Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кой обработкой до чертежных размеров. Уменьшение толщины стенок цилиндровых крышек для регулировки вредного простран­ ства не разрешается. Постановку цилиндровых и золотниковых крышек необходимо осуществлять после пришабровки или притир­ ки посадочных мест.

Изношенные поверхности трения золотниковых параллелей до 6 мм восстанавливают наплавкой с последующей механической об­ работкой; при большем износе, но не более 10 мм производят при­ варку стального наделка по всему периметру. Цилиндровые шпиль­ ки с поврежденной резьбой заменяют новыми, при этом дефектные шпильки удаляют только механическим способом. Разработанные отверстия под шпильки и отверстия в цилиндровых и золотниковых крышках под шпильки исправляют заваркой электродуговым спосо-. бом с последующей механической обработкой до чертежных раз­ меров.

Для проверки качества крепления цилиндров с рамой при завод­ ском ремонте предусмотрена обязательная выпрессовка не менее че­ тырех болтов. Если у выпрессованных болтов на посадочной по­ верхности и в отверстии цилиндра и рамы будут обнаружены на­ мины металла, пояски или коррозийные повреждения, все болты выпрессовывают и заменяют новыми с устранением дефектов в от­ верстиях механической обработкой.

При всех видах ремонта исправление раковин заваркой на по­ верхностях трения у чугунных цилиндров и втулок не разрешается. При заводском ремонте разрешается заделка раковин медными шу­ рупами на рабочей поверхности цилиндра и у цилиндровых втулок,

если их количество не превышает шести

и их

диаметр

не бо­

лее 10 мм. На притирочных поверхностях

чугунных цилиндров и

цилиндровых втулок разрешается исправление

раковин

газовой

пайкой, если по количеству их не более трех и площадь каждой из них не превышает 1 см2 с расположением раковин в разных местах.

Ремонт поршней. После выемки из цилиндра поршня и разбор­ ки секционных колец очищают от нагара поверхности диска при по­ мощи шаберов. Для установления полного объема ремонта произ­ водят наружный осмотр всех поверхностей скалки и диска с последующей электромагнитной дефектоскопией. Основными не­ исправностями поршней являются трещины, механический износ, ослабление диска на скалке и изгиб скалки.

Трещины в скалках в большинстве образуются в конусных го­ ловках по клиновым отверстиям и по галтели в переходной части к цилиндрической поверхности (рис. 170). В поршневых дисках об­ разуются трещины радиальные и кольцевые.

При наличии трещин поршневую скалку бракуют и заменяют новой, так как при всех видах ремонта производство электросва­ рочных работ на скалках не разрешается. Если обнаружена трещина в конусной головке скалки, а цилиндрическая часть по своим разме­ рам годная, дефектную часть отрезают и приваривают новую. Пе­ ред сваркой производят механическую обработку стыковых поверх-


Рис.

170.

Повреждения

деталей

 

 

 

 

поршня:

 

 

 

/ — износ

конусной

головки

скалки;

2— из­

нос

клинового

 

отверстия;

3 — трещины в

скалке;

4 — износ

и продольные

задиры

металла

цилиндрической

 

части

скалки:

5 — трещины

в

диске;

6

износ

ручьев

д л я

секционных

колец;

7 — износ

резьбы

гайки и ослабление

поршневого диска на

 

 

 

 

скалке

 

 

 

 

ностей новой откованной головки и скалки с таким расчетом, что­ бы длина цилиндрической части привариваемой головки была ПО мм. После зажатия свариваемых частей в сварочной установке смещение центров, как и зазор между торцами по всему периметру, должно быть не более 1 мм. Сварку осуществляют газопрессовым способом в пластическом состоянии металла при постоянном дав­ лении прессования. Удельное, давление в процессе сварки прини­ мается равным 1,5 кГ/мм2 площади поперечного сечения скалки в месте сварки.

После окончания сварки и снижения температуры шва до 400—450°С производят нормализацию металла с подогревом свар­ ного соединения сварочной горелкой до температуры 880—900°С с последующим охлаждением на воздухе. После приварки произво­ дят механическую обработку новой головки на станке до чертеж­ ных размеров накаткой роликами и шлифовкой цилиндрической части. Конусную поверхность головки обрабатывают с применени­ ем специальных калибров.

Ступицы поршневого диска, имеющие трещины, заваривать не разрешается, такие диски бракуют и заменяют новыми. На парово­ зах Л, ЛВ, П36 диски, имеющие трещины в любом месте, бракуют и заменяют новыми. У остальных серий паровозов при заводском ремонте разрешается заварка не более одной радиальной или кон­ центрической трещины на диске, если ее длина не более 40% ок­ ружности, по которой она распространяется. Для электродуговой заварки диск снимают со скалки, рассверливают ее концы, разде­ лывают трещины V-образно или Х-образно с предварительным по­ догревом до температуры 350 — 400°С, а затем заваривают электродами с медленным охлаждением диска в сухом песке. По­ сле механической обработки на поверхности сварочного шва не должно быть раковин, шлаковых включений и непроваров.

Овализацию, продольные риски и задиры на цилиндрической части скалки устраняют проточкой на станке в пределах установ­ ленных допусков с последующей накаткой поверхности роликами и шлифовкой.


При всех видах ремонта разрешается производить наплавку диска для увеличения его диаметра с последующей механической обработкой. Изношенные ручьи для секционных колец рекоменду­ ется, как правило, восстанавливать только автоматической свар­ кой с последующей механической обработкой ручьев по чертежным размерам. Наплавка поршневых дисков по дну ручья не рекомен­ дуется.

При достижении предельного износа конусной головки скалки и при наличии нормальных размеров цилиндрической части изно­ шенную головку отрезают и приваривают новую газопрессовой сваркой.

Ослабший диск снимают со скалки, производят электронаплав­ ку отверстия в ступице с последующей механической обработкой сопрягаемых поверхностей и запрессовкой скалки в диск. При этом рекомендуется следить за тем, чтобы давление в конце запрессовки было не менее усилия от пара по скалке для данной серии парово­ за и не превышало его более 50%. Устранять ослабший поршневой диск на скалке креплением гайки, постановкой втулки или про­ кладки не разрешается при всех видах ремонта.

При наличии значительного изгиба в скалке диск спрессовыва­ ют и правят скалку в нагретом состоянии под прессом или моло­ том с последующей механической обработкой на станке и электро­ магнитной дефектоскопией.

После механической обработки и сборки поршня и ползуна про­ веряют при помощи штихмаса (рис. 171) качество произведенных работ и соблюдение при этом установленных размеров и допусков. Если эти требования выполнены, то после соединения поршня с ползуном расстояние от центра валика ползуна до середины порш­ невого диска должно соответствовать чертежному размеру с допу­ ском при заводском ремонте +2 —3 мм, а при деповском +5 мм.

Поршневые секционные кольца при заводском ремонте незави­ симо от технического состояния заменяют новыми. При деповском ремонте их заменяют новыми при наличии предельного суммарного зазора в замках, износа полки кольца до толщины 3 мм и менее, задиров на поверхности трения и трещин в секциях (для увеличе­ ния срока службы секции колец после изготовления подвергают термической обработке, которая заключается в закалке секций с

последующим

отпуском или на установках т. в. ч. Твердость секции

на поршне не

должна колебаться более чем на 20 единиц по Бри-

Рис. 171. Штихмас для проверки собран­ ного поршня с ползуном:

/ — ползун;

2 — скалка;

3 — штихмас;

4—опор­

ная ножка

штихмаса с

радиальным

основ»-

нием; 5 — п о р ш н е в о й диск

 


неллю), при износе пружины по диаметру стержня против чертеж­ ного размера до 2 мм и более и при наличии в стержне трещин. В случае потери упругости пружины восстанавливают термической обработкой, после чего проверяют при помощи кольцевого калибра расстояние между концами пружины в свободном и сжатом со­ стоянии.

Ремонт золотников. Золотники Трофимова после выемки из ци­ линдров и снятия уплотняющих колец очищают от нагара и осмат­ ривают с применением дефектоскопии. К основным неисправностям золотников относятся трещины, механический износ, ослабление упорных шайб и изгиб скалки.

Исправление трещин заваркой в скалках при всех видах ремон­ та не разрешается. При наличии трещин в передней или задней ча­ сти скалки дефектный конец отрезают и приваривают новый газоирессовой, контактной или газовой сваркой с последующей ме­ ханической обработкой на станке, накаткой роликами и шли­ фовкой.

Исправление трещин заваркой в подвижных дисках и в ступицах упорных шайб при всех видах ремонта не разрешается, за исклю­ чением трещин, расположенных в горловине дисков, имеющих диа­ метр 250 мм, которые разрешается заваривать при условии, если они не выходят на галтель.

При достижении предельного износа конусов скалок, клиновых отверстий, мест под насадку упорных шайб и у контрскалок при всех видах ремонта разрешается электронаплавка поверхностей с последующей механической обработкой на станках по чертежным размерам с накаткой роликами, шлифовкой и проверкой электро­ магнитной дефектоскопией.

Перед электронаплавкой конуса скалки производят подогрев места наплавки до температуры 200—300°С. Вначале наплавляют клиновое отверстие, а затем продольными диаметрально противо­ положными валиками весь конус. После сварочных работ произ­ водят местный или общий отпуск скалки при температуре 600—650°С.

При наплавке мест на скалке под насадку упорных шайб темпера­ турный режим рекомендуется применять такой же, как и при нап­

лавке

конуса. Производить

электронаплавку мест

на скалке

для

направляющих втулок

при всех видах ремонта

не разре­

шается.

 

 

Диски, имеющие предельный износ ручьев для колец, наруж­ ных, внутренних и притирочных поверхностей, торцов горловин, от­ верстий под скалку в упорных шайбах, разрешается восстанавли­ вать электронаплавкой с последующей механической обработкой на станке по чертежным размерам и допускам. При износе по дли­ не горловины диска до 10 мм рекомендуется производить наплавку автоматической сваркой под "слоем керамического флюса. При де­ повском ремонте разрешается в золотниковом диске заменять де­ фектную горловину новой, изготовленной из стали марки Ст. 5, с постановкой ее на резьбе в диск золотника (рис. 172). В этом слу-