Файл: Поддержка малого предпринимательства в городе Торжок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1 Основные подходы к организации деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства………………..

Глава 2 Анализ возможных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства в городе Торжок………………………………………..

Глава 1 Основные подходы к организации деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства

Глава 2 Анализ возможных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства в городе Торжок

2.1 Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства в городе Торжок

2.2 Анализ деятельности местных органов власти по поддержке малого предпринимательства в городе Торжок

2.4 Допустимые варианты и предложения по совершенствованию организации поддержки малого предпринимательства в г. Торжок

2.4.1 Допустимые варианты совершенствования организации поддержки малого предпринимательства в г. Торжок

2.4.2 Разработка памятки для сотрудников Администрации города Торжка по мерам муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Торжка

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» содержит следующие меры по развитию малого предпринимательства:

- развитие негосударственного сектора экономики;

- развитие конкуренции в отраслях социальной сферы;

- сокращение дефицита в части предоставления обязательных услуг населению в социальной сфере;

- развитие системы поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций и организаций социального предпринимательства;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Итак, можно сделать вывод о том, что деятельность большинства субъектов малого предпринимательства зачастую во многом зависит напрямую от проводимой государственной политики в сфере поддержки развития и популяризации ведения этого вида бизнеса. Меры и функциональные решения по оказанию государственной поддержки малому предпринимательству предусмотрены на федеральном, региональном и местном уровнях. В основу этих мер на любом из уровней положены:

1) законодательный акт (федеральный, субъекта, муниципального образования), который устанавливает и определяет нормативно-правовую базу создания, функционирования и развития субъекта малого предпринимательства на всех его стадиях функционирования;

2) соответствующая программа поддержки.

Государственная финансовая поддержка субъектов малого бизнеса может осуществляться по двум основным перспективным направлениям.

1. Финансовая поддержка, направленная на оказание субъектам малого бизнеса прямого финансирования в виде субсидий, кредитов, льготных и долгосрочных гарантий; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет средств бюджета и финансово-кредитных организаций. Данная помощь может быть, как безвозвратной, так и под условия, предполагающие строгое использование средств по назначению с последующим возвратом или частичной компенсацией. В любом случае перед государством стоит важнейшая стратегическая задача обеспечения необходимого и достаточного уровня бюджетных ассигнований, а также их эффективного и рационального использования.5


2. Финансовая поддержка, направленная на создание, развитие и поддержание благоприятных условий для привлечения различного рода инвестиций и накопления капитала в сфере малого бизнеса.

Направления поддержки малого предпринимательства можно представить на рисунке 1.6

Рисунок 1 – Направления поддержки малого предпринимательства

На сегодняшний день развитие сектора малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных в перспективе направлений совершенствования рыночной экономики России. Однако для полноценного функционирования и устойчивого развития малого и среднего бизнеса необходимо устранить ряд негативно влияющих факторов. Для того чтобы потенциал российского малого предпринимательства смог реализоваться в полном объеме, необходимо достичь уже в ближайшие годы некоторой критической массы в 2,5-3,5 млн предприятий. Вышеприведенные меры финансовой поддержки малого предпринимательства развиваются на территории РФ неоднородно, носят скачкообразный сегментарный характер и требуют более глубокой разработки и апробации четкого и понятного механизма их реализации, создания алгоритма целевого взаимодействия как по формам предоставления финансовой помощи, так и по принципиальным методам ее оказания.


    1. Цели и ожидаемые результаты поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании

Для муниципального образования развитие малого предпринимательства имеет не меньшее, а иногда большее значение, чем развитие крупной промышленности. Здесь органы государственной власти субъектов Российской Федерации также играют немаловажную роль, но все же основная нагрузка по взаимодействию с субъектами малого бизнеса ложится на плечи органов местного самоуправления.

Малый бизнес – это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции, выполнения работ и оказания услуг, налоговые платежи в местный бюджет. В условиях спада производства и сокращения количества рабочих мест на крупных предприятиях малый бизнес становится главным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях.

Уровень развития малого бизнеса в значительной мере определяет экономическую и социальную ситуацию в муниципальных образованиях, поскольку предпринимательская деятельность стабилизирует экономическую обстановку, снижает социальную напряженность, повышает налоговые доходы бюджета. Малый бизнес играет важную роль в сферах торговли, услуг, мелкосерийной промышленности, обеспечивает занятость значительной части населения.

Согласно статье 11 закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам деятельности малого и среднего бизнеса относятся:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;


5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Необходимость поддержки развития малого бизнеса в настоящее время осознается администрацией каждого муниципального образования РФ.

Ключевой задачей в обеспечении роста малого предпринимательства является определение направлений в сфере его поддержки. Для выявления наилучших вариантов поддержки требуется исходить из анализа уровня развития малого бизнеса и условий его функционирования. Основа такого анализа – статистические данные и результаты опросов самих предпринимателей.

Муниципалитетам необходимо принимать меры по созданию и развитию условий, улучшающих местный предпринимательский климат. Представим мероприятия, которые сводятся к разработке механизмов поддержки малого бизнеса, включающих следующие обязательные элементы:

1) формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства и определяющей разработку и принятие соответствующего нормативно-правового обеспечения: законодательных и нормативных актов; программ совершенствования малого предпринимательства, правил, инструкций, положений; процедуры создания и регистрации МП; порядок деятельности и контроля; систему налоговых льгот и прочее.

2) кредитно-финансовая поддержка, которая делится на два вида: прямая и косвенная. Прямая поддержка включает в себя выдачу льготных инвестиционных кредитов за счёт бюджетных средств; выделение поручительств, гарантий по кредитам коммерческих банков (в том числе через муниципальные фонды поддержки МП); снабжение частичной оплатой процентов по кредитам, а также беспроцентными займами, ссудами, дотациями.

Косвенная поддержка устанавливает нормы ускоренной амортизации, лизинга; способствует процессу микрокредитования, упрощению схем взимания налогов, льготному налогообложению и созданию кредитных кооперативов и союзов.

3) муниципальный заказ (размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд), который в данном случае выступает косвенной мерой поддержки малого бизнеса, обеспечивающий предпринимательскую конкуренцию и улучшающий качество предоставляемых товаров и услуг. Однако для обеспечения таких функций необходимо строго соответствовать законодательным процедурам, состоять на конкурсной основе, иметь доступ к индивидуальным данным всех участников, которые, в свою очередь, способны принять репутацию партнёра.


4) имущественная поддержка (в том числе предоставление представителям малого бизнеса (МБ) помещений и земельных участков на условиях льготной долгосрочной аренды, организация специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости, создание целевых фондов нежилых помещений и пр.).

Заданный вид поддержки реализуется прямыми (оказание льготной долгосрочной аренды помещений и земельных участков) и косвенными (проведение конкурсов на аренду и недвижимость; формирование Фондов нежилых помещений; сотрудничество в обеспечении неиспользуемых основных фондов и крупных производств) формами поддержки.

5) создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки.

В данный элемент поддержки входит комплексная система помощи, а именно: регистрация учреждений; информационное обеспечение; юридические и аудиторские услуги; выдача результатов маркетинговых исследований; подготовка сотрудников; льготные условия аренды.

6) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

7) информационная поддержка.

8) содействие формированию благоприятной социально-психологической среды для малого предпринимательства, устанавливающее пропаганду в СМИ идей бизнеса, рекламную деятельность МП и, наконец, сотрудничество в производстве и работе коопераций предпринимателей.

Вышеперечисленные элементы поддержки малого предпринимательства являются основными на уровне муниципалитетов. Местные органы создают благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, организуют систему социальных, экономических и правовых норм. Степень влияния местного самоуправления на хозяйствующие субъекты распределяется согласно критериям целесообразности, хотя к издержкам муниципального управления относят неравномерность распространения на дифференциальные группы населения. Устанавливая методы управления, необходимо обозначить средний показатель между потребительским рынком и местным сектором экономики.

Все вышеперечисленные меры поддержки давно и эффективно применяются за рубежом. В России же, где развитие и местного самоуправления, и рынка, и малого бизнеса происходит одновременно, их освоение идет достаточно трудно и дискретно. Если проанализировать взаимоотношения малого бизнеса и местной власти на протяжении последних двадцати лет, то наиболее рельефно выделяются следующие три этапа поддержки МБ на муниципальном уровне в России: