Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 1
Как известно, для смазывания пальцев кривошипов и шарнир ных валиков дышел применяют твердую и жидкую смазку в зави симости от того, к какому виду смазки приспособлен дышловой механизм. Заправку масленок дышел и пальцев кривошипов твер
дой смазкой производят при помощи |
ручного винтового |
пресса |
(см. рис. 260) до полного заполнения |
ею масленки и до |
выхода |
смазки в зазор между втулкой или подшипником и шейкой пальца. Для лучшего прохода смазки к трущимся поверхностям запрессов ку производят сразу же по прибытии паровоза из поездки, пока головки дышел и втулки не остыли. После прохода паровоза на экипировку или в стойло депо рекомендуется добавить смазки. Обычно заправки масленок твердой смазкой хватает на поездку, и лишь в случае сильного грения отдельных пальцев или валиков приходится добавлять ее в пути следования.
Дышловые подшипники, приспособленные под жидкую смазку, заправляют следующим образом. Фитили нужно обязательно вы нуть и пропустить через трубочку немного масла, чтобы убедиться, что отверстие в дышле и трубочка не засорены и смазка проходит на шейку пальца. Если отверстие засорено, его прочищают, а затем устанавливают фитиль. Только после этого масленку заливают мас лом и плотно закрывают пробкой. Затем заполняют смазкой мас ленки шарнирных валиков дышел.
Фитили изготовляют из шерстяной пряжи и укрепляют к стерж ню из тонкой мягкой проволоки. На конце проволочного стержня делают кольцо, которое не дает возможности фитилю провалиться
всмазочное отверстие. Фитиль, поставленный в трубку с умерен ной плотностью, не должен доходить до шейки пальца или валика на 6—10 мм, а верхний конец его должен несколько свисать из трубки. Чтобы обеспечить хорошую подачу-смазки, фитили долж ны быть чистыми, не свалявшимися и их следует периодически про мывать керосином. Причем зимой фитили ставят несколько слабее
всмазочной трубке, так как смазка зимой более густая.
После смазывания дышловых подшипников и валиков таким же способом заправляют фитильные масленки ползунов, параллелей, сальников и т. д.
Чтобы не допускать нагрева дышловых подшипников и других трущихся деталей, нужно постоянно проверять подачу смазки. При этом нужно иметь в виду, что подшипники, работающие на твердой смазке, при движении паровоза обычно несколько нагреваются, в результате чего смазка понемногу подплавляется и проходит на трущиеся поверхности. Если же происходит сильное грение и быст рое расплавление смазки, что может быть результатом недостаточ ной подачи ее или неисправности подшипника, то в этом случае головке дышла и пальцу нужно дать остыть и запрессовать новую смазку, добавляя ее в пути до прекращения нагревания.
Если обнаружено грение подшипников, работающих на жидкой смазке, нужно на стоянке вынуть фитиль, проверить его плотность в трубке и подачу смазки на шейку. Греющийся подшипник нужно обильно смазать и следить за ним.
Подшипники, втулки и валики парораспределительного механиз ма смазывают жидкой или мазеобразной смазкой. Порядок заправ ки фитильных масленок жидкой смазкой такой же, как и для мас ленок дышлового механизма.
Парораспределительный механизм современных паровозов при способлен под мазеобразную смазку. Запрессовку смазки произво дят через клапанные масленки при помощи ручного пресса до тех пор, пока смазка не выйдет в зазор между смазываемыми поверх ностями. Целесообразно заправку масленок мазеобразной смазкой, так же как при твердой смазке, производить сразу же по прибытии паровоза из поездки.
Масленка, от которой идут маслопроводные трубки к паралле ли, поршневой скалке и кривошипу валика распределительной го ловки воздушного реверса, должна быть залита маслом. Заправ ляют также масленку, установленную на воздухопроводе к реверсу,
откуда масло через вентиль попадает в трубу и уносится |
воздухом |
|||
к золотнику распределительной головки и в воздушный |
цилиндр. |
|||
Перед смазыванием следует |
спустить воду из цилиндра |
реверса |
||
через спускные краники. |
|
|
|
|
Если к отдельным точкам парораспределительного |
механизма |
|||
имеется подвод смазки от пресс-масленки, нужно через |
обратные |
|||
клапаны проверить ее подачу. Заливают маслом также |
масленки |
|||
подшипников кулисы, переводного вала, переводного |
винта |
и на |
||
правляющих золотникового кулачка. |
|
|
|
|
В зимнее время рекомендуется жидкую смазку предварительно |
||||
подогревать, а для облегчения запрессовки твердой смазки |
свечи |
|||
слегка покрывать жидким маслом. |
|
|
|
|
При осмотре движущего и парораспределительного |
механизмов |
|||
нужно при помощи ключа |
и молотка проверить прочность ук |
репления болтов, гаек, шпилек и шплинтов. Проверяют, нет ли по гнутости или признаков трещин в дышлах и тягах.
Суммарный зазор (по стальной втулке и пальцу) |
плавающих |
|
втулок в эксплуатации должен быть в пределах |
0,8—3,5 мм, а за |
|
зор между втулочным подшипником и пальцем |
по |
диаметру — |
0,3—5 мм. Нельзя допускать превышения этого предельного зазора, так как дышла будут сильно стучать, а втулки разбиваться. При твердой смазке втулочных подшипников нужно следить, чтобы меж ду пальцем и втулкой всегда был хороший слой смазки, что обес печивает уменьшение износа и смягчает удары в дышловом меха низме. Разъемные клиновые подшипники дышел должны быть пра вильно и своевременно отрегулированы. Роликовые и игольчатые подшипники перед каждым выездом под поезд подвергать осмотру. В пути следования периодически проверять повышенный нагрев подшипниковых узлов. При этом наибольшая рабочая температура не должна превышать: для роликовых подшипников — 80°С и для
игольчатых — 40^45°С Проверку нагрева производят |
тыльной |
стороной кисти руки. Кроме того, при осмотре проверяют |
затяжку |
крышек подшипников, целость болтов, крепление валиков, отсутст вие пропуска смазки крышками и уплотнениями.
В процессе работы паровоза ослабляется крепление шарнирных валиков в проушинах вилок дышел.- Поэтому нужно обстукиванием молотком проверить все шарнирные валики и при необходимости закрепить корончатые гайки. Зазоры между валиком, плавающей втулкой и втулкой, запрессованной в хвостовик дышла, не должны быть больше допускаемых правилами ремонта паровозов.
При осмотре параллелей и ползунов проверяют крепление па раллелей к крышкам цилиндров и к параллельным рамам или кронштейнам, а также параллельных рам и кронштейнов к главной раме. Обращают внимание на соединение ползуна с поршневой скалкой, величину натяга и прочность посадки клина, состояние трущихся поверхностей параллели и ползуна. Зазоры между ползу ном и параллелью не должны превышать установленных размеров.
Внимательно осматривают и проверяют плотность поршневых и золотниковых сальников.
Необходимо следить за тем, чтобы трущиеся рабочие поверхно сти кулисы были чистыми, хорошо смазанными и не имели рисок или задиров. Кулисный камень должен свободно перемещаться в кулисе; зазор между кулисным камнем и прорезом кулисы не дол жен превышать 1 мм. Крышки подшипников и цапф кулисы долж ны быть хорошо закреплены. Нужно осмотреть наружные поверх ности кулисы и убедиться в том, что на них нет трещин и забоин, которые могут привести к поломке.
Следует обращать особое внимание на прочность соединения тяги поводка с ползуном, на закрепление клина золотникового ку лачка, а также соединения других тяг парораспределительного ме ханизма. Разъединение каких-либо частей механизма приводит к повреждению и их поломке. Направляющие золотникового кулачка должны быть хорошо смазаны и не иметь разработки свыше уста новленных норм. При наличии на паровозе воздушного реверса нужно периодически подтягивать сальник скалки поршня, а в слу чае потери упругости набивки сменить ее. Необходимо также сво евременно очищать параллели реверса от грязи и изгари.
Глава 15
РЕМОНТ ПАРОВОЙ МАШИНЫ
§ 80. РЕМОНТ ЦИЛИНДРОВ, ПОРШНЕЙ И ЗОЛОТНИКОВ
Ремонт цилиндров. При заводском ремонте после постановки паровоза на стойло разбирают обшиву, очищают цилиндры от изо ляции и производят их разборку с удалением сальников, крышек, поршней, золотников и цилиндро-продувательных кранов. При подъемочном ремонте осмотр технического состояния цилиндров производят после выемки поршней и золотников.
К основным |
неисправностям |
цилиндров относятся |
трещины, |
|||||
механический износ, |
ослабление |
болтов, |
литейные пороки ме |
|||||
талла. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В чугунных цилиндрах при заводском |
ремонте разрешается за |
|||||||
варка не более одной трещины, |
если длина ее не превышает |
|||||||
300 мм в местах, подверженных |
действию |
пара. Для заварки ци |
||||||
линдр снимают с рамы, производят разделку трещины |
под углом |
|||||||
70—90° с последующей |
зачисткой сварного шва до чистого |
металла |
||||||
на ширину 30—40 мм; разрешается |
заделка трещин медными шу |
|||||||
рупами общей длиной не более |
100 мм. |
При заварке |
трещины |
|||||
электродуговой |
сваркой горячим |
способом |
с применением |
чугун |
||||
ных электродов |
рекомендуется |
выполнять |
следующие |
основные |
требования: место наложения шва перед сварочными работами заформовать, сварку производить с предварительным равномерным
подогревом цилиндра древесным углем до температуры |
650—700°С |
|||||||
(до появления темно-красного свечения) |
на спокойном воздухе без |
|||||||
наличия сквозняков, в процессе сварки обеспечивать |
поддержание |
|||||||
постоянной температуры подогрева |
цилиндра, |
после |
окончания |
|||||
сварки шов засыпать сухой золой или горячим песком |
и |
закрыть |
||||||
листовым асбестом для равномерного и медленного |
остывания ци |
|||||||
линдра. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для выполнения этой операции применяют |
электропечи- |
или |
||||||
специальные кладки из кирпича. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При наличии в чугунном цилиндре |
в |
местах, |
подверженных |
|||||
действию пара, более одной трещины или по длине |
более |
300 мм |
||||||
цилиндр заменяют новым. Повторная заварка |
трещин не разре |
|||||||
шается. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При деповском ремонте заварка трещин в чугунных |
цилиндрах |
|||||||
по количеству и длине не регламентируется, за исключением |
за |
|||||||
прещения заварки трещин на обработанных торцовых |
плоскостях |
|||||||
золотниковой бочки, если глубина |
ее более |
10 мм. |
Разрешается |
применение электродуговой заварки трещин холодным способом с применением железомедных электродов. При наличии трещин об щей длиной не более 150 мм производят сверление по ее длине, на резку резьбы с постановкой медных шурупов.
В стальных цилиндрах трещины независимо от их размеров и
места расположения при всех видах ремонта |
устраняют |
электроду |
|
говой |
сваркой с применением электродов |
типа Э-42 или Э-42А. |
|
Если |
трещина имеет разветвление в стенке |
цилиндра, |
производят |
вварку вставки с предварительным удалением дефектного участка газовым резаком с последующей механической обработкой. Завар
ку трещин и вварку |
вставок осуществляют обратноступенчатым |
|
способом при длине ступени |
100—200 мм. Зазоры в местах приле |
|
гания цилиндрового |
блока |
к вырезам рамы удаляют электронап |
лавкой на боковые поверхности упорных мест цилиндров с после дующей пригонкой по месту рамного выреза, при этом производить электронаплавку на упоры рамы не рекомендуется.
В чугунных цилиндровых и золотниковых крышках при завод ском ремонте разрешается заваривать трещины в опоре для парал-
лели газовой сваркой горячим способом, если трещина захватыва ет не более 35% живого сечения полки опоры. При большем про центе крышку заменяют новой. Заварка трещин в ребрах и в кром ках до отверстий не разрешается.
При деповском ремонте заварка трещин в чугунных крышках как по количеству, так и по месту расположения не регламентиру ется, и можно производить электродуговой холодной сваркой с применением железомедных электродов и газовой пайкой латунью,
. а трещины в опоре для параллели заваривать газовой сваркой го рячим способом.
В стальных цилиндрах и золотниковых крышках при всех видах - ремонта трещины независимо от их размеров и расположения пос ле разделки разрешается заваривать электродуговой сваркой с предварительным местным подогревом крышки до температуры 300—400°С.
Имеющиеся на поверхностях втулок задиры, риски, овалы или конусность сверх установленных размеров устраняют при всех ви дах ремонта расточкой втулок с применением специальных перенос ных станков. При этом увеличение диаметра цилиндровых втулок при выпуске из заводского ремонта всех серий паровоза допускает ся против чертежного размера не более 14 мм ( Е а ' м — 13 мм), а из подъемочного— 18 мм. Увеличение диаметра золотниковых втулок
соответственно 6 и 8 мм. Цилиндровую втулку, имеющую увели ченный диаметр против чертежного более 20 мм, заменяют новой, как правило, при заводском ремонте, а золотниковую (более 9 мм) заменяют при всех видах ремонта. У чугунного цилиндра толщина стенки после его расточки под втулку должна быть не менее 14 мм, а толщина новой втулки не менее 10 мм. При смене дефектной втулки у стального цилиндра толщина новой втулки должна быть не менее чертежного размера. Дефектные втулки из цилиндров уда ляют газовым резаком или электрической резкой.
После механической и термической обработки втулки в цилин дры запрессовывают холодным способом при помощи гидравличе ского пресса усилием от 3,5 до 8 Г для чугунных цилиндров и от 3,5 до 9,0 Т для стальных цилиндров на каждые 100 мм наружно го диаметра. Качество запрессовки золотниковых втулок проверя ют давлением 5—б кГ/см2. После запрессовки при всех видах ре
монта производят расточку втулок для устранения овализации внутренней поверхности с последующей проверкой соосности. Наи более точные измерения обеспечиваются при применении оптиче ского прибора. Отклонение по диаметру после расточки втулок до пускается ±0,5 мм против чертежного размера. При смене цилин дровых втулок не разрешается их постановка с уменьшенным сече нием паровпускных окон против чертежных размеров и золотнико вых втулок с отлитыми окнами.
Высота притирочной ленты (пояска) цилиндровых и золотнико
вых крышек должна быть не менее 1 мм. |
Восстановление прити |
рочного пояска производят наплавкой с |
последующей механичес- |
8-9059 |
225 |