Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Грузозахватные приспособления к кранам

Время, затрачиваемое на захват и освобождение груза при перера­ ботке его кранами, составляет от 20 до 80% общей продолжительности цикла. Поэтому производительность кранов находится в прямой за­ висимости от конструктивных качеств захватных устройств и правиль­ ного их подбора к конкретному грузу и условиям работы с ним.

По принципу действия грузозахватные устройства делятся на три группы:

присоединяемые к грузу (застропка) и отсоединяемые от груза (отстропка) вручную рабочим-стропольщиком;

присоединяемые к грузу и отсоединяемые от него автоматически без участия строполыцика;

присоединяемые к грузу вручную, а отсоединяемые автоматически. Грузозахватные устройства подразделяются также на универсаль­ ные, обеспечивающие захват грузов различной конфигурации и раз­ меров, и специальные, приспособленные для захвата грузов определен­

ного вида.

Для соединения грузозахватного устройства с грузом применяются стропы различной конфигурации. Изготавливаются они в виде коль­ цевого каната (рис. 66, а), отдельных отрезков, имеющих на обоих концах коуши (рис. 66, б и в ) или на одном конце коуш, а на другом крюк или несколько крюков (рис. 66, г и д). При использовании стропов, показанных на рис. 66, е, крюк, скользя по канату, затяги­ вает петлю на грузе. Недостатком стропов из стальных канатов являет­ ся их скручивание, поэтому при тяжелых грузах часто пользуются цепными стропами (рис. 66, ж).

Важнейшими требования­ ми ко всем захватным уст­ ройствам являются:

простота и прочность кон­ струкции, обеспечивающие надежность и безопасность в работе:

минимальный собственный вес, что связано с производи­ тельностью крана и расходом энергии на тонну перераба­ тываемого груза;

минимальная продолжи­ тельность захвата и освобож­ дения груза (автоматизация этих операций путем передачи управления захватными орга­ нами в кабину машиниста крана и т. д.);

универсальность, обеспе­ чение сохранности перераба­

тываемого груза;

•нижняя; б — верхняя

 

 

 

соответствие требованиям техники безопасности и охраны труда.

Размеры грузоподъемных крюков регламентируются

ГОСТом.

К р ю к и малой грузоподъемности крепят непосредственно к

канату.

Крюки стреловых, козловых и мостовых кранов подвешиваются на шариковой опоре к траверсе крюковой подвески (рис. 67). Число бло­ ков в подвеске зависит от числа ветвей каната, на которых висит груз, крановые крюки изготавливают двух основных типов: однорогие и двурогие. Крюки обоих типов могут быть цельноковаными, штампован­ ными или пластинчатыми.

Каждый крюк должен быть снабжен клеймом завода-изготовителя и паспортом с указанием грузоподъемности, удостоверяющим соответ­ ствие материала действующим ГОСТам.

Применение крюков, не имеющих клейма

 

и паспорта, не допускается.

к крюку

 

Если

груз

Q подвешен

 

(рис. 68) при помощи п ветвей каната

 

или цепи,

наклоненных под углом а к

 

вертикали, то натяжение S, возникаю­

 

щее в

каждой

ветви,

определяется по

 

формуле

 

 

 

 

 

 

 

о

1

Q

 

 

 

 

 

cos а

п

 

 

При а

=

0; 30; 45; 60° S соответственно

 

равно

1; 1,15;

1,42 и 2,0.

 

 

Т р а в е р с ы применяются для пе­

Рис. 68. Расчетная схема под­

реработки

длинномерных,

громоздких

вески груза к крюку крана

4 Зак. 574

97


Рис. 71. Схема работы одноканатного грейфера:

а — раскрытие; 0 — зачерпывание груза;

в — отсоединение головки; г — грейфер

в порож­

 

 

 

нем

состоянии

 

от системы подвески,

замыкания

и размыкания челюстей грейферы

бывают

о д н о к а н а т н ы м и ,

д в у х к а н а т н ы м и ,

ч е т ы ­

р е х к а н а т н ы м и и п р и в о д н ы м и .

 

По числу

рабочих

челюстей различают грейферы д в у х ч е л ю ­

с т н ы е

и

м н о г о ч е л ю с т н ы е . Двухчелюстные грейферы ис­

пользуют главным образом при перегрузке мелкокусковых сыпучих грузов и лесоматериалов; многочелюстные — при переработке крупно­ кусковых сыпучих грузов, металлолома, чушек чугуна и т. п.

По назначению

грейферы подразделяют на

н о р м а л ь н ы е и

с п е ц и а л ь н ы е .

При помощи нормальных

грейферов осущест­

вляют основные перегрузочные операции с навалочными грузами. Спе­ циальные грейферы служат для выполнения вспомогательных работ по подгребанию остатков и зачистке грузов (подгребающие грейферы). По характеру воздействия на зачерпываемый груз различают грейфер­ ные механизмы с интенсифицирующими устройствами и без них. К пос­ ледним можно отнести в и б р а ц и о н н ы е г р е й ф е р ы . В их конструкции для ускорения внедрения грейферных челюстей в груз применяют вибраторы.

О д н о к а н а т н ы е г р е й ф е р ы представляют собой группу автоматических зачерпывающих устройств, навешиваемых на крюк крана ( с ъ е м н ы е г р е й ф е р ы ) , или связанных непосредственно с подъемным канатом крана ( н е с ъ е м н ы е г р е й ф е р ы ) .

Р а с с м о т р и м п р и н ц и п д е й с т в и я о д н о к а н а т ­ н о г о г р е й ф е р а . В момент зачерпывания (рис. 71, а) головка грейфера 1 и траверса 3 связаны между собой промежуточной блочной обоймой 2, висящей на канатном полиспасте 4. Па нижней части обой­ мы 2 и на траверсе 3 имеются детали, образующие при соединении между собой запорное устройство 5. При стягивании полиспаста 4 посредством скобы 6 происходит сближение траверсы и головки, пово­ рот челюстей вокруг шарниров на траверсе, внедрение в груз и его за­ черпывание. Затем поднятый груженый грейфер (рис. 71, б) переме­ щается к месту разгрузки. Здесь головка грейфера отсоединяется от траверсы в момент касания грейфером опорной поверхности, что ведет либо сразу к раскрытию челюстей (рис. 71, в), либо к раскрытию при по-

4*

99



Q) И барабану «барабану

о)

в)

3)

умеханизма механизма подъема замыкания

Рис. 72. Схема работы двухканатного грейфера:

а — раскрытие; б — смыкание челюстей (зачерпывание); в — подъем груженого грейфера; г — размыкание челюстей

следующем подъеме грейфера. Раскрытый грейфер возвращается за

новой порцией груза. При

опускании

грейфера над грузом запорные

устройства снова соединяют головку с траверсой (рис. 71, г).

Р а б о ч и й

ц и к л

д в у х -

и ч е т ы р е х к а н а т н ы х

г р е й ф е р о в

включает следующие операции:

опускание порожнего

раскрытого

грейфера на груз (рис. 72, а)

(подъемный и замыкающий канаты имеют одинаковую скорость опус­ кания);

зачерпывание груза (рис. 72, б) (при смыкании челюстей замыкаю­ щим канатом и ослабленном подъемном канате);

подъем груженого грейфера (рис. 72, в) (участвуют обе группы канатов);

Т а б л и ц а 21

Техническая характеристика приводных

грейферов

 

 

 

Типы грейферов

 

Показатели

Моторный,

Моторный,

Электрогид-

Вибра­

 

двухчелюст-

восьмиче­

равлический

ционный

 

ной

люстной

 

 

Емкость, м3 ...............................

1,5

1,0

1,6

3,5

Наибольший вес груза в грей-

2,4

2,0

3,2

7,0

фере, т ..................................

I абаритные размеры раскрыто-

 

 

 

 

го (закрытого) грейфера, мм:

2320(1880)

2800(2004)

2760(2040)

2500(2000)

длина ...................................

высота ...............................

3065(2495)

3180(2633)

1390(1865)

Тип электродвигателя . . . .

АОС-62-6

МТК-21-6

АО-52-4

А02-42-4

Мощность электродвигателя,

9,5

5,0

7,0

13,0

к е т ..........................................

Масса грейфера, т ...............

2,3 и 2,6

5,0 и 3,14

7,0 и 2,3

2,9

100


освобождение груженого грейфера (рис. 72, г) (раскрытие челюстей для выгрузки груза осуществляется при ослаблении замыкающего каната и неподвижном подъемном канате).

Техническая характеристика приводных грейферов приведена в табл. 21.

10. Подъемники

Для перемещения сыпучих и кусковых грузов в вертикальном и круто наклонном направлениях применяют ковшовые стационарные и передвижные подъемники. Наибольшее распространение получили с т а ц и о н а р н ы е к о в ш о в ы е (скиповые) п о д ъ е м н и к и (рис. 73), используемые для подъема угля, руды из шахт на поверх­ ность. Передвижение ковша 1 по направляющим рамы 2 осуществляет­ ся путем наматывания на канатоведущий шкив 5 тросов 3, прикреплен­ ных к ковшу и переброшенных через блоки в верхней части рамы 4. Для уменьшения расхода энергии при подъеме ковша трос снабжается противовесом, масса которого принимается равной массе ковша и поло­ вине массы груза. Подъемник в этом случае называется уравновешен­ ным. Для повышения производительности такого подъемника вместо противовеса может быть подвешен второй ковш, который служит одно­ временно противовесом и устраняет порожний рейс в общем цикле ра­ боты подъемника. Особенно эффективна работа подъемника с двумя ковшами при опускании груженых ковшей сверху вниз. В этом случае порожний ковш поднимается вверх весом груженого ковша, опуска­ ющегося вниз, с минимальным расходом мощности двигателя. Ковши таких подъемников, как правило, разгружаются автоматически, что

Рис. 73. Стационарный

Рис74. Передвижной скиповый

ковшовый подъемник

подъемник

101

обеспечивается при опрокидывании ковша или отбрасывании днища или стенки ковша у места разгрузки.

На складах угля, строительных грузов используют п е р е д в и ж ­ н ы е к о в ш о в ы е с к и п о в ы е п о д ъ е м н и к и (рис. 74). Их монтируют на самоходной тележке 1, передвигающейся по желез­ нодорожной колее. Саморазгрузка ковша 6 осуществляется благодаря наклону направляющей колеи 5, по которой движется передняя пара катков 3 скипа. Задняя пара катков 4 продолжает свое движение по внешней направляющей колее. В результате скип опрокидывается и освобождается от груза.

Привод 2 подъемников может располагаться как в верхней его части, так и внизу у основания подъемника.

Высота подъема груза передвижных скиповых подъемников 4 м, а стационарных — до 100 м и более. Емкость ковшей зависит от по­ требной производительности и составляет от 0,5 до 5 м3, скорость подъема ковшей от 0,3 до 5 м/сек.

Расчет производительности подъемников

Производительность подъемников Q прямо пропорциональна массе груза Glt перемещаемого в течение одного цикла в тоннах, и количест­ ву циклов сп, совершаемых подъемником за один час,

Q = GiCn,

3600

са = ------■

тц

Здесь тц — продолжительность одного цикла, включая время на за­ грузку рабочего органа, подъем, разгрузку и опускание его за новой порцией груза.