Файл: Поддержка малого предпринимательства в городе Торжок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1 Основные подходы к организации деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства………………..

Глава 2 Анализ возможных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства в городе Торжок………………………………………..

Глава 1 Основные подходы к организации деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства

Глава 2 Анализ возможных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства в городе Торжок

2.1 Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства в городе Торжок

2.2 Анализ деятельности местных органов власти по поддержке малого предпринимательства в городе Торжок

2.4 Допустимые варианты и предложения по совершенствованию организации поддержки малого предпринимательства в г. Торжок

2.4.1 Допустимые варианты совершенствования организации поддержки малого предпринимательства в г. Торжок

2.4.2 Разработка памятки для сотрудников Администрации города Торжка по мерам муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Торжка

- повышение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о возможностях для развития бизнеса;

- повышение уровня информированности предпринимателей о существующих мерах и программах поддержки;

- внедрение стандарта развития конкуренции в 85 субъектах Российской Федерации;

- обеспечение прироста доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 2,3 процента ежегодно;

- увеличение доли закупок товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц до 25 процентов с 2018 года;

- повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к исполнению контрактов, заключаемых с отдельными видами юридических лиц;

- увеличение количества участников закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

- снижение административных барьеров для развития предприятий в сфере торговли; легализация теневой торговли;

- и другие.

Стратегией развития малого и среднего предпринимательства предусмотрено увеличение доли малого бизнеса в ВВП с 20 % в 2014 г. до 40 % к 2030г. за счет увеличения оборота субъектов малого предпринимательства в 2,5 раза. Доля занятых в секторе малого предпринимательства должна составить 35 % общей занятости к 2030г., производительность труда предполагается увеличить в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте малого предпринимательства – до 20 %. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства малое и среднее предпринимательство рассматривается как фактор инновационного развития экономики, что предполагает согласование мер в области разработки и реализации государственной промышленной политики, а также государственных программ по развитию инновационной экономики. Не случайно, по мнению ученых, такое согласование отсутствует или слабо выражено. Например, в государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», не рассматривается роль малых предприятий в развитии отрасли. В государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», в которой, несмотря на то, что содержится подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», не раскрыта роль малого предпринимательства в развитии инноваций, не предусмотрены конкретные меры поддержки субъектов малого предпринимательства, ориентированных на инновации. Не случайно, удельный вес малых предприятий, внедряющих инновационные технологии, составляет всего 5 %; доля инновационных товаров в продукции обрабатывающих производств малых предприятий – 2,24 % (для сравнения, этот показатель у крупных предприятий равен примерно 11,6 %).


Таким образом, целями поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне является:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На федеральном и региональном уровне цели поддержки малого предпринимательства не менялись.


    1. Нормативно-правовая база осуществления поддержки органами власти малого предпринимательства в муниципальном образовании

Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки и развития предпринимательства: система государственных институтов поддержки и финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства.

На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»10, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуру поддержки таких субъектов, а также виды и формы их поддержки.

В Федеральном законе № 209-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»11 определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности МП, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.


Федеральным законом о развитии МСП закреплен упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного положения приказами Росстата систематически утверждаются специальные формы федерального статистического наблюдения за субъектами МСП с указаниями по их заполнению. В настоящее время действуют следующие формы: № ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием»; № 1-ИП (мес) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем»; № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; № МП (микро)-натура «Сведения о производстве продукции микропредприятием».

Наряду с этим немаловажная роль отводится и органам местного самоуправления. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также закрепляются вопросы местного значения в отношении малого и среднего предпринимательства, но определяются они исходя из уровня муниципальных образований.

К мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере налогов и сборов Федеральный закон о развитии МСП относит специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Специальные налоговые режимы установлены Налоговый кодекс РФ и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов субъектами МСП. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.12

Право на применение субъектами малого предпринимательства упрощенных способов ведения бухгалтерского учета закреплено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»13. Указанные способы должны устанавливаться федеральными стандартами бухгалтерского учета независимо от вида экономической деятельности. До их утверждения применяются ранее действовавшие правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности – так называемые положения по бухгалтерскому учету.


Оказание мер имущественной поддержки субъектам МСП заключается в передаче им во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, нежилых помещений, оборудования, транспортных средств, инвентаря и т. п. на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами. В отношении такого имущества установлены законодательные ограничения в виде запрета на его последующую продажу, переуступку прав пользования, внесения в уставный капитал и т.п.

Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или муниципальной собственности такого имущества, в том числе особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества, регулируются специальным Федеральным законом от 22 июля 2008 г № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14.

Значимые для субъектов МСП меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора) основываются на Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Оказание мер финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем предоставления субсидий (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ), бюджетных инвестиций (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ), государственных и муниципальных гарантий (ст. 115 Бюджетного кодекса РФ15) по их обязательствам.

Конкретные планы по развитию малого предпринимательства определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). Для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривается создание бизнес-инкубаторов – организаций, формируемых для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений, оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.