Файл: Мордашкин И.В. Асфальтобетонщик на устройстве асфальтобетонных и асфальтовых покрытий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
вырубают и заделывают смесью, однако каче ство стыка остается невысоким. Вот почему следует обращать особое внимание на каче ственное стыкование слоев асфальтобетона в период укладки смеси.
Нельзя забывать, что чем короче захватка, тем больше непроизводительных проходов асфальтоукладчика для перехода на другую полосу. Однако, если погода стоит сухая и температура наружного воздуха более +20° С, длину захватки можно допустить 200 м. Если температура воздуха ниже +20° С, необходимо сократить длину захватки до 100 м и менее. Это следует делать с учетом времени, за кото рое может еще не остыть смесь на уложенной соседней полосе.
Укладку двухслойного асфальтобетона вы полняют одним или несколькими укладчиками в зависимости от ширины покрытия. При од ном укладчике интервал между нижним и верхним слоем должен быть не менее участка, уложенного за одну смену. Это необходимо для того, чтобы нижний слой достаточно остыл и не получил сдвигов при укладке верхнего слоя. По теплому нижнему слою укладывать верхний слой нельзя. Укладку двухслойного асфальтобетона при ширине проезжей части 6-7 м и достаточном фронте работ по длине це лесообразно производить двумя или четырьмя асфальтоукладчиками.
При двух укладчиках один укладывает смесь в нижний слой, другой — в верхний. Раз
рыв между укладчиками должен быть 300— 500 м.
При четырех укладчиках первая пара
28
укладчиков укладывает смесь в нижний слой, вторая — в верхний. Расстояние между первой и второй парами не более 500 м.
В этих примерах каждая пара асфальто укладчиков, приблизившись вплотную один к другому и продвигаясь вперед, укладывают смесь по всей ширине проезжей части дороги, улицы, площади. Укладчики каждой пары между собой должны иметь разрыв при обес печенном объезде 5-10 м и при движении авто мобилей по одной стороне проезжей части 25—30 м. Достоинства спаренной работы асфальтоукладчиков состоят в обеспечении бесшовности и ровности покрытия.
3. УКЛАДКА АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ВРУЧНУЮ
При отсутствии бортовых камней по краям проезжей части укладывают упорные деревян ные брусья сечением 60x60 мм или 80x80 мм. Брусья укладывают так, что их верх соответ ствует проектной высотной отметке верха по крытия (рис. 6).
Брусья укрепляют металлическими косты лями длиной 350—400 мм, сечением 0 16— 19 мм, забиваемыми в край дорожного осно вания. Эти брусья создают упор уплотняемому катками асфальтобетону. При отсутствии та кого упора покрытие на краях будет недоста точно уплотненным или катки раскатывают его неравномерно по толщине слоя и по ширине проезжей части. В этих случаях грунтовые упоры малоэффективны.
29
При укладке асфальтобетонных и асфаль товых покрытий вручную смесь разгружают из автосамосвалов непосредствённо на основание, на слой усиления или на нижний слой асфаль тобетона в кучи. В зависимости от веса смеси и расхода ее на 1 м2 устанавливают опреде ленные интервалы между кучами. Это очень важно учитывать, потому что смесь, разгру женная произвольно, потребует дополнитель ных затрат труда на переноску ее на большие расстояния.
I
Рис. 6. Укладка асфальтобетонной смеси вручную
/ — асфальтобетонная смесь; 2 — упорный брус; 3 — шаб лон; 4 — автосамосвал разгружает смесь; 5 — укатка смеси
Толщина слоя смеси на 1 м2 в зависимости
от назначения асфальтобетона |
приведена |
|
в табл. 2. |
(крупнозерни |
|
Смесь берут из куч вилами |
||
стую) или совковыми лопатами |
и |
переносят |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
|
Толщина слоя |
Толщина слоя |
Вид асфальтобетона |
в плотном |
в рыхлом |
||
состоянии |
состоянии |
|||
|
|
|
в мм |
в мм |
Верхний слой: . |
|
|
|
|
песчаный |
. . . . |
30 |
36 |
|
» |
.......................... |
|
35 |
42 |
мелкозернистый . . |
40 |
50 |
||
среднезернистый . . |
40 |
52 |
||
крупнозернистый . . |
40 |
52 |
||
Нижний слой: |
|
|
|
|
среднезернистый . . |
45 |
59 |
||
крупнозернистый . . |
45 |
59 |
||
|
|
|
50 |
68 |
Слой усиления: |
|
|
|
|
на щебне .................... |
|
60 |
81 |
|
» |
» |
|
70 |
95 |
на |
гравии . . . . . . |
60 |
81 |
|
» |
» ....................... |
|
70 |
95 |
к месту укладки, где лопаты осторожно опро кидывают во избежание расслаивания смеси. Разложенную смесь тщательно прорабаты вают горячими и чистыми зубьями грабель, за тем разравнивают тыльной частью грабель, добиваясь проектной толщины слоя с учетом коэффициента уплотнения 1,2—1,35 в зависи мости от применяемой смеси. Одновременно проверяют шаблоном проектные поперечные уклоны, а рейкой — продольное положение по верхности слоя. Неровности исправляют срез кой бугров лопатами или граблями, засыпают пониженные места горячей смесью. После сре-
31
зок и засыпок поверхность слоя выглаживаю! металлическими гладилками (движками), при дают ей ровность для последующего уплотне ния катком.
Укладку смеси по основанию или нижнему слою ведут быстро и непрерывно, присоединяя новую порцию к ранее уложенной. Без надоб ности охлаждение смеси не допускают.
Асфальтобетонную смесь укладывают на всю ширину проезжей части (при ширине до 6—8 м), избегая продольного шва. При руч-
32
ной укладке асфальтобетонных смесей различ ной зернистости состав бригады асфальтобе тонщиков рекомендован для горячих смесей 10 человек, а для холодных — 8.
Рис. 7. Инструменты для укладки смесей
а — грабли; |
б — вилы; |
в —совковая |
лопата; |
г — |
|
утюг; д — трамбовка; е — гладилка; |
ж — лейка |
для |
|||
обрызга; з |
и и — лейки |
для |
вяжущего; к — ручной |
||
|
|
каток |
|
|
|
Бригада асфальтобетонщиков организует свою работу в одну смену по звеньевой систе ме: три звена по три человека и один подсоб ник. Первые два звена приносят и укладывают смесь; третье звено, состоящее из более ква лифицированных рабочих, разравнивает ее граблями и разглаживает гладилками; подсоб ник занят на подготовительных работах: ук ладке упорных брусьев, разогреве битума и смазке примыканий у колодцев стенок обруб ленных слоев асфальтобетона, очистке поверх ности основания и т. п.
3 И. В. Мордашки |
33 |
Для ручной укладки горячих и теплых асфальтобетонных и дегтебетонных смесей применяют металлические инструменты: граб ли, вилы, гладилки, совковые лопаты, утюги, сита, шаблоны, трехметровые рейки, ручные вальцовые катки, жаровня-тележка, лейки, метлы, скрепки, секиры и кувалды (рис. 7).
Для того чтобы смесь не прилипала к ин струментам, необходимо их перед употребле нием нагревать (отжигать) в жаровне.
4. УПЛОТНЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ
Высокое качество и долговечность асфаль тобетона значительно зависят от качества уп лотнения смеси и формирования покрытия в процессе укатки.
При уплотнении минеральные части, со ставляющие асфальтобетонную смесь, сопри касаются настолько, что появляются силы трения, которые и обеспечивают прочность по крытия. При уплотнении общий объем пор, за нимаемый воздухом, резко сокращается. Раз меры пор уменьшаются в несколько раз. При достижении полного уплотнения асфальтобе тонное покрытие становится практически во донепроницаемым. Получение этого важней шего свойства асфальтобетонного покрытия возможно только тогда, когда капиллярные поры имеют величину менее 0,3 микрона, что достигается тщательным уплотнением смеси при заданных режимах работы катков и дру гих уплотняющих средств, Чем меньше общий
34
объем пор, мельче сами поры, тоньше пленки битума, обволакивающие минеральные части цы смеси, и оптимальнее сближение этих час тиц, тем выше механическая прочность ас фальтобетона после уплотнения.
Неуплотненная горячая или теплая смесь свидетельствует о том, что покрытие в про цессе 'уплотнения не сформировалось. Полное уплотнение и формирование покрытия зави сит главным образом от физико-механических свойств асфальтобетонной смеси, атмосферных условий, вида и режима работы уплотняющих средств. Существует несколько способов уплот нения: укаткой, вибрированием, трамбованием, прессованием.
При укладке асфальтобетонных смесей наи большее распространение получил способ укатки моторными катками или виброкатками. Для укатки асфальтобетонных смесей мотор ные катки должны по возможности иметь валь цы большого диаметра. Это создает наиболь шую опорную поверхность и наименьшее вдав ливание покрытия при укатке. Каток должен легко управляться, не допускать толчков при включении или смене скоростей.
Переход от переднего хода к заднему дол жен осуществляться быстро, плавно и без остановок. У катка должны быть исправные тормоза и механическая смазка вальцов.
На укатке асфальтобетонных смесей в по крытиях автомобильных дорог, улиц и площа дей применяют двух- и трехвальцовые катки весом 5—12 ти даже 15—20 г (рис. 8 и 9).
Количество, типы и вес катков выбираются в зависимости от состава смеси, качества вхо
3* |
35 |
дящих в нее материалов, прочности основания и состояния погоды. .
Для того чтобы при укатке смесь не прили пала к вальцам катков, поверхность вальцов смазывают керосином, во дой, соляровым маслом, нефтью, отработанным смазочным маслом, а так же смесью этих продуктов
с водой.
Наиболее эффектив ным смазочным материа лом является керосин или смесь керосина с водой. Керосин в течение 1—1,5
суток улетучивается, и на покрытии отсутству ют признаки увлажнения. Нефть, соляровое и другие масла, предохраняя вальцы от прили пания к ним смеси, растворяют битум верхней части слоя асфальтобетон н о г о покрытия. Летучие углеводороды, со держащиеся в нефти и маслах, улетучи ваются медленно, поэтому покрытие остается долгое вре мя увлажненным,
скользким и пластичным.
Существует три способа укатки смеси. При первом способе укатку производят
тремя типами катков, которые уплотняют смесь попеременно: вначале легким катком
36