Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
цевых центров разрешается заваривать трещины в спицах, в ободе, если между двумя трещинами имеются незаваренные спицы. Об щее количество заваренных трещин в одном центре допускается у движущих колес пассажирских паровозов не более семи, у грузо
вых, а также у тендерных, |
бегунковых |
и поддерживающих всех |
серий паровозов — не более |
пяти. Общее |
количество заваренных |
спиц в одном центре движущих колесных пар разрешается не бо лее пяти, а в бегунковых, поддерживающих и тендерных не более четырех, из них не более трех подряд.
В дисках однодисковых литых |
центров, как и у цельнокатаных |
|||
центров, разрешается заваривать |
надрывы, если глубина не более |
|||
5 м м и длина |
не более |
100 м м . |
В двухдисковых колесных |
цент |
рах (рис. 227) |
трещины, |
идущие |
от малых и больших окон, |
ис |
правляют заваркой с одновременной вваркой диафрагм или колец в облегчающие окна. Общее количество заваренных трещин в од ном центре не должно превышать более шести. При ремонте цент ров не разрешается заваривать сквозные трещины в ободе без сня тия бандажа, а также заваривать более одной трещины в спице,
непосредственно в теле ступиц и производить |
вварку |
пальцев в |
планки контркривошипов. |
|
|
В бандажах или в ободе цельнокатаного |
колеса |
продольные |
трещины на поверхности катания устраняют |
обточкой на станке |
|
до полного удаления с учетом допускаемых |
размеров |
бандажа. |
Продольные трещины на боковых гранях бандажа устраняют вы
рубкой с плавным переходом к поверхности, глубина |
вырубки |
|||
допускается не |
более 7 м м , а у цельнокатаного |
колеса |
не |
более |
5 м м . В одном |
поперечном сечении количество |
вырубок |
в |
банда |
жах допускается не более двух, а у цельнокатаных колес не более трех. Бандажи и цельнокатаные колеса, имеющие поперечные или косые трещины или продольные трещины на внутренних поверх ностях бандажей, бракуют.
Пальцы кривошипов и планки контркривошипов, имеющие тре щины, заменяют новыми.
При выпуске паровоза из заводского ремонта овальность и конусность шеек осей не должны превышать 0,2 м м , а из подъе мочного ремонта — не более 0,5 м м . Предельный размер в эксплуа
тации |
допускается не более 1 м м . Изношенные центровые |
отвер |
стия |
(сбитые), наружные борты шеек, резьбовые соединения |
в от |
верстиях для болтов (при подшипниках качения), а также полотна н боковые поверхности обода, внутренние поверхности отверстий ступиц под запрессовку осей и пальцев кривошипов, торцовые по верхности ступиц (с выпрессованной осью и пальца кривошипа) восстанавливают электронаплавкой с последующей механической обработкой.
При достижении предельного проката у движущих колесных пар при подъемочном ремонте паровоза производят обточку бан дажей у всего комплекта. При этом бандажи бегунковых и поддер живающих колесных пар также подвергают обточке независимо от величины проката. Разница диаметров бандажей после обточки
в одном комплекте колесных пар допускается не более І мм, -А овальность бандажа по кругу катания не более 0,5 мм. При этом рабочая поверхность бандажа должна быть концентричной с шей кой оси, эксцентричность бандажей по кругу катания относительно осевых шеек допускается не более 0,5 мм. Толщина паровозных бандажей у поездных паровозов при выпуске из з.аводского и подъемочного ремонтов допускается не менее 43 мм, а у бегунковых и поддерживающих колесных парах — не менее 40 мм. Расстояние между внутренними гранями бандажей после обточки должно быть 1440±3 мм при измерении у выключенной колесной пары.
Предельный износ гребня бандажа по толщине установлен для паровозных бандажей 25 мм с измерением специальным шабло ном от вершины гребня на 20 мм, а у тендерных 22 мм с измере нием от вершины гребня на 18 мм. Имеют место случаи вертикаль ного подреза гребня бандажа в большинстве от неправильной установки колеса в раме, а также образование ползунов на поверх ности катания от заклинивания колесных пар в процессе переме щения локомотива при экстренном торможении или от разрушения роликового подшипника. Местный прокат бандажей, вертикальный подрез гребней, ползуны разрешается устранять электронаплавкой в соответствии с требованиями инструкций по производству сва рочных работ, по освидетельствованию и ремонту колесных пар. При этом рекомендуется наплавку местного проката производить, когда разница в величине проката на отдельных участках бандажа достигает 1,5—2 мм. В депо наплавочные работы гребней, ползу нов и местного проката на бандажах колесных пар пассажирских паровозов и их тендеров производить не разрешается.
Пальцы кривошипов, имеющие риски и задиры, исправляют обточкой с последующей шлифовкой в пределах установленных допусков. Разрешается выпускать без исправления из заводского
наружная сторона. |
Внутренняя сторона |
Рис. 227. Места образования трещин в дисковых колесных центрах ведущей колесной пары паровоза П36:
/ — трещина от облегчающего окна, выходящая на ступицу оси; 2 —- трещина между об легчающими окнами
ремонта при наличии овальности и конусности шеек пальцев не более 0,2 мм и из подъемочного не более 0,5 мм. Предельный раз мер в эксплуатации допускается не более 1 мм. При износе свыше предельного размера бортов пальцев кривошипов разрешается вос станавливать электронаплавкой с последующей механической об работкой до чертежных размеров. Ослабшие пальцы в ступицах заменяют новыми. Из-нос пальца контркривошипа по диаметру при выпуске паровоза из заводского ремонта допускается не более 12% чертежного размера, а из деповского — не более 15%. При большем износе пальца планку контркривошипа заменяют новой или часть планки с дефектным пальцем отрезают и приваривают газопрессо вой сваркой новый участок планки с пальцем, имеющим чертежные размеры. При ослаблении планки контркривошипа на ведущем пальце производят проверку отверстий под болты со сменой изно шенных болтов с последующей проверкой расстояний от центра оси до центра пальца контркривошипа и величины угла между паль цем кривошипа и контркривошипа.
При эксплуатации колесных пар имеют место случаи ослабле ния прессовых соединений осей и пальцев кривошипов и даже сдвиг центра и выпрессовка пальцев из ступицы. Ослабление осей
и |
пальцев определяют по треснувшей краске по всему периметру |
|
в |
местах соединения центра с осью и с выступлением смазки или |
|
ржавчины. При обнаружении такого ослабления |
дефектную колес |
|
ную пару изъять из эксплуатации и отправить в |
ремонт. |
§102. РЕМОНТ ПАРОВОЗНЫХ ТЕЛЕЖЕК
Косновным повреждениям тележек относятся: трещины, меха нический износ, нагрев подшипников и подрез гребней бандажей.
Трещины в рамах тележек образуются преимущественно от кромок облегчающих окон и в углах буксовых вырезов, а также в водилах передних тележек (рис. 228). При всех видах ремонта разрешается заваривать трещины в рамах тележек, балансирах и водилах электродуговой сваркой. После разделки перед заваркой трещин необходимо производить подогрев до температуры 300— 400°С с последующей механической обработкой. В балансирах пе редней тележки паровозов С у разрешается заваривать не более двух несквозных трещин с вваркой диафрагм и с постановкой уси ливающих накладок и угольников. В водилах передних тележек паровозов ФД, Л, СО и Ев /И трещины рекомендуется заваривать с постановкой усиливающих накладок толщиной не менее 50% тол щины листа рамы.
Изношенные поверхности до предельных размеров секторов и плит возвращающих устройств, направляющего стакана, пятни ков, подпятников устраняют электронаплавкой с последующей ме ханической обработкой. Разбеги букс по шейкам оси восстанавли вают наплавкой бортов подшипников или заменой торцовых шайб. Изношенные поверхности камней и их рамок, направляющих стака-
Рис. 228. Места располо жения трещин в литых рамах, в водилах и ба лансирах тележек:
/ |
— |
в |
буксовом |
вырезе: |
||
2 |
— в |
о б л е г ч а ю щ и х |
окнах; |
|||
3 |
— у с и л и в а ю щ а я приварная |
|||||
накладка; |
4 |
— трещина |
в |
|||
водиле; |
5 |
— |
трещина |
в |
ба |
лансире передней т е л е ж к и
паровоза |
|
С ^ ; 6 — вварная |
|
вставка |
в |
о б л е г ч а ю щ е м |
от |
верстии; |
7 — разделка |
тре |
|
|
|
щины |
|
нов переднего балансира и направляющих для стаканов переднего балансира тележки паровозов СУ, поверхности скольжения буксо вых направляющих восстанавливают электронаплавкой с после дующей обработкой под линейку и угольник. Восстановление опор ных мест под секторы передних тележек осуществляют заменой новыми полувтулками или расточкой и запрессовкой термически
обработанных полувтулок, изготовленных из стали марки 45 или Ст5, с толщиной стенки не менее 5 мм с приваркой их по торцам.
Ослабшие болты и заклепки тележек заменяют новыми с пред варительной проверкой отверстий разверткой. При этом новые бол ты должны иметь требуемый натяг в постановке. Разработанные отверстия до предельных размеров заваривают электродуговым способом с последующей механической обработкой по чертежным размерам.
Для регулировки рессорного подвешивания разрешается увели чивать высоту головки шкворня направляющего стакана передней тележки электронаплавкой места под балансир до 10 мм более чертежного размера с последующей обработкой.
При заводском ремонте тележек паровозов ПЗб накладки бук совых направляющих у передней тележки и подпятник задней те лежки заменяют новыми при наличии местного износа более 0,5 мм и износа по высоте более 1 мм, а также при его ослаблении в раме.
При уменьшении диаметра |
роликов возвращающего |
устройства |
|||
задней тележки более 1 мм их заменяют |
новыми. |
В |
комплекте |
||
диаметры роликов не должны отличаться |
один от |
другого |
более |
||
0,1 мм. |
|
|
|
|
|
Получение требуемого |
зазора между |
тумбой стяжного |
ящика |
и рамой задней тележки достигают приваркой наделок под опоры секторов толщиной до 10 мм. Восстановление места под шкворень у люльки передней тележки производят расточкой с запрессовкой втулки толщиной стенки не менее 5 мм с последующей приваркой ее по всему периметру.
После сборки отремонтированные тележки проверяют на выве ренном горизонтальном пути измерением расстояний от линейки, положенной на головки рельсов и прижатой к бандажам, до ниж них обработанных плоскостей рамы с левой и правой сторон. При этом допускается перекос не более 5 мм. Проверку контрольных размеров и установленных допусков производят в полном соответ ствии с требованиями Правил ремонта паровозов.
Собранные тележки с водилами должны удовлетворять сле дующим основным требованиям: продольная ось должна прохо дить через середину расстояния между центрами секторных опор или опор стаканов возвращающих устройств й центр отверстия водила; центр отверстия люльки, центр камня возвращающего уст ройства, середина направляющих переднего конца балансира и се
редина расстояния между |
внутренними гранями бандажей |
долж |
|
ны лежать на |
продольной |
оси тележки — отклонение допускается |
|
не более 1 мм. |
Плоскости |
буксовых направляющих должны |
быть |
перпендикулярны продольной оси тележки и параллельны между собой — отклонение допускается не более 0,2 мм на ширине напра вляющей; расстояния от центра шкворневого отверстия до опорных мест возвращающих устройств должны быть равны чертежному размеру — неравенство допускается не более 1,5 мм; расстояния от центров опорных мест возвращающих устройств до продольной оси рамы тележки должны быть равны чертежному размеру с допу-
ском ±0,5 мм; оси бегунковой и поддерживающих колесных пар, а также ось, проходящая через центры секторных опор тележек паро
возов С У , должны быть перпендикулярны |
продольной |
оси тележ |
||
ки —• отклонение на длине |
оси бегунка допускается не более 2 |
мм; |
||
центр шкворневой втулки |
возвращающего |
аппарата |
должен |
ле |
жать на продольной оси балансира тележки паровоза |
СУ — откло |
|||
нение допускается не более 1 мм. |
|
|
|
Тележки без водил должны отвечать следующим основным требованиям: оси колесных пар должны быть перпендикулярны продольной оси тележки — отклонение на длине оси бегунка до пускается не более 2 мм; расстояние между центрами осей долж но быть одинаковым с правой и левой сторон — неравенство допу скается не более 2 мм. При замере расстояний буксы должны быть прижаты к передним или задним направляющим вырезам рамы тележки — разность расстояний от центра цилиндрической поверх ности люльки до внутренних граней бандажей с правой и левой сторон должна быть не более 2 мм.
§ 103. ВИДЫ ОСМОТРОВ И ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Для обеспечения нормальной работы в эксплуатации роликовые подшипники подвергают текущему, периодическому и полному ос мотрам. Текущий осмотр осуществляет локомотивная бригада пе« ред выездом под поезд и на каждом промывочном ремонте паро воза. При этом проверяют надежность крепления подшипников и
Рис. 229. Повреждения подшипников качения:
/ — скол |
на |
ролике; |
2 — с л е д |
о ж о г а |
ролика электротоком; 3 — ползуны |
|
(лыски) |
на |
роликах; |
4 — продольный з а д и р ролика; 5 |
— усталостное выкраши |
||
|
|
вание |
на д о р о ж к е |
качения |
внутреннего |
кольца |
нет ли утечки смазки, а в пути следования периодически Проверя ют температуру подшипников, которая для подшипников паро распределительного механизма не должна превышать 40—45°С, а для остальных узлов 80°С.
Периодический осмотр выполняют слесари через 25—30 тыс. км пробега паровоза и во всех случаях разборки подшипников. При этом проверяют состояние фетровых уплотнений или герметичность крышек, обводненность смазки, целостность деталей подшипника и измеряют радиальный зазор.
Полный осмотр, как правило, производят при заводском ремон те с выпрессовкой и разборкой подшипников. При этом не раз решается применение ударных приспособлений. После очистки де тали подшипника подвергают наружному осмотру и дефектоскопированию. Подшипники качения подлежат замене при наличии одной из следующих неисправностей: следов ожога (рис. 229) на ро ликах, наружных и внутренних кольцах; трещин на кольцах, роли ках и сепараторах; усталостного выкрашивания; задиров, лысок, вмятин на дорожках качения колец и роликах, сколов на роликах и у бортов внутренних и наружных колец; поперечных глубоких рисок на дорожках качения колец и роликов, местной выработки и усталостного выкрашивания на рабочих поверхностях бортов ко лец; рифления на дорожках качения внутренних и наружных ко лец; седловитости, бочкообразности, ступенчатости посадочной по верхности внутренних колец подшипников; износа перемычек сепаратора с выпаданием роликов; значительной коррозии на рабо чих поверхностях колец и роликов; ослабления и обрыва закле пок сепаратора у цилиндрических подшипников; образования по всей беговой дорожке канавки, равной длине ролика, и глубиной свыше 0,1 мм; срыва резьбы или уменьшения диаметра резьбы за крепительных втулок сферических подшипников; зазора менее 2 мм между сепараторами и дорожками качения наружных колец у ко нических подшипников; радиального зазора свыше 0,3 мм, заме ренного в свободном состоянии у дышловых, паровозных и тендер ных подшипников; радиального зазора 0,75 мм и выше у подшип ников парораспределительного механизма. Постановка новых под шипников, не имеющих паспортов завода-изготовителя, не разре шается. Восстановление требуемых натягов для посадки внутрен них, лабиринтных колец и других сопрягаемых с ними деталей про изводят наращиванием посадочвых мест цинкованием по утверж денной технологии с толщиной слоя не более 0,2 мм с последующей шлифовкой. Постановка подшипников качения с ослабшими коль цами в местах посадки во всех случаях не разрешается. Замену дефектных подшипников новыми или бывшими в работе в дышло вом и парораспределительном механизмах, а также в буксах паро воза П36 производят согласно Правилам ремонта паровозов.