Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для подвижного

состава

установлены

габариты:

 

 

 

 

Т — допускается к обращению по путям

общей

 

сети же­

 

лезных

дорог

СССР, подъездным путям

и путям

 

промышленных предприятий, сооружения и устрой­

 

ства

на которых отвечают

требованиям габарита С

 

и габарита Сп (рис. 4);

 

 

 

 

 

 

 

 

1-Т — допускается

к

обращению

по

всем

путям

общей

 

сети железных дорог СССР, подъездным

 

путям и

0-Т; 01-Т; 1

путям

промышленных предприятий

(рис. 5);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

02-Т• 03-Т |

Д ° п У с

к а е т с я

к

ооращению не только на сети

желез­

 

ных дорог СССР колеи

1520 (1524) мм, но и по до­

 

рогам зарубежных стран колеи 1435 мм.

 

 

 

 

Габариты

С, Сп, 1-Т и Т должны применяться при строительст­

ве новых железных

дорог,

сооружений,

устройств

 

и

пост­

ройке подвижного состава, при реконструкции

существующих

же­

лезных дорог, сооружений,

устройств

(постройке

вторых

путей,

электрификации

и др.) и

модернизации

подвижного

состава. Об­

ласть и порядок применения

габаритов

0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т уста­

навливаются

Указаниями МПС по применению этих

габаритов.

При введении

в эксплуатацию подвижного

состава, построенно­

го по габариту

Т

(на 350 мм более широкого, чем 1-Т),

например

моторвагонных

поездов,

сооружения

и

устройства,

связанные с

его пропуском, должны

отвечать габариту С и Указаниям

МПС по

его применению

(ПТЭ, § 15).

 

 

 

 

 

 

 

 

Размеры

габаритов

по горизонтали

считают от оси колеи,

а по

вертикали — от уровня

верха головки

рельса. Левая

часть

габари­

та приближения строений применяется на станциях,

а

правая —

на перегонах. Все сооружения и устройства на пассажирских

оста­

новочных пунктах также должны удовлетворять требованиям га­ барита С (кроме верхнего очертания Ia-IIa-IIIa-IVa). Для линий

и участков железных дорог, где обращаются

поезда со скоростью,

превышающей 160 км/ч,

габаритные нормы

устанавливаются спе­

циальными Указаниями

Министерства путей

сообщения.

Для ранее построенных и не отвечающих требованиям габари- - тов С и Сп сооружений и устройств, габаритные нормы их содер­ жания устанавливаются впредь до переустройства, в Указаниях Министерства путей сообщения по применению габаритов прибли­ жения строений. Так, расстояние от оси пути до сооружений и уст­ ройств, построенных до 1 января 1960 г. (светофоров до 1 января 1968 г.), может быть временно до их переустройства, допущено и меньше чем 3100 мм, установленного габаритами С и Сп, но не менее: до зданий и заборов —3000 мм, а до опор (контактной се­ ти, путепроводов, пешеходных мостов, воздушных линий связи и СЦБ, электроосвещения, электроснабжения, мачт светофоров и се­ мафоров, подпорных стенок) —2750 мм на перегонах и 2450 мм— на станциях.

Пространство между габаритом приближения строений и га­ баритом подвижного состава, а также между габаритами смеж-

20


 

 

 

головни рельса

Рис. 4. Габарит подвижного состава Т (верхняя часть)

Условные

обозначения:

 

 

только д л я сигнальных

устройств;

—.—

для

выступающих частей

— поручней, подлокотников, козырьков для стока

воды

и

др .

 

Рис. 5. Габарит подвижного состава 1—Т

Условные обозначения:

только для сигнальных устройств; —.—.— д л я выступающих частей — поручней, подлокотников, козырьков для стока воды и д р .

21

ных подвижных составов необходимо для возможных смещений подвижного состава, которые вызываются отклонениями в состоя­ нии отдельных элементов пути, допускаемыми нормами их содер­ жания (например, износ рельсов, отклонения в уровнях располо­ жения рельсовых нитей и т. д.), а также вызываются колебаниями и боковыми наклонениями подвижного состава на рессорах. Кро­

ме того, это пространство допускает перевозку негабаритных

гру­

зов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный

стандарт

устанавливает

также

габаритные

размеры для следующих элементов: нижней части габаритов

при­

ближения строений

С и Сп (двойных

 

перекрестных

стрелочных

переводов, горочных вагонных замедлителей и подвагонных

 

тол­

кателей

и других устройств для надвига

вагонов), их верхней

части

(минимальные

допускаемые

зазоры

между

сооружениями и

устройствами,

переустраиваемыми

под

электрическую

 

тягу,

и контактным

проводом,

токоприемником

и

подвижным

соста­

вом, а

также

нижней

части

всех

габаритов

подвижного

со­

става.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Габарит приближения строений периодически проверяется. Для этой цели по участкам пропускается специальная платформа, на которой установлена контрольная рама.

Особо важно точно выдерживать габарит нижней части под­ вижного состава, чтобы в условиях эксплуатации даже при совпа­ дении наибольших износов его отдельных элементов (бандажей, колесных пар, буксовых подшипников и др.) не допускать задева­ ния подвижным составом за наиболее выступающие части стре­ лочных переводов, кожуха приводов СЦБ, настилы переездов, низ­ кие пассажирские платформы и т. п. Наименьшие расстояния от низа частей подвижного состава, находящегося в эксплуатации, до уровня верха головки рельса, а также порядок проверки этих расстояний устанавливаются МПС (ПТЭ, § 139).

Расстояния между путями. Правила технической эксплуатации железных дорог устанавливают также наименьшие расстояния между осями смежных путей на прямых участках: на перегонах двухпутных линий не менее 4100 мм, на трехпутных и четырехпут-

ных линиях между осями

второго и третьего

пути — не

менее

5000 мм (ПТЭ, § 16).

 

 

 

 

Такие нормы установлены из расчета, чтобы ширина

междупу­

тий (рис. 6) обеспечивала

беспрепятственный

пропуск

по

смеж­

ным путям подвижного состава и возможность при этом безопас­

ной работы людей, находящихся на междупутьях,

а на трех- и

четырехпутных участках — позволяла, кроме того,

оставлять в

уширенном междупутье необходимый путевой инвентарь и инстру­

менты, а

также

устанавливать соответствующие сигналы.

 

Расстояния

между осями смежных путей на станциях — долж­

ны быть не менее 4800 мм, а на второстепенных путях и путях

гру­

зовых дворов — 4500

мм. При расположении главных путей

на

станциях

крайними

допускается, с разрешения МПС, оставлять

расстояние между ними 4100 мм, т. е. такое же, как и на приле-

22


Рис. 6. Расстояния между осями смежных путей

гающих перегонах. Поскольку суженное междупутье на станции крайнее, оно не опасно, так как работник, оказавшийся на нем в момент подхода поезда, всегда может сойти на обочину земляного полотна.

Нормы расстояний между осями смежных путей на строящихся и реконструируемых станциях, разъездах и обгонных пунктах при­ ведены в Технических указаниях по проектированию станций и уз­ лов на железных дорогах общей сети Союза ССР (ТУПС). Рас­ стояния между осями некоторых путей и междупутий приведены в табл. 1.

Размеры габаритов приближения строений и расстояние меж­ ду осями смежных путей на перегонах и станциях даны для пря­ мых участков пути. На кривых участках эти размеры по условиям вписывания подвижного состава увеличиваются в зависимости от

радиуса кривой, возвышения наружного

рельса и

максимально

 

 

Т а б л и ц а 1

Расстояния

м е ж д у осями

смежных путей, мм

Пути и междупутья

наименьшие допус­

нормальные условия

каемые

Главные и смежные с ними пути

5300

4800

Приемо-отпраЕОчные и сортировочные

5300

4800

пути

 

 

пути, пути

4800

4500

Второстепенные станционные

отстоя

подвижного

состава,

грузовых

 

 

дворов

 

 

3650

3600

Пути для перегрузки

непосредственно из

вагона

в вагон

 

 

6500

5300

Между отдельными пучками путей сорти­

ровочного парка

 

с ним пу­

6500

5300

Между

вытяжным и смежным

тем

23


допустимой на участке скорости движения по нормам, приведенным в Указаниях по применению габаритов приближения строений.

На открытых площадях станций и подъездных путей грузы (вы­

груженные из вагонов или подготовленные

к погрузке) необходи­

мо укладывать и закреплять так, чтобы

габарит приближения

строений не нарушался. Очень важно при этом, чтобы движущий­ ся состав на железнодорожном пути не только не задевал за на­

ходящийся на площадке груз, но и чтобы

в промежутке

между гру­

зом

и подвижным составом могли свободно находиться

люди.

В

ПТЭ установлены ограничения по

размещению

грузов на

площадках. Грузы (кроме балласта, выгруженного для путевых работ) при высоте до 1200 мм могут находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2 м, а при большей вы­ соте — не ближе 2,5 л/ (§ 17).

Работники железных дорог, а также предприятий, пользую­ щихся железнодорожным транспортом, обязаны внимательно сле­ дить за выполнением этих требований при погрузочно-разгрузоч- ных работах. Необходимо также строго следить за тем, чтобы не нарушали габарит снятые с пути автодрезины, машины, путевые вагончики, материалы, инструменты и др.

Габарит погрузки. Негабаритные грузы. На дорогах иногда перевозятся так называемые негабаритные грузы, т. е. такие, при погрузке которых на открытый подвижной состав превышается

установленный

Министерством

путей сообщения габарит

погруз­

ки, а в ряде случаев и габарит

подвижного состава.

 

Габаритом

погрузки (рис. 7) называется предельное

попереч­

ное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться погруженный на открытый подвиж­ ной состав груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути и совмеще­ нии в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.

Негабаритность в зависимости от места выхода груза за очер­ тания габарита погрузки по высоте различается (рис. 8) нижняя, когда груз выходит за габарит в пределах высоты до 1230 мм от верха головки рельса, боковая на высоте от 1230 до 4000 мм и верхняя — на высоте от 4000 до 5300 мм.

В зависимости от величины выхода негабаритность грузов под­ разделяется на пять степеней — нулевую, первую (1), вторую ( I I ) , третью (III) и четвертую (IV) . При этом верхняя негабаритность может быть трех степеней 0, П и I I I , а боковая — всех пяти сте­ пеней; нижняя степеней не имеет и допускается только в исклю­ чительных случаях с разрешения Главных управлений движения и пути МПС.

Грузы, выходящие за пределы негабаритности IV степени, а также I I I степени (на высоте более 3600 мм), и грузы, выходящие за габарит погрузки на высоте более 5300 мм, называются сверх­ негабаритными.

К числу негабаритных относятся также и грузы, которые хотя и вписываются в очертание габарита погрузки при нахождении подвижного состава на прямом пути, но выходят из габарита при

прохождении его в кривых

участках (ввиду

большой длины

груза

или

базы вагона). Такая

негабаритность

называется

расчетной.

 

Для проверки правильности размещения негабаритных

грузов

на

подвижном составе и крепления их создаются специальные ко­

миссии с составлением актов. Проверяют расположение

груза по

габариту при помощи габаритных ворот, устраиваемых

на

одном

из станционных путей.

 

 

 

 

Для поездов, перевозящих негабаритные грузы, устанавливает­

ся особый порядок следования. Негабаритные грузы

IV степени

и сверхнегабаритные

следуют с контрольной рамой в

сопровожде­

нии опытного работника службы пути. В пределах станций

поез­

да с негабаритными

грузами пропускаются по специально

выде­

ленным путям.

 

 

 

Негабаритные грузы принимаются к перевозке каждый раз по особым разрешениям. Порядок перевозок по железным дорогам таких грузов определен Инструкцией по перевозке грузов негаба­ ритных и погруженных на транспортеры но железным дорогам

СССР.


II

П У Т Ь И П У Т Е В О Е Х О З Я Й С Т В О

 

Г Л А В А 4.

Т Р А С С А , П Л А Н И П Р О Ф И Л Ь ПУТИ

7. Изыскания и проектирование железных дорог

Железные дороги в СССР строятся в соответствии с государ­ ственным планом, по которому развивается все народное хозяйст­ во страны. Чтобы найти наиболее выгодное направление будущей дороги, проводятся экономические и технические изыскания новой линии.

Экономические изыскания позволяют наметить направление ли­ нии с расчетом обслуживания самых важных промышленных, сельскохозяйственных и культурных центров, через которые прой­ дет железная дорога. При этом изучаются будущие пассажирские и грузовые перевозки и учитываются возможности развития раз­ личных отраслей народного хозяйства в связи с постройкой новой железнодорожной линии. Технические изыскания определяют трас­ су (направление линии) дороги.

Изыскания железных дорог проводятся специальными изыска­ тельскими партиями, которые должны найти наиболее оптималь­ ное расположение линии (будущей железной дороги) между за­ данными пунктами.

При трассировании железнодорожной линии ее стремятся про­ водить по прямой, так как тогда ее строительная длина будет наи­ меньшей, но это не всегда возможно. На местности могут встре­ титься холмы, реки, озера, населенные пункты. В таких случаях трассу приходится отклонять от прямого направления или устраи­ вать искусственные сооружения (мосты, тоннели и др.). Железно­ дорожный путь будет состоять из прямых участков пути и кривых различной крутизны, определяемой величиной радиуса. Чем боль­ ше радиус кривой, тем она положе и наоборот.

Изыскатели должны стремиться к более пологим кривым, что­ бы при эксплуатации железной дороги не пришлось ограничивать скорости движения поездов. Искусственные сооружения также не должны быть очень большими, потому что их строительство потре­ бует больших затрат.

Необходимо найти воду для строителей и эксплуатационников железной дороги, удобное место для их жилья и решить многие другие вопросы.

По данным изысканий составляется проект и смета железнодо­ рожной линии и после утверждения проектной документации при-

26