Файл: rpd_31_08_69_chelyustno-licevaya_hirurgiya_2019.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

пациентов и членов

«врач-больной»

окружением с

пациентами и

 

 

их семей

с целью

целью выработки

ближайшим его

 

 

мотивации,

выработки

мотивации на

окружением.

 

 

направленной на

мотивации

сохранение и

 

 

 

сохранение и

направленной на

укрепление

 

 

 

укрепление своего

сохранение и

своего здоровья,

 

 

 

здоровья и здоровья

укрепление

здоровья

 

 

 

окружающих.

своего здоровья

окружающих его

 

 

 

 

и здоровья

членов семьи и

 

 

 

 

окружающих.

населения.

 

 

ПК-10

Готовность к

Принципы

Использовать

Приемами

Зачет.

 

применению

организации и

принципы

управления в

 

 

основных

управления в

организации и

сфере охраны

 

 

принципов

сфере охраны

управления в

здоровья граждан,

 

 

организации и

здоровья

сфере охраны

в медицинских

 

 

управления в сфере

граждан, в

здоровья граждан,

организациях и их

 

 

охраны здоровья

медицинских

в медицинских

структурных

 

 

граждан, в

организациях и

организациях и их

подразделениях с

 

 

медицинских

их структурных

структурных

учетом узкой

 

 

организациях и их

подразделениях

подразделениях с

специальности

 

 

структурных

с учетом узкой

учетом узкой

врача.

 

 

подразделениях.

специальности

специальности

 

 

 

 

врача.

врача.

 

 

ПК-11

Готовность к

Принципы

Оценивать

Приемами оценки

Зачет

 

участию в оценке

оценки качества

качество оказания

качества оказания

 

 

качества оказания

оказания

медицинской

медицинской

 

 

медицинской

медицинской

помощи с

помощи с

 

 

помощи с

помощи с

использованием

использованием

 

 

использованием

использованием

основных медико-

основных медико-

 

 

основных медико-

основных

статистических

статистических

 

 

статистических

медико-

показателей.

показателей.

 

 

показателей .

статистических

 

 

 

 

 

показателей.

 

 

 

II.

Содержание рабочей программы дисциплины «Клиническая анатомия»

Индекс

Наименование тем

Б1.Б.5

Клиническая анатомия

1.

Раздел «Грудь-живот»

1.1

Система гомеостаза, его значение в норме и патологии

1.2

Сосудисто-нервный пучок как одно из основных положений клинической

 

анатомии. Принципы клинической анатомии

1.3

Развитие отделов пищеварительного тракта и органов брюшной полости.

 

Сфинктерный аппарат пищеварительного тракта

1.4

Клиническая анатомия шеи и ее основных сосудисто-нервных пучков.

 

Обоснование доступов к органам при операциях. Обтурационная асфиксия.

 

Трахеостомии.

1.5

Клиническая анатомия стенок груди, средостения и легких, их основных

 

сосудисто-нервных пучков. Обоснование доступов к органам при операциях

1.6

Клиническая анатомия передне-боковой стенки живота, верхнего и нижнего

 

этажей брюшной полости, их основных сосудисто-нервных пучков. Обоснование

 

доступов к органам при операциях

1.7

Клиническая анатомия забрюшинного пространства, малого таза и промежности,

 

их основных сосудисто-нервные пучков. Обоснование доступов к органам при

 

операциях

1.8

Клиническая анатомия и патология артериальной системы

1.9

Клиническая анатомия и патология венозной и лимфатической систем

2.

Раздел «Голова и шея»


2.1

 

Мозговой и лицевой отделы черепа. Основание черепа. Места выхода черепных

 

 

нервов. Врожденные пороки развития черепа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

 

Клиническая анатомия I – VI и VII - XII пар черепных нервов. Ветви

 

 

верхнечелюстной артерии. Вегетативные узлы головы.

 

 

 

 

 

 

2.3

 

Сосудисто-нервные пучки шеи и головы и их клиническое значение в норме и

 

 

при патологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4

 

Клиническая анатомия области и полости носа. Носовые ходы. Околоносовые

 

 

пазухи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5

 

Клиническая

анатомия

полости

 

рта.

 

 

Зубочелюстной

аппарат.

 

 

Лимфоэпителиальное кольцо Пирогова-Вальдейера (Waldeyer). Слюнные железы.

 

 

Пороки развития зубочелюстной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6

 

Области и клетчаточные пространства лицевого отдела черепа. Пути

 

 

распространения инфекции и гнойников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7

 

Области, фасции и клетчаточные пространства шеи. Их клиническое значение.

2.8

 

Клиническая анатомия глотки и пищевода. Сфинктерный аппарат верхнего

 

 

отдела пищеварительного тракта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9

 

Клиническая анатомия гортани и трахеи. Обтурационная асфиксия.

 

 

2.10

 

Обезболивание при операциях на лице и шее. Вскрытие, дренирование абсцессов и

 

 

флегмон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Учебно-тематический план дисциплины «Клиническая анатомия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е.)

 

Количество часов

 

 

Форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кредит(з.

Всего

 

Практика

 

Семинар

СРС

 

Контроль

 

 

Индекс

 

Наименование дисциплин (модулей), тем,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

элементов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.Б.5

 

Клиническая анатомия

 

 

 

1

36

 

15

 

6

12

 

3

 

Собеседование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по контр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вопросам

 

1

 

Раздел «Грудь-живот»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

 

Система гомеостаза, его значение в

 

2

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

норме и патологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

 

Сосудисто-нервный пучок как одно из

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основных

положений

клинической

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

анатомии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3

 

Развитие

отделов пищеварительного

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

тракта и органов брюшной полости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4

 

Клиническая

анатомия

шеи.

 

2

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Обтурационная

 

асфиксия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трахеостомии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5

 

Клиническая анатомия стенок груди,

 

2

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

средостения и легких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6

 

Клиническая

анатомия

передне-

 

2

 

1

 

2

1

 

1

 

 

 

 

 

боковой стенки живота, верхнего и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нижнего этажей брюшной полости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7

 

Клиническая анатомия забрюшинного

 

2

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

пространства,

малого

 

таза

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промежности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8

 

Клиническая

анатомия

и

патология

 

2

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

артериальной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.9

 

Клиническая

анатомия

и

патология

 

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

венозной и лимфатической систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Раздел «Голова и шея»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Сосудисто-нервный пучок как один из

 

2

1

 

1

 

 

 

основных положений клинической

 

 

 

 

 

 

 

 

анатомии

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Развитие костей черепа. Лицевой и

 

2

1

 

1

 

 

 

мозговой череп. Основание черепа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Места выхода черепных нервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Врожденные пороки развития

 

 

 

 

 

 

 

 

лицевого отдела черепа.

 

 

 

 

 

 

 

2.3

Клиническая анатомия 1 – 6 пар

 

2

1

 

1

 

 

 

черепных нервов. Ветви

 

 

 

 

 

 

 

 

верхнечелюстной артерии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вегетативные узлы головы.

 

 

 

 

 

 

 

2.4

Клиническая анатомия 7 – 12 пар

 

2

1

 

 

 

 

 

черепных нервов. Ветви лицевой

 

 

 

 

 

 

 

 

артерии.

 

 

 

 

 

 

 

2.5

Клиническая анатомия полости рта.

 

2

1

2

1

1

 

 

Зубочелюстной аппарат.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лимфоэпителиальное кольцо

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирогова – Вальдейра. Слюнные

 

 

 

 

 

 

 

 

железы. Клиническая анатомия

 

 

 

 

 

 

 

 

области и полости носа. Околоносовые

 

 

 

 

 

 

 

 

пазухи.

 

 

 

 

 

 

 

2.6

Области и клетчаточные пространства

 

2

1

 

 

 

 

 

лица. Пути распространения инфекции

 

 

 

 

 

 

 

 

и гнойников.

 

 

 

 

 

 

 

2.7

Области, фасции и клетчаточные

 

2

1

2

1

 

 

 

пространства шеи. Основной

 

 

 

 

 

 

 

 

сосудисто-нервный пучок шеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Клиническая анатомия гортани и

 

 

 

 

 

 

 

 

трахеи. Обтурационная асфиксия

 

 

 

 

 

 

 

2.8

Клиническая анатомия глотки и пищево

 

2

1

 

1

 

 

 

Сфинктерный аппарат верхнего отдела

 

 

 

 

 

 

 

 

пищеварительного тракта

 

 

 

 

 

 

 

2.9

Обезболивание при операциях на лице.

 

2

 

 

 

 

 

 

Вскрытие и дренирование абсцессов и

 

 

 

 

 

 

 

 

флегмон

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО по дисциплине

1

36

15

6

12

3

Зачет

IV. Оценочные средства для контроля качества подготовки по дисциплине «Клиническая анатомия»

Результаты собеседования оцениваются:

«Зачтено» – клинический ординатор подробно отвечает на теоретические вопросы. «Не зачтено» – не владеет теоретическим материалом и допускает грубые ошибки.

Ординатор считается аттестованным по дисциплине при наличии оценки «зачтено».

Фонд оценочных средств для контроля качества подготовки (текущая аттестация по итогам освоения дисциплины: устное собеседование по контрольным вопросам билета).

Примеры тестирования. Раздел «Грудь-живот» 1. При попадании инородного тела в нижние дыхательные пути у пострадавшего

наблюдается кашель, беспокойство, однако нет клинических признаков удушья


(хрип, частое и шумное дыхание, синюшность кожи лица и губ). Оцените ситуацию и выберите оптимальный вариант оказания первой помощи.

А. Произведите удар ладонью по спине с целью удаления инородного тела. Б. Немедленно начинайте сердечно-легочную реанимацию.

В. Успокойте и ободрите больного, если есть возможность, дайте кислород через маску. Необходимо транспортировать пострадавшего в больницу с целью проведения бронхоскопии.

Г. Попытайтесь удалить инородное тело из дыхательных путей, используя приѐм Геймлиха.

2.При попадании инородного тела в дыхательные пути у пострадавшего наблюдаются клинические симптомы удушья (беспокойство, хрип, частое и шумное дыхание, синюшность кожи лица и губ). Оцените ситуацию и выберите оптимальный вариант оказания первой помощи.

А. Произведите удар ладонью по спине с целью удаления инородного тела. Б. Немедленно начинайте сердечно-легочную реанимацию.

В. Успокойте и ободрите больного, дайте кислород через маску. Необходимо транспортировать пострадавшего в больницу с целью проведения бронхоскопии.

Г. Попытайтесь удалить инородное тело из дыхательных путей, используя приѐм Геймлиха. При остановке дыхания и сердечной деятельности начинайте выполнять сердечно-легочную реанимацию.

3.Какими осложнениями может быть чревато превозмогающее разум усердие при выполнении приѐма Геймлиха?

А. Внезапная остановка дыхания. Б. Внезапная остановка сердца. В. Внезапная потеря сознания.

Г. Регургитация, переломы рѐбер, разрыв желудка, печени, селезѐнки.

4.В процедурной, во время взятия крови из вены на исследование, пациенту становится дурно, и он теряет сознание. Укажите правильный порядок оказания первой медицинской помощи.

А. Ни о чѐм не беспокойтесь, для оказания помощи вызывайте анестезиолога из операционной или из соседнего больничного корпуса. Если опоздает - пишите на него рапорт.

Б. Выведите нижнюю челюсть и начинайте искусственную вентиляцию лѐгких. В. Обнажите пациенту грудь и приступайте к закрытому массажу сердца.

Г. Уложите пациента на кушетку или, в крайнем случае, на пол с приподнятыми ногами, откройте форточку или окно, ослабьте воротник, пояс или бюстгальтер, поднесите вату с нашатырным спиртом к его ноздрям, сполосните его лицо холодной водой, несильно похлопайте пациента по щекам.

5.Укажите, пожалуйста, правильный порядок и последовательность действий при необходимости выполнить сердечно-легочную церебральную реанимацию в критической ситуации.

А. Положите пострадавшего на подушки или мягкий диван. Немедленно начинайте закрытый массаж сердца с частотой компрессий 60-80 в минуту. Выполняйте искусственное дыхание с частотой не более 12 в минуту.

Б. 1. При наличии признаков клинической смерти в течение 10-15 секунд положите больного на жѐсткую ровную поверхность, расстегните одежду на его груди, очистите ротовую полость и обеспечьте проходимость дыхательных путей.

2.Сделайте 2 выдоха в рот пострадавшему,

3.Произведите прекордиальный удар, затем осуществляйте компрессию грудины с частотой 100 сжатий в минуту

4.Перемежайте 15 сжатий грудины с двумя дыхательными циклами искусственной вентиляции