Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
подшипники, детали рессорного подвешивания, правильно и сво
евременно |
регулировать |
и |
крепить |
буксовые |
|
клинья, |
а |
у |
паро |
||||||||||
возов |
ФД |
и |
П36 — боковые |
вкладыши |
буксовых |
подшипников. |
|||||||||||||
Как известно, одной |
из причин |
|
быстрого |
нарастания |
проката |
||||||||||||||
является |
боксование |
паровоза. |
Чтобы |
избежать |
этого, |
нельзя |
|||||||||||||
допускать |
резкого |
открытия |
регулятора, следует |
своевременно |
|||||||||||||||
применять |
песочницу и ни в коем случае не давать |
песок |
под |
||||||||||||||||
колеса |
во |
время боксования, так как это, помимо |
износа |
бан |
|||||||||||||||
дажа, |
может |
|
привести |
к изгибу |
|
и |
излому |
дышел |
и |
пальцев |
|||||||||
кривошипов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Успешное |
ведение |
поезда, |
особенно |
тяжеловесного, |
во |
мно |
|||||||||||||
гом зависит |
от |
исправной |
работы |
|
песочницы, |
которая |
требует |
||||||||||||
внимательного |
ухода. Необходимо |
контролировать |
работу |
каж |
|||||||||||||||
дой песочной |
трубы, |
тщательно |
регулировать |
|
каждую |
форсунку |
|||||||||||||
и всякий |
раз перед отправлением поезда убеждаться в |
исправ |
|||||||||||||||||
ности песочницы. Чтобы не допустить |
боксования, |
следует |
вни |
||||||||||||||||
мательно |
следить |
за |
чистотой бандажей |
и не |
допускать их за |
||||||||||||||
грязнения и обливания смазкой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При осмотре деталей под паровозом нужно проверять состоя ние букс, подбуксовых коробок, маслопроводов к буксам. Одно временно, пользуясь молотком, проверять крепление регулирую
щих болтов и гаек буксовых клиньев, |
буксовых струнок, кото |
||||
рые не должны иметь |
слабины, |
а |
между |
каблучком рамы и |
|
стрункой должен быть натяг не менее 1 мм. |
Крепление |
буксовых |
|||
струнок обычно производят во время регулировки |
буксовых |
||||
клиньев, когда они отпущены. Проверяют |
крепление |
колодок, |
|||
тяг, балок, подвесок и предохранительных |
устройств |
тормозной |
|||
передачи. |
|
|
|
|
|
Если паровоз имеет тележку, нужно внимательно |
осмотреть |
||||
все ее часта и соединения. Проверить |
правильность |
взаимного |
|||
расположения отдельных |
частей |
тележки: |
секторов, |
люльки, |
рессор, балансиров, чтобы не было заеданий и ненормальных износов, а также смещений и перекосов колесных пар. Нарушение
этих |
условий вызывает |
нагрев |
подшипников и |
односторонний |
|||
подрез гребней |
бандажей. Например, |
у |
передней |
тележки паро |
|||
воза |
СУ нужно |
следить |
за тем, |
чтобы |
в |
допускаемых пределах |
были расстояния между: приливами балансира и ограничителя ми, камнем и рамкой балансира, предохранительной скобой и водилом, буксами первой сцепной оси и буксовыми направляю щими.
Для уменьшения зазоров между буксами и буксовыми на правляющими -производят регулировку и крепление буксовых клиньев (на паровозах, где не поставлены самоустанавливаю щиеся клинья). Для этого паровоз устанавливают так, чтобы колесные пары и буксы прижимались к лобовым плоскостям буксовых направляющих и полностью освобождали клинья. Та кую установку для различных серий паровозов в зависимости от расположения клиньев и тормозных колодок производят по-раз ному. Например, для паровозов ФД, Л, Е и ТЭ, у которых бук-
совые клинья и тормозные |
колодки расположены |
позади |
букс, |
||
установку производят так: при движении |
паровоза назад его ос |
||||
танавливают, когда правый кривошип будет находиться |
в |
зад |
|||
ней нижней четверти колеса в пределах 60° от заднего |
крайнего |
||||
положения (рис. 220), а при |
движении |
вперед, |
когда |
правый |
кривошип будет находиться в передней верхней четверти колеса в пределах 60° от вертикальной оси колеса.
Остановку паровоза в нужном положении производят при по мощи автотормоза. Если перед торможением паровоз двигался без пара, то после остановки, не отпуская тормоза, необходимо отк рыть регулятор, чтобы прижать буксы к лобовым плоскостям на правляющих, затем закрыть регулятор, открыть продувательные клапаны цилиндров и отпустить тормоз.
После установки паровоза приступают к регулировке клиньев. Отпускают нижнюю гайку натяжного болта клина и при помощи выколотки и кувалды поднимают клин вверх, затем натяжной болт закрепляют верхней гайкой. Чтобы образовать необходимый зазор между клином и буксой, верхнюю гайку потом отпускают на один оборот, а нижней гайкой подтягивают натяжной болт (вместе с клином) до посадки верхней гайки на подбуксовую связь или ско бу и прочно закрепляют. Нужно обращать внимание при этом на
зазор между |
головкой натяжного |
болта и вырезом в клине, так |
как наличие |
значительного зазора |
(1,5—2 мм) может привести |
к тому, что при одном обороте гайки болт опустится за счет этого зазора и клин останется на месте. Контроль за опусканием клина
нужно вести по верхнему обрезу клина |
и наносимой |
на |
челюсти |
риске. |
|
|
|
Нормальный зазор между буксой и клином после |
регулировки |
||
и крепления должен быть для паровозов |
(СО, СУ, Э И др.) |
с брон- |
зовыми наличниками 0,2—0,3 мм и для паровозов с чугунными на
кладками и клиньями |
(ФД, Е и др.) 0,3—0,4 мм. Буксовые клинья |
|||
не должны быть сильно затянуты, так как это может вызвать |
зае |
|||
дание |
буксы в челюсти и нагрев ее. |
|
|
|
Чтобы буксовый узел и колесная пара |
работали нормально, |
|||
нужно |
все трущиеся |
части их регулярно |
смазывать. Отсутствие |
|
смазки |
может привести к сильному нагреву и выплавлению |
под |
||
шипников, задиру шеек, а также к поломке |
подшипников и шеек |
осей. Если не обеспечить смазывания торцовых шайб и буксовых наличников, будут появляться задиры как на их поверхностях, так и на буксовых направляющих и ступицах колес. Помимо задиров, может произойти заедание букс в направляющих, что приведет фактически к выключению рессорного подвешивания и, как след ствие, к расстройству ходовых частей паровоза и пути.
Перед заливкой смазки в буксы после промывочного ремонта или при обнаружении в них воды нужно при помощи спринцовки уда лить из масленок скопившуюся воду и очистить их. Затем вынуть,
очистить, а при надобности сменить износившиеся фитили |
и после |
|||
пропускания |
в трубочки небольшого |
количества |
масла установить |
|
их на место; |
после этого наполнить |
масленки |
маслом. |
Заливку |
букс маслом производят перед каждой поездкой и при необходимо сти— в пути следования. Если паровоз имеет подбуксовые ко робки, приспособленные для заливки масла, нужно, отвернув крыш
ки, через трубки наполнить маслом подбуксовые коробки. |
|
|
|
|||||||
На |
паровозах, у которых нет масленок для подачи масла к на |
|||||||||
личникам |
букс и торцам подшипников, их смазывают также перед |
|||||||||
каждой поездкой, поливая из ручной масленки |
по всей |
ширине |
||||||||
наличника и торца подшипника. В буксах |
паровозов ФД имеются |
|||||||||
резервуары для мазеобразной смазки, из которых она |
подается к |
|||||||||
торцовым |
поверхностям букс. Запрессовку смазки в резервуар |
до |
||||||||
появления |
ее на торце буксы |
производят |
при |
помощи |
ручного |
|||||
пресса |
через клапанную масленку, установленную на буксе. |
|
|
|
||||||
Буксы тележек со скользящими подшипниками, имеющие верх |
||||||||||
нюю подачу смазки или подбуксовые |
коробки, заправляют |
смаз |
||||||||
кой таким |
же способом, как и буксы |
сцепных |
осей. |
Наружные |
||||||
буксы задних тележек перед каждой поездкой |
осматривают, |
осве |
||||||||
жают |
польстеры или подбивку и заполняют маслом. |
|
|
|
|
|||||
Необходимо следить за тем, чтобы манжеты |
(пылевые |
шайбы) |
||||||||
плотно |
прилегали к шейкам |
и между |
буксой и подбуксовой |
ко |
||||||
робкой |
не было зазоров. Польстеры или подбивка букс в процессе |
|||||||||
работы паровоза засоряются и теряют свою упругость |
вследствие |
|||||||||
непрерывного трения о шейку |
оси. Паровозная |
бригада |
обязана |
|||||||
периодически производить осмотр, освежение и смену польстеров |
и |
|||||||||
подбивки |
букс. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При смазывании букс централизованным способом нужно сле дить затем, чтобы смазка подавалась ко всем буксам. Если на блюдается грение буксы и есть опасение, что смазка туда не попа дает, нужно проверить маслопровод. Для этого у корпуса отвер тывают соединительную гайку маслопровода, поворачивая вручную
пресс-масленку, наблюдают за выходом масла в отверстие. Если масло не поступает, значит маслопровод закупорен или имеет раз рыв в результате резкого повышения давления. Закупорка масло провода может привести также к поломке плунжера пресс-маслен ки. Подачу смазки к буксе можно также установить при длитель ном вращении храповика пресс-масленки по выходу масла из подбуксовой коробки. Пресс-масленку, подающую смазку буксам, заливают осевым маслом.
При осмотре паровоза необходимо обращать внимание на со стояние маслопроводов, маслораспределителей, резиновых рука вов и их соединений. Особенно нужно следить за расположенным близко к зольнику маслопроводом, подверженным нагреву и пе регоранию. В зимнее время маслопровод прогревают, чтобы не до пустить его замораживания, а также своевременно утепляют.
Успешная работа буксы с роликовыми подшипниками зависит от правильной сборки и регулировки всех ее частей, своевременной и качественной смазки, полной герметичности, а также правильной установки ее в направляющих. Правильно собранная и смазанная роликовая букса во время работы не должна иметь повышенного нагрева, постороннего шума и вытекания смазки из корпуса. Тем пература роликовой буксы в эксплуатации не должна превышать температуры наружного воздуха летом больше чем на 10—20°С и зимой — больше чем на 30—40°С. Если температура смазки в роли ковых буксах достигает 70—80°С и, особенно, когда это наблюда ется только в одной буксе, нужно немедленно установить причину грения буксы и устранить ее.
Причиной повышенного нагрева букс может быть: попадание в подшипник песка, металлических частиц, отсутствие в буксе смаз ки или переполнение ее смазкой. Если в буксе недостаточно смазки, необходимо добавить ее, а если она переполнена смазкой — уба вить. Охлаждение буксы водой в случае нагрева запрещается.
Причиной нагрева роликовой буксы может быть также непра вильная ее сборка, отсутствие зазоров между буксовыми и рамными наличниками, тугая постановка фетровых уплотнений и др.
Температуру роликовых букс нужно контролировать при каж дом осмотре паровоза. Этот контроль осуществляется по дистан ционным термометрам (на паровозах, где они установлены) или рукой. Проверку температуры буксы рукой рекомендуется произ водить через сверление в осях.
Ввиду того что паровозы, буксы которых оборудованы ролико выми подшипниками, имеют меньшее сопротивление движению, чем паровозы на подшипниках скольжения, нужно при производ стве маневров, а также на деповских путях и особенно на пово ротном кругу регулятор открывать осторожно. Во время стоянки горячего паровоза в депо и при заправке ручной тендерный тор моз должен быть обязательно в заторможенном состоянии. Под передние и тендерные колесные пары холодных паровозов необхо димо подкладывать тормозные башмаки.