Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
кой обработкой до чертежных размеров. Уменьшение толщины стенок цилиндровых крышек для регулировки вредного простран ства не разрешается. Постановку цилиндровых и золотниковых крышек необходимо осуществлять после пришабровки или притир ки посадочных мест.
Изношенные поверхности трения золотниковых параллелей до 6 мм восстанавливают наплавкой с последующей механической об работкой; при большем износе, но не более 10 мм производят при варку стального наделка по всему периметру. Цилиндровые шпиль ки с поврежденной резьбой заменяют новыми, при этом дефектные шпильки удаляют только механическим способом. Разработанные отверстия под шпильки и отверстия в цилиндровых и золотниковых крышках под шпильки исправляют заваркой электродуговым спосо-. бом с последующей механической обработкой до чертежных раз меров.
Для проверки качества крепления цилиндров с рамой при завод ском ремонте предусмотрена обязательная выпрессовка не менее че тырех болтов. Если у выпрессованных болтов на посадочной по верхности и в отверстии цилиндра и рамы будут обнаружены на мины металла, пояски или коррозийные повреждения, все болты выпрессовывают и заменяют новыми с устранением дефектов в от верстиях механической обработкой.
При всех видах ремонта исправление раковин заваркой на по верхностях трения у чугунных цилиндров и втулок не разрешается. При заводском ремонте разрешается заделка раковин медными шу рупами на рабочей поверхности цилиндра и у цилиндровых втулок,
если их количество не превышает шести |
и их |
диаметр |
не бо |
лее 10 мм. На притирочных поверхностях |
чугунных цилиндров и |
||
цилиндровых втулок разрешается исправление |
раковин |
газовой |
пайкой, если по количеству их не более трех и площадь каждой из них не превышает 1 см2 с расположением раковин в разных местах.
Ремонт поршней. После выемки из цилиндра поршня и разбор ки секционных колец очищают от нагара поверхности диска при по мощи шаберов. Для установления полного объема ремонта произ водят наружный осмотр всех поверхностей скалки и диска с последующей электромагнитной дефектоскопией. Основными не исправностями поршней являются трещины, механический износ, ослабление диска на скалке и изгиб скалки.
Трещины в скалках в большинстве образуются в конусных го ловках по клиновым отверстиям и по галтели в переходной части к цилиндрической поверхности (рис. 170). В поршневых дисках об разуются трещины радиальные и кольцевые.
При наличии трещин поршневую скалку бракуют и заменяют новой, так как при всех видах ремонта производство электросва рочных работ на скалках не разрешается. Если обнаружена трещина в конусной головке скалки, а цилиндрическая часть по своим разме рам годная, дефектную часть отрезают и приваривают новую. Пе ред сваркой производят механическую обработку стыковых поверх-
Рис. |
170. |
Повреждения |
деталей |
||||||
|
|
|
|
поршня: |
|
|
|
||
/ — износ |
конусной |
головки |
скалки; |
2— из |
|||||
нос |
клинового |
|
отверстия; |
3 — трещины в |
|||||
скалке; |
4 — износ |
и продольные |
задиры |
||||||
металла |
цилиндрической |
|
части |
скалки: |
|||||
5 — трещины |
в |
диске; |
6 — |
износ |
ручьев |
||||
д л я |
секционных |
колец; |
7 — износ |
резьбы |
|||||
гайки и ослабление |
поршневого диска на |
||||||||
|
|
|
|
скалке |
|
|
|
|
ностей новой откованной головки и скалки с таким расчетом, что бы длина цилиндрической части привариваемой головки была ПО мм. После зажатия свариваемых частей в сварочной установке смещение центров, как и зазор между торцами по всему периметру, должно быть не более 1 мм. Сварку осуществляют газопрессовым способом в пластическом состоянии металла при постоянном дав лении прессования. Удельное, давление в процессе сварки прини мается равным 1,5 кГ/мм2 площади поперечного сечения скалки в месте сварки.
После окончания сварки и снижения температуры шва до 400—450°С производят нормализацию металла с подогревом свар ного соединения сварочной горелкой до температуры 880—900°С с последующим охлаждением на воздухе. После приварки произво дят механическую обработку новой головки на станке до чертеж ных размеров накаткой роликами и шлифовкой цилиндрической части. Конусную поверхность головки обрабатывают с применени ем специальных калибров.
Ступицы поршневого диска, имеющие трещины, заваривать не разрешается, такие диски бракуют и заменяют новыми. На парово зах Л, ЛВ, П36 диски, имеющие трещины в любом месте, бракуют и заменяют новыми. У остальных серий паровозов при заводском ремонте разрешается заварка не более одной радиальной или кон центрической трещины на диске, если ее длина не более 40% ок ружности, по которой она распространяется. Для электродуговой заварки диск снимают со скалки, рассверливают ее концы, разде лывают трещины V-образно или Х-образно с предварительным по догревом до температуры 350 — 400°С, а затем заваривают электродами с медленным охлаждением диска в сухом песке. По сле механической обработки на поверхности сварочного шва не должно быть раковин, шлаковых включений и непроваров.
Овализацию, продольные риски и задиры на цилиндрической части скалки устраняют проточкой на станке в пределах установ ленных допусков с последующей накаткой поверхности роликами и шлифовкой.
При всех видах ремонта разрешается производить наплавку диска для увеличения его диаметра с последующей механической обработкой. Изношенные ручьи для секционных колец рекоменду ется, как правило, восстанавливать только автоматической свар кой с последующей механической обработкой ручьев по чертежным размерам. Наплавка поршневых дисков по дну ручья не рекомен дуется.
При достижении предельного износа конусной головки скалки и при наличии нормальных размеров цилиндрической части изно шенную головку отрезают и приваривают новую газопрессовой сваркой.
Ослабший диск снимают со скалки, производят электронаплав ку отверстия в ступице с последующей механической обработкой сопрягаемых поверхностей и запрессовкой скалки в диск. При этом рекомендуется следить за тем, чтобы давление в конце запрессовки было не менее усилия от пара по скалке для данной серии парово за и не превышало его более 50%. Устранять ослабший поршневой диск на скалке креплением гайки, постановкой втулки или про кладки не разрешается при всех видах ремонта.
При наличии значительного изгиба в скалке диск спрессовыва ют и правят скалку в нагретом состоянии под прессом или моло том с последующей механической обработкой на станке и электро магнитной дефектоскопией.
После механической обработки и сборки поршня и ползуна про веряют при помощи штихмаса (рис. 171) качество произведенных работ и соблюдение при этом установленных размеров и допусков. Если эти требования выполнены, то после соединения поршня с ползуном расстояние от центра валика ползуна до середины порш невого диска должно соответствовать чертежному размеру с допу ском при заводском ремонте +2 —3 мм, а при деповском +5 мм.
Поршневые секционные кольца при заводском ремонте незави симо от технического состояния заменяют новыми. При деповском ремонте их заменяют новыми при наличии предельного суммарного зазора в замках, износа полки кольца до толщины 3 мм и менее, задиров на поверхности трения и трещин в секциях (для увеличе ния срока службы секции колец после изготовления подвергают термической обработке, которая заключается в закалке секций с
последующим |
отпуском или на установках т. в. ч. Твердость секции |
на поршне не |
должна колебаться более чем на 20 единиц по Бри- |
Рис. 171. Штихмас для проверки собран ного поршня с ползуном:
/ — ползун; |
2 — скалка; |
3 — штихмас; |
4—опор |
ная ножка |
штихмаса с |
радиальным |
основ»- |
нием; 5 — п о р ш н е в о й диск |
|
неллю), при износе пружины по диаметру стержня против чертеж ного размера до 2 мм и более и при наличии в стержне трещин. В случае потери упругости пружины восстанавливают термической обработкой, после чего проверяют при помощи кольцевого калибра расстояние между концами пружины в свободном и сжатом со стоянии.
Ремонт золотников. Золотники Трофимова после выемки из ци линдров и снятия уплотняющих колец очищают от нагара и осмат ривают с применением дефектоскопии. К основным неисправностям золотников относятся трещины, механический износ, ослабление упорных шайб и изгиб скалки.
Исправление трещин заваркой в скалках при всех видах ремон та не разрешается. При наличии трещин в передней или задней ча сти скалки дефектный конец отрезают и приваривают новый газоирессовой, контактной или газовой сваркой с последующей ме ханической обработкой на станке, накаткой роликами и шли фовкой.
Исправление трещин заваркой в подвижных дисках и в ступицах упорных шайб при всех видах ремонта не разрешается, за исклю чением трещин, расположенных в горловине дисков, имеющих диа метр 250 мм, которые разрешается заваривать при условии, если они не выходят на галтель.
При достижении предельного износа конусов скалок, клиновых отверстий, мест под насадку упорных шайб и у контрскалок при всех видах ремонта разрешается электронаплавка поверхностей с последующей механической обработкой на станках по чертежным размерам с накаткой роликами, шлифовкой и проверкой электро магнитной дефектоскопией.
Перед электронаплавкой конуса скалки производят подогрев места наплавки до температуры 200—300°С. Вначале наплавляют клиновое отверстие, а затем продольными диаметрально противо положными валиками весь конус. После сварочных работ произ водят местный или общий отпуск скалки при температуре 600—650°С.
При наплавке мест на скалке под насадку упорных шайб темпера турный режим рекомендуется применять такой же, как и при нап
лавке |
конуса. Производить |
электронаплавку мест |
на скалке |
для |
направляющих втулок |
при всех видах ремонта |
не разре |
шается. |
|
|
Диски, имеющие предельный износ ручьев для колец, наруж ных, внутренних и притирочных поверхностей, торцов горловин, от верстий под скалку в упорных шайбах, разрешается восстанавли вать электронаплавкой с последующей механической обработкой на станке по чертежным размерам и допускам. При износе по дли не горловины диска до 10 мм рекомендуется производить наплавку автоматической сваркой под "слоем керамического флюса. При де повском ремонте разрешается в золотниковом диске заменять де фектную горловину новой, изготовленной из стали марки Ст. 5, с постановкой ее на резьбе в диск золотника (рис. 172). В этом слу-