Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д и з е л ь - э л е к т р и ч е с к ий

п р и в о д

применяется

на

кранах большой грузоподъемности и крупных экскаваторах.

,

 

Д и з е л ь-п н е в м а т и ч е с к и й

п р и в о д

состоит

из

ди­

зеля, компрессора, ресивера и пневматической машины. Он применя­ ется на машинах малой мощности. В некоторых машинах одни механиз­ мы работают от дизеля, а другие приводятся в движение сжатым воз­ духом.

Д и з е л ь-г и д р а в л и ч е с к и й привод состоит из дизеля, который приводит в действие масляный насос лопастного, шестерен­ чатого или поршневого типа. Насос подает рабочую жидкость в ци­ линдры или гидродвигатели.

Э л е к т р о п р и в о д . При постоянном токе краны оборудуются сериесными двигателями, которые развивают большие скорости при уменьшении нагрузки и обладают по сравнению с шунтовыми двигате­ лями значительным вращающим моментом при малых оборотах. Это очень важно при пуске механизма с полной нагрузкой. При переменном токе краны оборудуются асинхронными двигателями. Электрический

привод получил

наибольшее распространение в мостовых и козловых

кранах и меньшее в передвижных поворотных кранах.

П а р о в о й

п р и в о д применяется только на железнодорож­

ных кранах и состоит из котла и паровой машины. Этот привод явля­ ется крайне неэкономичным (к. п. д. « 10 -г- 12%). В настоящее вре­ мя краны с паровым приводом сняты с производства.

7. Краны мостового типа

Эти краны имеют жесткую рамную или балочную несущую кон­ струкцию (мост), установленную на колеса, обычно перемещающиеся по рельсам. Рельсовый путь опирается на колонны или конструкции зданий.

Мостовые краны могут иметь электрический и ручной приводы. Управление кранами осуществляется из кабины, с пола (при помощи кнопочной станции, подвешенной на кабеле) и с центрального пульта. По конструкции моста краны бывают двухбалочными и однобалочными.

На

рис.

50

представлен

однобалочный мостовой

кран с ручным

приводом.

 

 

 

 

 

 

Краны

мостовые электрические двухбалочные

подразделяют на

три

основные

группы:

 

 

 

 

а) краны общего назначения

(крюковые) грузоподъемностью от 5

до 250 т,

предназначенные

для

переработки различных штучных

грузов;

 

 

 

 

 

б) краны специальные (магнитные, грейферные, магнитно-грейфер­ ные и др. грузоподъемностью 5—30 т );

в) краны металлургические.

К кранам мостового типа относятся также штабелеры, кран-балки опорные, подвесные и многоопорные.

76


Рис. 50. Однобалочный мостовой кран:

^ — несущая балка; 2 -— концевые

балки; <? — ходовое колесо;

4 — ручная таль;

5 « п р и в о д ­

ная цепь; 6 — приводная цепь

механизма передвижения;

7 — трансмиссионный

вал

М о с т о в о й э л е к т р и ч е с к и й

к р а н

(рис. 51)

состо­

ит из моста, движущегося

по подкрановым рельсовым путям,

уложен­

ным вдоль эстакады, и крановой тележки,

перемещающейся

по рель­

сам, уложенным на мосту. Такие краны имеют один

или два крюка.

На контейнерных площадках и площадках тяжеловесных грузов при­ меняются мостовые краны с одним крюком грузоподъемностью 5—10 и 15 т, управляемые из кабины.

Техническая характеристика мостовых электрических кранов при­ ведена в табл. 15.

 

 

 

Т а б л и ц а 15

Техническая характеристика мостовых кранов, работающих

 

на грузовых дворах станций

 

 

 

П оказатели

 

Грузоподъемность крана, т

 

 

5 ,0

 

10,0

 

 

 

 

 

Высота подъема груза, м ...............

11,

16

8,

12,

16

Пролет крана, м ...............................

14, 17, 20

11, 14, 17, 20, 23,

Скорость при среднем режиме

рабо­

 

26,

29,

30

 

 

 

 

ты, м/мин'.

 

 

 

 

 

подъема груза ...............................

 

11

 

12

 

передвижения тел еж к и ...............

 

40

 

45

 

передвижения к р а н а ...................

 

88,5

 

100

 

Мощность двигателей, кет:

 

 

 

 

 

подъема груза ...............................

 

И

'

22

 

передвижения тележ ки ...............

i

2,2

5,5

 

передвижения к р а н а ...................

11

 

11

 

Масса крана, т ..................................

12;

13,7; 15,4;

17; 19; 21; 24,5:25,5;

 

 

18,5

29,5;

33;

37

77


5000

 

Рис. 51. Мостовой электрический рельсовый кран

 

грузоподъемностью 10 Т

К о з л о в ы е

к р а н ы относятся к кранам мостового типа.

Решетчатые фермы (мосты) этих кранов устанавливают на высокие опо­ ры, передвигающиеся на ходовых тележках по наземным подкрановым путям. Для козловых кранов по сравнению с мостовыми не требуется строительство дорогостоящих эстакад для укладки подкрановых путей. Широкое распространение козловые краны получили на открытых складах опорных станций и подъездных путях промышленных пред­ приятий. Их используют для грузовых операций с контейнерами, тяже­ ловесными, лесными навалочными грузами и др. В качестве грузоподъ­ емного механизма на козловых кранах применяют электротали или обычные грузовые тележки типа тележек мостовых электрических кранов, передвигающихся по верхнему или нижнему поясу фермы

крана.

Пролет козлового крана определяется расстоянием между осями подкрановых рельсов. Для увеличения рабочей зоны кранов без из­ менения величины пролета многие из них имеют консоли (одну или две), выходящие за пределы опор. По этому признаку козловые краны подразделяют на бесконсольные, одноконсольные и двухконсольные. Для удобства монтажа некоторые из кранов выпускают самомонтирующимися, для чего на их опорах установлены специальные лебед­ ки с блочной системой самомонтажа. Большие пролеты козловых кра­ нов позволяют перекрывать ими одновременно складские площадки, железнодорожные пути и автодороги. Козловые краны, имеющие пролет более 32 м, называют мостовыми перегружателями. На контей­ нерных площадках, открытых складах сыпучих, лесных и тяжело­ весных грузов применяются козловые краны следующих типов.

78

К о з л о в о й к р а н КД-05 (рис. 52, а) — двухконсольный самомонтирующийся с электроталью грузоподъемностью 5 т. Ферма крана имеет шарнирное соединение с опорами. Опоры установлены на ходовые тележки. Каждая пара опор имеет одну приводную, а дру­ гую ведомую тележки. Монтаж крана осуществляется специальным механизмом, состоящим из барабанов, установленных на валах редук­ торов приводных тележек и блоков, закрепленных на ведомых тележ­ ках. Барабаны и блоки соединены стальными канатами. На нижнем поясе фермы смонтирован монорельс, по которому передвигается электроталь. Управление всеми механизмами крана ведется из кабины, установленной на одной из опор. Питание электроэнергией осущест­ вляется от троллей или по кабелю, наматываемому на барабан.

К о з л о в о й к р а н

типа К-09 двухконсольный, грузоподъ­

емностью 5 т. Механизм

передвижения крана имеет отдельные при­

воды на два ведомых ходовых колеса. Электроталь питается электро­ энергией через подвесной гибкий кабель, а кран от троллей — через токосъемники. Кран не имеет механизма самомонтажа. Применяется для работы на контейнерных и тяжеловесных площадках грузовых дворов станций.

К о з л о в о й д в у х к о н с о л ь н ы й с а м о м о н т и р у ю - щ и й с я к р а н КДКК-Ю (рис. 52, б) оборудуется крюком, магнит­ ной шайбой, моторным грейфером. При продолжительности включе­ ний ПВ-25% имеет грузоподъемность 10 т, при ПВ-40% — 7,5 т. В качестве грузоподъемного механизма крана служит грузовая тележ­ ка мостового типа, передвигающаяся вдоль фермы по рельсам (езда поверху).

Для демонтажа узлов тележки предназначена монорельсовая бал­ ка, которая закреплена на ферме крана. Питание крана электроэнер­ гией осуществляется от троллей или через гибкий кабель. Грузовая тележка питается через кабель, подвешенный петлями к передвижным кареткам. Кран оборудован генератором для работы с магнитной шай­ бой. Кран устанавливается в основном на тяжеловесных и частично

контейнерных площадках

грузовых

дворов

станций.

К о з л о в о й к р а н

т и п а

ККС-10

(рис. 52, в )— двухкон­

сольный, самомонтирующийся, грузоподъемностью 10 т. Ферма кра­ на — прямоугольная, решетчатая с монорельсом. По монорельсу передвигается грузовая тележка. Лебедки подъема груза и передви­ жения грузовой тележки установлены на ферме, над жесткой опорой. Кабина перемещается вместе с тележкой или жестко закрепляется на опоре. Кран имеет сменные секции, что позволяет изменять пролет крана от 20 до 32 м. На крюк крана может быть подвешен вибромоторный грейфер для лесоматериалов. Привод крана электрический от сети переменного тока напряжением 380 в. Питание обеспечивается через гибкий кабель. Краны этого типа применяются на грузовых дворах станций в основном для выгрузки и погрузки лесоматериалов

и длиномерных грузов, а также на площадках тяжеловесных

грузов.

К о н т е й н е р н ы й

к р а н

грузоподъемностью

6 т

(рис. 53) — предназначен для

работы на

контейнерных площадках

в тяжелом режиме. Он может применяться для переработки и других

79



Z6630

5 9 9 0 0

Рис. 52. Козловые электрические двухкоисольные краны:

а - КД-05; б — КДКК-Ю; в ~ ККС-10

грузов массой до 6 т. При переработке контейнеров кран оборудуется автоматическим контейнерным захватом с поворотной головкой. Ос­ новные технические параметры электрических козловых кранов при­ ведены в табл. 16.

Т а б л и ц а 16

Техническая характеристика электрических козловых кранов на контейнерных площадках

 

Типы кранов

 

Показатели

 

 

 

К Д-05

КК-6

к к с - ю

К Д К К -10

Грузоподъемность,

Т .......................

5

 

6

 

10

10

База, м

' . ..........................................

6 ,0

10

 

14

7

Пролет,

м ..............................................

 

16(11,3)

16

 

32

16

Вылет консоли, м

...............................

4

, 2

4

,5

8 , 5

4 , 2

Высота подъема груза, м ...............

8

, 0

9

,0

10,0

10,0

Ширина просвета между опорами, м

3 ,0

5

,5

8 , 0

--*

Скорости, м/мин:

 

 

 

 

 

 

 

подъема ..........................................

тележ ки

8

,0

2 0 ,0

1 5,0

10,0

передвижения

30

 

40

 

40

38

передвижения

к р а н а ...................

50

 

100

 

30

90

Общая масса, п г .............................................

 

18 ,5

3 2

,5

3 9 ,4

4 6 ,0

Мощность установленных двигателей,

 

 

 

 

 

 

к е т

......................................................

 

2 3 ,2

5 1 ,5

42

5 4 ,2

Как указывалось выше, козловые краны в основном имеют в е р х ­

н и й т о к о с ъ е м

через троллеи,

подвешенные

на специальных

опорах, или получают электроэнергию по гибкому кабелю.

Н и ж н и й

т о к о с ъ е м

к о з л о в ы х

к р а н о в

(рис. 54) применяется на контейнерных площадках и состоит из желе­ зобетонного коллектора, штанги и опорной плиты, закрепленной на поперечной балке 1. Внутри коллектора установлены токоподводящие шины. Коллектор собирается из типовых унифицированных сбор­ ных железобетонных лотков. Элементы коллектора устанавливают боковой поверхностью на бетонную подушку и соединяют между собой двумя стяжками углового профиля 2 и 8 и двумя отрезками полосовой стали, размещенными на вертикальной стенке лотка. Эти отрезки за­ крепляют болтами 6 и 7, удерживающими одновременно закладные опорные элементы 3, служащие опорами токоподводящим шинам 5 и проводам 4. Концы вертикальных частей закладных элементов сое­ диняются отрезками 10 из угловой стали. В них имеются отверстия для входа поворотного язычка замка 12 съемных щитов.

Для защиты троллей от атмосферных осадков и случайного при­ косновения к токоведущим элементам, а также для проведения осмот­ ра и ремонта коллектор оборудован съемными щитами 11, Нижняя часть щитов по всей длине оборудована опорным элементом 9, которым щит устанавливают на вертикальную полку соединительной стяжки 8.

В щель, образованную вертикальной полкой стяжки 2 и верхней кромкой щитов 11, входит ось токосъемника. Для защиты токоведу-

81