Файл: Петровский В.Г. Техническое обслуживание машин учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обслуживания № 1 или № 2, а в последующие дни одновре­ менно с ежедневным техническим обслуживанием производят другие дополнительные работы, входящие в объем техническо­ го обслуживания № 1 (№ 2). Оставшиеся же работы из оче­ редного технического обслуживания будут проводиться по вы­ полнении операции. Очередность выполнения работ при таком расчлененном обслуживании устанавливается с учетом тех­ нического состояния машин и условий их эксплуатации. При этом наиболее важные работы, восстанавливающие боеспо­ собность машин, выполняются в первую очередь. Такое рас­ члененное обслуживание особо необходимо для тех машин, у которых пробег за операцию может превысить срок работы до очередного технического обслуживания.

В наступательном бою в зависимости от обстановки попол­ нение танков и САУ боеприпасами и дозаправка отдельных машин горючим, моторным маслом и охлаждающей жидко­ стью проводится, как правило, в боевых порядках за укрыти­ ями. Для этого боеприпасы и эксплуатационные материалы подвозятся непосредственно к боевым машинам без вывода их в тыл. В неотложных случаях командиры рот (взводов)' обязаны, не ожидая подвоза, перераспределить между боевы­ ми машинами оставшиеся боеприпасы и эксплуатационныематериалы.

В оборонительном бою пополнение боевых машин боепри­ пасами, дозаправка их горючим и моторным маслом и техни­ ческое обслуживание производятся в занимаемых районах и на огневых позициях, как правило, ночью; в отдельных случа­ ях по распоряжению командира батальона могут создаваться запасы боеприпасов вне боевых машин (в нишах или погре­ бах).

Ускорение обслуживания машин в боевых условиях дости­ гается:

систематическим повышением навыков в обслуживании машин в полевых условиях личным составом частей и особен­ но экипажами машин и личным составом подвижных средствобслуживания;

своевременной подготовкой инструментов и принадлеж­

ностей к обслуживанию и правильным их использованием;

четкой организацией работ экипажей по обслуживанию машин в полевых условиях;

умелым использованием индивидуальных и подвижных средств обслуживания. Для ускорения обслуживания машин

подвижные средства обслуживания должны своевременно при­ бывать в районы расположения подразделений и использо­ ваться в первую очередь для проведения трудоемких и слож­ ных работ.

18


3. ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН

К подвижным средствам технического обслуживания отно­ сятся автотопливозаправщики, автомаслозаправщики, автоводомаслозаправщики, водомаслогрейки и машины технического обслуживания.

Автотопливозаправщик АТЗ-151 (АТЗ-150) предназначен для транспортировки и заправки боевых и вспомогательных машин горючим закрытой струей. Его оборудование смонти­ ровано на шасси ЗИЛ-151 (ЗИЛ-150), ЗИЛ-157, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 и состоит из цистерны для горючего, насоса с приво­ дом, фильтра тонкой очистки, системы топливорукавов с ар­ матурой и приборами.

Цистерна внутри имеет поплавковый указатель (для при­ ближенного определения количества горючего) и два пояса жесткости, к которым прикреплены волнорезы, разделяющие ее на три сообщающиеся секции.

Сверху на цистерне имеется заливная горловина, на крыш­ ке которой расположен дыхательный клапан. При наполнении цистерны горючим через дыхательный клапан выходят излиш­ ки воздуха и паров горючего, а при сливе горючего через него

вцистерну поступает воздух.

Внижней части цистерны имеется отстойник с водоотдели­ телем, предотвращающим попадание воды в раздаточную си­ стему.

Перекачка горючего осуществляется одноступенчатым са­

мовсасывающим насосом вихревого типа с приводом от уни­ фицированной двухскоростной коробки отбора мощности.

Тонкая очистка горючего от механических примесей на ли­ нии нагнетания осуществляется фильтром тонкой очистки.

Замер количества горючего, протекающего через раздаточ­ ный трубопровод автотопливозаправщика, производится счет- чиком-литромером.

Управление автотопливозаправщиком осуществляется цен­ трализованно из кабины управления, расположенной позади цистерны, при помощи рычагов управления и задвижек.

Автотопливозаправщик может выполнять следующие опе­ рации с горючим:

наполнять цистерну АТЗ при помощи своего насоса;

раздавать из цистерны АТЗ фильтрованное горючее;

перекачивать из одного резервуара в другой;

перемешивать в цистерне АТЗ или в другом резер­

вуаре;

отсасывать из раздаточных рукавов.

Основные данные технической характеристики автотопли­ возаправщика и автоцистерны даны в приложении 6.

2*

19



Автомаслозаправщики предназначаются для заправки ма­ шин нагретым маслом. В частях эксплуатируются маслозаправщики МЗ-51 (МЗ-51М) и МЗ-150, смонтированные на шасси автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-150.

Автомаслозаправщики обеспечивают возможность выпол­ нения следующих операций:

заполнение маслом своей емкости (котла);

нагрев масла в котле до температуры 120°С;

перемешивание масла в котле путем циркуляции;

заправку машин горячим фильтрованным маслом;

перекачивание масла из одной емкости в другую, минуя собственную емкость;

транспортировку масла и сохранение в течение длитель­ ного времени нагретого масла в своей емкости.

Основные тактико-технические данные автомаслозаправщиков даны в приложении 6.

Автоводомаслозаправщик ВМЗ-ЗИЛ-151 ’ предназначается

для нагревания воды (охлаждающей жидкости) и масла и ме­ ханической заправки ими систем охлаждения и смазки двига­ телей машин.

К оборудованию автоводомаслозаправщика, смонтирован­ ному на автомобиле ЗИЛ-151, относятся: котел с теплоизоля­ цией, кабина управления, топливная система, водяной насос, масляный насос, трансмиссия к механическим насосам с при­ водами управления, трубопроводы для выхлопных газов дви­ гателя, фильтр тонкой очистки масла, счетчик-литромер, кон­ трольно-измерительные приборы, трубопроводы с вентилями, приемные и раздаточные рукава и противопожарное оборудо­ вание.

Оборудование автоводомаслозаправщика позволяет выпол­ нять следующие операции:

заполнение емкостей котла фильтрованными водой и маслом из наземных и подземных емкостей;

нагревание воды до температуры 95°С и масла до 70°С;

хранение в нагретом состоянии воды и масла в течение продолжительного времени в зимних условиях;

заправку горячей водой и горячим профильтрованным

маслом (с замером раздаваемого масла) систем охлаждения

исмазки двигателей различных машин;

перекачивание воды и масла из одних емкостей в дру­ гие, минуя свой котел;

перемешивание воды и масла путем циркуляции по от­ дельным замкнутым контурам.

Основные тактико-технические данные ВМЗ-ЗИЛ-151 даны в приложении 6.

Водомаслогрейка предназначена для нагревания воды и масла и заправки ими систем охлаждения и смазки двига­ телей машин при низкой температуре окружающего воздуха.

20


Основными узлами водомаслогрейки являются: прицеп, ко­ тел с теплоизоляцией, топливная система (работающая на твердом и жидком топливе), ручной крыльчатый насос и кон­ трольно-измерительные приборы.

Данные ее технической характеристики указаны в прило­ жении 6.

Сокращение сроков заправки машин горючим и моторным маслом может достигаться: во-первых, приближением необхо­ димых запасов к машинам; во-вторых, рациональным исполь­ зованием групповых и индивидуальных заправочных средств; в-третьих, своевременной подготовкой машин к заправке. Для приближения запасов в полковой и батальонный транс­ порт выделяют необходимое количество горючего и моторных масел, а также устанавливают на машины дополнитель­ ные емкости (на танки — бочки, а на автомобили — бидоны) с горючим и моторным маслом.

Для ускорения заправки производят своевременную под­ готовку как машин (очищают и ослабляют пробки заправоч­ ных горловин), так и заправочных средств.

Для ускорения заправки машин в одних подразделениях используют топливозаправщики и маслозаправщики, а в другйх — заправляют машины из бочек с помощью индивидуаль­ ных заправочных средств.

При таком широком фронте заправочных работ значитель­ но ускоряется их проведение.

Машины технического обслуживания монтируются на трех­ осном грузовом автомобиле ЗИЛ-157КХЕ.

Последний снабжен системой регулирования давления в шинах с внутренним подводом воздуха. Система управляется из кабины водителя.

Специальное оборудование, инструмент и принадлежности этих машин, а также экипаж, его оружие и личные вещи раз­ мещены в кузове. Кузов герметичный, цельнометаллический, с двойным полом. В задней стенке кузова имеется двухствор­ чатая дверь. В передней части и в створке двери имеется по одному окну, а с боков—по три окна. Окна снабжены светома­ скировочными шторками. Внутри кузова имеется вентилятор для принудительного обмена воздуха и прибор для обогрева кузова и приготовления пищи экипажу.

В зависимости от назначения различают машины техниче­ ского обслуживания МТО-60, МТО-АТ и МТО-40С.

Машина технического обслуживания МТО-60 предназначе­ на для выполнения наиболее трудоемких и тяжелых работ по техническому обслуживанию и устранению мелких неисправ­ ностей (текущий ремонт) танков, самоходно-артиллерийских установок и гусеничных бронетранспортеров в полевых усло­ виях. Экипаж ее состоит из четырех человек: командир маши­

21