ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выражение общественного мнения
В современном обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, участие населения в законодательной и исполнительной деятельности, средства массовой информации, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, экономическим, социальным, культурным, а также исследовательским интересом и принимающие форму референдумов и плебисцитов, массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т. д. и т. п.
Согласно законодательству, в Российской Федерации общественное мнение может выражаться на совещательном уровне, к примеру, на этапе принятия решений по поводу строительства различных объектов. Так, в 2004 г. в Санкт-Петербурге был принят закон «Об участии граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Согласно этому закону любой гражданин имеет право высказать своё мнение и, при наличии доказательств нарушения закона, препятствовать строительству объекта.
Функции общественного мнения
К функциям общественного мнения относятся:
- Репрезентация текущей политической ситуации в глазах общества;
- Коммуникация между властью и населением;
- Повышение легитимности действующей власти;
- Социализация людей, включающихся в сферу политических отношений
-
Этапы социологического исследования.
Понятие социологического исследования
Социологическое знание является многоуровневой системой, и его главный элемент – это социологическое исследование, организацией которого занимаются специально обученные специалисты для получения наиболее актуальных, точных и достоверных фактах об обществе, его развитии.
Социологическое исследование – это такое исследование, в результате которого проявляются «социологические факты» -некоторые сводные числовые характеристики, полученные при специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.
Этапы социологического исследования
Социологическое исследование – это многоэтапный процесс, который требует жесткой и внимательной подготовки как специалиста, так и участников исследования.
Ученые выделяют следующие этапы социологического исследования:
- Подготовительный этап;
- Сбор социологической информации;
- Обобщение результатов исследования;
- Оформление нового теоретического знания, дальнейшая разработка рекомендаций, а также подготовка проекта на основе выполненного исследования.
Рассмотрим их особенности.
Подготовительный этап
На этапе подготовки социологического исследования важным элементом является программа. Программа социологического исследования – это документ, в котором излагается общая концепция исследования. Ее разделами являются:
- Проблемно-теоретический (теоретико-методологический или просто методологический) – в нем представлены социальные факты и их анализ, также актуальность темы исследования, ставится исследовательская проблема, выделяется цель исследования и основные задачи, объект и предмет, а также иные теоретико-методологические операции и процедуры;
- Методический раздел – содержит обоснование используемых методов проведения исследования, а также характеристику инструментария;
- Организационный раздел – включает в себя этапы рабочего плана, указание сроков проведения исследования, характеристику выборки.
Этап сбора социологической информации
На данном этапе исследователь определяет, какой метод он будет использовать для сбора информации (методический инструментарий).
Чаще всего вид и содержание инструментария зависят от выбранных методов сбора первичной информации. Если в качестве метода исследователь выбирает анкетирование, то разрабатывается анкета, бланк ответов на вопросы анкеты, матрица для ручной обработки анкет, а также база данных в специальной компьютерной программе (наиболее часто используется SPSS Statistics).
Если исполнитель выбрал в качестве метода интервьюирование, то он заранее составляет список вопросов, которые относятся к проблеме исследования, а также метод обработки полученной информации и ее обобщения.
Таким образом, в данном этапе выделяют 4 под-этапа:
- Подготовка данных к анализу;
- Анализ данных;
- Интерпретация результатов;
- Оформление результатов исследования.
Этап обобщения результатов исследования
На данном этапе исследователь при помощи программ или иных методов обработки данных (расшифровка аудио-записей, видео-записей, контент-анализа) выделяет основные выводы из полученных данных и представляет их в обобщенном виде, составляя отчет и аналитическую записку, а также презентацию. На последнем этапе социологического исследования полученные данные обсуждаются с заказчиком, подводятся основные итоги, делаются выводы, разрабатываются рекомендации по решению выявленной проблематики.
Зачастую в обсуждении данных задействованы специалисты не только из социологической сферы, но и из сфер политики, экономики, педагогики и психологии, а также маркетинга, так как маркетинговые исследования на сегодняшний день стали одним из самых востребованных и популярный видов социологических исследований.
-
Процедура и организация социологического исследования в области медиа и массовых коммуникаций.
Социология массовой коммуникации представляет собой отдельную область социологических исследований, в центре внимания которых закономерности процессов массовой коммуникации, функционирование институтов, которые производят и распространяют массовую информацию, и последствия их деятельности.
Теоретические проблемы социологических исследований массовой коммуникации
Главными теоретическими проблемами социологических исследований массовой коммуникации выступают следующие:
- осмысление взаимоотношений и взаимодействий между СМИ и обществом посредством изучения закономерностей реализации процессов массовой коммуникации, властных институтов;
- функционирование и влияние СМИ как социальных институтов;
- роль социальных институтов в экономической
, политической жизни общества, формировании общественного мнения, воспроизводстве в культуре.
Становление социологии массовых коммуникаций как самостоятельной области научного познания было обусловлено интенсификацией темпов развития информационно-коммуникативных технологий, которые оказали заметное влияние, существенно изменили социально-культурные процессы современных обществ. По своей сути, указанная область познания выступает междисциплинарной, однако, в наибольшей степени она подвержена влиянию социологии.
Задачи социальных исследований массовой коммуникации
Специфика и суть социологического подхода к изучению массовой коммуникации определяет следующие задачи данной области научного познания:
- выявление особенностей функционирования институтов СМИ в широком социальном контексте;
- выявление взаимосвязей между институтами СМИ и другими социальными институтами;
- определение функций и дисфункций в процессе реализации массовой коммуникации;
- изучение специфики взаимодействия массовых коммуникаций с культурой;
- анализ вопросов манипулирования массовым сознанием посредством СМИ;
- исследование особенностей распространения определённых идеологических установок и ценностей посредством СМИ.
Особенности социологических исследований массовой коммуникации
В качестве особенностей социологического подхода к изучению массовой коммуникации следует назвать широкое использование эмпирических исследований. Социологические методы изучения массовой коммуникации формировались и развивались одновременно с развитием теоретических представлений в нескольких направлениях.
В рамках первого направления детальному изучению подвергались процессы воздействия массовой коммуникации. Становление данного направления было обусловлено появлением радиовещания в 20-х годах прошлого столетия, рождением тоталитарных государств, которые нуждались в системе массовой пропаганды. Соответственно, главной задачей данного периода выступало изучение факторов и условий повышения эффективности пропагандистского воздействия.
Эффективность массовой коммуникации рассматривалась как трансформации знаний, установок личности в результате пропагандистского воздействия.
В рамках данного направления разрабатывались такие методы социологического исследования, как:
- контент-анализ,
- выборочный опрос,
- эксперименты,
- панельное исследование аудитории.
Впоследствии в рамках данного подхода осуществлялись исследования механизмов формирования общественного мнения, изменения потребительского поведения в результате маркетинговых коммуникаций и пр.
Второе направление социологических исследований направлено на изучение аудитории в контексте процессов повседневной реализации массовых коммуникаций. В фокусе внимания данного направления – индивидуальные мотивации к реализации массовой коммуникации, жанровые и тематические интересы аудитории, изучение паттернов медиапотребления и пр.
Таким образом, современные социологические исследования массовой коммуникации направлены на изучение различных аспектов влияния массовых коммуникаций на аудиторию, целей создания дискурсов массовой коммуникации и особенностей их восприятия аудиторией.
-
Программа социологического исследования: структура и функции.
Программа социологического исследования – это один из главных научных документов социолога. Данный документ отражает логическую цепочку перехода от теоретических знаний к эмпирическим.
Суть программы социологического исследования заключается в двух взаимосвязанных методологических функциях:
- первую из них программа выполняет на начальном этапе подготовки анкеты, другими словами - это обоснование инструментария исследования;
- вторую – на этапе анализа полученных данных. Обоснование логики анализа и интерпретация полученных в результате сбора первичной информации по разработанному инструментарию данных.
Структура программы
Программа социологического исследования включает в себя:
- методологическую,
- процедурную (методическую) части.
Методологическая часть включает:
- описание проблемной ситуации,
- формулировку проблемы исследования.
На данном этапе нужно чётко уметь сформулировать проблемную ситуацию, которую вы хотите исследовать.
Основные требования к формулировке проблемной ситуации:
- при формулировании проблемной ситуации, следует представлять её структуру;
- необходимо понимать, что есть проблематичным и непроблематичным;
- не стоит браться за решение нескольких проблем в одном исследовании;