Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
Рис. 233. Автосцепка типа |
СА-3 <в разрезе): |
|||
/ — валик |
подъемника; |
2 — замкодержатель; |
3 — собачка: |
|
4 — подъемник замка; 5 — замок; 6 — корпус автосцепки; а — большой |
||||
|
зуб; б — малый |
зуб |
|
|
ким образом запирает сомкнутые |
автосцепки. |
Замкодержатель |
2 вместе с собачкой 3 является запорным устройством автосцепки и предохраняет ее от самопроизвольного расцепления. Лапа замкодержателя через окно в средней части также входит в зев головы.
В сцепленном состоянии малый зуб соседней автосцепки упирается
влапу замкодержателя и отводит его внутрь головы. В этом поло жении противовес замкодержателя служит упором для верхнего плеча собачки, которое препятствует перемещению замка внутрь головы.
Подъемник 4 выполняет следующие функции: при расцеплении отводит собачку от упора в противовес замкодержателя, затем уби рает замок внутрь головы автосцепки и удерживает его в расцеп ленном положении до разведения автосцепок. Подъемник посажен на валик 1, который прикрепляется болтом к головке. Поворот подъемника производят при помощи рычага расцепного устройства, выведенного на край буферного бруса и соединенного цепью с ва ликом подъемника.
Сцепление автосцепок происходит следующим образом (рис. 234). При сближении и нажатии автосцепок (положение /) малые зубья скользят по наклонным плоскостям больших зубьев, вслед ствие чего отклонившаяся на 175 мм голова автосцепки будет пе ремещаться по стрелке / к своему центральному положению. При отклонении головы автосцепки в противоположную сторону (как показано пунктиром) малые зубья скользят один по другому и автосцепка будет перемещаться в центральное положение по стрелке 2.
В результате таких перемещений и нажатия автосцепок малые зубья начинают входить в зевы (положение / / ) . Выступающие
Рис. 234. Различное положение автосцепки при сцеплении
замки автосцепок приходят в соприкосновение и входят внутрь го лов, что дает возможность малым зубьям полностью войти в зевы, а большим зубьям зайти за малые. При этом происходит неболь шое отклонение автосцепок в противоположные стороны. Когда малые зубья займут крайние положения в зевах, внутренняя часть зева (со стороны малых зубьев) освобождается, замки под дейст вием собственного веса выпадают из голов и таким образом запит рают автосцепки (положение / / / ) .
Лапы замкодержателей в сцепленных автосцепках нажаты ма лыми зубьями, их противовесы подняты и создают упор собачкам, связанным с замками, благодаря чему последние не могут пере меститься, и саморасцеп автосцепок произойти не может.
Для расцепления необходимо убрать замок из автосцепок внутрь головы поворотом валика 15 подъемника (рис. 235), кото рый при помощи цепи 16 соединен с расцепным рычагом 17, укреп ленным на кронштейне 18. Чтобы убрать замок автосцепки, нужно рукоятку рычага 17 повернуть налево вверх, тогда противополож ное колено рычага отклонится вправо и при помощи цепи повернет валик подъемника, а с ним и подъемник замка.
Замок будет удерживаться в голове автосцепки до тех пор, по ка на лапу замкодержателя будет давить малый зуб соседней авто сцепки. После того как одна из автосцепок будет отведена, замкодержатель под действием противовеса повернется вокруг своей оси подвешивания и лапа войдет в зев автосцепки; затем под вли янием веса замка подъемник с валиком повернется в обратную сто рону, освободит замок и он также выпадет в зев автосцепки. Та ким образом, автосцепка готова для следующего сцепления. Чтобы удержать замок в голове автосцепки на случай необходимости ра боты без сцепления (например, при маневрах), нужно рукоятку рычага 17 не опускать вниз, а закрепить ее в прорези кронштейна 18.
|
Автосцепку устанавливают по основным размерам |
ГОСТ |
|
3475—62. Ось автосцепки |
паровоза и тендера должна находиться |
||
в |
пределах 980—1070 мм |
над уровнем головок рельсов |
(ПТЭ |
§ |
152). |
|
|
Установка тендерной автосцепки изображена на рис. 235. Авто сцепку / при помощи клина 4 соединяют с хомутом 12, внутри
1 1 3 |
if |
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
235. |
Тендерная |
автосцепка |
с поглощающим |
аппаратом: |
|
||||||
/ |
— автосцепка; |
2 — п о д в е с к и ; 3 — розетка; |
4 — клип; 5 — к о р п у с п о г л о щ а ю щ е г о аппарата: |
||||||||||
в |
п 7 — п р у ж и н ы ; 8 — н а ж и м н а я |
шайба; |
9 — фрикционные |
клинья; |
10 — н а ж и м н о й |
конус; |
|||||||
/ / — упорная |
плита; |
12 — |
хомут; |
13 |
— с т я ж н о й |
болт; 14 — |
центрирующая |
балочка; |
15 — ва |
||||
|
лик |
подъемника; |
16 — цепь; |
17 — расцепной рычаг; |
18 — кронштейн |
рычага |
|
которого расположен корпус поглощающего аппарата 5. Корпус пог лощающего аппарата и хомут установлены в заднем стяжном ящи ке тендера.
На тендерах грузовых паровозов установлен шестигранный по глощающий аппарат типа Ш-І-ТМ, который имеет следующее уст ройство. В стальном корпусе 5 помещены наружная пружина 6, внутренняя пружина 7 и нажимная шайба 8. В шестигранной гор ловине корпуса расположены три фрикционных клина 9, имеющих форму горловины. Внутри клиньев помещен нажимной конус 10. Все детали удерживаются в корпусе при помощи стяжного болта 13. Между хвостовиком автосцепки и поглощающим аппаратом установлена упорная плита //, которая упирается в выступы стяж ного ящика.
Под действием тягового усилия, приложенного к автосцепке, соединенный с ней хомут нажимает на корпус поглощающего аппа рата и через пружины, фрикционные клинья и нажимной конус ап парата передает это усилие на упорную плиту и раму тендера. Пружины поглощающего аппарата в это время сжимаются, а фрик ционные клинья под действием нажимного конуса расходятся и создают трение о стенки горловины корпуса. Сжатие пружин и
трение клиньев о стенки корпуса смягчают тяговое усилие, дейст вующее на автосцепку, и поглощают резкие рывки.
В случае нажатия хвостовика автосцепки на упорную плиту это усилие также через нажимной конус, клинья и пружины пере дается корпусу поглощающего аппарата, который упирается в вы ступы стяжного ящика. В этом случае поглощающий аппарат так же смягчает и поглощает резкие толчки.
На наружной стенке стяжного ящика, выходящей к буферному брусу, укреплена центрирующая розетка 3, через которую пропу щен хвостовик автосцепки. К розетке на двух подвесках 2 подвеше на центрирующая балочка 14, на которую ложится голова авто сцепки. Это устройство поддерживает и центрирует автосцепку по оси тендера. Розетка, кроме того, служит упором для головы авто сцепки при сильных ударах.
На тендерах пассажирских паровозов установлен поглощаю щий аппарат ЦНИИ-Н6 системы Новикова. Этот аппарат в отли чие от шестигранного поглощающего аппарата состоит из двух последовательно соединенных частей — фрикционной и пружинной. При нагружении сначала сжимаются пружины только пружинной части, а затем вступает в работу фрикционная часть, которая уст роена аналогично шестигранному аппарату. Поглощающий аппа рат ЦНИИ-Н6 обеспечивает плавное трогание поезда с места и хо рошее поглощение рывков и толчков.
§ 107. ТЕЛЕЖКИ ТЕНДЕРА
Наиболее распространенными тендерными тележками являются двухосные. По своей конструкции эти тележки бывают: с листовой клепаной рамой, с поясной (сборной) рамой и с литыми боковыми рамами. Рессорное подвешивание у тележек может быть одинар ным или двойным.
Тендеры последних выпусков паровозов СО, С? и ЭР имеют ли стовую клепаную тележку типа П-27. Боковые листы рамы тележ ки толщиной 29 мм впереди и позади соединены тавровыми бал ками. Посередине тележки, между боковыми листами, расположена шкворневая балка, которая состоит из двух тавровых балок высо той 400 мм, снизу соединенных стальной полосой, а сверху накры тых листом. Шкворневая балка при помощи раскосов соединена с передней и задней тавровыми балками. На шкворневой балке бол тами укреплен подпятник, на который через пяту опирается рама тендера. В каждом боковом листе имеются два выреза, в которых болтами укреплены буксовые направляющие. В эти вырезы входят буксы.
Тележка имеет двойное рессорное подвешивание: на буксах ус тановлены листовые рессоры, а на подвесках рессор надеты ци линдрические пружины. При помощи кронштейнов, прикреплен ных к раме, тележка опирается на цилиндрические пружины, от которых через подвески и листовые рессоры нагрузка передается на буксы.