Файл: Древнейшие медиа человечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- недопустимо брать за проблему противоречия, которые касаются одиночных или отдельных лиц и явлений;

- если проблему нельзя решить, тогда она не является научной;

- проблема должна быть актуальной на данный момент.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это носитель проблемной ситуации или конкретная область социальной реальности, которая имеет те или иные противоречия.

Предмет исследования – это то, что мы будем изучать, главный вопрос проблемы.

Формулирование цели и задач исследования. Цель социологического исследования – это то, что вы ожидаете получить в конечном итоге. Задание исследования – система конкретных требований, которые выдвигаются к анализу и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели, задание является способом её реализации.

Уточнение и интерпретация главных определений. Интерпретация понятий является процедурой толкования, уточнения понятий, которые составляют основу исследования. Сущность интерпретации данных состоит в структурировании главных понятий, всестороннему толкованию их смысла.

Предварительный системный анализ объекта. Данный этап социологического исследования позволяет более четко сформулировать дальнейшие шаги. Системный анализ проясняет предмет исследования и основные понятия с их интерпретацией.

Формулировка рабочих гипотез. В ходе исследования гипотеза (их может быть несколько) уточняется, дополняется, опровергается или подтверждается.

Процедурная (методическая) часть включает:

- Стратегический план исследования. В зависимости от ваших знаний об объекте, на данном этапе разрабатывается поисковой, описательный или экспериментальный планы исследования. Поисковой план имеет 3 этапа: это изучения документов (изучение литературы о проблеме котоорая исследуется), проведение интервью с экспертами, наблюдение за носителями проблемной ситуации. Аналитический план исследования применяют тогда, когда знания о проблеме дают возможность определить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель данного плана заключается в том, чтоб проверить эту гипотезу и получить точные характеристики. Эксперементальный план используется тогда, когда знания про объект дают возможность сформулировать объяснительную гипотезу.

- Обоснование системы выборки наблюдения. Специалист, проводящий социологическое исследование, использует тот или иной способ, который позволит ему выявить свойства объекта исследования;


- Описание методов сбора и анализа информации. Характеристика основных методов сбора и анализа информации. Выбор метода сбора социологической ифнормации зависит от задач, которые были поставлены вначале программы социологического исследования.


Основные функции

Основными функциями программы социологического исследования есть:

- методологическая, которая даёт определенную точку зрения на исследование. Данная функция позволяет определить проблематику исследования, поставить цели и задачи, установить отношение данного исследования к раннее проводимым исследованиям;

- методическая – определяет общую процедуру социологического исследования, обоснование основных методов. Даёт возможность разработать общий логический план социологического исследования. Данная функция показывает как использовать методы и способы сбора и анализа первичной информации.

  1. Социологические методы изучения медиа.

В современном мире под термином «медиа» в первую очередь ошибочно подразумевают только средства массовой информации, но по своей изначальному смыслу под «медиа» следует понимать любые средства коммуникации. Медиа- это любой посредник между людьми, между человеком и средой, это любой способ передачи какой-либо информации. Например, медиа могут быть не только ТВ, радио, газета, социальные сети и т.д.., но и такие специфические вещи как танец, фотография, картина, дневник, предмет гардероба или даже ожерелье обмена Кула.

Именно из-за этой двойственности понимания сложилось две основных линии классификации методов: одни говорят о методах, с помощью которых происходит исследования медиа исключительно как СМИ, другие же выделяют методы для исследования медиа в широком смысле. Но стоит отметить, что данное разделение условно, не жестко и сделано лишь для понимая, поэтому большинство методов может "кочевать" из одной группы в другую или иметь схожие элементы.

Методы исследования массмедиа

Опрос и интервью

Метод опроса подразумевает наличие разработанной анкеты или гайда. В медиаисследованиях часто используют метод телефонного интервью, благодаря которому можно охватить большое количество респондентов. Здесь применим метод «day after recall interview», основанный на воспоминании о медиаконтактах прошлого дня (например, «Что вы смотрели вчера в 21:00? На каком канале?» и пр.).

Преимуществом этого метода является то, что он позволяет охватывать большее количество респондентов за короткий промежуток времени. Недостаток же в том, что практически невозможно отследить правдивость ответов; часто исследователь не в силах контролировать субъективные факторы: нежелание респондента тратить время, тем самым давая необдуманные ответы или, например, страх сказать правду.


Панельное дневниковое исследование (Diary Media Panels)

Также, сюда относится недельное дневниковое исследование. Суть метода: определенное количество участников исследования каждый день на протяжении какого-то времени (например, недели) ведут учет в своем дневнике того, что они смотрели/читали/слушали в течение 15 минут. Информация должна быть крайне точной: если респондент слушал радио, то необходимо указать какую именно радиостанцию он слушал, диапазон и место прослушивания.

Достоинства метода: респондент сам фиксирует информацию, нет необходимости подключать к работе других людей. Главный недостаток: респондент может забыть отметить в дневнике информацию или не вспомнить просмотренные программы, указать неточное время просмотра, забыть отметить переключение каналов.

Трекинг

В трекинговом (волновом) исследовании, имеющем повторяющийся характер, происходит систематический сбор данных в течение определенного периода времени, при котором эти данные периодически накапливаются и анализируются.

Возможности трекинга состоят в том, что только он может обеспечить временную чувствительность, показать реальные взаимосвязи. Ограничение метода: для сбора информации в трекинге используются методы телефонного интервью или опроса face-to-face, которые чаще всего являются очень длинными, долгими и утомляющими и это приводит к снижению правдивости полученных ответов.

People-meter

Пиплметр- это электронный способ исследования телесмотрения. Системы фиксируют промежутки времени, в течение которых телевизор включается и выключается каждым членом семьи, и эта информация непрерывно заносится в электронную базу данных.

Достоинства: электронный прибор оперативно и точно фиксирует время просмотра передач. Недостатки: если телевизор включен, то это еще не значит, что его смотрят.

Методы исследования медиа (как любого способа передачи информации)

На самом деле, у медиаисследований нет своего характерного, специфического или особого метода, который использовался бы именно для работы с медиа. Принято использовать междисциплинарные методы, например, такие как анкетирование или контент-анализ или методы «родственных» наук: социологии, психологии, лингвистики.


Перечисленные далее методы могут быть взаимосвязаны, вытекающими друг из друга.

Наблюдение (полевое)

Используется наблюдение в качественных медиаисследованиях как целенаправленное пассивное изучение предметов. "В процессе мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и о его существенных свойствах и отношениях"[1]. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов и т.п.

Наблюдение при медиаисследованиях чаще бывает вспомогательным методом, который используется на предварительном этапе исследования для постановки проблем, выдвижения гипотез или проверки теорий.

Возможности метода: исследователь находится ликом к лицу непосредственно к изучаемому явлению или ситуации, может рассмотреть сразу несколько параметров, вне зависимости от готовности наблюдаемых объектов. Ограничения: повторить эту же ситуацию уже будет невозможно, если будет необходимость дополнить информацию или проверить ее правдивость; очень легко упустить важные моменты или проинтерпретировать их неправильно (из-за каких-то субъективных факторов со стороны наблюдателя).

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент это активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и строго контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента.

Лабораторный эксперимент считается одним из самых популярных. Часто берут две группы: одна смотрит/слушает/читает определенные типы медиа-продукции, которые вызывают определенные эмоции (например, сцены насилия или кадры с мест катастроф), второй группе же представляют медиа-продукцию более нейтрального содержания. Затем те изменения, которые поддаются измерению, сравниваются у представителей обеих групп и делаются соответствующие выводы.

Главное достоинство метода, в отличие от полевого (естественного) наблюдения, это возможность его воспроизведения, повторения. Недостаток же заключается в том, что не всегда объекты ведут себя в искусственных условиях так же, как в реальности; возникают проблемы с репрезентативностью.

Полевой эксперимент

Его отличие от лабораторного заключается лишь в том, что он проводится в реальных условиях.

Плюс такого метода в том, что отношение или поведение участников эксперимента изучается не в искусственных условиях лаборатории, а в