Файл: Петровский В.Г. Техническое обслуживание машин учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
обслуживания № 1 или № 2, а в последующие дни одновре менно с ежедневным техническим обслуживанием производят другие дополнительные работы, входящие в объем техническо го обслуживания № 1 (№ 2). Оставшиеся же работы из оче редного технического обслуживания будут проводиться по вы полнении операции. Очередность выполнения работ при таком расчлененном обслуживании устанавливается с учетом тех нического состояния машин и условий их эксплуатации. При этом наиболее важные работы, восстанавливающие боеспо собность машин, выполняются в первую очередь. Такое рас члененное обслуживание особо необходимо для тех машин, у которых пробег за операцию может превысить срок работы до очередного технического обслуживания.
В наступательном бою в зависимости от обстановки попол нение танков и САУ боеприпасами и дозаправка отдельных машин горючим, моторным маслом и охлаждающей жидко стью проводится, как правило, в боевых порядках за укрыти ями. Для этого боеприпасы и эксплуатационные материалы подвозятся непосредственно к боевым машинам без вывода их в тыл. В неотложных случаях командиры рот (взводов)' обязаны, не ожидая подвоза, перераспределить между боевы ми машинами оставшиеся боеприпасы и эксплуатационныематериалы.
В оборонительном бою пополнение боевых машин боепри пасами, дозаправка их горючим и моторным маслом и техни ческое обслуживание производятся в занимаемых районах и на огневых позициях, как правило, ночью; в отдельных случа ях по распоряжению командира батальона могут создаваться запасы боеприпасов вне боевых машин (в нишах или погре бах).
Ускорение обслуживания машин в боевых условиях дости гается:
—систематическим повышением навыков в обслуживании машин в полевых условиях личным составом частей и особен но экипажами машин и личным составом подвижных средствобслуживания;
—своевременной подготовкой инструментов и принадлеж
ностей к обслуживанию и правильным их использованием;
—четкой организацией работ экипажей по обслуживанию машин в полевых условиях;
—умелым использованием индивидуальных и подвижных средств обслуживания. Для ускорения обслуживания машин
подвижные средства обслуживания должны своевременно при бывать в районы расположения подразделений и использо ваться в первую очередь для проведения трудоемких и слож ных работ.
18
3. ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН
К подвижным средствам технического обслуживания отно сятся автотопливозаправщики, автомаслозаправщики, автоводомаслозаправщики, водомаслогрейки и машины технического обслуживания.
Автотопливозаправщик АТЗ-151 (АТЗ-150) предназначен для транспортировки и заправки боевых и вспомогательных машин горючим закрытой струей. Его оборудование смонти ровано на шасси ЗИЛ-151 (ЗИЛ-150), ЗИЛ-157, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 и состоит из цистерны для горючего, насоса с приво дом, фильтра тонкой очистки, системы топливорукавов с ар матурой и приборами.
Цистерна внутри имеет поплавковый указатель (для при ближенного определения количества горючего) и два пояса жесткости, к которым прикреплены волнорезы, разделяющие ее на три сообщающиеся секции.
Сверху на цистерне имеется заливная горловина, на крыш ке которой расположен дыхательный клапан. При наполнении цистерны горючим через дыхательный клапан выходят излиш ки воздуха и паров горючего, а при сливе горючего через него
вцистерну поступает воздух.
Внижней части цистерны имеется отстойник с водоотдели телем, предотвращающим попадание воды в раздаточную си стему.
Перекачка горючего осуществляется одноступенчатым са
мовсасывающим насосом вихревого типа с приводом от уни фицированной двухскоростной коробки отбора мощности.
Тонкая очистка горючего от механических примесей на ли нии нагнетания осуществляется фильтром тонкой очистки.
Замер количества горючего, протекающего через раздаточ ный трубопровод автотопливозаправщика, производится счет- чиком-литромером.
Управление автотопливозаправщиком осуществляется цен трализованно из кабины управления, расположенной позади цистерны, при помощи рычагов управления и задвижек.
Автотопливозаправщик может выполнять следующие опе рации с горючим:
—наполнять цистерну АТЗ при помощи своего насоса;
—раздавать из цистерны АТЗ фильтрованное горючее;
—перекачивать из одного резервуара в другой;
—перемешивать в цистерне АТЗ или в другом резер
вуаре;
—отсасывать из раздаточных рукавов.
Основные данные технической характеристики автотопли возаправщика и автоцистерны даны в приложении 6.
2* |
19 |
Автомаслозаправщики предназначаются для заправки ма шин нагретым маслом. В частях эксплуатируются маслозаправщики МЗ-51 (МЗ-51М) и МЗ-150, смонтированные на шасси автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-150.
Автомаслозаправщики обеспечивают возможность выпол нения следующих операций:
—заполнение маслом своей емкости (котла);
—нагрев масла в котле до температуры 120°С;
—перемешивание масла в котле путем циркуляции;
—заправку машин горячим фильтрованным маслом;
—перекачивание масла из одной емкости в другую, минуя собственную емкость;
—транспортировку масла и сохранение в течение длитель ного времени нагретого масла в своей емкости.
Основные тактико-технические данные автомаслозаправщиков даны в приложении 6.
Автоводомаслозаправщик ВМЗ-ЗИЛ-151 ’ предназначается
для нагревания воды (охлаждающей жидкости) и масла и ме ханической заправки ими систем охлаждения и смазки двига телей машин.
К оборудованию автоводомаслозаправщика, смонтирован ному на автомобиле ЗИЛ-151, относятся: котел с теплоизоля цией, кабина управления, топливная система, водяной насос, масляный насос, трансмиссия к механическим насосам с при водами управления, трубопроводы для выхлопных газов дви гателя, фильтр тонкой очистки масла, счетчик-литромер, кон трольно-измерительные приборы, трубопроводы с вентилями, приемные и раздаточные рукава и противопожарное оборудо вание.
Оборудование автоводомаслозаправщика позволяет выпол нять следующие операции:
—заполнение емкостей котла фильтрованными водой и маслом из наземных и подземных емкостей;
—нагревание воды до температуры 95°С и масла до 70°С;
—хранение в нагретом состоянии воды и масла в течение продолжительного времени в зимних условиях;
—заправку горячей водой и горячим профильтрованным
маслом (с замером раздаваемого масла) систем охлаждения
исмазки двигателей различных машин;
—перекачивание воды и масла из одних емкостей в дру гие, минуя свой котел;
—перемешивание воды и масла путем циркуляции по от дельным замкнутым контурам.
Основные тактико-технические данные ВМЗ-ЗИЛ-151 даны в приложении 6.
Водомаслогрейка предназначена для нагревания воды и масла и заправки ими систем охлаждения и смазки двига телей машин при низкой температуре окружающего воздуха.
20
Основными узлами водомаслогрейки являются: прицеп, ко тел с теплоизоляцией, топливная система (работающая на твердом и жидком топливе), ручной крыльчатый насос и кон трольно-измерительные приборы.
Данные ее технической характеристики указаны в прило жении 6.
Сокращение сроков заправки машин горючим и моторным маслом может достигаться: во-первых, приближением необхо димых запасов к машинам; во-вторых, рациональным исполь зованием групповых и индивидуальных заправочных средств; в-третьих, своевременной подготовкой машин к заправке. Для приближения запасов в полковой и батальонный транс порт выделяют необходимое количество горючего и моторных масел, а также устанавливают на машины дополнитель ные емкости (на танки — бочки, а на автомобили — бидоны) с горючим и моторным маслом.
Для ускорения заправки производят своевременную под готовку как машин (очищают и ослабляют пробки заправоч ных горловин), так и заправочных средств.
Для ускорения заправки машин в одних подразделениях используют топливозаправщики и маслозаправщики, а в другйх — заправляют машины из бочек с помощью индивидуаль ных заправочных средств.
При таком широком фронте заправочных работ значитель но ускоряется их проведение.
Машины технического обслуживания монтируются на трех осном грузовом автомобиле ЗИЛ-157КХЕ.
Последний снабжен системой регулирования давления в шинах с внутренним подводом воздуха. Система управляется из кабины водителя.
Специальное оборудование, инструмент и принадлежности этих машин, а также экипаж, его оружие и личные вещи раз мещены в кузове. Кузов герметичный, цельнометаллический, с двойным полом. В задней стенке кузова имеется двухствор чатая дверь. В передней части и в створке двери имеется по одному окну, а с боков—по три окна. Окна снабжены светома скировочными шторками. Внутри кузова имеется вентилятор для принудительного обмена воздуха и прибор для обогрева кузова и приготовления пищи экипажу.
В зависимости от назначения различают машины техниче ского обслуживания МТО-60, МТО-АТ и МТО-40С.
Машина технического обслуживания МТО-60 предназначе на для выполнения наиболее трудоемких и тяжелых работ по техническому обслуживанию и устранению мелких неисправ ностей (текущий ремонт) танков, самоходно-артиллерийских установок и гусеничных бронетранспортеров в полевых усло виях. Экипаж ее состоит из четырех человек: командир маши
21