Файл: Зыбин Ю.А. Наполненные фторопласты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рые используют в авиации, ракетной технике, машино­ строении, приборостроении, атомной, химической и хо­ лодильной промышленности. В США эти материалы вы­ пускаются под марками «Рулон», «Флюоросинт», «Флю-

орорэй», «Пермафлон», «523Х», «М1411с5», «1303», «1374» и др. Много новых фторопластовых композиций разработано американскими фирмами «Дюпон» и «Вес-

тингауз» [30, 33, 39, 40, 50, 53, 56]. В Англии фирма

«Гласир» выпускает такие материалы под марками «0(3» и «ОС». В литературе [2] описаны фторопласто­ вые композиции, содержащие смятую металлическую фольгу или металлическую сетку. За последнее время создан ряд новых уплотнительных материалов на основе наполненных фторопластов [2, 16, 28].

В Советском Союзе и США получены фторопласто­ вые композиции, содержащие в своем составе термопла­ стичные и термореактивные смолы [1, 3, 17, 35, 36].

Ниже приведены характеристики основных видов применяемых композиционных материалов на основе фторопластов.

Антифрикционные материалы. Материал «флюоро­ синт», выпускаемый фирмами «Галекс» и «Полипенко», представляет собой тефлон, наполненный каолином. Наиболее важными свойствами его являются: малая де­ формация под нагрузкой, высокая твердость, низкий и стабильный коэффициент теплового расширения, высо­ кие диэлектрические свойства и химическая стойкость.

По табл. 16 можно сравнить свойства «флюоросинта», политетрафторэтилена и найлона.

Свойства «флюоросинта», в отличие от политетра­ фторэтилена, очень мало зависят от температуры. Это хорошо видно из рис. 22, 23 и 24. На рис. 22 показано влияние температуры на коэффициент теплового расши­ рения «флюоросинта» и политетрафторэтилена. На

60

Таблица 16

Свойства «флюоросинта», политетрафторэтилена и найлона

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал

 

 

Показатель

 

,Флюоросинт*

Политетра­

Найлон

 

 

 

 

 

 

 

фторэтилен

Плотность,

г /с м 3

..................

при

2,3-2,4

2,1-2,2

1,14

Предел

прочности

70-176

106—210

633—844

растяжении,

кГ 1 с м г . .

Удлинение,

%

...................

 

при

10—200

75-300

25—200

Модуль

упругости

 

 

 

изгибе,

к Г / с м 2:

 

 

32694

3515—6330

14060-29510

при

2 3 ° ...................

 

 

,

 

1 0 0°...................

 

 

30939

2000

4920-6680

.

 

260°С

................нагруз­

10180

457

Деформация

под

 

 

 

кой, (85 к Г / с м г,

24 н), %:

0,2

14—18

1—3 .

при

9 3 ° ...................

 

 

.

 

260°С ................

 

Шору,

1,2

22—30

Твердость

 

по

 

70-75

50-60

75-85

к Г / м м 1

................................

 

 

постоян­

Диэлектрическая

3,3—3,45

1,9-2,1

4,1 при

ная (60—10э г ц )

. . . .

60 г ц

Поверхностное

сопротнв-

3,6-1013

3,6-10**

ление,

о

м

.......................

 

 

 

Объемное

сопротивление,

 

 

4,5-1013

ОМ' СМ

 

...........................

 

 

 

 

Ы О 15

Ы О 15

Тангенс угла диэлектриче­

0,0005—0,001

0,0005

0,014 при

ских потерь

(60—10° г ц )

60 г ц

рис. 24 показан график зависимости твердости «флюо­ росинта» и политетрафторэтилена от температуры.

«Флюоросинт» поставляется в виде лент, прутков, дисков и труб. Технология получения изделий из него аналогична технологии получения изделий из тефлона, а стоимость несколько выше стоимости тефлона.

5—3488

61


С этим материалом конкурирует материал фирмы «Мангейм» под названием «флюорорэй». Он также об­ ладает высоким сопротивлением деформации под на­ грузкой. При нагреве размеры изделий изменяют-

Рис. 22. График за­

Рис. 23. Кривые зависимо­

висимости

коэффи­

сти

относительной

дефор­

циента

теплового

мации „флюоросинта* (1, 2)

расширения

материа­

и

политетрафторэтилена

ла от температуры:

(3,

4, 5)

от напряжения

1 — „флюоросинт“; 2

сжатия при различных тем­

политетрафторэтилен.

пературах:

 

 

 

 

1. 3 — 22О; 2.

5 — 200°;

4100°С.

ся незначительно. Материал состоит из тефлона и

каолина. Плотность его — 2,22 г/см3. Предел

прочности

при растяжении— 155

кГ/см2, удельная

ударная

вяз­

кость— 12,5 кГсм/см,

водопоглощение

за

24

ч

0,002%

[30].

 

 

 

 

Фирма «Мангейм» провела сравнительные испыта­ ния материала «флюорорэй» и тефлона. Образцы из них выдерживались под нагрузкой 422 кГ/см2 и темпе­

62


ратуре 260° С в течение 24 ч. Образец из тефлона при этом деформировался на 30%, а образец из «флюоро-

рэя» — на

 

8,9%.

Коэффициент

теплового

расширения

«флюорорэя» в интервале температур

(—60) — (+200°С)

равен 8,35 • 10-5.

Он обладает

стойкостью

к

топливам,

смазкам, гидравлическим жи­

Ом

во

 

 

 

 

дкостям

и

 

растворителям и

Лдо

 

 

 

 

поставляется

в листах,

 

прут­

сг

 

 

 

 

 

ках

и трубах.

 

 

 

ДбО

 

 

 

-2

 

Фирма

 

«Диксон» выпуска­

3 50

 

 

 

ет

наполненный

тефлон

под

 

 

 

 

1 40

 

 

 

 

названием «рулон» в виде лент

 

 

 

 

толщиной

 

0,1—3,2 мм.

Изде­

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лия из ленты в основном

£

-15

40

95

150 205 260

штампуют.

Стоимость

их поч­

 

 

Температура, °С

ти в 10 раз ниже стоимости

Рис.

24.

График зависимо­

изделий

из

ненаполненного

сти

твердости

материалов

* фторопласта.

 

 

 

 

 

 

 

от

температуры:

«Рулон»

 

применяют

для

 

/ — политетрафтоэтилен; 2

 

 

 

 

 

 

«флюоросинт».

изготовления

поршневых

ко­

 

 

 

 

 

 

лец, подшипников, изоляции проводов, манжетных уп­ лотнений.

Манжетные уплотнения поршней из материала «ру­ лон» в отличие от манжет из кожи и резины не обла­ дают:

1) короблением и усадкой при высоких температу­ рах;

2)значительным тепловым расширением при высо­ ких температурах;

3)необходимостью смазки.

Смазка манжет из ленты «рулон» не нужна при их

работе в

интервале температур

(— 200) — (Д- 290° С)

в воздухе

или любой жидкости.

При этом набухание

и старение пластика не наблюдается.

5*

63


Подшипники изготовляют закреплением лент толщи­ ной 0,4—0,8 мм в металлических обоймах. Такие под­ шипники обладают улучшенной теплопередачей, мень­ шей деформацией под нагрузкой, меньшей стоимостью и легко заменяются в случае повреждений.

Из лент толщиной 1,5—3,2 мм изготовляют поршне­ вые кольца, стойкие к смазкам и агрессивным жидко­ стям и бесшумные в работе. Ленты из «рулона» можно приклеивать эпоксидными клеями к металлу, дереву и пластмассам. Предел прочности склеивания при сдвиге достигает 70 кГ/см2. Приклеивая тонкие ленты к рези­ не, получают комбинированный материал, сочетающий эластичность резины с химической стойкостью и износо­ стойкостью наполненного фторопласта.

Из наполненного тефлона изготовляют также защит­ ные шайбы резиновых уплотнительных колец гидросис­ тем, работающих при температуре до 320э С [53].

Фирмой «Гласир» разработаны на основе тефлона композиционные антифрикционные материалы марок «ОС}» и «00». Плотность материала «0(3» — 3,4 г/см2. Кроме тефлона, он содержит 20% об. бронзы, 30% об. графита и незначительное количество свинца. Цвет ма­ териала черный.

Наполненный тефлон «0(3» поставляется в виде прутков и труб. Детали из него изготовляют механиче­ ской обработкой. Достоинством материала является то, что даже при значительном износе он обладает высо­ кими антифрикционными свойствами.

Материал «ЦЦ» состоит из смеси тефлона с 40— 50% об. дисульфида молибдена и применяется для по­ крытия фосфатированных углеродистых и низколегиро­ ванных сталей, работающих в условиях сухого трения. Рекомендуемая толщина покрытия 0,04—0,06 мм.

Ряд новых антифрикционных материалов разработан

64

в институте машиноведения ЛН СССР. Одна из компо­ зиций состояла из смеси порошков таких компонентов, % об.: фторопласта-4—25, графита С-1—25, меди—45 и олова—5. Результаты ис-

комиозиции

 

показали

 

 

 

 

 

 

(рис. 25, 26), что мате­

 

 

 

 

 

 

риал обладает

хорошими

 

 

 

 

 

 

ствами.

Коэффициент тре­

 

 

 

 

 

 

ния с увеличением на­

 

 

 

 

 

 

грузки до 75 кГ/см2 сни­

Рис. 25. Кривая зависимости

ко­

жался

до

0,08,

однако

эффициента

трения композиции

образцы

имели

заметный

 

от

удельной

нагрузки.

износ [24].

композициях наполнителями были

графит

В других

• или дисульфид

молибдена. При испытании их оказа­

 

 

 

 

 

лось,

что

наименьший

 

 

 

 

 

коэффициент

трения

у

 

 

 

 

 

композиции,

состоящей

 

 

 

 

 

из 70% об. порошка фто-

 

 

 

 

 

ропласта-4Д и 30% об.

 

 

 

 

 

графита С-1. Этот мате­

 

 

 

 

 

риал

целесообразно при­

 

 

 

 

 

менять

для

сепараторов

 

 

 

 

 

подшипников

качения,

Рмс. 26. Кривая зависимости из­

работающих

без

смазки.

носа композиции от удельной на­

На

шариках

и

беговых

 

грузки

в контакте.

дорожках подшипников в

 

 

 

 

 

процессе

эксплуатации

образуется слой твердой смазки, который предотвра­ щает образование задиров и интенсивный износ.

В США для этих же целей применяют композиции, состоящие из 70% об. серебра, 20% об. политетрафтор-

65


этилена и 10% об. диселенида вольфрама. Было уста­

новлено,

что

на

металлических

деталях

подшипни­

ков

после

100

ч

работы износ

полностью

отсутство­

вал

[28].

 

 

 

 

 

2.0

 

 

 

 

 

$5 1.5

 

 

 

 

 

1,0

 

 

 

 

 

О

'

 

 

 

 

 

Рис. 27. Кривые зависимости

Рис. 28. График зависимости

скорости

износа

от

удельной

скорости

износа

от

удельной 4

нагрузки

для

композиций с

нагрузки

для композиций при

20% меди и различным соот­

соотношении ПТФЭ и МоБе2

ношением

ПТФЭ и МоБе2:

3:1

и

различном

содержа­

/ — 4 : 0; 2—1 : 3; 3—1 : 1;

4 -3 : 1.

нии

Си:

 

 

 

 

 

 

 

/ —40;

2 -2 0 ; 3—70;

4—60

об.

Наполненные фторопласты испытывались также в системах зубчатых передач и подшипниковых системах оборудования испытательных камер, где условия близки к космическим (вакуум до 10~9 мм рт. ст. и темпера­ тура 150—200° С) [56]. При этом было обнаружено, что наполненные композиции обладают низким коэффици­ ентом трения и мало изнашиваются. На рис. 27, 28, 29 и 30 приведены графики зависимости скорости износа нескольких фторопластовых композиций от удельного давления при скорости скольжения 16 м/мин и темпе­

66