Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
Колесная пара тележки имеет центры с бандажами диаметром 1050 мм. Буксы тележки имеют подшипники скольжения. Тележки
с поясной |
(сборной) |
рамой установлены под тендерами части паро |
возов Эу , |
Э м и СО. |
Рама (боковина) тележки состоит из трех |
стальных поясов: верхнего, среднего диагонального и нижнего, же стко скрепленных колонками и болтами у букс и в средней части. Рессорное подвешивание этих тележек осуществлено в виде двух комплектов цилиндрических пружин или комбинации цилиндриче ских пружин и эллиптических рессор, установленных в средней части рам. На эти пружины и рессоры опирается шкворневая бал ка тележки. Такие тележки отличаются простотой изготовления и ремонта, однако в эксплуатации они оказались недостаточно проч ными.
Примером тележки с литыми боковыми рамами может служить тележка тендера паровоза Л (рис. 236). Она имеет стальную ли тую шкворневую балку 5, которая в вертикальной плоскости сде лана в виде бруса равного сопротивления изгибу. По концам балка расширяется (в плане), и здесь образованы цилиндрические по верхности, которыми она входит в соответствующие окна боковых рам 1. Это дает возможность шкворневой балке смещаться отно сительно боковых рам как в горизонтальной, так и в вертикальной
8 5
|
Рис. |
236. Тележка |
тендера |
паровоза |
Л: |
|
||
/ — боковая |
рама; |
2 — букса; 3 — эллиптическая рессора; |
4 — пружина; |
|||||
5 — шкворневая балка; 6 — колесная |
пара; |
7— |
тормозная |
передача; |
||||
Л — прилив; |
Б — углубление; В |
— отверстие |
под |
шкворень; |
Г — при |
|||
|
лив для скользуна; |
Д — кронштейн |
|
|
плоскости. Для ограничения поворота балки в горизонтальной плоскости на цилиндрических поверхностях ее сделаны приливы А.
Боковая рама тележки представляет собой фасонную стальную отливку поясного типа. Посередине рамы сделано окно для уста новки хвостовика шкворневой балки и комплекта рессор, а с бо ков — облегчающие вырезы. По концам рамы имеются буксовые вырезы. Шкворневая балка опирается на боковые рамы через ком плекты рессор, каждый из которых состоит из одной эллиптиче ской десятилистовой рессоры 3 и четырех двойных цилиндрических пружин 4.
В центральной части шкворневой балки отлито цилиндрическое углубление Б, являющееся подпятником, куда установлен пятник рамы тендера, передающий нагрузку на тележку. Такое устройство опоры дает возможность тележке свободно поворачиваться отно сительно рамы тендера в кривых участках пути.
В центре углубления шкворневой балки и в пятнике имеется отверстие В, куда вставлен шкворень, предотвращающий смеще ние пятника со своего места. В верхней части шкворневой балки по бокам сделаны приливы Г для установки чугунных скользунов.
Шкворневые балки тендерных тележек паровоза Л в эксплуа тации оказались слабыми, вследствие чего в условиях депо их при шлось усиливать постановкой в нижней части накладки толщиной 16 мм, а новые отливать усиленными. Усилены также и пятники тендера. Для укрепления подвесок тормозной передачи 7 с внут ренней стороны боковых рам отлиты кронштейны Д. Буксы 2 рас положены в буксовых вырезах боковых рам и имеют подшипники скольжения. Опытная партия тендеров паровозов Л выпущена на подшипниках качения. Колесные пары 6 имеют диаметр 1050 мм. Шкворневую балку, боковые рамы и буксы тележки отливают из стали марки 25ЛІІ.
Аналогичную нежесткую конструкцию имеют тележки тендера паровозов Е а и Е м , только буксы у этих тележек отлиты заодно с боковыми рамами. Рессорное подвешивание тележек состоит из двух комплектов цилиндрических пружин, по четыре двойных пру жины с каждой стороны. Колесные пары имеют диаметр 914 мм.
Тендеры паровозов ФД, ЛВ и П36 имеют трехосные тележки. Тележка тендера паровоза ФД сочлененной конструкции. Она име ет раму, состоящую из четырех стальных литых боковин коробча того сечения, в каждой из которых имеются вырезы для буксы: и поперечной балки. Каждая боковина опирается одним концом на буксу крайней оси, а другим — на плечо балансирной буксы сред ней оси. В окнах, сделанных в средней части боковин, установле ны комплекты цилиндрических пружин, на которых уложены концы поперечных балок, связывающих боковины рамы. Каждый ком плект состоит из пяти пружин, а на всей тележке установлено 20 цилиндрических пружин.
На поперечных балках уложены две внутренние продольные балки, на которых установлена шкворневая балка, имеющая углуб ление для пятника и отверстие для шкворня. В углублении
Рис. |
238, |
Букса |
тендерной |
тележки: |
|
/ — крышка; 2 — подшипник; 3 |
— вкладыш; |
4 |
— пылевая |
шайба; 5 — польстер Для под |
|
бивка; |
6— корпус |
буксы |
|
из стали. Колесные центры напрессовывают на оси, так же как и у паровозных колесных пар, гидравлическим прессом.
Бандажи тендерных колесных пар катают из бандажной стали марки III по ГОСТ 398—71 и в обработанном виде они имеют ши рину 130 мм. Профиль тендерного бандажа несколько отличается от профиля паровозных бандажей в части гребня.
Буксы тендеров бывают со скользящими или роликовыми под шипниками. Букса со скользящим подшипником (рис. 238) имеет чугунный или стальной литой корпус 6, .который надевают на шей ку оси и устанавливают в направляющих буксового выреза рамы тележки. На шейку оси уложен подшипник 2, а на подшипник — вкладыш 3, на который опирается корпус буксы. Внутренним тор цом вкладыш упирается в заплечик подшипника. Поверхность вкладыша, обращенная к корпусу, имеет выпуклую форму, что предотвращает перекос подшипника на шейке в случаях перемеще ния корпуса буксы.
Чтобы предотвратить попадание в буксы пыли или песка, в кор пусе с внутреннего торца отлита кольцевая камера, в которую вставляют пылевую шайбу 4. С наружной стороны корпус имеет отверстие, которое закрывается крышкой 1 с пружиной, обеспе чивающей плотное закрытие буксы.
В нижнюю часть корпуса буксы устанавливают польстер, подоб ный тем, которые применяют в паровозных буксах (см. главу 17), а при отсутствии польстеров закладывают пропитаннную маслом подбивку 5 из хлопчатобумажных концов, которая прижимается снизу к шейке оси. По мере расходования смазочного масла пос леднее добавляют в буксу через отверстие.
Подшипники тендерных букс имеют стальной корпус (Ст2 или СтЗ), армированный внутри бронзой марки ОЦСНЗ-7-5-1 и зали тый кальциевым баббитом марки БК.
Тендеры паровозов ПЗб и ЛВ, а также часть тендеров парово зов Л и ТЭ оборудованы роликовыми подшипниками. На тендерах применяют цилиндрические и сферические роликоподшипники.
Большинство тендеров типа 58 паровозов ЛВ и П36 (около 70%), а также тендеров паровозов Л оборудованы неразъемными буксами с двумя цилиндрическими подшипниками. Часть парово зов Л В и П36 (около 30%) имеет тендерные и поддерживающие оси с двумя двухрядными сферическими роликовыми подшипни ками. Для эксплуатационной проверки было также выпущено не сколько тендеров с установкой на каждой шейке оси одного цилин
дрического и |
одного |
сферического двухрядного роликоподшип |
ников. |
|
|
В стальном |
корпусе |
/ / буксы (рис. 239) размещены два ци |
линдрических роликовых подшипника. С наружной стороны корпус буксы закрывается двумя крышками — большой 7 и малой 4. Боль шую крышку снимают для осмотра или смены роликоподшипников, а малую — для пополнения буксы смазкой и осмотра закрепитель ной гайки. С внутренней стороны букса закрывается крышкой 12 и уплотняется лабиринтным кольцом 14, напрессованным на ось.
Каждый роликоподшипник состоит из наружного кольца 8, уста новленного на скользящей посадке в корпусе буксы, роликов 9, внутреннего кольца 10, напрессованного на шейку оси, и сепарато ра, удерживающего ролики на одинаковом расстоянии. В каждом роликоподшипнике 14 роликов диаметром 42 мм и длиной 65 мм. Между роликоподшипниками установлены распорные кольца / и 2.
Роликоподшипники удерживаются на шейке от действия осевых нагрузок упорной шайбой 3 и закрепительной гайкой 6, которая навернута на хвостовик оси и фиксируется стопорной планкой .5
Рис. 239. Роликовая букса тендеров паровозов ЛВ, Л и П36:
1,2 |
— распорные |
кольца; |
3 — упорная |
шайба; |
4, 7 — н а р у ж н ы е |
крыш |
|||
ки; |
5 — стопорная планка; |
6 — закрепительная |
гайка; |
8 — |
н а р у ж н о е |
||||
кольцо роликоподшипника; |
9 — ролики; |
10 — внутреннее |
кольцо |
роли |
|||||
коподшипника; |
/ / — корпус буксы; |
12 — внутренняя крышка; |
13 — уп- |
||||||
|
лотнительное |
кольцо; |
14—лабиринтное |
кольцо |
|
|
при помощи двух болтов. Во внутренней крышке 12 поставлено войлочное уплотнительное кольцо 13.
Роликовые буксы тендера паровоза ТЭ имеют два цилиндри ческих роликоподшипника, посаженных на ступенчатой шейке. Внутренний роликоподшипник установлен на конической части шейки, а наружный — на цилиндрической части и укреплен кониче ской втулкой. На части тендеров этих паровозов наружный цилинд рический роликоподшипник заменен двухрядным сферическим роли коподшипником. Корпус роликовой буксы состоит из двух половин с горизонтальной линией разъема посередине.
§ 108. ОБОРУДОВАНИЕ ТЕНДЕРА ДЛЯ НЕФТЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ
Для хранения мазута на тендерах паровозов с нефтяным отоп лением устанавливают специальный бак (рис. 240) цельносварной конструкции цилиндрической формы, емкость его в зависимости от мощности паровоза колеблется от 12 до 22 м3. Устанавливают бак на опорных подкладках непосредственно на водяной бак тендера и крепят к нему при помощи металлических поясов и стяжек. Внутри бака / устанавливают трубчатый паровой подогреватель 3, состоя щий из двух расположенных под углом друг к другу секций, кото рые соединены между собой, образуя таким образом общую бата рею.
Размер подогревателя зависит от емкости бака: на каждую тонну мазута должн быть не менее 0,4 м2 поверхности нагрева
Рис. 240. |
Оборудование |
для |
хранения мазута на |
тендере: |
|
|||
/ — бак; 2, 13 — вентили; 3 — подогреватель; |
4, 10— |
люки; |
5 — отстойник |
(сборник); 6.11 — |
||||
пароотводные трубы; |
7 — паропровод; |
8 — компенсатор; |
9 — с е т к а ; |
/2 — т р у б а ; |
14 — з м е е |
|||
вик; 15 — питательный |
кувшин; 16 — пробковый кран; |
17 — спускной |
кран; |
18 — мазуто - |
||||
|
провод; |
19 — гибкий |
рукав |
|
|
|