Файл: Технические указания по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей в отмену Техн. указаний по испытанию на растяжение и магнит. контролю вагон. деталей изд. 1955 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При каждой постановке щупа на торец оси на экране дефектоскопа должна появляться группа импульсов малой и большой высоты, возникающих, как правило, от начала прессо­ вого соединения (в масштабе линии разверт­ ки). Кроме того, в конце линии развертки дол­ жен быть виден сигнал донного отражения, служащий контролем качества акустического контакта щупа с осью.

Проверка подступичной части оси методом сквозного прозвучивания

§ 67. Проверка колесных пар методом сквоз­ ного прозвучивания осуществляется щупом с прямым дном из плексигласа или щупом с ме­ таллическим дном, который должен устанав­ ливаться на торец оси через пленку $з полиэти­ лена или перфоля толщиной 50—100 мк.

Этот метод проверки применяется для выяв­ ления дефектов в зоне внутренней кромки сту­ пицы колеса.

При данном методе сквозного прозвучива­ ния производится проверка противоположной щупу подступичной части, имея в виду, что ультразвук распространяется по диагонали оси

(рис. 18).

§ 68. Для выявления дефекта методом сквозного прозвучивания необходимо:

а) вставить хвостовик щупа с прямым дном в гнездо 1 (цифра на приборе);

б) три тумблера, расположенные в нижнем ряду лицевой панели, поставить в нижнее по­ ложение;

65

в) средний тумблер «Развертка»

поставить -

в положение «Медленно»;

 

г) установить регуляторы «Усиление» и «Ог­

раничение» в крайнее правое положение, т. е.

на 10;

 

 

д)

установить щуп на край торца оси, по

крытого слоем масла, не выходя

за пределы

основного диаметра шейки;

линии раз­

е)

регулятором «Сдвиг» конец

вертки переместить ближе к центру экрана и улучшить фокусировку вертикальных линий. Появившуюся группу импульсов в конце линии развертки следует рассматривать в соответст­ вии с рис. 18.

В зависимости от особенностей проверяе­ мой оси чувствительность дефектоскопа Сле­ дует дополнительно отрегулировать (ручкой «Усиление») так, чтобы отчетливо обнаружи­ валось отражение от дальней галтели (им­ пульс в, рис. 18); в этом случае выявляются трещины глубиной от 4 мм и более.

§ 69. При расшифровке группы импульсов левее донного отражения необходимо пользо­ ваться глубиномером. Например, если совме­ щение служебного импульса глубиномера с донным отражением происходит на 8 делении шкалы глубиномера, то дефект, выполненный в эталонной оси,у внутренней кромки ступицы, будет обнаруживаться примерно на деле­ нии 6,5.

Положение импульса от дефекта на экране аппарата определяется на эталонной колесной паре.

Полная проверка подступичной части про­ изводится путем постановки щупа в 10—15точ-

66


а —дефект; б—первая галтель; в—вторая галтель; а —место отражения прямого луча от торца оси; д и е—места отражения трансформированных лучей от торца оси

ках, расположенных на торце, вблизи бурта в пределах диаметра шейки оси.

§ 70. Методом сквозного прозвучивания при контроле дальней от щупа половины оси обна­ руживаются также сильно развитые трещины в средней части оси (более 4 мм глубиной).

Импульс от такой трещины должен нахо­ диться между донным отражением и меткой глубиномера, уста новленного на деление, вдвое меньшее того, (Которое соответствует дон­ ному отражению.

Проверка с помощью призматических щупов под углом 37 и 45°

§ 71. Проверка призмой с углом 37° осу­ ществляется с цилиндрической поверхности шейки. При этом ультразвук распространяется по оси под углом 45°. Этот метод следует при­ менять в том случае, когда:

а) грубая обработка торцовой поверхности шейки не дает возможности применять конт­ роль щупом с углом 6°;

б) обнаружен дефект с помощью 6° щупа; наличие дефекта должно быть подтверждено.

§ 72. Для проверки колесных пар любого типа призмой с углом 37° необходимо перед вводом дефектоскопа в эксплуатацию убедить­ ся в том, что рабочая поверхность призмы при­ терта по шейке оси III типа, имеющей наи­ больший диаметр.

Для притирки призмы иеобходимо:

а) на шейку оси наложить мелкую наждач­ ную бумагу, на которую поставить призму, и водить ее вдоль шейки оси с легким нажимом

68

до тех пор, пока вся ее рабочая поверхность не примет необходимую вогнутость, затем наждачной бумагой № 0 производится оконча­ тельная притирка призмы;

б) смазать дно прямой головки щупа мас­ лом (головка может применяться как с плекси­ гласовым дном, так и со стальным);

в) надеть призму на головку щупа и, убе­ дившись в отсутствии пузырьков воздуха в ме­ сте соединения дна щупа с призмой, скрепить их вместе гайкой;

г) вставить хвостовик кабеля в гнездо /; д) включить и настроить дефектоскоп в со­

ответствии с требованиями § 60 и 61; е) регулятор «Ограничение» поставить в

положение 10; ж) установить щуп с призмой на смазан­

ную маслом поверхность шейки оси парал­ лельно ее геометрической оси так, чтобы из­ лучение было направлено под углом 45° в сто­ рону бурта. При этом необходимо следить за хорошим акустическим контактом, который достигается плотным соединением рабочей по­ верхности призмы с цилиндрической поверх­ ностью шейки;

з) регулятор «Усиление» поставить в поло­ жение, обеспечивающее выявление дефектов в эталонной оси.

Появление на экране сигнала от бурта (рис. 19, а) высотой с начальный импульс при установке регулятора «Усиление» в положе­ ние не более 1 (при выключенном шунте) и положении регулятора «Ограничение» на 10 делении свидетельствует о возможности про­ верки данной подступичной части оси. Если

69


о

же такой сигнал от бурта получается при установке регулятора «Усиление» в положение:более 1, то контроль ультразвуком невоз­ можней и поэтому колесная пара, если она на­ ходилась в эксплуатации свыше восьми лет, подлежит расформированию; ' Щщ) повернуть щуп с призмой на 180°, т. е.

tak, чтобы излучение ультразвуковых колеба­ ний ^ыло направлено в сторону подступичной части, и перемещать призму по всей поверхно­ сти шейки оси от средней ее части до галтели (рис. 19, б). В колесных парах II типа приз­ ма ставится., кроме того, на предподступичную часть.

§ 73. При движении призмы в сторону гал­ тели могут появиться на экране дефектоскопа следующие сигналы:

широкий сигнал (помеха) от поверхности прессового соединения, который виден на экране приблизительно в том же месте, что и сигнал, отраженный от бурта а (рис. 20);

одиночный сигнал от ступицы колеса

б (рис. £0);

сигнал от дальней части прессового соеди­ нения, полученный преломленным лучом Б

(рис. 21, а);

сигнал от внешней поверхности ступицы ко­ леса, полученный преломленным лучом

(рис. 21, б); § 74. При появлении на экране дефектоско­

па сильного сигнала от прессового соедине­ ния, полученного прямым лучом, в случае про­ верки подступичной части у внешней стороны ступицы, регулятором «Усиление» нужно уменьшить его высоту до 10 мм (рис. 22).

71

ю

Рис. 20. Дефектограммы при провер­ ке оси щупом

1

Сигнал от дефекта (трещины) будет выяв­ ляться на фоне помехи от прессового соедине-

Рис. 21.”Дефектограммы при проверке оси щупом

спризмой 37°:

а—сигнал, отраженный от трещины на внешней подсту­

пичной части на фоне отражения от запрессовки; б —сиг- ' нал от запрессовки, полученный преломленным лучом

ния в виде одиночного импульса, превосходя­ щего -высотой сигнал б от прессового соедине­ ния в два-три раза.

73

Для выявления дефекта в подступичной части внутреннего торца ступицы колеса сле­ дует регулятор «Усиление» повернуть вправо до появления помехи от прессового соедине­ ния в месте возможного появления сигнала.

Рис. 22. Сигнал, отраженный от внутреннего дефекта, расположенного в подступичной части оси:

а —сигнал, отраженный от прессового соединения; б—сигнал, отраженный от дефекта

§ 75. Проверку внутренней стороны под­ ступичной части оси колесных пар, имеющих обработанную на станке среднюю часть, сле­ дует производить, устанавливая призму с уг­ лом 37° на среднюю часть оси. Для этой цели должна применяться призма, имеющая вог­ нутость рабочей поверхности по радиусу сред­ ней части оси.

§ 76. Призматическая насадка с углом 45°, соединяемая с прямым щупом, создает в стали излучение ультразвука, направленное под уг­ лом 35° к поверхности, (или 55° к нормали).

Данная призма предназначена главным

74



образом для вторичной проверки дефектов, расположенных вблизи внутренней кромки ступицы. В отличие от проверки призмой с углом 37° проверка призмой с углом 45° про­ изводится прямым лучом. Для этого щуп с призматической насадкой 45° должен устанав­ ливаться на предподступичную или подстуиичмую часть оси и обводиться по ее окружности зигзагообразно без излишнего нажима.

Рабочая поверхность призмы закругляется по радиусу подступичной части оси III типа. Перед применением щупа его действие прове­ ряется по отражению от бурта оси, аналогич­ но 37° насадке, а также на эталонной оси.

Р А З Д Е Л V

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ НА РАСТЯЖЕНИЕ, ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЕ

И КЛЕЙМЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ п р о в е р к и НА РАСТЯЖЕНИЕ И ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЕ

ВАГОННЫХ ДЕТАЛЕЙ

§ 77. Результаты магнитных проверок ко­ лесных пар записываются в журнале колесного цеха формы ВУ-53.

Результаты проверок деталей на растяже­ ние и дефектоскопом (кроме колесных пар) должны быть занесены в Журнал для запи­ си результатов проверки вагонных деталей на растяжение и дефектоскопом формы ВУ-37 (приложение 4) с распиской в нем лиц, произ­ водивших проверку.

Результаты проверок дефектоскопом ва­ гонных бандажей также должны записывать­ ся в журнале формы ВУ-37, при этом графы

4, 5, 8 и 9 не заполняются.

Журнал должен быть пронумерован, про­ шнурован и подписан на заводе начальником ОТК завода, в вагонном депо — начальником или главным инженером депо.

76

Журнал хранится на заводах у начальни­ ка ОТК, а в депо и мастерских — у мастеров цехов.

При массовом изготовлении деталей в за­ пас или па склад регистрация проверок в журнале должна производиться в целом по всей испытываемой партии.

П р и м е ч а н и е . Ранее проверенные отдельные детали (изготовленные в запас и полученные со склада), имеющие все клейма при постановке на вагон, повторно не проверяются, кроме колесных пар, которые в части срока действия полного осви­ детельствования должны удовлетворять требова­ ниям инструкции по освидетельствованию, форми­ рованию и ремонту вагонных колесных пар.

'п о р я д о к к л е й м е н и я в а г о н н ы х д е т а л е й

ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ

§ 78. После проверки вагонных деталей на растяжение, а в случаях, когда это преду­ смотрено настоящими Техническими указани­ ями, также и дефектоскопом мастерам в де­ по или инспектором ОТК на заводе должны быть поставлены на деталях клейма.

При отсутствии на деталях клейм в местах где они предусмотрены, или при наличии не­ ясных клейм детали должны быть подвергну­ ты проверке, после чего должны быть постав­ лены клейма независимо от того, производил­ ся ли этим деталям ремонт данным ремонт­ ным пунктам или нет. В местах постановки новых клейм ранее поставленные зачеканиваются, кроме клейм завода, изготовившего де­ таль, и клейм инспектора ОТК. '

77