Файл: Рульков Д.И. Знаки судоходной обстановки и сигнализация на внутренних водных путях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАВИГАЦИОННЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ

 

НА ВОДОХРАНИЛИЩАХ

Основными знаками навигационного

ограждения яв­

ляются береговые знаки — л и н е й н ы е

и щ е л е в ы е

с т в о р ы ,

х о д о в ы е и о п о з н а в а т е л ь н ы е з н а к и ,

а также

м а я к и.

 

Направление основных и дополнительных судовых трасс на всем протяжении обставляется последовательной цепью береговых створных и ходовых знаков.

При длине створной линии более 5^7 км, включая и ее неходовую часть, устанавливаются встречные створные знаки; при этом, дальность видимости сигналов створа дол­ жна обеспечиваться с расстояния не менее 2/э длины створ­ ной линии.

Щ е л е в ы е с т в о р ы устанавливаются на участках, где ширина судоходной трассы ограничена малыми глуби­ нами за ее кромками, или наличием за ними подводных препятствий.

Х о д о в ы е з н а к и выставляются для указания рас­ положения судового хода параллельно берегу на расстоя­ нии до 5 км друг от друга, когда от кромки судоходной трассы до берега не более 50 м. Если ширина прибрежной полосы превышает 50 м (в пределах которой плавание су­ дов не разрешено), направление судового хода указыврется

створными знаками.

береговых

или

разборных

м а л-

Назначение одиночных

к о в — дать направление

и ориентировку

на местности су­

доводителю; кроме того,

они служат

для

указания

входа

в гавань или в устье реки.

устанавливаются у

О п о з н а в а т е л ь н ы е з н а к и

входа из водохранилища в канал или реку.

 

Плавучие знаки судоходной обстановки на водохранили­ щах расстанавливаются по латеральной системе, сущность которой заключается в ограждении границ судового хода. На левой стороне фарватера, считая по течению реки, об­ разовавшей водохранилище, выставляются черные вехи, буи или бакены, на правой стороне — красные. На каждом буе наносится его порядковый номер (четный на правой сторо­ не и нечетный на левой), под которым этот буй обознача­

ется на навигационной карте.

Отдельные небольшие препятствия для судоходства ог­ раждаются крестовой вехой и пестрым буем, которые мож­ но обходить со всех сторон.

34


Если ширина судового хода большая и превышает мини­ мальную гарантийную, допускается одностороннее ограж­ дение только одной кромки судового хода, обычно левой. При выставлении буев по одной стороне судового хода они нумеруются подряд. Расстояние между смежными буями правой и левой сторон принимается в зависимости от типа буев: для озерных и средних морских буев не более 5 км, для озерно-речных буев 3 км и для речных буев — 1,5 км.

Помимо буев, дополнительно между ними могут быть поставлены вехи, дальность видимости которых 1,5—2 км.

На прямолинейных участках при недостаточной види­ мости створных знаков в дневное время устанавливаются вехи, а в отдельных случаях буи по одной стороне судо­ ходной трассы.

В местах перехода с одних створов на другие выстав­ ляются поворотные знаки.

П о в о р о т н ы е з н а к и правой стороны имеют крас­ но-белый цвет, а левой черно-белый.

В местах разветвления основных и дополнительных су­ доходных трасс выставляются буи разветвления судового

хода.

Если ширина судоходной трассы превышает проектную не менее чем в 2 раза, разрешается применять осевую си­ стему расстановки плавучих знаков. В этом случае выстав­ ляются осевые и поворотно-осевые знаки, которые идущи­ ми судами должны оставляться с левой стороны.

Поворотные, осевые и осевые-поворотные плавучие зна­ ки имеют отличительные признаки, установленные для со­ ответствующих знаков морских каналов и фарватеров.

Б Е Р Е Г О В Ы Е З Н А К И

К береговым знакам навигационной обстановки на во­ дохранилищах относятся линейные и щелевые створы, пе­ ревальные столбы, ходовые и весенние знаки, маяки.

Л и н е й н ы е с т в о р ы выставляются на берегу по линии, являющейся продолжением оси судового хода. Су­ доводитель, ведущий судно по створу, видит с мостика зад­ ний знак над передним.

Форма, расцветка и характер огней створных знаков, устанавливаемых на водохранилищах при небольшой про­ тяженности судового хода, такие же, как у речных. Разме­ ры щитов и высота знаков при этом увеличиваются.

3*

35

На водохранилищах применяются также створные зна­ ки других конструкции, обеспечивающих значительную дальность их видимости, в виде металлических или желе­ зобетонных ферм с прямоугольным щитом.

Более высокие железобетонные мачты в отличие от ме­

таллических имеют по высоте

несколько поясов оттяжек.

Щ е л е в ы е с т в о р н ы е

з н а к и на водохранилищах

имеют значительную высоту и представляют собой сварные

Характерные створные знаки Рыбинского водохранилища

1—передний; 2—задний

фермы (мачты) из стали углового профиля, которую заде­ лывают в бетонный массив, служащий ей основанием. Для устойчивости ферму с четырех сторон закрепляют тросовы­ ми оттяжками. На верху мачты укрепляют щит из досок, который окрашивают в цвет, дающий наибольшую контра­ стность с окружающим фоном.

Металлические створные знаки высотой меньше 15 м не имеют оттяжек. Такие знаки применяются на Цимлян­ ском водохранилище. На всех знаках установлены деревян­ ные щиты размером 7,5 X 6 м.

На Рыбинском водохранилище щиты на створных зна­ ках имеют размер 13,5 Х9,8 .« и выполнены в виде полос, разделенных просветами. Полосы тоже не сплошные, а имеют зазор между досками, что понижает их видимость. Расстояние между передними знаками 40 .и, междустворное расстояние 1840 м, высота передних знаков 26 м, а заднего 28,5 .и. Дальность видимости знаков щелевого створа, по данным наблюдений, при хорошей погоде составляет днем

36


около 12 км (при наблюдении в бинокль с шестикратным

увеличением— 18 к/t).

На заднем знаке щелевого створа в отличие от перед­ них знаков сигнальный огонь должен быть проблесковым.

Х о д о в ы е

з н а к и представляют

собой металличес­

кие или железобетонные фермы с ромбовидными

деревян­

ными щитами,

укрепленными в верхней

ее части.

 

Типовые щелевые створные знаки на Рыбинском водохранилище

Щиты знаков правого берега окрашены в

красный, а

левого — в белый цвет. В темное

время суток

на ходовом

знаке правого берега включается

красный, а

левого — бе­

лый сигнальный

огонь.

 

 

 

При ацетиленовой системе освещения эти огни проблес­

ковые.

м а я к и — сооружения в

виде башен

Б е р е г о в ы е

разных конструкций из

различных

материалов — применя­

ются преимущественно

на озерах.

Назначение

маяков —

указывать направление курса судна, ограждать опасное для плавания препятствие или целый район.

Каждый маяк имеет свой особый внешний вид (форму; конструкцию, окраску) и систему сигнализации (световую, звуковую, радиотехническую). Судоводитель не только следует по курсу, указанному маяком, но и определяет по

нему местонахождение своего судна.

Для опознавания отдельных мысов, мест изменения на­ правления судоходных трасс, а также для определения ме­ стонахождения судна на водохранилищах иногда устанав­ ливаются специальные ориентиры.

37


Ходовой знак на водохра­ нилище правого берега

38

Маяки на акватории водохранилищ устанавливаются в тех случаях, когда целесообразно (с технической или эко­ номической стороны) выносить створные знаки с берегов в водохранилище или когда необходимо создать на аквато­ рии надежный знак, указывающий ответвление судового хода.

Волжский большой маяк (канал имени Москвы)'

39


В остальных случаях вместо стационарных применяют­ ся складные маяки, укладываемые на время ледохода и ле­ достава на дно. Они бывают разнообразной формы и кон­ струкции.

Характеристика каждого маяка указывается в лоции, а также на карте, где дается рисунок его внешнего вида и условными знаками записывается характеристика.

Например, характеристика Стороженского маяка запи­ сывается на карте около его общего вида следующим обра­ зом:

Пр (3е)22 МТ (к).

Выс 75,671,0 М.

Это означает: характер огня проблесковый, период 3 сек; 22 М — дальность видимости 22 мили, Т(к) — туманный сиг­ нал-колокол; высота маяка над горизонтом воды 75,6 м, высота маяка 71 м.

Маяк у входа в Волго-Донской канал имени В. И. Ленина

40

Ориентировочные знаки на Рыбинском водохранилище

П Л А В У Ч И Е З Н А К И

Для ограждения сторон судоходных трасс и различных препятствий для судоходства на водохранилищах применя­ ются знаки плавучей обстановки: металлические буи, пи­ рамиды и вехи.

Б у и представляют собой металлические поплавки с надводной частью над уровнем воды от 0,8 до 3,3 м, в вер­ шине которой размещается фонарь сигнального огня кру­ гового действия. В настоящее время применяются буи пя­ ти видов:

1)речной РБ-1,14—56, с высотой огня над уровнем во­ ды 1,14 м, дальность видимости 1 км;

2)речной РБ-1,40—56, с высотой огня над уровнем воды 1,4 м, дальность видимости 1,5 км;

3)озерно-речной ОРБ-1,94—56, с высотой огня над уровнем воды 1,94 м, дальность видимости 3 км;

4)озерный ОБ-3,26—56, с высотой огня, над уровнем воды 3,26 м, дальность видимости 5 км;

41

Н очью

Н очью

Буй речной малый РБ-1,14—56

« — левого берега; б — правого берега.

Буй речной РБ-1,40—56

Буй озерно-речной

 

ОРБ-1,94—56

5) средний морской, с высотой огня над уровнем воды 3,15 м, дальность видимости 5 км.

Буи речные устанавливаются на водохранилищах в их речной части и на больших реках. Буи озерно-речные, озер­ ные и средние морские устанавливаются на озерных участ­ ках водохранилищ, на озерах и в устьевых участках боль­ ших рек.

42