ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ной диск от ведомого диска. В результа те чего ведомый диск остается свобод ным и останавливается.
При освобождении педали включения сцепления муфточка отходит от отжим ных рычажков и нажимной диск с по мощью пружин прижимает диск к махо вику.
При этом на соприкасающихся поверх ностях создается достаточный момент трения (сила трения), позволяющий без буксования передать валу сцепления максимальный крутящий момент (уси лие) двигателя, т. е. сцепление вклю чается.
Чтобы избежать расхождения под дей ствием центробежной силы отжимных рычажков, их концы прижимаются в сто рону кожуха пружинами, надетыми на оси рычажков.
Тормозок сцепления служит для бы строй остановки ведомого диска и свя занных с ним вала сцепления, карданно го вала и первичного вала коробки пере дач, чем достигается безударное пере ключение шестерен в коробке передач.
Регулирование сцепления. В сцеплении тракторов типа ДТ-54 регулируются за-,
зоры между диском тормозка и фрикци-
г>2
онной накладкой диска, а также между концами отжимных рычажков и кольцом подшипника.
При включенном сцеплении зазор меж ду отжимным диском и накладкой дис ка тормозка должен быть 7—8 милли метров.
Регулируют этот зазор изменением дли ны тяги, соединяющей педаль сцепления с рычагом.
Зазор между концами отжимных ры чажков и кольцом подшипника должен быть равен 3,5—4,5 миллиметра (при включенном сцеплении).
Разница между зазорами рычажков и кольцом подшипника не должна превы шать 0,3 миллиметра. Регулировка зазо ра производится путем завинчивания или отвинчивания корончатых гаек Отжим ных болтов. После регулировки все ко рончатые гайки шплинтуются.
Несвоевременная и неправильная ре гулировка зазоров между отжимными рычажками и кольцом подшипника вы зывает односторонний износ соприкаса ющихся поверхностей, если концы рычаж ков расположены не в одной плоскости; пробуксование ведомой части сцепления при недостаточном зазоре, а следова-
63
тельно, |
уменьшение мощности трактора |
и его |
производительности, перерасход |
топлива и выход сцепления из строя; за труднения при включении сцепления — невозможность чистого (бесшумного) включения, если зазоры увеличены; не правильный зазор между дисками тормозка может вызвать удары при пере ключении шестерен в коробке передач и даже поломку зубьев шестерен.
Непостоянно замкнутое сцепление с ры чажным нажимным устройством устанав ливается на тракторах Т-38, КДП-35, Т-74.
Принципиально непостоянно замкну тое сцепление устроено следующим об разом: ведущий диск имеет наружный зубчатый венец, который входит в сцепле ние с внутренним зубчатым венцом ма ховика.
Ведомая часть сцепления состоит из ведомого диска, жестко установленного на главном валу сцепления, закрепленно го гайкой, и нажимного диска, установ ленного на зубчатый венец ступицы ве домого диска.
Рычажный нажимной механизм состоит из крестовины, навернутой на резьбовой конец ступицы ведомого диска, двупле чих нажимных рычажков, которые мо-
64
гут поворачиваться на кольцах (осях), установленных в крестовине. Одним пле чом рычажки соединены при помощи се режек с муфточкой включения, а другим плечом они могут упираться в нажимной диск.
Сцепление включается при отводе назад (на себя) рукоятки управления сцепления. Выключается сцепление при отводе рычага управления вперед. Само выключение сцепления исключается бла годаря тому, что сережки, соединяющие нажимные рычажки муфточкой, перехо дят через так называемое мертвое поло жение.
Тормозок сцепления включается при выключенной муфте.
Регулируют муфту сцепления путем поворачивания крестовины. Крестовина фиксируется специальной зацепкой, вхо дящей в отверстия нажимного диска-
Карданная передача
На многих тракторах (Т-34, ДТ-54А, Т-38, КДП-35, «Беларусь») двигатель и коробка передач находятся на сравни тельно большом расстоянии друг от дру га, поэтому при установке агрегатов на
3. 3 . ,ѵ. 721. |
65 |
раме, а также в связи с деформацией ре мы во время работы трактора возможны перекосы вала сцепления и первичного вала коробки передач и их несоосности.
На таких тракторах между сцеплением и коробкой передач устанавливаются карданные передачи.
На тракторах ДТ-54, Т-74 установлен кардан с мягким сочленением.
Эластичные элементы расположены в штампованном кожухе таким образом, чтобы дать возможность присоединить к ним крестообразно расположенные вил ки соединяемых валов.
Коробка перемены передач
Коробка перемены передач предна значена для изменения тягового усилия и скорости движения трактора.
Кроме того, при помощи коробки пе редач трактору сообщают задний ход и останавливают при работающем двига теле.
На отечественных марках тракторов устанавливаются ступенчатые коробки передач.
В зависимости от числа валов коробки разделяются на двухвальные, трехвальные, четырехвальные.
66
Трехвальные коробки передач разли чают с прямой передачей и без прямой.
Двухвальные коробки перемены пе редач применялись на старых марках тракторов.
В зависимости от числа ступеней (пе редач) коробки передач подразделяются на трехступенчатые, четырехступенча тые, пятиступенчатые, шестиступенчатые, десятиступенчатые.
В зависимости от числа перемещаю щихся кареток-шестерен или зубчатых муфт, осуществляющих включение или переключение отдельных передач, короб ки передач различают на двухходовые, трехходовые, четырехходовые.
Коробка перемены передач трактора ДТ-54 — четырехвальная, пятиступенча тая, трехходовая.
Коробка передач болтами прикреплена непосредственно к заднему мосту и обра зует с ним единый монтажный и кинема тический агрегат, установленный на ра ме трактора.
В коробке перемены передач трактора ДТ-54 применяются цилиндрические пря мозубые шестерни, установленные на ва лах в литом чугунном корпусе.
Коробка имеет четыре вала: первич ный и вторичный, заднего хода и проме жуточный. Опорами для всех валов слу жат шариковые подшипники, за исклю чением заднего корпуса вторичного ва ла, который опирается на роликовый под шипник.
Все шариковые подшипники установ лены в расточках корпуса; роликовый подшипник помещен в специальном . гнезде, прикрепленном к корпусу болта ми. По наружному фланцу этого гнезда корпус коробки передач центрируется от носительно корпуса заднего моста.
Все подвижные шестерни коробки пе реключают при помощи специального механизма переключения, состоящего из качающегося рычага и трех валиков пе реключения с закрепленными на них стяжными болтами вилками, которые входят своими концами в кольцевые про точки подвижных шестерен.
Качанием в поперечном направлении рычаг можно соединить с одним из ва ликов переключения. Продольным пере мещением рычага включают требуемую передачу.
Чтобы избежать одновременного вклю-
68
чення двух пар шестерен, что могло бы случиться, если нижняя головка рычага будет перемещать сразу два валика, меж ду корпусом рычага и корпусом валиков устанавливается кулиса, которая пред ставляет собой металлическую пластину с одним поперечным и тремя продольны ми вырезами, являющимися направля ющими для нижнего конца рычага.
К механизму переключения относится также фиксирующее устройство, сбло кированное с муфтой сцепления. Фикси рующее устройство при помощи блоки ровки делает невозможным переключе ние передач при включенной муфте сцеп ления. Это устройство, кроме того, преду преждает самопроизвольное выключение передач во время работы коробки.
Передняя часть корпуса коробки пере дач прикреплена к заднему поперечному брусу рамы двумя болтами.
Под головки болтов подложены сфери ческие шайбы, входящие в соответству ющие углубления в нижней планке и кор пусе коробки передач.
Для регулирования коробки по высо те при ее установке на раму, что необхо димо для обеспечения соосности первич-
69
noro вала с валом муфты сцепления, пол верхней сферической шайбой имеются регулировочные прокладки.
Задний мост
Задний мост, установленный на трак торе ДТ-54, включает центральную пере дачу и две муфты поворота с тормозным устройством.
Главная передача служит для увеличе ния и передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач к ве дущим полуосям или ведущей оси трак тора.
Главная передача трактора ДТ-54 мо жет служить примером главной переда чи гусеничных тракторов с одноступен чатой конечной передачей. Передача со стоит из одной пары конических шесте рен (центральная передача) и двух пар параллельно расположенных цилиндри ческих шестерен (одноступенчатая ко нечная передача).
Центральная передача, фрикционные муфты поворота смонтированы в корпу се заднего моста.
Корпус заднего моста, отлитый из чу гуна, представляет собой открытую
70
сверху коробку с двумя горловинами с боков и разделен двумя перегородками на три части.
В среднем отделении установлены ше стерни центральной передачи, а в двух крайних — муфты поворота и тормоза.
Центральная передача. Малая веду щая шестерня выполнена заодно со вто ричным валом коробки передач. Боль шая ведомая коническая шестерня кре пится шестью болтами к фланцу попе речного вала. Вал заднего моста уста новлен на двух конических подшипни ках.
На шлицовых концах вала установле ны муфты поворота трактора.
Муфты поворота — сухие многодиско вые. Ведомые диски облицованы райбестом, требуемая сила трения получается за счет упругости сжатых двойных пру жин, прижимающих при отсутствии вы ключающего усилия через нажимной диск друг к другу ведущие и ведомые диски.
Механизм выключения каяідой муфты состоит из отводки с заключенным в ней упорным подшипником, обоймы и отвод ного рычага.
71
Муфту выключают поворотом отводно го рычага, на который воздействует тяга, соединенная с рычагом управления, рас положенным в кабине.
На муфтах поворота установлены ленточңые тормоза. Ленточный тормоз пред ставляет собой стальную ленту с при крепленной к ней фрикционной наклад кой в виде сплошной полосы или отдель ных сегментов; охватывает наружную по верхность ведомого барабана, являюще гося одновременно тормозным бараба ном.
Муфту поворота затормаживают нажа тием на педаль, расположенную в кабине.
При этом соединенный с педалью тя гой тормозной рычаг поворачивается и затягивает ленту за сбегающий конец на ведомом барабане.
Во время сборки заднего моста и при сложном техническом уходе заднему мосту производят следующие регули ровки:
для проверки глубины зацепления про веряют размер между торцом малой (ве дущей) шестерни и осью вала заднего моста. Искомый размер должен быть ра вен 95 миллиметрам. Вели размер
95 миллиметров будет нарушен, нужно его восстановить. Размер восстанавлива ют за счет удаления регулировочных про кладок из-под крышки переднего под шипника вторичного вала или соответ ственной дополнительной их постановкой.
Затем регулируют зазор в зацеплении, перемещая большую коническую шестер ню. Для этого отпускают гайки крепле ния обеих перегородок.
Сняв стопорные пластины с регулиро вочных гаек, отвертывают левую гайку на 16—17 зубьев, затем завертывают пра вую гайку до устранения зазора между левой гайкой и торцом перегородки. Пос ле этого, отвернув правую гайку на 5—7 зубьев, передвигают правый стакан до упора гайки в торец перегородки. Прове ряют зазор в сцеплении конической пере дачи прокатыванием свинцовой пластин ки.
Рассмотренный нами задний мост трак тора ДТ-54 принципиально не отлича ется от мостов всех гусеничных трактов ров. Колесные тракторы имеют мосты с дифференциальным механизмом пово рота.
Гусеничный трактор ДТ-75 Волгоград-
скоро тракторного завода имеет задний
мост с планетарным механизмом пово рота.
Конечная бортовая передача
Конечная передача трактора ДТ-54 со стоит из двух одинаковых узлов, располо женных по бокам в задней части тракто ра и соединенных с задним мостом.
Каждый узел конечной передачи пред ставляет собой одноступенчатый редук тор, состоящий из двух цилиндрических прямозубых шестерен: малой ведущей и большой ведомой, заключенных в литой чугунный корпус, который вместе со стальным листом прикреплен к корпусу заднего моста.
При помощи конечной передачи пони жается скорость вращения ведущей звез дочки гусеницы, которая закреплена на общей ступице вместе с ведомой шестер ней, за счет чего увеличивается тяговое усилие трактора (крутящий момент).
Малая ведущая шестерня, изготовлен ная заодно с валом, установлена на двух роликовых подшипниках в стальном ста кане, запрессованном в горловину задне го моста.
74
Большая (ведомая) шестерня вместе с ведущим колесом восемью общими болта ми закреплена на чугунной ступице, уста новленной на двух роликовых конических подшипниках на задней оси трактора.
Необходимый зазор в конических под шипниках получают подбором регулиро вочных прокладок, установленных между шайбой и торцом задней оси.
Шестерни и подшипники смазываются разбрызгиваемым маслом, залитым в кор пус передачи.
Для устранения течи масла между вра щающейся ступицей и неподвижным кар тером установлено самоподвижное торцо вое уплотнение.
Ходовая часть
Ходовая часть трактора, как колесного, так и гусеничного, предназначена для обеспечения возможности движения трактора. Она служит также для поддер жания остова трактора, т. е. является опорой его, полностью воспринимающей его вес. Таким образом, ходовую часть колесного трактора составляют остов, задние и передние колеса.
К ходовому механизму трактора ДТ-54
75