ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Поршневые кольца
Компрессионные кольца предназначе ны для создания уплотнения между поршнем и цилиндром, препятствующего прорыву газов из камеры сгорания в картер.
Маслосъемные кольца имеют назначе ние снимать излишек масла с поверх ности зеркала цилиндра, чтобы оно не попадало в камеру сгорания и не обра зовывало там нагар, который отрица тельно влияет на работу двигателя.
В канавки поршня компрессионные кольца устанавливаются с торцевым за зором по высоте в пределах 0,05—0,16* миллиметра и маслосъемные 0,040— 0,095 миллиметра. Следует учитывать, что с увеличением этого зазора повыша ется нагнетающее действие колец, в ре зультате чего масло начинает в большом количестве проникать в камеру сгорания со всеми отрицательными последствиям!!. Зазор в стыках или в замке компресси онных и маслосъемных колец, установ ленных в канавки поршня, должен на ходиться в пределах 0,4—0,8 миллиметра.
14
Поршневой палец
Поршневой палец является пустоте лым цилиндрическим стержнем. Пусто телым он выполняется для снижения ве са. Изготовляется из специальной ста ли с последующей термической обработ кой. Рабочая поверхность пальца шли фуется и полируется. Будучи вставлен в верхнюю головку шатуна и в отверстие бобышек поршня, поршневой палец соз дает между ними шарнирное соединение. Одновременно он передает шатуну давле ние газов, воспринимаемое поршнем.
Поршневой палец удерживается от осе вого сдвига стопорными пружинящими кольцами. В этом случае поршневой па лец свободно вращается в верхней го ловке шатуна и в бобышках поршня и поэтому называется «плавающим».
Шатун
Шатун является стержнем, шарнирно соединяющим поршневой палец с шатун ной шейкой кривошипа коленчатого вала. Он передает коленчатому валу усилие от давления газов, воспринимаемых поршнем.
15
Шатун состоит из верхней головки, стержня и разъемной головки, верх няя половина которой выполняется вме сте с телом шатуна, а нижняя половина в виде съемной крышки делается от дельно. Обе половины головки соединя ют болтами и закрепляют вкладыши.
В верхнюю головку шатуна запрессо |
||
вывается с натягом |
бронзовая |
втулка, |
в которой повертывается поршневой па |
||
лец. Стержень шатуна имеет двутавро |
||
вое сечение. При принудительной подаче |
||
смазки к поршневому пальцу в теле ша |
||
туна высверливается продольный канал, |
||
отверстия которого |
выходят в |
нижнюю |
часть |
верхней |
головки |
и |
в |
верхнюю |
часть нижней головки шатуна. |
Соответ |
||||
ственно также выполнены |
отверстия во |
||||
втулке |
верхней |
головки |
и |
вкладышах |
|
нижней |
головки |
шатуна. |
|
|
|
Шатунные подшипники
Шатунные подшипники рассматривае мого двигателя снабжены тонкостенны ми съемными вкладышами. У двигателя Д-54, а также у двигателей Д-35, Д-36, Д-38, /НО применены стальные, вза
16
имозаменяемые тонкостенные вклады ши, залитые свинцовистой бронзой, с толщиной ее после окончательной меха нической обработки 0,5—0,7 миллимет ра. В обработанном виде вкладыши лу дятся по трущейся поверхности на тол щину 0,002—0,003 миллиметра, что зна чительно улучшает их приработку. С 1957 года получил широкое применение новый антифрикционный состав АСМНАТИ. Этот сплав служит для изготов ления стале-алюминиевых вкладышей коренных и шатунных подшипников двигателей Д-54, СМД-14.
Удерживание вкладышей от провора чивания в нижней головке шатуна, так называемая их фиксация, у двигателей Д-54, Д-35, Д-36, Д-38 производится с помощью имеющихся на наружной по верхности верхнего и нижнего вклады шей, около их стыка, особых выступов, которые входят в соответствующие углубления в теле верхней половины и крышки нижней головки шатуна.
Внутренняя поверхность верхнего вкладыша снабжена поперечной полу кольцевой канавкой, которая служит для
лучшего распределения масла в под шиннике.
Имеющееся в этой канавке отверстие предназначено для поступления масла в канал тела шатуна. В краях верхнего и нижнего вкладышей, около их стыков, выполнены наклонные срезы (карманы), которые называются холодильниками. Делаются они не доходящими до концов вкладыша, во избежание вытекания мас ла из подшипников.
Величина нормального (радиального) зазора между шатунной шейкой колен чатого вала и івкладышем, необходимого для создания масляной пленки на по верхности вала и на поверхности под шипника, у различных двигателей изме няется в пределах 0,025—0,13 миллимет ра. Вкладыши нормальных размеров нулевого и первого стандартов, также как и ремонтных размеров, маркируют у двигателей Д-54 следующими обозна чениями: 0,1; РІ-1; Р2-1; РЗ-1 и Р4-1.
Коленчатый вал
Коленчатый вал воспринимает усилия от поршня через шатун и передает их на
силовую передачу трактора. При этом прямолинейное поступательно-возврат ное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого
вала.
Коленчатый вал имеет следующие ос новные части: коренные шейки, пред ставляющие собой опоры, на которых вал устанавливается в коренных под шипниках;
шатунные шейки, охватываемые ниж ними головками шатунов;
щеки, соединяющие коренные и ша тунные шейки между собой;
переднюю часть, или носок, выполня ющуюся у разных двигателей по-разно му: двухступенчатой или конусной с мас логонной резьбой;
в задней части коленвала на флянце установлен маховик. Хвостовик снабжа ется упорным гребешком и маслогонной резьбой, предупреждающей возможное вытекание масла по поверхности вала через задний подшипник;
противовесы, служащие для разгрузки коренных подшипников от инертных сил, которыё возникают в результате не уравновешенности вращающихся масс
13
Рис. 2. Коленчатый вал двигателя
кривошипа и нижней головки шатуна. Коленчатый вал двигателя Д-54 вра щается в пяти опорных подшипниках и имеет пять коренных шеек. Коленчатый вал двигателя с принудительной пода чей смазки к коренным и шатунным под шипникам имеет внутренние масляные каналы, отверстия которых выходят на рабочие поверхности коренных и шатун
ных шеек.
У двигателя Д-54А шатунные шейки коленчатого вала имеют рассверленные полости (3) (рис. 2) для масла, которое поступает к ним по канал ам (1). В отвер стие масляного канала, входящего на шатунную шейку, вставлена изогнутая трубка (2), которая закреплена разваль цовкой ее снаружи. Масляная полость (3) закрывается ввертывающейся пробкой (4), застопоренной шплинтом (5). По скольку полость (3) достаточно широкая, то при вращении коленчатого вала все находящиеся внутри ее в масле твердые и, следовательно, более тяжелые части цы отбрасываются под действием центро бежной силы к ее стенкам. Таким обра зом, в средней части полости, куда выхо дит внутренний конец трубки (2), масло
не содержит механических примесей и очищенным поступает к шарнирному под шипнику.
Коренные подшипники
Коренные подшипники являются опо рами для коренных шеек коленчатого вала. Коренные подшипники распола гаются в утолщениях нижней части пе редней и задней стенок, а также в утол щениях поперечных перегородок блоккартера. Для подачи масла к трущимся поверхностям подшипника под давлени ем в его верхней части имеется сквозное отверстие.
У двигателей Д-54, Д-35, Д-38, Д-40 в коренные подшипники устанавливаются тонкостенные верхний и нижний вклады ши, залитые свинцовистой бронзой.
Крепление коренных вкладышей от провертывания осуществляется так же, как и шатунных, посредством выступов, или усов, которые входят в соответству ющие пазы в гнезда и крышки подшип ника.
Вкладыши заднего коренного подшип ника по форме .отличаются от вклады шей остальных коренных подшипников
90
наличием боковых буртиков, посредст вом которых ограничивается осевое пе ремещение коленчатого вала.
Маховик
Маховик является массивным коле сом, отлитым из серого чугуна.
Поверхность его подвергается механи ческой обработке. Маховик служит для накапливания энергии во время рабо чего хода, для вывода кривошипов ко ленчатого вала и поршней из мертвых точек, для повышения равномерности вращения коленчатого вала и облегче ния пуска двигателя. Вместе с этим ма ховик способствует преодолению двига телем кратковременных перегрузок.
У двигателя Д-54 наружная поверх ность маховика обработана, так как к ней плотно прилегает соприкасающийся с ней ведомый диск муфты сцепления. На наружной поверхности, ближе к окружности, располагается ряд снабжен ных резьбой отверстий, в которые ввин чиваются болты крепления корпуса муфТЫ'сцепления к маховику.
Механизм газораспределения
Механизм газораспределения служит для управления процессом работы дви гателя. Он производит своевременное от крытие и закрытие впускных и выпуск ных клапанов, обеспечивая этим впуск горючей смеси или воздуха в цилиндр и выпуск из него отработанных газов.
У рассматриваемого |
четырехтактного |
двигателя внутреннего |
сгорания меха |
низм газораспределения |
клапанный. |
Основными деталями, |
составляющими |
клапанный механизм газораспределения двигателя, независимо от расположения клапанов, являются впускные и выпуск ные клапаны (1) (рис. 3), направляю щие втулки двух клапанов, пружины (3), упорные шайбы (4) клапанных пружин и крепящие их сухарики (5), распреде лительный, или кулачковый вал (15) с кулачками (,16). Коленчатый вал соеди няется с распределительным валом при помощи распределительных шестерен. К передаточным деталям механизма с верхним расположением подвесных кла панов относятся толкатель (13), направ ляющая втулка (14) толкателя, штанга (12) толкателя, регулировочный винт
24
7 8
Рис. 3. Клапанный механизм
(II), |
коромысло |
со |
стопорной |
гайкой |
|
(10), |
коромысло |
(1) |
клапана |
со втул |
|
кой |
(6), |
ось или |
валик (8) коромысел, |
||
пружина |
валика |
(9) |
и стойка оси. |
Механизм газораспределения работает следующим образом. При вращении рас пределительного вала его кулачки в оп ределенной последовательности, в соот
ветствии с принятым |
порядком работы |
||
двигателя, |
подходят |
каждый под |
свой |
толкатель |
и плавно |
приподнимают |
его |
на высоту |
кулачка. |
|
|
При верхнем расположении подвесных |
|||
клапанов |
толкатель |
(13) нажимает на |
установленную в него нижним наконеч ником штангу (12) и поднимает ее. Верхний наконечник штанги, охватыва ющий своим углублением сферическую головку регулировочного винта (11), ввернутого в короткое плечо (7), припод нимает это плечо и заставляет опускать ся противоположное длинное плечо ко ромысла. Тогда наконечник или боек длинного плеча нажимает на разгрузоч ный стакан (5) или непосредственно на торец стержня клапана (1). Последний, преодолевая сопротивление пружин (3), начинает опускаться, открывая этим впу скное и выпускное отверстия цилиндра
26