавки поршня компрессионные кольца устанавливаются с торцевым за­ зором по высоте в пределах 0,05—0,16* миллиметра и маслосъемные 0,040— 0,095 миллиметра. Следует учитывать, что с увеличением этого зазора повыша­ ется нагнетающее действие колец, в ре­ зультате чего масло начинает в большом количестве проникать в камеру сгорания со всеми отрицательными последствиям!!. Зазор в стыках или в замке компресси­ онных и маслосъемных колец, установ­ ленных в канавки поршня, должен на­ ходиться в пределах 0,4—0,8 миллиметра.

14

Поршневой палец

Поршневой палец является пустоте­ лым цилиндрическим стержнем. Пусто­ телым он выполняется для снижения ве­ са. Изготовляется из специальной ста­ ли с последующей термической обработ­ кой. Рабочая поверхность пальца шли­ фуется и полируется. Будучи вставлен в верхнюю головку шатуна и в отверстие бобышек поршня, поршневой палец соз­ дает между ними шарнирное соединение. Одновременно он передает шатуну давле­ ние газов, воспринимаемое поршнем.

Поршневой палец удерживается от осе­ вого сдвига стопорными пружинящими кольцами. В этом случае поршневой па­ лец свободно вращается в верхней го­ ловке шатуна и в бобышках поршня и поэтому называется «плавающим».

Шатун

Шатун является стержнем, шарнирно соединяющим поршневой палец с шатун­ ной шейкой кривошипа коленчатого вала. Он передает коленчатому валу усилие от давления газов, воспринимаемых поршнем.

15

Шатун состоит из верхней головки, стержня и разъемной головки, верх­ няя половина которой выполняется вме­ сте с телом шатуна, а нижняя половина в виде съемной крышки делается от­ дельно. Обе половины головки соединя­ ют болтами и закрепляют вкладыши.

В верхнюю головку шатуна запрессо­

вывается с натягом

бронзовая

втулка,

в которой повертывается поршневой па­

лец. Стержень шатуна имеет двутавро­

вое сечение. При принудительной подаче

смазки к поршневому пальцу в теле ша­

туна высверливается продольный канал,

отверстия которого

выходят в

нижнюю

часть

верхней

головки

и

в

верхнюю

часть нижней головки шатуна.

Соответ­

ственно также выполнены

отверстия во

втулке

верхней

головки

и

вкладышах

нижней

головки

шатуна.

 

 

 

Шатунные подшипники

Шатунные подшипники рассматривае­ мого двигателя снабжены тонкостенны­ ми съемными вкладышами. У двигателя Д-54, а также у двигателей Д-35, Д-36, Д-38, /НО применены стальные, вза­

16


имозаменяемые тонкостенные вклады­ ши, залитые свинцовистой бронзой, с толщиной ее после окончательной меха­ нической обработки 0,5—0,7 миллимет­ ра. В обработанном виде вкладыши лу­ дятся по трущейся поверхности на тол­ щину 0,002—0,003 миллиметра, что зна­ чительно улучшает их приработку. С 1957 года получил широкое применение новый антифрикционный состав АСМНАТИ. Этот сплав служит для изготов­ ления стале-алюминиевых вкладышей коренных и шатунных подшипников двигателей Д-54, СМД-14.

Удерживание вкладышей от провора­ чивания в нижней головке шатуна, так называемая их фиксация, у двигателей Д-54, Д-35, Д-36, Д-38 производится с помощью имеющихся на наружной по­ верхности верхнего и нижнего вклады­ шей, около их стыка, особых выступов, которые входят в соответствующие углубления в теле верхней половины и крышки нижней головки шатуна.

Внутренняя поверхность верхнего вкладыша снабжена поперечной полу­ кольцевой канавкой, которая служит для

лучшего распределения масла в под шиннике.

Имеющееся в этой канавке отверстие предназначено для поступления масла в канал тела шатуна. В краях верхнего и нижнего вкладышей, около их стыков, выполнены наклонные срезы (карманы), которые называются холодильниками. Делаются они не доходящими до концов вкладыша, во избежание вытекания мас­ ла из подшипников.

Величина нормального (радиального) зазора между шатунной шейкой колен­ чатого вала и івкладышем, необходимого для создания масляной пленки на по­ верхности вала и на поверхности под­ шипника, у различных двигателей изме­ няется в пределах 0,025—0,13 миллимет­ ра. Вкладыши нормальных размеров нулевого и первого стандартов, также как и ремонтных размеров, маркируют у двигателей Д-54 следующими обозна­ чениями: 0,1; РІ-1; Р2-1; РЗ-1 и Р4-1.

Коленчатый вал

Коленчатый вал воспринимает усилия от поршня через шатун и передает их на

силовую передачу трактора. При этом прямолинейное поступательно-возврат­ ное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого

вала.

Коленчатый вал имеет следующие ос­ новные части: коренные шейки, пред­ ставляющие собой опоры, на которых вал устанавливается в коренных под­ шипниках;

шатунные шейки, охватываемые ниж­ ними головками шатунов;

щеки, соединяющие коренные и ша­ тунные шейки между собой;

переднюю часть, или носок, выполня­ ющуюся у разных двигателей по-разно­ му: двухступенчатой или конусной с мас­ логонной резьбой;

в задней части коленвала на флянце установлен маховик. Хвостовик снабжа­ ется упорным гребешком и маслогонной резьбой, предупреждающей возможное вытекание масла по поверхности вала через задний подшипник;

противовесы, служащие для разгрузки коренных подшипников от инертных сил, которыё возникают в результате не­ уравновешенности вращающихся масс

13



Рис. 2. Коленчатый вал двигателя

кривошипа и нижней головки шатуна. Коленчатый вал двигателя Д-54 вра­ щается в пяти опорных подшипниках и имеет пять коренных шеек. Коленчатый вал двигателя с принудительной пода­ чей смазки к коренным и шатунным под­ шипникам имеет внутренние масляные каналы, отверстия которых выходят на рабочие поверхности коренных и шатун­

ных шеек.

У двигателя Д-54А шатунные шейки коленчатого вала имеют рассверленные полости (3) (рис. 2) для масла, которое поступает к ним по канал ам (1). В отвер­ стие масляного канала, входящего на шатунную шейку, вставлена изогнутая трубка (2), которая закреплена разваль­ цовкой ее снаружи. Масляная полость (3) закрывается ввертывающейся пробкой (4), застопоренной шплинтом (5). По­ скольку полость (3) достаточно широкая, то при вращении коленчатого вала все находящиеся внутри ее в масле твердые и, следовательно, более тяжелые части­ цы отбрасываются под действием центро­ бежной силы к ее стенкам. Таким обра­ зом, в средней части полости, куда выхо­ дит внутренний конец трубки (2), масло

не содержит механических примесей и очищенным поступает к шарнирному под­ шипнику.

Коренные подшипники

Коренные подшипники являются опо­ рами для коренных шеек коленчатого вала. Коренные подшипники распола­ гаются в утолщениях нижней части пе­ редней и задней стенок, а также в утол­ щениях поперечных перегородок блоккартера. Для подачи масла к трущимся поверхностям подшипника под давлени­ ем в его верхней части имеется сквозное отверстие.

У двигателей Д-54, Д-35, Д-38, Д-40 в коренные подшипники устанавливаются тонкостенные верхний и нижний вклады­ ши, залитые свинцовистой бронзой.

Крепление коренных вкладышей от провертывания осуществляется так же, как и шатунных, посредством выступов, или усов, которые входят в соответству­ ющие пазы в гнезда и крышки подшип­ ника.

Вкладыши заднего коренного подшип­ ника по форме .отличаются от вклады­ шей остальных коренных подшипников

90

наличием боковых буртиков, посредст­ вом которых ограничивается осевое пе­ ремещение коленчатого вала.

Маховик

Маховик является массивным коле­ сом, отлитым из серого чугуна.

Поверхность его подвергается механи­ ческой обработке. Маховик служит для накапливания энергии во время рабо­ чего хода, для вывода кривошипов ко­ ленчатого вала и поршней из мертвых точек, для повышения равномерности вращения коленчатого вала и облегче­ ния пуска двигателя. Вместе с этим ма­ ховик способствует преодолению двига­ телем кратковременных перегрузок.

У двигателя Д-54 наружная поверх­ ность маховика обработана, так как к ней плотно прилегает соприкасающийся с ней ведомый диск муфты сцепления. На наружной поверхности, ближе к окружности, располагается ряд снабжен­ ных резьбой отверстий, в которые ввин­ чиваются болты крепления корпуса муфТЫ'сцепления к маховику.


Механизм газораспределения

Механизм газораспределения служит для управления процессом работы дви­ гателя. Он производит своевременное от­ крытие и закрытие впускных и выпуск­ ных клапанов, обеспечивая этим впуск горючей смеси или воздуха в цилиндр и выпуск из него отработанных газов.

У рассматриваемого

четырехтактного

двигателя внутреннего

сгорания меха­

низм газораспределения

клапанный.

Основными деталями,

составляющими

клапанный механизм газораспределения двигателя, независимо от расположения клапанов, являются впускные и выпуск­ ные клапаны (1) (рис. 3), направляю­ щие втулки двух клапанов, пружины (3), упорные шайбы (4) клапанных пружин и крепящие их сухарики (5), распреде­ лительный, или кулачковый вал (15) с кулачками (,16). Коленчатый вал соеди­ няется с распределительным валом при помощи распределительных шестерен. К передаточным деталям механизма с верхним расположением подвесных кла­ панов относятся толкатель (13), направ­ ляющая втулка (14) толкателя, штанга (12) толкателя, регулировочный винт

24

7 8

Рис. 3. Клапанный механизм

(II),

коромысло

со

стопорной

гайкой

(10),

коромысло

(1)

клапана

со втул­

кой

(6),

ось или

валик (8) коромысел,

пружина

валика

(9)

и стойка оси.

Механизм газораспределения работает следующим образом. При вращении рас­ пределительного вала его кулачки в оп­ ределенной последовательности, в соот­

ветствии с принятым

порядком работы

двигателя,

подходят

каждый под

свой

толкатель

и плавно

приподнимают

его

на высоту

кулачка.

 

 

При верхнем расположении подвесных

клапанов

толкатель

(13) нажимает на

установленную в него нижним наконеч­ ником штангу (12) и поднимает ее. Верхний наконечник штанги, охватыва­ ющий своим углублением сферическую головку регулировочного винта (11), ввернутого в короткое плечо (7), припод­ нимает это плечо и заставляет опускать­ ся противоположное длинное плечо ко­ ромысла. Тогда наконечник или боек длинного плеча нажимает на разгрузоч­ ный стакан (5) или непосредственно на торец стержня клапана (1). Последний, преодолевая сопротивление пружин (3), начинает опускаться, открывая этим впу­ скное и выпускное отверстия цилиндра

26