Файл: Тракторы крат. описание устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной диск от ведомого диска. В результа­ те чего ведомый диск остается свобод­ ным и останавливается.

При освобождении педали включения сцепления муфточка отходит от отжим­ ных рычажков и нажимной диск с по­ мощью пружин прижимает диск к махо­ вику.

При этом на соприкасающихся поверх­ ностях создается достаточный момент трения (сила трения), позволяющий без буксования передать валу сцепления максимальный крутящий момент (уси­ лие) двигателя, т. е. сцепление вклю­ чается.

Чтобы избежать расхождения под дей­ ствием центробежной силы отжимных рычажков, их концы прижимаются в сто­ рону кожуха пружинами, надетыми на оси рычажков.

Тормозок сцепления служит для бы­ строй остановки ведомого диска и свя­ занных с ним вала сцепления, карданно­ го вала и первичного вала коробки пере­ дач, чем достигается безударное пере­ ключение шестерен в коробке передач.

Регулирование сцепления. В сцеплении тракторов типа ДТ-54 регулируются за-,

зоры между диском тормозка и фрикци-

г>2

онной накладкой диска, а также между концами отжимных рычажков и кольцом подшипника.

При включенном сцеплении зазор меж­ ду отжимным диском и накладкой дис­ ка тормозка должен быть 7—8 милли­ метров.

Регулируют этот зазор изменением дли­ ны тяги, соединяющей педаль сцепления с рычагом.

Зазор между концами отжимных ры­ чажков и кольцом подшипника должен быть равен 3,5—4,5 миллиметра (при включенном сцеплении).

Разница между зазорами рычажков и кольцом подшипника не должна превы­ шать 0,3 миллиметра. Регулировка зазо­ ра производится путем завинчивания или отвинчивания корончатых гаек Отжим­ ных болтов. После регулировки все ко­ рончатые гайки шплинтуются.

Несвоевременная и неправильная ре­ гулировка зазоров между отжимными рычажками и кольцом подшипника вы­ зывает односторонний износ соприкаса­ ющихся поверхностей, если концы рычаж­ ков расположены не в одной плоскости; пробуксование ведомой части сцепления при недостаточном зазоре, а следова-

63

тельно,

уменьшение мощности трактора

и его

производительности, перерасход

топлива и выход сцепления из строя; за­ труднения при включении сцепления — невозможность чистого (бесшумного) включения, если зазоры увеличены; не­ правильный зазор между дисками тормозка может вызвать удары при пере­ ключении шестерен в коробке передач и даже поломку зубьев шестерен.

Непостоянно замкнутое сцепление с ры­ чажным нажимным устройством устанав­ ливается на тракторах Т-38, КДП-35, Т-74.

Принципиально непостоянно замкну­ тое сцепление устроено следующим об­ разом: ведущий диск имеет наружный зубчатый венец, который входит в сцепле­ ние с внутренним зубчатым венцом ма­ ховика.

Ведомая часть сцепления состоит из ведомого диска, жестко установленного на главном валу сцепления, закрепленно­ го гайкой, и нажимного диска, установ­ ленного на зубчатый венец ступицы ве­ домого диска.

Рычажный нажимной механизм состоит из крестовины, навернутой на резьбовой конец ступицы ведомого диска, двупле­ чих нажимных рычажков, которые мо-

64


гут поворачиваться на кольцах (осях), установленных в крестовине. Одним пле­ чом рычажки соединены при помощи се­ режек с муфточкой включения, а другим плечом они могут упираться в нажимной диск.

Сцепление включается при отводе назад (на себя) рукоятки управления сцепления. Выключается сцепление при отводе рычага управления вперед. Само­ выключение сцепления исключается бла­ годаря тому, что сережки, соединяющие нажимные рычажки муфточкой, перехо­ дят через так называемое мертвое поло­ жение.

Тормозок сцепления включается при выключенной муфте.

Регулируют муфту сцепления путем поворачивания крестовины. Крестовина фиксируется специальной зацепкой, вхо­ дящей в отверстия нажимного диска-

Карданная передача

На многих тракторах (Т-34, ДТ-54А, Т-38, КДП-35, «Беларусь») двигатель и коробка передач находятся на сравни­ тельно большом расстоянии друг от дру­ га, поэтому при установке агрегатов на

3. 3 . ,ѵ. 721.

65

раме, а также в связи с деформацией ре­ мы во время работы трактора возможны перекосы вала сцепления и первичного вала коробки передач и их несоосности.

На таких тракторах между сцеплением и коробкой передач устанавливаются карданные передачи.

На тракторах ДТ-54, Т-74 установлен кардан с мягким сочленением.

Эластичные элементы расположены в штампованном кожухе таким образом, чтобы дать возможность присоединить к ним крестообразно расположенные вил­ ки соединяемых валов.

Коробка перемены передач

Коробка перемены передач предна­ значена для изменения тягового усилия и скорости движения трактора.

Кроме того, при помощи коробки пе­ редач трактору сообщают задний ход и останавливают при работающем двига­ теле.

На отечественных марках тракторов устанавливаются ступенчатые коробки передач.

В зависимости от числа валов коробки разделяются на двухвальные, трехвальные, четырехвальные.

66

Трехвальные коробки передач разли­ чают с прямой передачей и без прямой.

Двухвальные коробки перемены пе­ редач применялись на старых марках тракторов.

В зависимости от числа ступеней (пе­ редач) коробки передач подразделяются на трехступенчатые, четырехступенча­ тые, пятиступенчатые, шестиступенчатые, десятиступенчатые.

В зависимости от числа перемещаю­ щихся кареток-шестерен или зубчатых муфт, осуществляющих включение или переключение отдельных передач, короб­ ки передач различают на двухходовые, трехходовые, четырехходовые.

Коробка перемены передач трактора ДТ-54 — четырехвальная, пятиступенча­ тая, трехходовая.

Коробка передач болтами прикреплена непосредственно к заднему мосту и обра­ зует с ним единый монтажный и кинема­ тический агрегат, установленный на ра­ ме трактора.

В коробке перемены передач трактора ДТ-54 применяются цилиндрические пря­ мозубые шестерни, установленные на ва­ лах в литом чугунном корпусе.


Коробка имеет четыре вала: первич­ ный и вторичный, заднего хода и проме­ жуточный. Опорами для всех валов слу­ жат шариковые подшипники, за исклю­ чением заднего корпуса вторичного ва­ ла, который опирается на роликовый под­ шипник.

Все шариковые подшипники установ­ лены в расточках корпуса; роликовый подшипник помещен в специальном . гнезде, прикрепленном к корпусу болта­ ми. По наружному фланцу этого гнезда корпус коробки передач центрируется от­ носительно корпуса заднего моста.

Все подвижные шестерни коробки пе­ реключают при помощи специального механизма переключения, состоящего из качающегося рычага и трех валиков пе­ реключения с закрепленными на них стяжными болтами вилками, которые входят своими концами в кольцевые про­ точки подвижных шестерен.

Качанием в поперечном направлении рычаг можно соединить с одним из ва­ ликов переключения. Продольным пере­ мещением рычага включают требуемую передачу.

Чтобы избежать одновременного вклю-

68

чення двух пар шестерен, что могло бы случиться, если нижняя головка рычага будет перемещать сразу два валика, меж­ ду корпусом рычага и корпусом валиков устанавливается кулиса, которая пред­ ставляет собой металлическую пластину с одним поперечным и тремя продольны­ ми вырезами, являющимися направля­ ющими для нижнего конца рычага.

К механизму переключения относится также фиксирующее устройство, сбло­ кированное с муфтой сцепления. Фикси­ рующее устройство при помощи блоки­ ровки делает невозможным переключе­ ние передач при включенной муфте сцеп­ ления. Это устройство, кроме того, преду­ преждает самопроизвольное выключение передач во время работы коробки.

Передняя часть корпуса коробки пере­ дач прикреплена к заднему поперечному брусу рамы двумя болтами.

Под головки болтов подложены сфери­ ческие шайбы, входящие в соответству­ ющие углубления в нижней планке и кор­ пусе коробки передач.

Для регулирования коробки по высо­ те при ее установке на раму, что необхо­ димо для обеспечения соосности первич-

69


noro вала с валом муфты сцепления, пол верхней сферической шайбой имеются регулировочные прокладки.

Задний мост

Задний мост, установленный на трак­ торе ДТ-54, включает центральную пере­ дачу и две муфты поворота с тормозным устройством.

Главная передача служит для увеличе­ ния и передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач к ве­ дущим полуосям или ведущей оси трак­ тора.

Главная передача трактора ДТ-54 мо­ жет служить примером главной переда­ чи гусеничных тракторов с одноступен­ чатой конечной передачей. Передача со­ стоит из одной пары конических шесте­ рен (центральная передача) и двух пар параллельно расположенных цилиндри­ ческих шестерен (одноступенчатая ко­ нечная передача).

Центральная передача, фрикционные муфты поворота смонтированы в корпу­ се заднего моста.

Корпус заднего моста, отлитый из чу­ гуна, представляет собой открытую

70

сверху коробку с двумя горловинами с боков и разделен двумя перегородками на три части.

В среднем отделении установлены ше­ стерни центральной передачи, а в двух крайних — муфты поворота и тормоза.

Центральная передача. Малая веду­ щая шестерня выполнена заодно со вто­ ричным валом коробки передач. Боль­ шая ведомая коническая шестерня кре­ пится шестью болтами к фланцу попе­ речного вала. Вал заднего моста уста­ новлен на двух конических подшипни­ ках.

На шлицовых концах вала установле­ ны муфты поворота трактора.

Муфты поворота — сухие многодиско­ вые. Ведомые диски облицованы райбестом, требуемая сила трения получается за счет упругости сжатых двойных пру­ жин, прижимающих при отсутствии вы­ ключающего усилия через нажимной диск друг к другу ведущие и ведомые диски.

Механизм выключения каяідой муфты состоит из отводки с заключенным в ней упорным подшипником, обоймы и отвод­ ного рычага.

71

Муфту выключают поворотом отводно­ го рычага, на который воздействует тяга, соединенная с рычагом управления, рас­ положенным в кабине.

На муфтах поворота установлены ленточңые тормоза. Ленточный тормоз пред­ ставляет собой стальную ленту с при­ крепленной к ней фрикционной наклад­ кой в виде сплошной полосы или отдель­ ных сегментов; охватывает наружную по­ верхность ведомого барабана, являюще­ гося одновременно тормозным бараба­ ном.

Муфту поворота затормаживают нажа­ тием на педаль, расположенную в кабине.

При этом соединенный с педалью тя­ гой тормозной рычаг поворачивается и затягивает ленту за сбегающий конец на ведомом барабане.

Во время сборки заднего моста и при сложном техническом уходе заднему мосту производят следующие регули­ ровки:

для проверки глубины зацепления про­ веряют размер между торцом малой (ве­ дущей) шестерни и осью вала заднего моста. Искомый размер должен быть ра­ вен 95 миллиметрам. Вели размер


95 миллиметров будет нарушен, нужно его восстановить. Размер восстанавлива­ ют за счет удаления регулировочных про­ кладок из-под крышки переднего под­ шипника вторичного вала или соответ­ ственной дополнительной их постановкой.

Затем регулируют зазор в зацеплении, перемещая большую коническую шестер­ ню. Для этого отпускают гайки крепле­ ния обеих перегородок.

Сняв стопорные пластины с регулиро­ вочных гаек, отвертывают левую гайку на 16—17 зубьев, затем завертывают пра­ вую гайку до устранения зазора между левой гайкой и торцом перегородки. Пос­ ле этого, отвернув правую гайку на 5—7 зубьев, передвигают правый стакан до упора гайки в торец перегородки. Прове­ ряют зазор в сцеплении конической пере­ дачи прокатыванием свинцовой пластин­ ки.

Рассмотренный нами задний мост трак­ тора ДТ-54 принципиально не отлича­ ется от мостов всех гусеничных трактов ров. Колесные тракторы имеют мосты с дифференциальным механизмом пово­ рота.

Гусеничный трактор ДТ-75 Волгоград-

скоро тракторного завода имеет задний

мост с планетарным механизмом пово­ рота.

Конечная бортовая передача

Конечная передача трактора ДТ-54 со­ стоит из двух одинаковых узлов, располо­ женных по бокам в задней части тракто­ ра и соединенных с задним мостом.

Каждый узел конечной передачи пред­ ставляет собой одноступенчатый редук­ тор, состоящий из двух цилиндрических прямозубых шестерен: малой ведущей и большой ведомой, заключенных в литой чугунный корпус, который вместе со стальным листом прикреплен к корпусу заднего моста.

При помощи конечной передачи пони­ жается скорость вращения ведущей звез­ дочки гусеницы, которая закреплена на общей ступице вместе с ведомой шестер­ ней, за счет чего увеличивается тяговое усилие трактора (крутящий момент).

Малая ведущая шестерня, изготовлен­ ная заодно с валом, установлена на двух роликовых подшипниках в стальном ста­ кане, запрессованном в горловину задне­ го моста.

74

Большая (ведомая) шестерня вместе с ведущим колесом восемью общими болта­ ми закреплена на чугунной ступице, уста­ новленной на двух роликовых конических подшипниках на задней оси трактора.

Необходимый зазор в конических под­ шипниках получают подбором регулиро­ вочных прокладок, установленных между шайбой и торцом задней оси.

Шестерни и подшипники смазываются разбрызгиваемым маслом, залитым в кор­ пус передачи.

Для устранения течи масла между вра­ щающейся ступицей и неподвижным кар­ тером установлено самоподвижное торцо­ вое уплотнение.

Ходовая часть

Ходовая часть трактора, как колесного, так и гусеничного, предназначена для обеспечения возможности движения трактора. Она служит также для поддер­ жания остова трактора, т. е. является опорой его, полностью воспринимающей его вес. Таким образом, ходовую часть колесного трактора составляют остов, задние и передние колеса.

К ходовому механизму трактора ДТ-54

75