ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ратуре 25° С. Наименьшая скорость износа характерна для такого состава, % об: Си — 60, политетрафторэти лена — 23, МоБег — 70.
Смазку зубчатых передач в условиях вакуума про изводят при помощи вспомогательной шестерни, состоя щей из 85% политетра фторэтилена и 15%
М о Ь е г.
|
|
|
|
|
|
Удельная нагрузка, |
кГ/см 2 |
|||
Рис. 29. |
График |
зависимости |
Рис. 30. График зависимости |
|||||||
скорости |
износа |
от |
удельной |
скорости |
износа |
от |
удельной |
|||
нагрузки |
для |
композиций |
при |
нагрузки |
для композиций |
при |
||||
соотношении |
ПТФЭ |
и МоБег |
соотношении ПТФЭ и МоБе2 |
|||||||
2:1 и |
различном |
содержа |
3:1 и |
различном |
содержа |
|||||
|
|
|
|
нии Си: |
|
|
|
нии |
Ай: |
|
|
/ —20; 2-40; |
3-60 |
об. |
/ —70; 2-20; |
3—60; |
4-40 |
об. |
В литературе описаны также другие антифрикцион ные материалы на основе наполненного • фторопласта [6, 7, 12, 46—49]. Армирование политетрафторэтилена графитом, стекловолокном, окисью алюминия, асбестом, керамическим волокном является очень перспективным. Для улучшения теплопроводности фторопласта реко мендуют применять в качестве наполнителей смятую металлическую фольгу или мелкую металлическую сет ку. Подшипники, изготовленные из такого фторопласта,
67
хорошо работают при |
скоростях |
скольжения |
до |
300 м/мин и нагрузке до 4200 кГ/см2. |
материалы. |
Хи |
|
Химически стойкие и |
теплостойкие |
мическая стойкость наполненных фторопластов зависит от вида наполнителей. В Днепропетровском химико-тех нологическом институте на основе таких наполнителей, как кварцевый песок и андезит, разработаны материа лы «силитен» и «андезитофторопласт», которые облада ют примерно такой же химической стойкостью и тепло стойкостью, как и фторопласт-4, но в отличие от него могут склеиваться клеями, применяемыми для склеива ния пластмасс [7].
Двухслойный материал, полученный в Украинском научно-исследовательском институте пластмасс, состоит из слоев наполненного и ненаполненного фторопласта-4, соединенных в процессе таблетирования и спекания. Материал можно приклеивать к металлу, дереву, пласт массам, резине обычными клеями. Применяется он так же для изготовления направляющих станков, приборов, облицовки желобов, конвейеров, столов и другого обо рудования при работе с липкими, клейкими или хими чески агрессивными веществами [9].
В США выпускают двухслойный материал, состоя щий из слоя политетрафторэтилена и слоя стеклоткани или алюминиевой фольги. В Англии разработан анало гичный двухслойный материал «тайгафлор». Если пла стик используют в качестве покрытия поверхностей для защиты от коррозии, то слой стеклоткани обычно по крывают клеящим веществом. Стеклоткань как напол нитель способствует стабильности размеров изделий, выполненных из этих материалов [25].
Двухслойные материалы типа «тайгафлор» выдер живают температуры (— 55) — (+ 200° С), обладают химической стойкостью, незначительным водопоглоще
68
нием, достаточным сопротивлением отслаиванию даже при высоких температурах. Они применяются для фу теровки емкостей, реакторов, облицовки конвейерных лент, пресс-форм для изготовления резино-технических изделий, вентиляционных трубопроводов.
Композиции на основе фторопласта-4 и синтетиче ских смол используют в качестве покрытий для защиты изделий от коррозии, а также как твердые смазки для трущихся поверхностей. Одним из таких материалов является лак ФБФ-74Д. Лак стоек к действию бензина, масел и воды и выдерживает температуры (— 100) — (+ 250° С) [21].
Покрытия «эмралон-310» и «эмралон-320», разра ботанные в США, представляют собой дисперсии поли тетрафторэтилена в различных смоляных связующих. Покрытие «эмралон-310» может наноситься на метал лы, дерево, пластмассы, резину. После сушки при тем-
>пературе 150°С покрытие приобретает высокие анти коррозионные и антифрикционные свойства. Покрытие «эмралон-320» не требует горячей сушки и применяется для материалов, которые нельзя подвергать нагреву до
150° С [3, 35, 36].
Уплотнительные материалы. Композиции из фторо пласта-4 и минеральных длинноволокнистых наполни телей применяют в качестве сальниковых набивок. На полнителем служит волокнистый алюмосиликат, диа метр волокон которого равен Ув мк, а длина волокон — 12—75 мм. Соотношение политетрафторэтилена и на полнителя в композиции — 3 :2 [32]. Уплотнения клапа нов выполняют также из смеси длинных асбестовых во локон и фторопласта-4. Эти набивки выдерживают тем пературы (— 180) — (+200°).
Наполненный фторопласт-4 успешно применяют для уплотнительных прокладок, манжет, седел клапанов.
69
Шариковые клапаны, используемые в химических про изводствах, могут работать при 316° С в результате при менения седел из «флюоросинта» [44].
Композиции из фторопласта-4 и термопластичных смол перерабатывают литьем под давлением, экструзи ей и горячим прессованием без предварительного таблетирования. Содержание термопластичных смол в ком позициях составляет ДО—70% вес. в зависимости от марки смолы (полиэтилена, например, 30—35% вес., а
полиамидов — 40—50% вес. [17]).
Фирмой «Дженерал Моторе» получен материал, со стоящий из 50% фторопласта-4 и 50% термопластичных смол. В качестве термопластичных смол применяют най лон, полистирол, полиметилметакрилат, ацетобутират целлюлозы. Материал перерабатывают литьем под дав лением [40].
Композиции из фторопласта-4 и термопластичных смол обладают высокими электроизоляционными и ан тифрикционными свойствами. При изготовлении из них подшипников скольжения целесообразно использовать измельченные в порошок отходы фторопласта-4 (брако ванные изделия, стружка при механической обработке изделий и т. п.). Они не имеют волокнистой структуры, как первичный порошок фторопласта-4, легче перера батываются в смеси с другими термопластичными смо лами литьем под давлением и, кроме того, дешевле пер вичного фторопласта-4. Однако теплостойкость изделий, как правило, выше теплостойкости термопластичных смол, применяемых для композиций и ниже теплостой кости чистого фторопласта-4.
Наполненные фторопласты являются перспективны ми полимерными материалами, которые можно исполь зовать в различных областях техники, где нужны хи мическая стойкость, высокие электрические, антифрик
70
ционные и антиадгезионные свойства, большое сопро тивление износу и деформации под нагрузкой. Приме няя наполнители, можно значительно увеличить объем производства изделий из наполненных композиций без расширения существующих мощностей производства фторуглеродных смол.
Л И Т Е Р Я Т У Р Я
1. |
Автор, свид. СССР, 146488 от 8.6. 1961. |
2. |
Англ, пат., 796206 от 1958. |
3. |
Англ, пат., 804178 от 1958. |
4. |
Б у р о в А. К., А н д р е е в с к а я Г. А., Высокопрочные |
стеклопластики, Изд. АН СССР, 1958. |
С. |
С., |
Применение изделий |
|||||||||||||
|
5. |
|
В я з н и к о в |
Н. Ф., |
Е р м а к о в |
|||||||||||
порошковой |
|
металлургии |
в |
промышленности, |
Машгиз, |
1960. |
||||||||||
8, |
6. |
|
Г а н з |
С. |
Н., |
П а р х о м е н к о |
В. Д., |
Пластические массы, |
||||||||
1964, |
28, |
11, |
1964, |
38. |
|
|
|
Б. |
Ф., |
Х1м1чна |
промисло- |
|||||
|
7. |
|
Г а н з |
С. |
Н., |
П а р х о м е н к о |
||||||||||
вшть, |
4, 1963, 20. |
А. Н., |
К р е й н |
О. |
Е., |
ЖПХ, 33, |
1, 1960, 49. |
|||||||||
|
8. |
|
З а л и к м а н |
|||||||||||||
|
9. |
|
|
З ы б и н |
Ю. |
А., Сб. «Пластмассовые покрытия в химиче |
||||||||||
ском |
машиностроении», Киев, 1964. |
А. |
В., |
Усп. хим., 20, 1951, 410. |
||||||||||||
|
10. |
|
К н у н я н ц И. Л., |
|
Ф о к и н |
|||||||||||
|
11. |
|
Л о с е в |
И. |
П., Т р о с т я н с к а я |
Е. |
Б., Химия |
синтетиче |
||||||||
ских |
полимеров, М., Изд. «Химия», 1964. |
|
|
машинах», |
||||||||||||
|
12. |
|
М а т в е е в с к и й |
Р. М., Сб. |
«Трение и износ в |
|||||||||||
Изд. АН СССР, 17, 1962. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
13. |
|
Н и к о л а е в |
А. Ф., Синтетические полимеры и пластиче |
||||||||||||
ские массы на их основе, |
М., Изд. «Химия», |
1964. |
|
14.Пат. США, 3015604 от 1962.
15.Пат. США, 2961712 от 1960.
16.Пат. США, 2866769 от 1961.
17.Пат. США, 2998397 от 1961.
18. |
П е р е п е л к и н В. |
П., С к у п д и н а Ф. И., Сб. «Пласт |
массы |
в машиностроении», |
Машгиз, 1959. |
72
19. |
П о л я к о в |
К. |
А., |
Неметаллические химически |
стойкие ма |
||||||||
териалы, М., Госхимиздат, 1952. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
20. |
С е м е н о в |
А. |
П., Сб. «Пластмассы как |
антифрикционные |
|||||||||
материалы», Изд-во АН СССР, 1961. |
P. |
М., П о з д н я |
|||||||||||
21. |
С е м е н о в |
А. |
П., ААа т в е е в с к и й |
||||||||||
к о в |
В. |
В., Технология изготовления и свойства |
содержащих фто |
||||||||||
ропласт антифрикционных материалов, Изд. АН СССР, 1963. |
|||||||||||||
22. |
Х а р п е р |
Ч., |
Заливка |
электронного |
оборудования синте |
||||||||
тическими смолами, Изд-во «Энергия», 1964. |
3. |
К., Д у н а е в |
|||||||||||
23. |
Ч е г о да ев |
Д. |
Д., |
|
Н а у м о в а |
||||||||
с к а я |
|
Ц |
С., Фторопласты, Л., |
Госхимиздат, |
1960. |
|
напол |
||||||
24. |
Ч е р н о с в и т о в |
Ю. |
Л., |
Природные |
минеральные |
||||||||
нители, Госгеотехиздат, 1962. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
25. Applied Plastics, 5, 3, 1962, 44, |
|
|
|
|
|||||||||
26. |
B e s s i r e |
P., |
Technique |
Moderne, 52, |
10, |
1960, |
486. |
||||||
27. |
B 1a c k 1e y D. C., |
Applied |
Plastics, 4, 8, |
1961, |
40. |
Design, |
|||||||
28. |
B o w e n P., |
B o e s |
D., |
McDowell |
J., |
Machine |
|||||||
T-20, |
1963. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29.Chem, and Engin. News, 38, 10, 1960, 29.
30.Chem, and Engin. News, 41, 37, 1963, 102.
31.Chem, and Engin. News, 38, 29, 1960, 92.
32.Chem. Eng., 70, 7, 1963, 114.
33. |
D a v i s |
W., |
Materials an |
Design .Engineering,-3, 1961, 10. |
||
34. |
D i x o n |
S., |
R e x f o r d |
D. R., |
R' ugg |
J. S., Jnd. End. Chem., |
49, 1957, 1687.. |
|
|
■ |
T |
. ' - |
35.Engineer., 207, 5382, 1959, 466.
36.Engineer., 187, 4854, 1959, 379.
37. |
F r i e s e r E. |
P., |
K n e g e r |
H., |
PJastverarbeiter. 13, 5, |
1962,235. |
J., |
Mod. Plast., |
39, 3, |
■ - |
|
38. |
H o c h b e r g |
1961, 200. |
39.Machine Design, T-18, 1963.
40.Machine Design, T-24, 1963.
41.Macine Design, 35, 20, 1963, 8.
14, |
42. |
M a 11 о u k R. S., T h o m p s o n W. R., Sos. Plast. Engin., |
|
10, |
1958, |
42. |
43.Materials in Design Engin., 51, 5, 1960, 9.
44.Materials in Desigd Engin., 59, 1, 1964, 84.
45. |
M c B e e |
E. T., |
H i l l H. M., |
B a c h m a n |
O. |
B, |
Jnd. Eng. |
||
Chem., |
41, 1949, |
70. |
D., |
B u r k e |
A., |
Engineers Digest, |
12, |
1955, 16. |
|
46. |
M i t c h e 11 |
||||||||
47. |
M i t c h e 11 |
D., |
Engineer, |
205, 5335, 1958, |
625. |
|
|
73