Файл: Технические указания по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей в отмену Техн. указаний по испытанию на растяжение и магнит. контролю вагон. деталей изд. 1955 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ж) при появлении на экране электронно­ лучевой трубки ломаной или прямой линии раз­ вертки добиться четкости ее изображения ре­ гулятором «Фокус»;

з) регулятором «Пуск» получить на экране прибора прямую горизонтальную -линию раз­ вертки максимальной длины;

и) поворотом регулятора «Сдвиг» влево установить начальный импульс в левую часть экрана;

к) регулятором «Яркость» установить яр­ кость изображения, наиболее приемлемую для работы;

л) регулятором «Фокус» улучшить четкость вертикальных линий изображения импульсов, появляющихся при постановке щупа на де­ таль.

§ 61. Чувствительность дефектоскопа прове­ ряется с помощью эталона из плексигласа. Чув­ ствительность дефектоскопа нормальная, если при постепенном повороте регулятора «Усиле­ ние» вправо и положении регулятора «Ограни­ чение» на 10-м делении при постановке прямо­ го щупа с дном из плексигласа или щупа с призмой с углом 6° на торцовую поверхность бруска обнаруживается второе донное отраже­ ние.

Длительность развертки, нормальная ве­ личина которой устанавливается регулятором «Пуск», должна обеспечивать получение дон­ ного отражения при постановке прямого щупа на торец оси или стального стержня длиной

2,5 м.

Регулятор глубиномера «Глубина» должен обеспечивать перемещение служебного им­

55

пульса в пределах всей длины: линии разверт­ ки. При этом в нулевом положении регулятора служебный импульс должен совместиться с передним фронтом начального импульса. Совмещение его с донным отражением в оси должно происходить в пределах от 8-го до 10-го деления.

КОЛЕСНАЯ ПАРА С ЭТАЛОННЫМИ ДЕФЕКТАМИ

§ 62. Для приобретения навыков по обнару­ жению трещин в подступичной части оси ко­ лесных пар различными методами, а также для ориентировочного установления усилия дефектоскопа, различного для каждого из трех методов, служит эталонная колесная пара. -

Колесная пара с эталонными дефектами дол­ жна быть изготовлена по следующим дан­ ным:

а) ось III типа подбирается с торцами, имеющими обработку не ниже 4-го класса чи­ стоты; поверхность шеек должна быть шлифо­ ванной. При прозвучивании оси прямым щу­ пом донное отражение должно быть по высоте равно зондирующему импульсу при положе­ нии регуляторов «Усиление»— 1—1,5, а «Ог­ раничение» на 10. Одну,из сторон оси рекомен­ дуется выполнить по размерам II типа;

б) на каждой подступичной части сделать по два поперечных распила. У внешней кром­ ки ступицы распилы должны быть глубиной по 3 мм, у внутренней по 4 мм. Расположение их должно соответствовать рис. 12;

в) колеса для запрессовки подобрать таки­

56


ми, которые при постановке щупа с прямым плексигласовым дном на торцовую поверх­ ность ступиц при полной чувствительности прибора давали бы не менее 8—10 повторных донных отражений;

г)

при напрессовке выдержать

давление,

как

и для вновь формируемой

колесной

пары;

 

 

д) при изготовлении эталонной колесной па­ ры в депо разрешается выполнить распилы ука­ занной глубины без расформирования колес­ ной пары, расположив их непосредственно у наружной и внутренней кромок ступицы. Ось и ступицы выбранной для эталона колесной пары должны удовлетворять пп. «а» и «в», т. е. хорошо проводить ультразвуковые колебания с частотой / = 2,5 мгц.

57

МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ОСЕЙ

Проверка щупом с углом 6°

§ 63. Основной, центральный луч ультразву­ ка распространяется от щупа по оси под углом 12,5° (рис. 13). Проверка щупом с углом 6°

а)

S,

Рис. 13. Способ проверки оси ультразвуком:

а —распространение ультразвука при контроле оси с тор­ ца 6° призмой; в — б1 — выявление внешнего дефекта в

подступичной части; г — г г— выявление

внутреннего

де­

фекта в подступичной части; б— импульсы от помех,

по­

казывающие наличие акустического

контакта; 15

импульс

 

 

осуществляется со стороны торца и является основным методом. Он должен применяться в тех случаях, когда торцовая поверхность шейки

58

обработана не ниже 4-го класса чистоты. Про­ верка возможна и по клейменной поверхности торца, если клейма не имеют выпуклостей, и при постановке на них прямого щупа обнару­ живается наряду с данным отражением отра­ жение от дальней галтели.

Для проверки щупом с углом 6° необходимо: а) головку, плексигласовое дно которой име­ ет угол 6°, соединить с кабелем и вставить его

хвостовик в гнездо 1; б) включить и настроить дефектоскоп в со­

ответствии с § 60 и 61; в) регулятор «Ограничение» поставить в по­

ложение 10; г) установить щуп на край торца оси, покры­

того слоем масла, не выводя его за пределы основного диаметра шейки. Возвышенная часть дна щупа должна быть обращена в сторону центра оси;

д) подбирая регулятором «Усиление» чув­ ствительность дефектоскопа, нужно убедиться

вналичии Донного отражения, наблюдаемого

вконце линии развертки.

При отсутствии донного отражения заме­

нить щуп с углом 6° более чувствительным для этой цели прямым щупом, .которым также про­ веряется видимость дойного отражения.

Колесные пары, у которых прямым щупом не обнаруживается донное отражение и отра­ жение от галтелей, подлежат распрессовке (при условии, если со дня последнего форми­ рования они находились в эксплуатации свы­ ше восьми лет) для проверки подступичной части оси магнитным методом.

Постановкой щупа с углом Q° в соответствии

59


с п. «г» § 63 в 12—15 .местах, равномерно рас­ пределенных по торцу оси, производится пол­ ная проверка подступичной части. Оси типа III, кроме того, контролируются путем перемеще-

Рис. 14. Импульс от внешнего дефекта, расположен-

,ного на подступичной части оси:

апри выявлении внешнего дефекта с торца 6е призмой при

прохождении" ультразвука в ступицу колеса; б—при выявлении дефекта в подступичной части вагонной оси с торца 6° приз­

мой (ультразвук в ступицу колеса не проходит, но отражается

от крупных зерен металла оси); 15—импульс от

дефекта,

рас­

положенного на поверхности

подступичной части

оси; 20,

21,

23, 25 и 28 —

импульсы; А — дефект

 

 

ния щупа по малой окружности, т. е. около центра торцовой поверхности (рис. 1,3, а).

§ 64. В зависимости от особенностей прес­ сового соединения м данную группу импульсов могут входить: ~-

а) импульсы малой высоты 15, следующие на всем протяжении прессового соединения (поме­ ха от прессового соединения, рис. 13, б);

б) импульс от дефекта, расположенного на подступичной части у внешней стороны ступи-

60

Цы,будет находиться на экране в начале помех от прессового соединения и превзойдет по вы­ соте помеху в три-четыре раза (рис. 14, а и б)\

Рис. 15. Импульс от внутреннего дефек­ та, расположенного в подступичной ча­ сти оси:

а — распространение ультразвука в исправной

вагонной оси типа III при проверке 6° призмой при прохождении ультразвука в ступицу ко­

леса; / —продольные

волны;

2 —поперечные

волны;3 — внутренний

дефект

в подступичной

части; б —картина на экране дефектоскопа при

проверке вагонной оси 6 е призмой с торца при прохождении ультразвука в ступицу колеса при наличии дефекта в подступичной части;

19,5, 20, 21, 22, 23, 25, 25 —показания глу­ биномера

61


в) импульс от дефекта, расположенного на подступичной части у внутренней стороны сту­

пицы (рис. 15); г) помехи от торца колеса импульсы 20—28

(рис. 16).

§ 65. 'Для того чтобы отличить сигнал, выз­

ванный дефектом от помех, нужно:

 

 

чувст­

 

 

 

 

а)

 

снизить

 

 

 

 

вительность

дефек­

 

 

 

 

тоскопа при помощи

 

 

 

 

регулятора

«Усиле­

 

 

 

 

ние» настолько, что­

 

 

 

 

бы средний

уровень

 

 

 

 

помех,

наблюдаемых

 

 

 

 

на

участке

линии

 

 

 

 

развертки,

соответ­

 

 

 

 

ствующем

подсту­

 

 

 

 

пичной

 

части

оси,

Рис. 16. Картина на экра­

уменьшился

до

вы­

соты не более 5 мм.

не дефектоскопа

при про­

При

этом сигнал от

верке

исправной

вагонной

оси с торца 6°

призмой при

дефекта должен пре­

прохождении

ультразвука

вышать этот

уровень

в ступицу

колеса:

помех

в

три-четыре

15, 20,

21, 23,

25,

28 — пока-

раза

и

более в зави­

зания глубиномера;

15 —-помеха

от прессового соединения

симости

от

глубины

б)

 

 

 

развития

трещины;

проверить с помощью

служебного им

мульса (регулятор «Глубина») местоположе­ ние сигнала, принятого за дефект. Обнаружен­ ный сигнал должен находиться в пределах участка линии развертки, соответствующего подступичной части, закрытой ступицей коле­ са, или левее этого участка, если дефект нахо­ дится в шейке оси.

62


Этот участок определяется выявлением рас­ пилов на эталонной оси;

в) перемещением щупа в соседние точки от места, в котором обнаружен сигнал, находят положение щупа, дающее импульс наибольшей высоты. Зная направление излучения ультра­ звука, производят отметку зоны развития де­ фекта на оси;

г) если сигналы, соответствующие отраже­ ниям от внутренней кромки ступицы колеса, превышают более чем в три раза средний уро­ вень помех, видимых на этом участке линии развертки (см. рис. 15), т. е. когда среди по­ мех можно предполагать и отражение от де­ фекта, то данный участок оси должен быть про­ верен методом сквозного прозвучивания (см. § 67). При этом методе помехи, вызванные сту­ пицей, не проявляются.

§ 66. Оси колесных пар с подшипниками ка­ чения (роликовыми) данным методом проверя­ ются двумя способами:

во-первых, постановкой щупа 6° на сегменты торцовой поверхности, так же как и у осей на скользящих подшипниках, при этом контроли­ руются участки подступичной части, располо­ женные напротив сегментов;

во-вторых, для контроля участков подсту­ пичной части, расположенных напротив вы­ точки, следует применять два щупа с углом 6°.

Для этого необходимо дополнительно сде­ лать следующее:

а) вторую головку, плексигласовое дно кото­ рой имеет угол 6°, соединить посредством вто­ рого шланга с гнездом II дефектоскопа;

63

б) тумблер с обозначением I, II поставить в верхнее положение, т. е. на II;

, в) установить щупы на верхние края сегмен­ тов (рис. 17) так, чтобы ультразвуковой луч

Рис. 17. Схема расположения щупов при про­ верке двумя щупами с 6Р призмами с торца оси при расположении дефектов напротив выточки

был направлен на предполагаемый дефект, расположенный напротив нижнего края выточ­ ки, затем, переставив оба щупа на нижние края сегментов, проверить подступичную часть, расположенную напротив верхнего края вы­ точки.

Метод двухщуповой работы испытывается на описанной выше эталонной оси типа III.

64