Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чае разделку кромок для свар­ ного шва на собранном диске производят на станке.

Приварку горловины реко­ мендуется осуществлять в два слоя автоматической сваркой под слоем флюса или электро­ дами диаметром 4 м м с после­

дующей механической обра­ боткой. При этом дефекты в сварном шве не допускаются.

Незначительные изгибы скалок устраняют в холодном состоянии, а значительные — с предварительным нагревом до температуры 1200°С с после­ дующей механической обра­ боткой и электромагнитной дефектоскопией.

Золотниковые

кольца

при

заводском

ремонте

независимо

от состояния

заменяют

новы­

ми. При

деповском

ремонте

кольца

заменяют

при

дости­

жении

предельного

зазора в

замках, наличии

задиров на по­

верхности

трения

и трещины,

потере

упругости

 

и

односто­

роннем износе, достижении предельного износа

между

стенками

ручья и кольцом.

 

 

 

 

 

 

 

При изготовлении новых колец рекомендуется механическую об­ работку барабана (заготовки) производить с таким расчетом, что­ бы его наружный диаметр был на 2 м м больше диаметра золотни­ ковой втулки, а внутренний диаметр на 2 м м меньше диаметра зо­

лотникового диска по ручьям.

Обработанные барабаны разрезают на кольцевые заготовки, ширина которых должна быть больше ширины ручья на 0,5 м м .

Затем производят разрезку заготовки фрезой толщиной не более 1,5 м м по диаметральной плоскости кольца.

Разрезанные заготовки разводят в замке и между концами ко­ лец вставляют вкладыши для термической фиксации замка, по ширине равные чертежной величине замка.

Затем заготовки колец подвергают термической обработке. Тер­ мообработка заключается в производстве нормализации колец, ко­ торая осуществляется с применением пламенных печей или на ус­ тановках токов высокой частоты (т. в. ч.).

Твердость колец "на одном диске не должна колебаться более


Рис.

173. Приспособление для снятия

и постановки

золотниковых колец на диск:

/ — с е к ц и о н н ы й

цилидрический

корпус;

2

золотниковое

кольцо при

максимально р а з ж а ­

том

замке; 3 — пружина; 4

шарнирная

тяга; 5 — направляющая

планка; 6 ручки при­

 

 

 

способления

 

 

 

20

единиц

по Бринеллю. Для

постановки

колец

на

золотниковый

диск, как и при снятии с него, рекомендуется применять приспо­ собление, приведенное на рис. 173.

§ 81. РЕМОНТ САЛЬНИКОВ И АРМАТУРЫ ЦИЛИНДРОВ

Лабиринтные сальники с чугунными уплотнительными кольца­ ми после разборки и тщательной очистки от загрязнений подверга­ ют наружному осмотру и проверке соответствия чертежным разме­ рам и допускам. При заводском ремонте кольца сальников заменя­ ют новыми, а при деповском разрешается выпускать паровозы из подъемочного ремонта, если минимальный заход уплотняющего кольца в обойму заднего поршневого сальника составляет 7 мм и золотникового 5 мм. Обнаруженные при осмотре риски, вмятины или выедины металла на крышке цилиндра или в месте прилега­ ния фланца устраняют обработкой крышки на станке.

Браслетные пружины колец, имеющие повреждения или поте­

рявшие упругость, заменяют исправными. От нагара

их очищают

в ванне с раствором едкого натра с последующей

промывкой

в теплой проточной воде. Пружины как вновь изготовленные, так и бывшие в употреблении подвергают испытанию на растяжение грузом 10 кг, при этом после испытания остаточная деформация


не должна превышать более 3%. Кольца, имеющие трещины в стенках, заменяют новыми. Если вследствие износа кольца неплот­ но прилегают к поверхности скалки, производят механическую об­ работку стыков колец с доводкой суммарного зазора в стыках каж­ дого кольца до 0,5—1 мм. Для предупреждения продольных задиров на поверхности трения скалок производят снятие фасок по чертежным размерам на внутренних кромках уплотняющих колец. Овализацию или конусность поверхности трения поршневой скал­ ки при достижении 0,5 'мм и более устраняют механической обра­ боткой на станках. После сборки зазор между крышкой цилиндра и фланцем сальника при выпуске из заводского ремонта должен иметь чертежный размер, а из деповского — не менее 2 мм.

Цилиндровые продувательные клапаны с пневматическим при­ водом, а также предохранительные клапаны цилиндров после раз­ борки и тщательной очистки от загрязнений в керосиновой ванне подвергают наружному осмотру и проверке соответствия чертеж­ ным размерам и допускам. Посадочные места клапанов и их гнез­ да проверяют на станке с последующей их притиркой. Шариковые клапаны при наличии выработки, темных мест заменяют новыми. Пружины испытывают на упругость; не выдержавшие испытания заменяют исправными.

Поршень клапана с пневматическим приводом должен свобод­ но перемещаться от усилия пружины. При ремонте уменьшать про­ ходные отверстия и величину подъема клапанов не разрешается. После ремонта и сборки клапаны гидравлически испытывают на специальных стендах давлением 25 кГ/см2 в течение 5 мин.

§ 82. РЕМОНТ И УСТАНОВКА ПАРАЛЛЕЛЕЙ И ПОЛЗУНОВ

Ремонт параллелей. Основными неисправностями параллелей являются трещины, механический износ и изгиб. При наличии тре­ щины параллель заменяют новой, так как при всех видах ремонта запрещается их заварка, за исключением параллелей паровозов Л, у которых разрешается заварка трещин в передних хвостовиках с последующим усилением хвостовика по чертежу ПКБ ЦТ.

В процессе эксплуатации имеют место случаи обрыва парал­ лельных болтов из-за появления трещин главным образом по вык­ ружкам. Для увеличения срока службы необходимо ослабшие па­ раллельные болты своевременно заменять новыми, изготовленными из стали марки 40 или Ст5. Постановку их следует осуществлять с натягом в проверенные разверткой отверстия. Не допускается эк­ сплуатация паровоза без наличия у задних параллельных болтов предохранительных винтов или скоб. Задние болты на всех паро­

возах подвергают электромагнитной проверке один

раз между

подъемочными ремонтами, а на паровозах П36 — два

передних и

два задних один раз между подъемочными ремонтами.

 

Износ параллелей до 1 мм устраняют шлифовкой, а при боль­ шем износе — фрезерованием с последующей шлифовкой. При до­ стижении предельного износа поверхностей трения при всех видах


ремонта разрешается исправлять электронаплавкой, приваркой на­ делки (пластины) по всей плоскости, а также приваркой новых по­ лок у многоплоскостных параллелей и заваркой разработанных от­ верстий для болтов крепления параллели с механической обработ­ кой их по чертежным размерам. Изношенные боковые поверхно­ сти устраняют электронаплавкой вдоль параллели одним валиком с захватом ширины всего борта в один или два слоя в направле­ нии от середины к концам параллели.

Унеразъемной параллели износ на рабочих поверхностях устра­ няют постановкой наделки. Кованую наделку изготовляют из стали марки Ст5 с таким расчетом, чтобы толщина ее после приварки и механической обработки была не менее 7 мм. После прострожки поверхностей и скоса кромок под приварку по концам сверлят по два отверстия диаметром 20—25 мм для электрозаклепок и произ­ водят нормализацию наделки. Изношенную поверхность также подвергают прострожке для улучшения прилегания наделки. Перед приваркой рекомендуется наделку прижать плотно к параллели струбцинами, заварить электрозаклепки и укрепить электроприх­ ватками с каждой стороны разделки не менее чем в четырех ме­ стах. Приварку наделки рекомендуется производить в нижнем или полувертикальном положении с последующей механической обра­ боткой. Сварные швы обрабатывают абразивным кругом с плав­ ными переходами сопрягаемых поверхностей.

Уразъемных параллелей паровозов Л, ЛВ, П36 и ФД восста­ новление изношенных нижних полок производят приваркой наде­ лок по всей длине полки толщиной не менее 5 мм. После разборки изношенные полки параллели подвергают механической обработке, как и наделки со скосом кромок под сварной шов, на строгальном или фрезерном станке. Подготовленную наделку плотно прижима­

ют к полке восемью парами клиньев и производят подогрев полки и наделки газовой горелкой до температуры 250°С. Наделку к пол­ ке приваривают электродуговой сваркой, начиная от середины па­ раллели к ее концам, по всему периметру обратноступенчатым швом. Износ вертикальных плоскостей полок восстанавливают элек­ тродуговой наплавкой. Толщина нижней полки для приварки на­ делки должна быть не менее 17 мм. После сварочных работ произ­ водят механическую обработку и шлифовку по чертежным разме­ рам и допускам с последующей электромагнитной дефектоскопией.

Разработанные отверстия в параллелях для болтов более 3 мм против чертежных размеров заваривают с последующей сверлов­ кой по чертежным размерам. Изогнутые параллели исправляют под кузнечным молотом или под прессом с предварительным подогре­ вом до температуры 1200°С с последующей механической обработ­ кой, шлифовкой и проверкой электромагнитной дефектоскопией.

Ремонт ползунов. К основным повреждениям ползунов относят­ ся трещины, механический износ и ослабление головки скалки в горловине (рис. 174).

Исправлять трещины в ползунах разрешается при всех видах ремонта электродуговой сваркой или вваркой кольцевой вставки в


 

 

 

1 Рис.

174.

Повреждения

ыногоплоскост-

 

 

 

 

 

 

ного

ползуна:

 

 

 

 

 

/ — корпус

многоплоскостного

ползуна;

2—тре­

 

 

 

щины;

3

износ

отверстия

д л я

валика;

 

 

 

4 — износ

резьбы в

отверстиях

д л я

шпилек;

 

 

 

5 — износ

и

трещины

клинового отверстия:

 

 

 

6 износ

конусного

отверстия

под

скалку:

 

 

 

7 — износ

армировки

полок и

трещины в них

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

щеку ползуна. При заводском ремонте разрешается заварка не бо­ лее одной трещины на каждой щеке, а при деповском не более двух. При заварке двух трещин у отверстия для валика произво­ дят приварку кольцевой наделки на наружную щеку (для ползунов с бронзовыми вкладышами). Исправление трещин в полках сколь­

жения ползунов разрешается в том случае, если общая их

длина

не превышает 30%

длины полки, а количество

трещин

не

более

двух. При большем

количестве и длине ползун

заменяют

новым.

Заварку трещин в ползунах электродуговой сваркой, как и при вварке вставки, осуществляют с предварительным подогревом в закрытой печи до температуры 300—400°С с последующей норма­ лизацией. Местный нагрев применять не разрешается. Повторная заварка трещин от отверстия для валика, а также заварка тре­ щин в горловине ползуна при всех видах ремонта не разрешается, з этих случаях ползун заменяют новым.

Механическому износу наиболее подвержены конусная поверх­ ность горловины ползуна, поверхности: клина, валика и места его постановки в щеках ползуна, вкладышей или плоскости полок, а также отверстия под клин, для болтов и резьбовые соединения шпилек и болтов. Если износ поверхностей не достиг предельных размеров, производят исправление механической обработкой. Конус­ ную поверхность горловины под головку скалки растачивают на станке с последующей проверкой ее по калибру, а при достижении предельного износа производят злектронаплавку. Перед наплавкой конусное отверстие протачивают на глубину 1 —1,5 мм. Процесс на­ плавки ведут в один проход широким поперечным колебанием.

Аналогичную электронаплавку с указанными требованиями по качеству производят в отверстиях ползуна под валик и под клин. Постановка втулок в горловину ползуна и в отверстия под валик не разрешается.

Конусные поверхности валика ползуна при достижении пре­ дельных размеров износа восстанавливают электродуговой наплав­ кой с предварительным подогревом до температуры 300—350°С с последующей механической обработкой, термической обработкой токами высокой частоты (т. в. ч.) и производством электромагнит­ ной дефектоскопии. Наплавка цилиндрической поверхности унифи­ цированных (полых) валиков не разрешается, как и валиков по­ водка маятника. Разрешается восстанавливать цилиндрическую часть валиков до чертежного размера цинкованием поверхности на толщину не более 0,2 мм.