Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а V

МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

1.Конвейеры

Ко н в е й е р а м и называются машины непрерывного действия, рабочие органы которых позволяют перемещать сыпучие грузы непре­ рывным потоком или штучные грузы с определенными интервалами. Конвейеры чаще всего используются как транспортные средства, перемещающие груз от одной перегрузочной операции к другой. Кроме этого, они могут выполнять и штабелирующие операции. В конструк­ циях многих погрузочно-разгрузочных машин непрерывного действия конвейеры являются важнейшими составными элементами, выполняю­ щими функции транспортирования материала от захватного органа машины (приемного бункера) до места погрузки в транспортные сред­ ства, бункеры или на участки склада.

Конвейеры подразделяют

на три группы: м е х а н и ч е с к и е ,

п н е в м а т и ч е с к и е и

г и д р а в л и ч е с к и е . Механические

конвейеры бывают с гибким и без гибкого тягового органа. К первым относятся конвейеры, у которых тяговым органом является лента, канат или цепь, ко вторым — винтовые, приводные роликовые и инер­ ционные конвейеры.

В отдельную группу выделяются самотечные г р а в и т а ц и о н ­

н ы е

конвейеры, перемещающие груз по наклонным плоскостям за

счет

массы самого груза.

К самотечным конвейерам относятся также

простые р о л и к о в ы е

и в и н т о в ы е

с п у с к и .

С т а ц и о н а р н ы е

л е н т о ч н ы е

[ к о н в е й р ы (рис. 75)

предназначены для горизонтального и наклонного перемещения сыпу­ чих, кусковых, штучных и тарных грузов. Производительность лен­ точных конвейеров в зависимости от ширины и скорости движения ленты изменяется в широких пределах.

Основой конвейера является бесконечная гибкая лента, являю­ щаяся тяговым и рабочим органом. Лента огибает с одного конца при­ водной, а с другого — натяжной барабаны. Верхняя рабочая ветвь ленты и нижняя холостая ветвь поддерживаются между барабанами рядом желобчатых или прямых роликов. При одинаковой ширине и скорости движения ленты производительность конвейера с желобча­ той лентой примерно вдвое выше производительности конвейера с пло­ ской лентой. Для уменьшения габаритов конвейера и увеличения угла обхвата лентой приводного барабана устанавливают отклоняющие барабаны.

103


Рис. 75. Схема стационарного ленточного конвейера:

1 — натяжная станция;

2

барабан

натяжной станции; 3

загрузочное устройство;

4

лента; 5

— роликовые опоры; 6

приводной барабан; 7 — разгрузочное устройство; 8 — приводная станция; 9 — очистное устройство; 1 0 рама

Приводной барабан сообщает ленте поступательное движение и при­ водится во вращение от электродвигателя через редуктор. Натяжной барабан сообщает ленте постоянное натяжение посредством грузового, винтового или лебедочного механизмов. Направление движения рабо­ чей ветви ленты, а с ней и груза выбирается, как правило, в сторону приводного барабана. Груз попадает на ленту через одну или несколь­ ко загрузочных воронок. Воронки бывают стационарными и передвиж­ ными. Выгрузка груза происходит через приводной барабан в прием­ ную воронку или в любом месте по длине конвейера посредством сбра­ сывающего устройства плужкового или барабанного типа.

Стационарные ленточные конвейеры можно устанавливать гори­ зонтально, наклонно или с перегибами в вертикальной плоскости. Величина угла подъема ограничивается в зависимости от свойств перемещаемого груза (угла естественного откоса, коэффициента внут­ реннего трения). Ниже приведены максимальные углы подъема ленты (в град) для следующих грузов: песок сухой, гравий — 15; руда круп­ ная — 16; уголь сортовой, антрацит, кокс — 17; уголь рядовой, ка­ мень дробленый несортированный — 19; уголь мелкий — 20; земля формовочная — 24. Скорость движения ленты конвейера выбирается в зависимости от рода перемещаемого груза и ширины ленты. При сильно пылящих материалах, например сухой антрацитный штыб,

Рис. 76. Схемы установки ленточных конвейеров:

а — горизонтального; б — наклонного; в — горизонтально-наклонного; г — челночного типа

104

а также при оборудовании конвейеров плужковыми сбрасывателями скорость не должна превышать 1,6 м1сек. В случае установки сбрасы­ вающих тележек барабанного типа скорость конвейера должна быть на 15—20% ниже обычной.

На рис. 76 показаны некоторые наиболее характерные схемы лен­ точных конвейеров.

Р о л и к о о п о р ы ж е л о б ч а т о г о т и п а (рис. 77) служат для поддержания рабочей ветви конвейера и придания ей желобчатой формы. Роликоопора желобчатая состоит из трех роликов, имеющих одинаковую длину и диаметр. Ролики расположены в одной плоскости. Средний ролик — горизонтальный, боковые устанавливают под углом

20° к

горизонту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические данные роликоопор желобчатых переходных

 

 

 

для

лент В — 1200-Ь-1400

мм (см. рис. 77)

 

 

Ширина

 

 

 

Размеры,

м м

 

 

 

Масса, к г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вращ аю ­

ленты В ,

 

 

Е

 

м

о

я

общ ая

м м

D

L

А

h

щихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

частей

1200

127

450

1550

1600

240

332

170

230

52

2 9 ,0

1400

159

530

1750

1820

290

395

200

270

9 2 ,5

5 0 ,0

Р о л и к о о п о р ы

п р я м ы е

в е р х н и е

предназначены для

поддержания верхней рабочей ветви конвейера при плоской ленте. Роликоопора состоит из одного горизонтального ролика, выполненного

из трубы и вращающегося в подшипниках качения.

холостую

Р о л и к о о п о р ы нижние поддерживают нижнюю

ветвь ленты конвейера.

(рис. 78)

К о н в е й е р ы л е н т о ч н ы е п е р е д в и ж н ы е

предназначены для перемещения сыпучих, кусковых и мелких штуч­ ных грузов на другие транспортирующие устройства и в отвал. Такие конвейеры могут перемещать грузы как в горизонтальной, так и в на­

105


клонной плоскостях. Конвейер монтируется на двухколесном хо­ ду. Привод конвейера состоит из

 

электродвигателя

редуктора и цеп­

 

ной передачи. Загрузка конвейера

 

происходит через загрузочный бун­

 

кер, установленный над натяжным

 

барабаном, а разгрузка обеспечи­

 

вается непосредственно с ленты,

 

огибающей

приводной

барабан.

 

Передвигается конвейер вручную.

 

П л а с т и н ч а т ы е

к о н ­

 

в е й е р ы (рис.

79) специализи­

 

рованы для перемещения

главным

 

образом штучных

и реже сыпучих

 

грузов. В качестве несущего органа

Рис. 78. ' Конвейер ленточный пере­

пластинчатые

конвейеры

имеют

движной

настил из лотков или пластин (ме­

 

таллических или деревянных), сое­

диненных с цепью, конвейеры с металлическими пластинами предна­ значены для перемещения сухих кусковых абразивных материалов (це­ ментного клинкера) и др. Они состоят из привода, приводной и натяж­ ной станции, станины и пластинчатой цепи с пластинами. Настил бы­ вает без бортов, с неподвижными и подвижными бортами. Ширину пластин выбирают в зависимости от производительности конвейера и размеров транспортируемого груза. Так как движущаяся цепь с пла­ стинами опирается,роликами на жесткие направляющие, она подвер­ гается меньшим сотрясениям, чем лента в ленточных конвейерах, поэтому сыпучий груз на пластине располагается более высоким слоем, чем на ленте.

Рис. 79. Конвейер пластинчатый передвижной:

/ — нижняя рама конвейера; 2 — приводная звездочка; 3 — верхняя

рама конвейера; 4 —

укосина; 5 — канат; 6 и 5 — опорные колеса; 7 — рама ходовой части;

9 — цепь; 10 — опорный

ролик

 

106


Разновидностью пластинчатых конвейеров являются л о т к о ­

вые , в которых пластины имеют форму изогнутых лотков.

Ск р е б к о в ы е к о н в е й е р ы — применяют в основном для

подачи сыпучего груза непосредственно из штабеля. Скребковый кон­ вейер с нижней рабочей ветвью (рис. 80) состоит из приводного 1 и на­ тяжного 2 устройств, одной или двух цепей 3 со скребками 4. Скребки крепят непосредственно к цепям либо к штанге, соединяющей обе вет­ ви цепи. Транспортируемый груз нагружается в желоб 5, укрепленный на станине 6 конвейера.

Скребковые конвейеры используют для перемещения пылевидных, кусковых и зерновых грузов. Желоба конвейеров могут быть: пря­

моугольными,

трапециедальными,

полукруглыми и др. Нужно иметь

в

виду, что

при

прямоугольной

форме желоба груз набивается

в

углы и это повышает

сопротивление движению.

 

В и н т о в ы е

к о н

в е й е р ы

(шнеки) применяют для транспор­

тирования в горизонтальном и наклонном направлениях (под углом до 20°) сухих сыпучих материалов — цемента, песка, минеральных удоб­ рений идр. Рабочим органом конвейера является винт (шнек) сплош­ ной, ленточный или лопастный, установленный в металлическом же­ лобе. Сверху желоб накрыт крышкой, к которой прикреплены подшип­ ники, служащие опорами для вала. Загрузочные и разгрузочные пат­ рубки могут быть расположены в любом месте конвейера. В привод кон­ вейера входит электродвигатель, муфта и редуктор. Схема винтового конвейера показана на рис. 81. Винтовые конвейеры просты в изготов­ лении и при необходимости могут быть герметичными, что особенно ценно при перемещении пылевидных грузов. Существенным недостат­ ком является крошение транспортируемого груза и большой расход энергии вследствие значительного трения винта о материал.

107


Для винтового конвейера со сплошным винтом мощность на валу может быть определена по формуле

N = -Q — (LW + H) кет,

367,2

где Q — производительность конвейера, т/ч;

L — длина горизонтального конвейера или длина горизонтальной проекции наклонного конвейера;

W — общий коэффициент сопротивления движению материала но желобу, принимаемый для угольной пыли— 1,2; для цемен­

та — 1,4; орешкового

угля — 2,5;

Н — высота

подъема

груза,

м (для горизонтального конвейера

равна

нулю).

к о н в е й е р ы обычно представляют

В и б р а ц и о н н ы е

собой уравновешенную систему, выполненную в виде двух транспорти­ рующих труб, расположенных одна над другой в вертикальной плоско­ сти. Трубы соединены между собой рессорными подвесками и приво­ дятся в колебательное движение эксцентриковым приводом. Для удобства изготовления, транспортирования и монтажа вибрационный конвейер обычно расчленяется на отдельные секции длиной до 4 м. Трубы виброконвейера могут быть изготовлены из листового проката вальцеванием и сваркой.

Рессорная подвеска состоит из рессор, узлов крепления их к тру­ бам, коромысла, резиновых втулок, оси подвижных опор.

Рессоры и резиновые втулки предназначены для уравновешивания инерционных сил, возникающих при работе виброконвейера.

Эксцентриковый двухшатунный привод включает в себя эксцентри­ ковый вал, на концах которого насаживаются приводной и балансный шкивы, четыре корпуса с подшипниками и два шатуна. Два корпуса

/ — приводная станция; 2 — желоб; 3 — винт (шнек); 4 — подвесной подшипник; 5 — конце­ вой подшипник

108

эксцентриковых узлов установлены на нижней трубе и выполняют роль коренных подшипников приводного вала, два других соединены с верхней трубой пластинчатыми шатунами. Вибрационные конвейеры имеют существенные преимущества перед скребковыми и винтовыми конвейерами. Прежде всего они полностью герметизированы, что в зна­ чительной мере улучшает условия труда. Кроме того, виброконвейеры просты по конструкции, надежны и безопасны в эксплуатации.

Производительность виброконвейеров при транспортировании пе­ ска достигает, например, 70 мъ/ч. Амплитуда колебаний 3 мм. Частота колебаний 850 в мин, угол вибрации 30°. Мощность электродвигателя на одну секцию от 0,2 до 1,0 кет. Внутренний диаметр труб от 162 до 416 мм. На рис. 82 показан однотрубный виброконвейер.

Расчет производительности конвейеров

С м е н н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь при перемещении сыпучих грузов определяется по следующим формулам.

Д л я к о н в е й е р о в г о р и з о н т а л ь н ы х с ж е л о б ­

ч а т о й л е н т о й

 

 

 

 

 

/7СМ= 255 В2 (1 + 3,26 ф tg р)

vyKBT, т/см,

 

 

где

В — ширина ленты, м;

 

 

 

 

 

ф — коэффициент заполнения ленты

(0,5—0,8);

 

град',

 

р — угол естественного откоса

материала в движении,

 

у — объемная масса груза;

 

 

 

 

 

Т — продолжительность смены, ч;

ленты, м/сек',

 

 

 

v — скорость движения конвейерной

 

 

Кв — коэффициент использования

конвейера по времени.

 

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

н а к л о н н ы х

л е н т о ч ­

н ы х

к о н в е й е р о в по отношению к

производительности

гори­

зонтальных конвейеров уменьшается в зависимости от величины угла наклона ленты конвейера к горизонту.

Угол наклона ленточного конвейера,

град . .

10

15

20

25

30

Уменьшение производительности (%)

по отноше­

 

 

 

 

 

нию к производительности горизонтального

5

10

17

23

43

ленточного конвейера......................................

109