Файл: Технические указания по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей в отмену Техн. указаний по испытанию на растяжение и магнит. контролю вагон. деталей изд. 1955 г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
При каждой постановке щупа на торец оси на экране дефектоскопа должна появляться группа импульсов малой и большой высоты, возникающих, как правило, от начала прессо вого соединения (в масштабе линии разверт ки). Кроме того, в конце линии развертки дол жен быть виден сигнал донного отражения, служащий контролем качества акустического контакта щупа с осью.
Проверка подступичной части оси методом сквозного прозвучивания
§ 67. Проверка колесных пар методом сквоз ного прозвучивания осуществляется щупом с прямым дном из плексигласа или щупом с ме таллическим дном, который должен устанав ливаться на торец оси через пленку $з полиэти лена или перфоля толщиной 50—100 мк.
Этот метод проверки применяется для выяв ления дефектов в зоне внутренней кромки сту пицы колеса.
При данном методе сквозного прозвучива ния производится проверка противоположной щупу подступичной части, имея в виду, что ультразвук распространяется по диагонали оси
(рис. 18).
§ 68. Для выявления дефекта методом сквозного прозвучивания необходимо:
а) вставить хвостовик щупа с прямым дном в гнездо 1 (цифра на приборе);
б) три тумблера, расположенные в нижнем ряду лицевой панели, поставить в нижнее по ложение;
65
в) средний тумблер «Развертка» |
поставить - |
|
в положение «Медленно»; |
|
|
г) установить регуляторы «Усиление» и «Ог |
||
раничение» в крайнее правое положение, т. е. |
||
на 10; |
|
|
д) |
установить щуп на край торца оси, по |
|
крытого слоем масла, не выходя |
за пределы |
|
основного диаметра шейки; |
линии раз |
|
е) |
регулятором «Сдвиг» конец |
вертки переместить ближе к центру экрана и улучшить фокусировку вертикальных линий. Появившуюся группу импульсов в конце линии развертки следует рассматривать в соответст вии с рис. 18.
В зависимости от особенностей проверяе мой оси чувствительность дефектоскопа Сле дует дополнительно отрегулировать (ручкой «Усиление») так, чтобы отчетливо обнаружи валось отражение от дальней галтели (им пульс в, рис. 18); в этом случае выявляются трещины глубиной от 4 мм и более.
§ 69. При расшифровке группы импульсов левее донного отражения необходимо пользо ваться глубиномером. Например, если совме щение служебного импульса глубиномера с донным отражением происходит на 8 делении шкалы глубиномера, то дефект, выполненный в эталонной оси,у внутренней кромки ступицы, будет обнаруживаться примерно на деле нии 6,5.
Положение импульса от дефекта на экране аппарата определяется на эталонной колесной паре.
Полная проверка подступичной части про изводится путем постановки щупа в 10—15точ-
66
а —дефект; б—первая галтель; в—вторая галтель; а —место отражения прямого луча от торца оси; д и е—места отражения трансформированных лучей от торца оси
ках, расположенных на торце, вблизи бурта в пределах диаметра шейки оси.
§ 70. Методом сквозного прозвучивания при контроле дальней от щупа половины оси обна руживаются также сильно развитые трещины в средней части оси (более 4 мм глубиной).
Импульс от такой трещины должен нахо диться между донным отражением и меткой глубиномера, уста новленного на деление, вдвое меньшее того, (Которое соответствует дон ному отражению.
Проверка с помощью призматических щупов под углом 37 и 45°
§ 71. Проверка призмой с углом 37° осу ществляется с цилиндрической поверхности шейки. При этом ультразвук распространяется по оси под углом 45°. Этот метод следует при менять в том случае, когда:
а) грубая обработка торцовой поверхности шейки не дает возможности применять конт роль щупом с углом 6°;
б) обнаружен дефект с помощью 6° щупа; наличие дефекта должно быть подтверждено.
§ 72. Для проверки колесных пар любого типа призмой с углом 37° необходимо перед вводом дефектоскопа в эксплуатацию убедить ся в том, что рабочая поверхность призмы при терта по шейке оси III типа, имеющей наи больший диаметр.
Для притирки призмы иеобходимо:
а) на шейку оси наложить мелкую наждач ную бумагу, на которую поставить призму, и водить ее вдоль шейки оси с легким нажимом
68
до тех пор, пока вся ее рабочая поверхность не примет необходимую вогнутость, затем наждачной бумагой № 0 производится оконча тельная притирка призмы;
б) смазать дно прямой головки щупа мас лом (головка может применяться как с плекси гласовым дном, так и со стальным);
в) надеть призму на головку щупа и, убе дившись в отсутствии пузырьков воздуха в ме сте соединения дна щупа с призмой, скрепить их вместе гайкой;
г) вставить хвостовик кабеля в гнездо /; д) включить и настроить дефектоскоп в со
ответствии с требованиями § 60 и 61; е) регулятор «Ограничение» поставить в
положение 10; ж) установить щуп с призмой на смазан
ную маслом поверхность шейки оси парал лельно ее геометрической оси так, чтобы из лучение было направлено под углом 45° в сто рону бурта. При этом необходимо следить за хорошим акустическим контактом, который достигается плотным соединением рабочей по верхности призмы с цилиндрической поверх ностью шейки;
з) регулятор «Усиление» поставить в поло жение, обеспечивающее выявление дефектов в эталонной оси.
Появление на экране сигнала от бурта (рис. 19, а) высотой с начальный импульс при установке регулятора «Усиление» в положе ние не более 1 (при выключенном шунте) и положении регулятора «Ограничение» на 10 делении свидетельствует о возможности про верки данной подступичной части оси. Если
69
о
же такой сигнал от бурта получается при установке регулятора «Усиление» в положение:более 1, то контроль ультразвуком невоз можней и поэтому колесная пара, если она на ходилась в эксплуатации свыше восьми лет, подлежит расформированию; ' Щщ) повернуть щуп с призмой на 180°, т. е.
tak, чтобы излучение ультразвуковых колеба ний ^ыло направлено в сторону подступичной части, и перемещать призму по всей поверхно сти шейки оси от средней ее части до галтели (рис. 19, б). В колесных парах II типа приз ма ставится., кроме того, на предподступичную часть.
§ 73. При движении призмы в сторону гал тели могут появиться на экране дефектоскопа следующие сигналы:
широкий сигнал (помеха) от поверхности прессового соединения, который виден на экране приблизительно в том же месте, что и сигнал, отраженный от бурта а (рис. 20);
одиночный сигнал от ступицы колеса
б (рис. £0);
сигнал от дальней части прессового соеди нения, полученный преломленным лучом Б
(рис. 21, а);
сигнал от внешней поверхности ступицы ко леса, полученный преломленным лучом
(рис. 21, б); § 74. При появлении на экране дефектоско
па сильного сигнала от прессового соедине ния, полученного прямым лучом, в случае про верки подступичной части у внешней стороны ступицы, регулятором «Усиление» нужно уменьшить его высоту до 10 мм (рис. 22).
71
ю
Рис. 20. Дефектограммы при провер ке оси щупом
1
Сигнал от дефекта (трещины) будет выяв ляться на фоне помехи от прессового соедине-
Рис. 21.”Дефектограммы при проверке оси щупом
спризмой 37°:
а—сигнал, отраженный от трещины на внешней подсту
пичной части на фоне отражения от запрессовки; б —сиг- ' нал от запрессовки, полученный преломленным лучом
ния в виде одиночного импульса, превосходя щего -высотой сигнал б от прессового соедине ния в два-три раза.
73
Для выявления дефекта в подступичной части внутреннего торца ступицы колеса сле дует регулятор «Усиление» повернуть вправо до появления помехи от прессового соедине ния в месте возможного появления сигнала.
Рис. 22. Сигнал, отраженный от внутреннего дефекта, расположенного в подступичной части оси:
а —сигнал, отраженный от прессового соединения; б—сигнал, отраженный от дефекта
§ 75. Проверку внутренней стороны под ступичной части оси колесных пар, имеющих обработанную на станке среднюю часть, сле дует производить, устанавливая призму с уг лом 37° на среднюю часть оси. Для этой цели должна применяться призма, имеющая вог нутость рабочей поверхности по радиусу сред ней части оси.
§ 76. Призматическая насадка с углом 45°, соединяемая с прямым щупом, создает в стали излучение ультразвука, направленное под уг лом 35° к поверхности, (или 55° к нормали).
Данная призма предназначена главным
74
образом для вторичной проверки дефектов, расположенных вблизи внутренней кромки ступицы. В отличие от проверки призмой с углом 37° проверка призмой с углом 45° про изводится прямым лучом. Для этого щуп с призматической насадкой 45° должен устанав ливаться на предподступичную или подстуиичмую часть оси и обводиться по ее окружности зигзагообразно без излишнего нажима.
Рабочая поверхность призмы закругляется по радиусу подступичной части оси III типа. Перед применением щупа его действие прове ряется по отражению от бурта оси, аналогич но 37° насадке, а также на эталонной оси.
Р А З Д Е Л V
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ НА РАСТЯЖЕНИЕ, ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЕ
И КЛЕЙМЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ п р о в е р к и НА РАСТЯЖЕНИЕ И ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЕ
ВАГОННЫХ ДЕТАЛЕЙ
§ 77. Результаты магнитных проверок ко лесных пар записываются в журнале колесного цеха формы ВУ-53.
Результаты проверок деталей на растяже ние и дефектоскопом (кроме колесных пар) должны быть занесены в Журнал для запи си результатов проверки вагонных деталей на растяжение и дефектоскопом формы ВУ-37 (приложение 4) с распиской в нем лиц, произ водивших проверку.
Результаты проверок дефектоскопом ва гонных бандажей также должны записывать ся в журнале формы ВУ-37, при этом графы
4, 5, 8 и 9 не заполняются.
Журнал должен быть пронумерован, про шнурован и подписан на заводе начальником ОТК завода, в вагонном депо — начальником или главным инженером депо.
76
Журнал хранится на заводах у начальни ка ОТК, а в депо и мастерских — у мастеров цехов.
При массовом изготовлении деталей в за пас или па склад регистрация проверок в журнале должна производиться в целом по всей испытываемой партии.
П р и м е ч а н и е . Ранее проверенные отдельные детали (изготовленные в запас и полученные со склада), имеющие все клейма при постановке на вагон, повторно не проверяются, кроме колесных пар, которые в части срока действия полного осви детельствования должны удовлетворять требова ниям инструкции по освидетельствованию, форми рованию и ремонту вагонных колесных пар.
'п о р я д о к к л е й м е н и я в а г о н н ы х д е т а л е й
ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ
§ 78. После проверки вагонных деталей на растяжение, а в случаях, когда это преду смотрено настоящими Техническими указани ями, также и дефектоскопом мастерам в де по или инспектором ОТК на заводе должны быть поставлены на деталях клейма.
При отсутствии на деталях клейм в местах где они предусмотрены, или при наличии не ясных клейм детали должны быть подвергну ты проверке, после чего должны быть постав лены клейма независимо от того, производил ся ли этим деталям ремонт данным ремонт ным пунктам или нет. В местах постановки новых клейм ранее поставленные зачеканиваются, кроме клейм завода, изготовившего де таль, и клейм инспектора ОТК. '
77