Файл: Технические указания по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей в отмену Техн. указаний по испытанию на растяжение и магнит. контролю вагон. деталей изд. 1955 г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ж) при появлении на экране электронно лучевой трубки ломаной или прямой линии раз вертки добиться четкости ее изображения ре гулятором «Фокус»;
з) регулятором «Пуск» получить на экране прибора прямую горизонтальную -линию раз вертки максимальной длины;
и) поворотом регулятора «Сдвиг» влево установить начальный импульс в левую часть экрана;
к) регулятором «Яркость» установить яр кость изображения, наиболее приемлемую для работы;
л) регулятором «Фокус» улучшить четкость вертикальных линий изображения импульсов, появляющихся при постановке щупа на де таль.
§ 61. Чувствительность дефектоскопа прове ряется с помощью эталона из плексигласа. Чув ствительность дефектоскопа нормальная, если при постепенном повороте регулятора «Усиле ние» вправо и положении регулятора «Ограни чение» на 10-м делении при постановке прямо го щупа с дном из плексигласа или щупа с призмой с углом 6° на торцовую поверхность бруска обнаруживается второе донное отраже ние.
Длительность развертки, нормальная ве личина которой устанавливается регулятором «Пуск», должна обеспечивать получение дон ного отражения при постановке прямого щупа на торец оси или стального стержня длиной
2,5 м.
Регулятор глубиномера «Глубина» должен обеспечивать перемещение служебного им
55
пульса в пределах всей длины: линии разверт ки. При этом в нулевом положении регулятора служебный импульс должен совместиться с передним фронтом начального импульса. Совмещение его с донным отражением в оси должно происходить в пределах от 8-го до 10-го деления.
КОЛЕСНАЯ ПАРА С ЭТАЛОННЫМИ ДЕФЕКТАМИ
§ 62. Для приобретения навыков по обнару жению трещин в подступичной части оси ко лесных пар различными методами, а также для ориентировочного установления усилия дефектоскопа, различного для каждого из трех методов, служит эталонная колесная пара. -
Колесная пара с эталонными дефектами дол жна быть изготовлена по следующим дан ным:
а) ось III типа подбирается с торцами, имеющими обработку не ниже 4-го класса чи стоты; поверхность шеек должна быть шлифо ванной. При прозвучивании оси прямым щу пом донное отражение должно быть по высоте равно зондирующему импульсу при положе нии регуляторов «Усиление»— 1—1,5, а «Ог раничение» на 10. Одну,из сторон оси рекомен дуется выполнить по размерам II типа;
б) на каждой подступичной части сделать по два поперечных распила. У внешней кром ки ступицы распилы должны быть глубиной по 3 мм, у внутренней по 4 мм. Расположение их должно соответствовать рис. 12;
в) колеса для запрессовки подобрать таки
56
ми, которые при постановке щупа с прямым плексигласовым дном на торцовую поверх ность ступиц при полной чувствительности прибора давали бы не менее 8—10 повторных донных отражений;
г) |
при напрессовке выдержать |
давление, |
как |
и для вновь формируемой |
колесной |
пары; |
|
|
д) при изготовлении эталонной колесной па ры в депо разрешается выполнить распилы ука занной глубины без расформирования колес ной пары, расположив их непосредственно у наружной и внутренней кромок ступицы. Ось и ступицы выбранной для эталона колесной пары должны удовлетворять пп. «а» и «в», т. е. хорошо проводить ультразвуковые колебания с частотой / = 2,5 мгц.
57
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ОСЕЙ
Проверка щупом с углом 6°
§ 63. Основной, центральный луч ультразву ка распространяется от щупа по оси под углом 12,5° (рис. 13). Проверка щупом с углом 6°
а) |
S, |
Рис. 13. Способ проверки оси ультразвуком:
а —распространение ультразвука при контроле оси с тор ца 6° призмой; в — б1 — выявление внешнего дефекта в
подступичной части; г — г г— выявление |
внутреннего |
де |
фекта в подступичной части; б— импульсы от помех, |
по |
|
казывающие наличие акустического |
контакта; 15 |
— |
импульс |
|
|
осуществляется со стороны торца и является основным методом. Он должен применяться в тех случаях, когда торцовая поверхность шейки
58
обработана не ниже 4-го класса чистоты. Про верка возможна и по клейменной поверхности торца, если клейма не имеют выпуклостей, и при постановке на них прямого щупа обнару живается наряду с данным отражением отра жение от дальней галтели.
Для проверки щупом с углом 6° необходимо: а) головку, плексигласовое дно которой име ет угол 6°, соединить с кабелем и вставить его
хвостовик в гнездо 1; б) включить и настроить дефектоскоп в со
ответствии с § 60 и 61; в) регулятор «Ограничение» поставить в по
ложение 10; г) установить щуп на край торца оси, покры
того слоем масла, не выводя его за пределы основного диаметра шейки. Возвышенная часть дна щупа должна быть обращена в сторону центра оси;
д) подбирая регулятором «Усиление» чув ствительность дефектоскопа, нужно убедиться
вналичии Донного отражения, наблюдаемого
вконце линии развертки.
При отсутствии донного отражения заме
нить щуп с углом 6° более чувствительным для этой цели прямым щупом, .которым также про веряется видимость дойного отражения.
Колесные пары, у которых прямым щупом не обнаруживается донное отражение и отра жение от галтелей, подлежат распрессовке (при условии, если со дня последнего форми рования они находились в эксплуатации свы ше восьми лет) для проверки подступичной части оси магнитным методом.
Постановкой щупа с углом Q° в соответствии
59
с п. «г» § 63 в 12—15 .местах, равномерно рас пределенных по торцу оси, производится пол ная проверка подступичной части. Оси типа III, кроме того, контролируются путем перемеще-
Рис. 14. Импульс от внешнего дефекта, расположен-
,ного на подступичной части оси:
а—при выявлении внешнего дефекта с торца 6е призмой при
прохождении" ультразвука в ступицу колеса; б—при выявлении дефекта в подступичной части вагонной оси с торца 6° приз
мой (ультразвук в ступицу колеса не проходит, но отражается
от крупных зерен металла оси); 15—импульс от |
дефекта, |
рас |
|
положенного на поверхности |
подступичной части |
оси; 20, |
21, |
23, 25 и 28 — |
импульсы; А — дефект |
|
|
ния щупа по малой окружности, т. е. около центра торцовой поверхности (рис. 1,3, а).
§ 64. В зависимости от особенностей прес сового соединения м данную группу импульсов могут входить: ~-
а) импульсы малой высоты 15, следующие на всем протяжении прессового соединения (поме ха от прессового соединения, рис. 13, б);
б) импульс от дефекта, расположенного на подступичной части у внешней стороны ступи-
60
Цы,будет находиться на экране в начале помех от прессового соединения и превзойдет по вы соте помеху в три-четыре раза (рис. 14, а и б)\
Рис. 15. Импульс от внутреннего дефек та, расположенного в подступичной ча сти оси:
а — распространение ультразвука в исправной
вагонной оси типа III при проверке 6° призмой при прохождении ультразвука в ступицу ко
леса; / —продольные |
волны; |
2 —поперечные |
волны;3 — внутренний |
дефект |
в подступичной |
части; б —картина на экране дефектоскопа при
проверке вагонной оси 6 е призмой с торца при прохождении ультразвука в ступицу колеса при наличии дефекта в подступичной части;
19,5, 20, 21, 22, 23, 25, 25 —показания глу биномера
61
в) импульс от дефекта, расположенного на подступичной части у внутренней стороны сту
пицы (рис. 15); г) помехи от торца колеса импульсы 20—28
(рис. 16).
§ 65. 'Для того чтобы отличить сигнал, выз
ванный дефектом от помех, нужно: |
|
|
чувст |
||||||
|
|
|
|
а) |
|
снизить |
|||
|
|
|
|
вительность |
дефек |
||||
|
|
|
|
тоскопа при помощи |
|||||
|
|
|
|
регулятора |
«Усиле |
||||
|
|
|
|
ние» настолько, что |
|||||
|
|
|
|
бы средний |
уровень |
||||
|
|
|
|
помех, |
наблюдаемых |
||||
|
|
|
|
на |
участке |
линии |
|||
|
|
|
|
развертки, |
соответ |
||||
|
|
|
|
ствующем |
подсту |
||||
|
|
|
|
пичной |
|
части |
оси, |
||
Рис. 16. Картина на экра |
уменьшился |
до |
вы |
||||||
соты не более 5 мм. |
|||||||||
не дефектоскопа |
при про |
При |
этом сигнал от |
||||||
верке |
исправной |
вагонной |
|||||||
оси с торца 6° |
призмой при |
дефекта должен пре |
|||||||
прохождении |
ультразвука |
вышать этот |
уровень |
||||||
в ступицу |
колеса: |
помех |
в |
три-четыре |
|||||
15, 20, |
21, 23, |
25, |
28 — пока- |
раза |
и |
более в зави |
|||
зания глубиномера; |
15 —-помеха |
||||||||
от прессового соединения |
симости |
от |
глубины |
||||||
б) |
|
|
|
развития |
трещины; |
||||
проверить с помощью |
служебного им |
мульса (регулятор «Глубина») местоположе ние сигнала, принятого за дефект. Обнаружен ный сигнал должен находиться в пределах участка линии развертки, соответствующего подступичной части, закрытой ступицей коле са, или левее этого участка, если дефект нахо дится в шейке оси.
62
Этот участок определяется выявлением рас пилов на эталонной оси;
в) перемещением щупа в соседние точки от места, в котором обнаружен сигнал, находят положение щупа, дающее импульс наибольшей высоты. Зная направление излучения ультра звука, производят отметку зоны развития де фекта на оси;
г) если сигналы, соответствующие отраже ниям от внутренней кромки ступицы колеса, превышают более чем в три раза средний уро вень помех, видимых на этом участке линии развертки (см. рис. 15), т. е. когда среди по мех можно предполагать и отражение от де фекта, то данный участок оси должен быть про верен методом сквозного прозвучивания (см. § 67). При этом методе помехи, вызванные сту пицей, не проявляются.
§ 66. Оси колесных пар с подшипниками ка чения (роликовыми) данным методом проверя ются двумя способами:
во-первых, постановкой щупа 6° на сегменты торцовой поверхности, так же как и у осей на скользящих подшипниках, при этом контроли руются участки подступичной части, располо женные напротив сегментов;
во-вторых, для контроля участков подсту пичной части, расположенных напротив вы точки, следует применять два щупа с углом 6°.
Для этого необходимо дополнительно сде лать следующее:
а) вторую головку, плексигласовое дно кото рой имеет угол 6°, соединить посредством вто рого шланга с гнездом II дефектоскопа;
63
б) тумблер с обозначением I, II поставить в верхнее положение, т. е. на II;
, в) установить щупы на верхние края сегмен тов (рис. 17) так, чтобы ультразвуковой луч
Рис. 17. Схема расположения щупов при про верке двумя щупами с 6Р призмами с торца оси при расположении дефектов напротив выточки
был направлен на предполагаемый дефект, расположенный напротив нижнего края выточ ки, затем, переставив оба щупа на нижние края сегментов, проверить подступичную часть, расположенную напротив верхнего края вы точки.
Метод двухщуповой работы испытывается на описанной выше эталонной оси типа III.
64