Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 4
Для подвижного |
состава |
установлены |
габариты: |
|
|
|
|
||||||||
Т — допускается к обращению по путям |
общей |
|
сети же |
||||||||||||
|
лезных |
дорог |
СССР, подъездным путям |
и путям |
|||||||||||
|
промышленных предприятий, сооружения и устрой |
||||||||||||||
|
ства |
на которых отвечают |
требованиям габарита С |
||||||||||||
|
и габарита Сп (рис. 4); |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
1-Т — допускается |
к |
обращению |
по |
всем |
путям |
общей |
|||||||||
|
сети железных дорог СССР, подъездным |
|
путям и |
||||||||||||
0-Т; 01-Т; 1 |
путям |
промышленных предприятий |
(рис. 5); |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
02-Т• 03-Т |— |
Д ° п У с |
к а е т с я |
к |
ооращению не только на сети |
желез |
||||||||||
|
ных дорог СССР колеи |
1520 (1524) мм, но и по до |
|||||||||||||
|
рогам зарубежных стран колеи 1435 мм. |
|
|
|
|
||||||||||
Габариты |
С, Сп, 1-Т и Т должны применяться при строительст |
||||||||||||||
ве новых железных |
дорог, |
сооружений, |
устройств |
|
и |
пост |
|||||||||
ройке подвижного состава, при реконструкции |
существующих |
же |
|||||||||||||
лезных дорог, сооружений, |
устройств |
(постройке |
вторых |
путей, |
|||||||||||
электрификации |
и др.) и |
модернизации |
подвижного |
состава. Об |
|||||||||||
ласть и порядок применения |
габаритов |
0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т уста |
|||||||||||||
навливаются |
Указаниями МПС по применению этих |
габаритов. |
|||||||||||||
При введении |
в эксплуатацию подвижного |
состава, построенно |
|||||||||||||
го по габариту |
Т |
(на 350 мм более широкого, чем 1-Т), |
например |
||||||||||||
моторвагонных |
поездов, |
сооружения |
и |
устройства, |
связанные с |
||||||||||
его пропуском, должны |
отвечать габариту С и Указаниям |
МПС по |
|||||||||||||
его применению |
(ПТЭ, § 15). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Размеры |
габаритов |
по горизонтали |
считают от оси колеи, |
а по |
|||||||||||
вертикали — от уровня |
верха головки |
рельса. Левая |
часть |
габари |
|||||||||||
та приближения строений применяется на станциях, |
а |
правая — |
|||||||||||||
на перегонах. Все сооружения и устройства на пассажирских |
оста |
новочных пунктах также должны удовлетворять требованиям га барита С (кроме верхнего очертания Ia-IIa-IIIa-IVa). Для линий
и участков железных дорог, где обращаются |
поезда со скоростью, |
|
превышающей 160 км/ч, |
габаритные нормы |
устанавливаются спе |
циальными Указаниями |
Министерства путей |
сообщения. |
Для ранее построенных и не отвечающих требованиям габари- - тов С и Сп сооружений и устройств, габаритные нормы их содер жания устанавливаются впредь до переустройства, в Указаниях Министерства путей сообщения по применению габаритов прибли жения строений. Так, расстояние от оси пути до сооружений и уст ройств, построенных до 1 января 1960 г. (светофоров до 1 января 1968 г.), может быть временно до их переустройства, допущено и меньше чем 3100 мм, установленного габаритами С и Сп, но не менее: до зданий и заборов —3000 мм, а до опор (контактной се ти, путепроводов, пешеходных мостов, воздушных линий связи и СЦБ, электроосвещения, электроснабжения, мачт светофоров и се мафоров, подпорных стенок) —2750 мм на перегонах и 2450 мм— на станциях.
Пространство между габаритом приближения строений и га баритом подвижного состава, а также между габаритами смеж-
20
|
|
|
головни рельса |
Рис. 4. Габарит подвижного состава Т (верхняя часть) |
|||
Условные |
обозначения: |
|
|
|
только д л я сигнальных |
устройств; |
|
—.— |
для |
выступающих частей |
— поручней, подлокотников, козырьков для стока |
воды |
и |
др . |
|
Рис. 5. Габарит подвижного состава 1—Т
Условные обозначения:
только для сигнальных устройств; —.—.— д л я выступающих частей — поручней, подлокотников, козырьков для стока воды и д р .
21
ных подвижных составов необходимо для возможных смещений подвижного состава, которые вызываются отклонениями в состоя нии отдельных элементов пути, допускаемыми нормами их содер жания (например, износ рельсов, отклонения в уровнях располо жения рельсовых нитей и т. д.), а также вызываются колебаниями и боковыми наклонениями подвижного состава на рессорах. Кро
ме того, это пространство допускает перевозку негабаритных |
гру |
||||||||||||
зов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный |
стандарт |
устанавливает |
также |
габаритные |
|||||||||
размеры для следующих элементов: нижней части габаритов |
при |
||||||||||||
ближения строений |
С и Сп (двойных |
|
перекрестных |
стрелочных |
|||||||||
переводов, горочных вагонных замедлителей и подвагонных |
|
тол |
|||||||||||
кателей |
и других устройств для надвига |
вагонов), их верхней |
части |
||||||||||
(минимальные |
допускаемые |
зазоры |
между |
сооружениями и |
|||||||||
устройствами, |
переустраиваемыми |
под |
электрическую |
|
тягу, |
||||||||
и контактным |
проводом, |
токоприемником |
и |
подвижным |
соста |
||||||||
вом, а |
также |
нижней |
части |
всех |
габаритов |
подвижного |
со |
||||||
става. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Габарит приближения строений периодически проверяется. Для этой цели по участкам пропускается специальная платформа, на которой установлена контрольная рама.
Особо важно точно выдерживать габарит нижней части под вижного состава, чтобы в условиях эксплуатации даже при совпа дении наибольших износов его отдельных элементов (бандажей, колесных пар, буксовых подшипников и др.) не допускать задева ния подвижным составом за наиболее выступающие части стре лочных переводов, кожуха приводов СЦБ, настилы переездов, низ кие пассажирские платформы и т. п. Наименьшие расстояния от низа частей подвижного состава, находящегося в эксплуатации, до уровня верха головки рельса, а также порядок проверки этих расстояний устанавливаются МПС (ПТЭ, § 139).
Расстояния между путями. Правила технической эксплуатации железных дорог устанавливают также наименьшие расстояния между осями смежных путей на прямых участках: на перегонах двухпутных линий не менее 4100 мм, на трехпутных и четырехпут-
ных линиях между осями |
второго и третьего |
пути — не |
менее |
|
5000 мм (ПТЭ, § 16). |
|
|
|
|
Такие нормы установлены из расчета, чтобы ширина |
междупу |
|||
тий (рис. 6) обеспечивала |
беспрепятственный |
пропуск |
по |
смеж |
ным путям подвижного состава и возможность при этом безопас
ной работы людей, находящихся на междупутьях, |
а на трех- и |
четырехпутных участках — позволяла, кроме того, |
оставлять в |
уширенном междупутье необходимый путевой инвентарь и инстру
менты, а |
также |
устанавливать соответствующие сигналы. |
|
|
Расстояния |
между осями смежных путей на станциях — долж |
|||
ны быть не менее 4800 мм, а на второстепенных путях и путях |
гру |
|||
зовых дворов — 4500 |
мм. При расположении главных путей |
на |
||
станциях |
крайними |
допускается, с разрешения МПС, оставлять |
расстояние между ними 4100 мм, т. е. такое же, как и на приле-
22
Рис. 6. Расстояния между осями смежных путей
гающих перегонах. Поскольку суженное междупутье на станции крайнее, оно не опасно, так как работник, оказавшийся на нем в момент подхода поезда, всегда может сойти на обочину земляного полотна.
Нормы расстояний между осями смежных путей на строящихся и реконструируемых станциях, разъездах и обгонных пунктах при ведены в Технических указаниях по проектированию станций и уз лов на железных дорогах общей сети Союза ССР (ТУПС). Рас стояния между осями некоторых путей и междупутий приведены в табл. 1.
Размеры габаритов приближения строений и расстояние меж ду осями смежных путей на перегонах и станциях даны для пря мых участков пути. На кривых участках эти размеры по условиям вписывания подвижного состава увеличиваются в зависимости от
радиуса кривой, возвышения наружного |
рельса и |
максимально |
|
|
Т а б л и ц а 1 |
Расстояния |
м е ж д у осями |
смежных путей, мм |
Пути и междупутья |
наименьшие допус |
нормальные условия |
каемые |
Главные и смежные с ними пути |
5300 |
4800 |
|||
Приемо-отпраЕОчные и сортировочные |
5300 |
4800 |
|||
пути |
|
|
пути, пути |
4800 |
4500 |
Второстепенные станционные |
|||||
отстоя |
подвижного |
состава, |
грузовых |
|
|
дворов |
|
|
3650 |
3600 |
|
Пути для перегрузки |
непосредственно из |
||||
вагона |
в вагон |
|
|
6500 |
5300 |
Между отдельными пучками путей сорти |
|||||
ровочного парка |
|
с ним пу |
6500 |
5300 |
|
Между |
вытяжным и смежным |
тем
23
допустимой на участке скорости движения по нормам, приведенным в Указаниях по применению габаритов приближения строений.
На открытых площадях станций и подъездных путей грузы (вы
груженные из вагонов или подготовленные |
к погрузке) необходи |
мо укладывать и закреплять так, чтобы |
габарит приближения |
строений не нарушался. Очень важно при этом, чтобы движущий ся состав на железнодорожном пути не только не задевал за на
ходящийся на площадке груз, но и чтобы |
в промежутке |
между гру |
|
зом |
и подвижным составом могли свободно находиться |
люди. |
|
В |
ПТЭ установлены ограничения по |
размещению |
грузов на |
площадках. Грузы (кроме балласта, выгруженного для путевых работ) при высоте до 1200 мм могут находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2 м, а при большей вы соте — не ближе 2,5 л/ (§ 17).
Работники железных дорог, а также предприятий, пользую щихся железнодорожным транспортом, обязаны внимательно сле дить за выполнением этих требований при погрузочно-разгрузоч- ных работах. Необходимо также строго следить за тем, чтобы не нарушали габарит снятые с пути автодрезины, машины, путевые вагончики, материалы, инструменты и др.
Габарит погрузки. Негабаритные грузы. На дорогах иногда перевозятся так называемые негабаритные грузы, т. е. такие, при погрузке которых на открытый подвижной состав превышается
установленный |
Министерством |
путей сообщения габарит |
погруз |
ки, а в ряде случаев и габарит |
подвижного состава. |
|
|
Габаритом |
погрузки (рис. 7) называется предельное |
попереч |
ное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться погруженный на открытый подвиж ной состав груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути и совмеще нии в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
Негабаритность в зависимости от места выхода груза за очер тания габарита погрузки по высоте различается (рис. 8) нижняя, когда груз выходит за габарит в пределах высоты до 1230 мм от верха головки рельса, боковая на высоте от 1230 до 4000 мм и верхняя — на высоте от 4000 до 5300 мм.
В зависимости от величины выхода негабаритность грузов под разделяется на пять степеней — нулевую, первую (1), вторую ( I I ) , третью (III) и четвертую (IV) . При этом верхняя негабаритность может быть трех степеней — 0, П и I I I , а боковая — всех пяти сте пеней; нижняя степеней не имеет и допускается только в исклю чительных случаях с разрешения Главных управлений движения и пути МПС.
Грузы, выходящие за пределы негабаритности IV степени, а также I I I степени (на высоте более 3600 мм), и грузы, выходящие за габарит погрузки на высоте более 5300 мм, называются сверх негабаритными.
К числу негабаритных относятся также и грузы, которые хотя и вписываются в очертание габарита погрузки при нахождении подвижного состава на прямом пути, но выходят из габарита при
прохождении его в кривых |
участках (ввиду |
большой длины |
груза |
||
или |
базы вагона). Такая |
негабаритность |
называется |
расчетной. |
|
|
Для проверки правильности размещения негабаритных |
грузов |
|||
на |
подвижном составе и крепления их создаются специальные ко |
||||
миссии с составлением актов. Проверяют расположение |
груза по |
||||
габариту при помощи габаритных ворот, устраиваемых |
на |
одном |
|||
из станционных путей. |
|
|
|
|
Для поездов, перевозящих негабаритные грузы, устанавливает
ся особый порядок следования. Негабаритные грузы |
IV степени |
||
и сверхнегабаритные |
следуют с контрольной рамой в |
сопровожде |
|
нии опытного работника службы пути. В пределах станций |
поез |
||
да с негабаритными |
грузами пропускаются по специально |
выде |
|
ленным путям. |
|
|
|
Негабаритные грузы принимаются к перевозке каждый раз по особым разрешениям. Порядок перевозок по железным дорогам таких грузов определен Инструкцией по перевозке грузов негаба ритных и погруженных на транспортеры но железным дорогам
СССР.
II |
П У Т Ь И П У Т Е В О Е Х О З Я Й С Т В О |
|
Г Л А В А 4. |
Т Р А С С А , П Л А Н И П Р О Ф И Л Ь ПУТИ |
7. Изыскания и проектирование железных дорог
Железные дороги в СССР строятся в соответствии с государ ственным планом, по которому развивается все народное хозяйст во страны. Чтобы найти наиболее выгодное направление будущей дороги, проводятся экономические и технические изыскания новой линии.
Экономические изыскания позволяют наметить направление ли нии с расчетом обслуживания самых важных промышленных, сельскохозяйственных и культурных центров, через которые прой дет железная дорога. При этом изучаются будущие пассажирские и грузовые перевозки и учитываются возможности развития раз личных отраслей народного хозяйства в связи с постройкой новой железнодорожной линии. Технические изыскания определяют трас су (направление линии) дороги.
Изыскания железных дорог проводятся специальными изыска тельскими партиями, которые должны найти наиболее оптималь ное расположение линии (будущей железной дороги) между за данными пунктами.
При трассировании железнодорожной линии ее стремятся про водить по прямой, так как тогда ее строительная длина будет наи меньшей, но это не всегда возможно. На местности могут встре титься холмы, реки, озера, населенные пункты. В таких случаях трассу приходится отклонять от прямого направления или устраи вать искусственные сооружения (мосты, тоннели и др.). Железно дорожный путь будет состоять из прямых участков пути и кривых различной крутизны, определяемой величиной радиуса. Чем боль ше радиус кривой, тем она положе и наоборот.
Изыскатели должны стремиться к более пологим кривым, что бы при эксплуатации железной дороги не пришлось ограничивать скорости движения поездов. Искусственные сооружения также не должны быть очень большими, потому что их строительство потре бует больших затрат.
Необходимо найти воду для строителей и эксплуатационников железной дороги, удобное место для их жилья и решить многие другие вопросы.
По данным изысканий составляется проект и смета железнодо рожной линии и после утверждения проектной документации при-
26