Файл: Мордашкин И.В. Асфальтобетонщик на устройстве асфальтобетонных и асфальтовых покрытий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вырубают и заделывают смесью, однако каче­ ство стыка остается невысоким. Вот почему следует обращать особое внимание на каче­ ственное стыкование слоев асфальтобетона в период укладки смеси.

Нельзя забывать, что чем короче захватка, тем больше непроизводительных проходов асфальтоукладчика для перехода на другую полосу. Однако, если погода стоит сухая и температура наружного воздуха более +20° С, длину захватки можно допустить 200 м. Если температура воздуха ниже +20° С, необходимо сократить длину захватки до 100 м и менее. Это следует делать с учетом времени, за кото­ рое может еще не остыть смесь на уложенной соседней полосе.

Укладку двухслойного асфальтобетона вы­ полняют одним или несколькими укладчиками в зависимости от ширины покрытия. При од­ ном укладчике интервал между нижним и верхним слоем должен быть не менее участка, уложенного за одну смену. Это необходимо для того, чтобы нижний слой достаточно остыл и не получил сдвигов при укладке верхнего слоя. По теплому нижнему слою укладывать верхний слой нельзя. Укладку двухслойного асфальтобетона при ширине проезжей части 6-7 м и достаточном фронте работ по длине це­ лесообразно производить двумя или четырьмя асфальтоукладчиками.

При двух укладчиках один укладывает смесь в нижний слой, другой — в верхний. Раз­

рыв между укладчиками должен быть 300— 500 м.

При четырех укладчиках первая пара

28

укладчиков укладывает смесь в нижний слой, вторая — в верхний. Расстояние между первой и второй парами не более 500 м.

В этих примерах каждая пара асфальто­ укладчиков, приблизившись вплотную один к другому и продвигаясь вперед, укладывают смесь по всей ширине проезжей части дороги, улицы, площади. Укладчики каждой пары между собой должны иметь разрыв при обес­ печенном объезде 5-10 м и при движении авто­ мобилей по одной стороне проезжей части 25—30 м. Достоинства спаренной работы асфальтоукладчиков состоят в обеспечении бесшовности и ровности покрытия.

3. УКЛАДКА АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ВРУЧНУЮ

При отсутствии бортовых камней по краям проезжей части укладывают упорные деревян­ ные брусья сечением 60x60 мм или 80x80 мм. Брусья укладывают так, что их верх соответ­ ствует проектной высотной отметке верха по­ крытия (рис. 6).

Брусья укрепляют металлическими косты­ лями длиной 350—400 мм, сечением 0 16— 19 мм, забиваемыми в край дорожного осно­ вания. Эти брусья создают упор уплотняемому катками асфальтобетону. При отсутствии та­ кого упора покрытие на краях будет недоста­ точно уплотненным или катки раскатывают его неравномерно по толщине слоя и по ширине проезжей части. В этих случаях грунтовые упоры малоэффективны.

29



При укладке асфальтобетонных и асфаль­ товых покрытий вручную смесь разгружают из автосамосвалов непосредствённо на основание, на слой усиления или на нижний слой асфаль­ тобетона в кучи. В зависимости от веса смеси и расхода ее на 1 м2 устанавливают опреде­ ленные интервалы между кучами. Это очень важно учитывать, потому что смесь, разгру­ женная произвольно, потребует дополнитель­ ных затрат труда на переноску ее на большие расстояния.

I

Рис. 6. Укладка асфальтобетонной смеси вручную

/ — асфальтобетонная смесь; 2 — упорный брус; 3 — шаб­ лон; 4 — автосамосвал разгружает смесь; 5 — укатка смеси

Толщина слоя смеси на 1 м2 в зависимости

от назначения асфальтобетона

приведена

в табл. 2.

(крупнозерни­

Смесь берут из куч вилами

стую) или совковыми лопатами

и

переносят

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

Толщина слоя

Толщина слоя

Вид асфальтобетона

в плотном

в рыхлом

состоянии

состоянии

 

 

 

в мм

в мм

Верхний слой: .

 

 

 

песчаный

. . . .

30

36

»

..........................

 

35

42

мелкозернистый . .

40

50

среднезернистый . .

40

52

крупнозернистый . .

40

52

Нижний слой:

 

 

 

среднезернистый . .

45

59

крупнозернистый . .

45

59

 

 

 

50

68

Слой усиления:

 

 

 

на щебне ....................

 

60

81

»

»

 

70

95

на

гравии . . . . . .

60

81

»

» .......................

 

70

95

к месту укладки, где лопаты осторожно опро­ кидывают во избежание расслаивания смеси. Разложенную смесь тщательно прорабаты­ вают горячими и чистыми зубьями грабель, за­ тем разравнивают тыльной частью грабель, добиваясь проектной толщины слоя с учетом коэффициента уплотнения 1,2—1,35 в зависи­ мости от применяемой смеси. Одновременно проверяют шаблоном проектные поперечные уклоны, а рейкой — продольное положение по­ верхности слоя. Неровности исправляют срез­ кой бугров лопатами или граблями, засыпают пониженные места горячей смесью. После сре-

31


зок и засыпок поверхность слоя выглаживаю! металлическими гладилками (движками), при­ дают ей ровность для последующего уплотне­ ния катком.

Укладку смеси по основанию или нижнему слою ведут быстро и непрерывно, присоединяя новую порцию к ранее уложенной. Без надоб­ ности охлаждение смеси не допускают.

Асфальтобетонную смесь укладывают на всю ширину проезжей части (при ширине до 6—8 м), избегая продольного шва. При руч-

32

ной укладке асфальтобетонных смесей различ­ ной зернистости состав бригады асфальтобе тонщиков рекомендован для горячих смесей 10 человек, а для холодных — 8.

Рис. 7. Инструменты для укладки смесей

а — грабли;

б — вилы;

в —совковая

лопата;

г —

утюг; д — трамбовка; е — гладилка;

ж — лейка

для

обрызга; з

и и — лейки

для

вяжущего; к — ручной

 

 

каток

 

 

 

Бригада асфальтобетонщиков организует свою работу в одну смену по звеньевой систе­ ме: три звена по три человека и один подсоб­ ник. Первые два звена приносят и укладывают смесь; третье звено, состоящее из более ква­ лифицированных рабочих, разравнивает ее граблями и разглаживает гладилками; подсоб­ ник занят на подготовительных работах: ук­ ладке упорных брусьев, разогреве битума и смазке примыканий у колодцев стенок обруб­ ленных слоев асфальтобетона, очистке поверх­ ности основания и т. п.

3 И. В. Мордашки

33

Для ручной укладки горячих и теплых асфальтобетонных и дегтебетонных смесей применяют металлические инструменты: граб­ ли, вилы, гладилки, совковые лопаты, утюги, сита, шаблоны, трехметровые рейки, ручные вальцовые катки, жаровня-тележка, лейки, метлы, скрепки, секиры и кувалды (рис. 7).

Для того чтобы смесь не прилипала к ин­ струментам, необходимо их перед употребле­ нием нагревать (отжигать) в жаровне.

4. УПЛОТНЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ

Высокое качество и долговечность асфаль­ тобетона значительно зависят от качества уп­ лотнения смеси и формирования покрытия в процессе укатки.

При уплотнении минеральные части, со­ ставляющие асфальтобетонную смесь, сопри­ касаются настолько, что появляются силы трения, которые и обеспечивают прочность по­ крытия. При уплотнении общий объем пор, за­ нимаемый воздухом, резко сокращается. Раз­ меры пор уменьшаются в несколько раз. При достижении полного уплотнения асфальтобе­ тонное покрытие становится практически во­ донепроницаемым. Получение этого важней­ шего свойства асфальтобетонного покрытия возможно только тогда, когда капиллярные поры имеют величину менее 0,3 микрона, что достигается тщательным уплотнением смеси при заданных режимах работы катков и дру­ гих уплотняющих средств, Чем меньше общий

34


объем пор, мельче сами поры, тоньше пленки битума, обволакивающие минеральные части­ цы смеси, и оптимальнее сближение этих час­ тиц, тем выше механическая прочность ас­ фальтобетона после уплотнения.

Неуплотненная горячая или теплая смесь свидетельствует о том, что покрытие в про­ цессе 'уплотнения не сформировалось. Полное уплотнение и формирование покрытия зави­ сит главным образом от физико-механических свойств асфальтобетонной смеси, атмосферных условий, вида и режима работы уплотняющих средств. Существует несколько способов уплот­ нения: укаткой, вибрированием, трамбованием, прессованием.

При укладке асфальтобетонных смесей наи­ большее распространение получил способ укатки моторными катками или виброкатками. Для укатки асфальтобетонных смесей мотор­ ные катки должны по возможности иметь валь­ цы большого диаметра. Это создает наиболь­ шую опорную поверхность и наименьшее вдав­ ливание покрытия при укатке. Каток должен легко управляться, не допускать толчков при включении или смене скоростей.

Переход от переднего хода к заднему дол­ жен осуществляться быстро, плавно и без остановок. У катка должны быть исправные тормоза и механическая смазка вальцов.

На укатке асфальтобетонных смесей в по­ крытиях автомобильных дорог, улиц и площа­ дей применяют двух- и трехвальцовые катки весом 5—12 ти даже 15—20 г (рис. 8 и 9).

Количество, типы и вес катков выбираются в зависимости от состава смеси, качества вхо­

3*

35

Рис. 9. Тяжелый мотор­ ный каток
Рис. 8. Легкий мо­ торный каток

дящих в нее материалов, прочности основания и состояния погоды. .

Для того чтобы при укатке смесь не прили­ пала к вальцам катков, поверхность вальцов смазывают керосином, во­ дой, соляровым маслом, нефтью, отработанным смазочным маслом, а так­ же смесью этих продуктов

с водой.

Наиболее эффектив­ ным смазочным материа­ лом является керосин или смесь керосина с водой. Керосин в течение 1—1,5

суток улетучивается, и на покрытии отсутству­ ют признаки увлажнения. Нефть, соляровое и другие масла, предохраняя вальцы от прили­ пания к ним смеси, растворяют битум верхней части слоя асфальтобетон н о г о покрытия. Летучие углеводороды, со­ держащиеся в нефти и маслах, улетучи­ ваются медленно, поэтому покрытие остается долгое вре­ мя увлажненным,

скользким и пластичным.

Существует три способа укатки смеси. При первом способе укатку производят

тремя типами катков, которые уплотняют смесь попеременно: вначале легким катком

36