Файл: Поддержка малого предпринимательства в городе Торжок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
I этап – начало 1990-х – 2003 г.;
II этап – 2003–2007 гг.;
III этап – 2008 г. – по настоящее время.
Основанием для выделения данных этапов служит степень самостоятельности местного самоуправления в выборе и реализации различных механизмов поддержки малого предпринимательства.
Основной целью муниципального органа поддержки и развития малого предпринимательства является создание условий для развития предпринимательской деятельности путем объединения усилий инфраструктуры муниципального образования (банки, страховые и лизинговые компании, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, учебные центры и др.).
Примерная схема инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования приведена на рис. 2.
Рисунок 2 – Примерная схема инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования
Муниципальные органы переходят от прямого управления хозяйствующими субъектами к созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Регулирование деятельности организаций предусматривает создание системы правовых, экономических и социальных условий функционирования сфер деятельности, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на макро-, мезо-, микроуровни управления.
Степень воздействия местных органов власти на хозяйствующие субъекты определяется критерием экономической и социальной целесообразности. Однако издержками муниципального управления является неравномерность его распространения на различные группы населения и сферы экономики. Разрабатывая механизм управления, важно найти баланс между рынком и местным сектором экономики. Регулируемая экономика позволяет устранить отдельные пороки рынка только ценой приобретения новых недостатков. При чрезмерном административном воздействии рыночная экономика может давать сбои.
В процессе принятия решений о выборе ключевых направлений государственного регулирования инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства одной из важнейших задач является оценка экономической эффективности и выявление последовательности создания и развития элементов инфраструктуры, что позволит определить приоритетную последовательность реализации вложений в инфраструктуру малого предпринимательства. Вследствие этого необходимо определить, при каком уровне и какой последовательности развития инфраструктуры ее создание, модернизация и использование субъектами малого предпринимательства будет окупаться.7
Таким образом, встает вопрос оценки ожидаемых результатов поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании.
Ряд процедур оценки эффективности определен Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»8 и Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Показатели, предложенные в этих нормативных документах (число предприятий на 10 000 чел. населения, доля продукции в общем объеме производства и т.д.), лишь, в общем, без достаточной степени детализации отражают развитие малых предприятий и эффективность использования бюджетных средств. Более того, не позволяют судить о степени благоприятности бизнес-среды, оказывающей существенное влияние на экономическую активность предпринимателей. В связи с этим, мы разработали следующие предложения по оценке эффективности мер поддержки, которые могут быть использованы муниципальными образованиями.
Итак, как было обозначено ранее, при оценке эффективности системы поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях важен комплексный подход. Используя такой подход, оценку эффективности системы поддержки малого бизнеса следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых методов и процедур, в состав которых необходимо включить:
-
определение показателей эффективности финансово- экономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и их динамики;
-
оценка экономического эффекта и выявление тенденций в изменении показателей, характеризующих экономическое развитие малого и среднего бизнеса;
-
оценка социальных эффектов развития малого и среднего бизнеса и анализ темпов и направлений их динамики;
-
определение уровня и динамики трансакционных издержек субъектов малого и среднего бизнеса;
-
выявление негативных явлений, возникающих из-за недостаточного уровня поддержки и определение изменений их масштабов и степени негативного воздействия на процессы становления и развития малого и среднего бизнеса;
-
оценка результативности использования средств, затраченных на формирование и реализацию системы поддержки малого и среднего бизнеса;
-
определение в достигнутых социально-экономических эффектах, в снижении уровня трансакционных издержек субъектов малого и среднего бизнеса, а также в устранении разного рода препятствий в их развитии доли, полученной в результате поддержки, а также определение степени участия государства и негосударственного сектора в достижении выявленных результатов;
-
оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.
Для получения достоверной и прозрачной информации по вышеописанным процедурам представляется возможным проведение мониторинга по следующим группам:
-
Традиционные структурообразующие обязательные приемы и методы визуального наблюдения и измерения на рабочих местах, социологические опросы и анкетирование работников, потребителей, деловых партнеров, населения, элементы маркетинговых исследований и т.п.
-
Аналитические приемы работы с учетно-отчетными документами, бизнес-планами, локальными программами и др.
-
Финансово-экономические аналитические процедуры, элементы ситуационного моделирования и координации с результатами анализа бухгалтерского баланса, оценки, условий безубыточности производственно-хозяйственной деятельности и запаса финансовой прочности, общего финансового состояния организации, динамики рыночной стоимости активов и т.п.
-
Выездные проверки на предприятия, получившие поддержку в рамках существующих программ.
Организация мониторинга по описанным группам обусловлена следующим:
-
в методологическом отношении широким спектром задач и использованием множества критериев и показателей, что позволяет сравнивать и комплексно характеризовать социальные и другие процессы, группировать результаты социализации бизнес-деятельности по уровням иерархии в соответствии с интересами как бизнеса, так и выгодополучателя, включая государство;
-
в аналитическом плане возможностью одновременного рассмотрения и изучения стратегических позиций заинтересованных сторон – бизнеса, общественных институтов, трудового коллектива и государства, а также сопоставление ожиданий интересов и выгод сторон с точки зрения их функциональной роли в процессе взаимодействия (например, проекты государственно-частного партнёрства, оценивание экономической целесообразности и эффективности, резервов и ресурсов информационной поддержки с целю балансирования частных и общественных выгод).
-
в организационно-техническом плане – широкая ориентация на применение передовых информационных технологий для предоставления и обсуждения результатов мониторинга, отслеживание общественного резонанса, осуществление конструктивного взаимодействия между участниками процесса. Внешняя среда имеет существенные отраслевые и региональные особенности, что влияет на выбор социальных приоритетов.
-
в практическом плане – обозначается техника обоснования конкурентных преимуществ бизнес-деятельности и сохранения конкурентоспособности социально-ответственной организации, «не рекламного» воздействия на общественное мнение, деловых партнеров и потребителей, «попадания» в поле государственного протекционизма.
-
количество вновь созданных предприятий;
-
срок работы зарегистрированного предприятия;
-
динамика выпуска продукции, оказания услуг за отчетный период;
-
количество созданных рабочих мест;
Ожидаемыми результатами поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании являются следующие, например:
- увеличения деловой активности населения и роста числа зарегистрированных субъектов предпринимательства;
- увеличения масштабов деятельности малых и средних предприятий за счет внешнего финансирования;
- развития конкуренции;
- наращивания оборота малых и средних предприятий;
- расширения предложений товаров и услуг на местном рынке в целях максимально полного удовлетворения потребительского спроса;
- роста объемов производства;
- увеличения объема инвестиций в основной капитал;
- сокращения безработицы;
- создания новых рабочих мест;
- сдерживания миграционной убыли населения;
- роста налоговых поступлений в местный бюджет;
- усиления роли предпринимательского сообщества в преобразовании городской среды.
Далее важно рассмотреть цели и ожидаемые результаты из основных документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровня.
Целью поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне является развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики.
К числу целей поддержки малого предпринимательства на региональном уровне можно отнести:
- создание правовых и экономических условий, обеспечивающих устойчивые темпы развития малого предпринимательства;
- рост основных показателей развития малого бизнеса (объемы производства продукции, численность занятых в данном секторе экономики, объем инвестиций и т. д.);
- повышение экономической и социальной эффективности малых предприятий;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты территорий;
- рост доходов и уровня социальной защищенности работающих в секторе малого бизнеса;
- создание предпосылок для удовлетворения материальных и социальных потребностей населения региона и т.д.
Важнейшая задача органов государственной власти регионов и органов местного самоуправления – обеспечение качественно нового уровня развития малого и среднего предпринимательства, создание условий и стимулов такого развития с учетом особенностей территорий, выявление той меры государственного участия в хозяйственной жизни, при которой для малого и среднего бизнеса создаются максимально комфортные условия.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства России в 2016 году. Она затрагивает как отраслевые, так и пространственные аспекты развития экономики за счет увеличения роли малого и среднего предпринимательства.
В различных федеральных законах и документах Правительства Российской Федерации концептуального и стратегического характера неоднократно предусматривалось существенное изменение в количественных и качественных параметрах, характеризующих сектор малого предпринимательства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года были сформулированы новые направления государственной поддержки малого предпринимательства, которые должны обеспечить его интеграцию в экономику, кластеры, международную кооперацию. Для заинтересованности региональных и местных властей в развитии малого бизнеса было предложено изменить распределение налоговых доходов от специальных режимов налогообложения в пользу местных бюджетов.
Представим ожидаемые результаты достижения цели Стратегии в 2030 году:
- увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);
- увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);
- увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 процентов;
- увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 процентов.
Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран. Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 процент и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира.
На основании Стратегии и Плана мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года представим ожидаемые результаты:9