Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Колесная пара тележки имеет центры с бандажами диаметром 1050 мм. Буксы тележки имеют подшипники скольжения. Тележки

с поясной

(сборной)

рамой установлены под тендерами части паро­

возов Эу ,

Э м и СО.

Рама (боковина) тележки состоит из трех

стальных поясов: верхнего, среднего диагонального и нижнего, же­ стко скрепленных колонками и болтами у букс и в средней части. Рессорное подвешивание этих тележек осуществлено в виде двух комплектов цилиндрических пружин или комбинации цилиндриче­ ских пружин и эллиптических рессор, установленных в средней части рам. На эти пружины и рессоры опирается шкворневая бал­ ка тележки. Такие тележки отличаются простотой изготовления и ремонта, однако в эксплуатации они оказались недостаточно проч­ ными.

Примером тележки с литыми боковыми рамами может служить тележка тендера паровоза Л (рис. 236). Она имеет стальную ли­ тую шкворневую балку 5, которая в вертикальной плоскости сде­ лана в виде бруса равного сопротивления изгибу. По концам балка расширяется (в плане), и здесь образованы цилиндрические по­ верхности, которыми она входит в соответствующие окна боковых рам 1. Это дает возможность шкворневой балке смещаться отно­ сительно боковых рам как в горизонтальной, так и в вертикальной

8 5

 

Рис.

236. Тележка

тендера

паровоза

Л:

 

/ — боковая

рама;

2 — букса; 3 — эллиптическая рессора;

4 — пружина;

5 — шкворневая балка; 6 — колесная

пара;

7—

тормозная

передача;

Л — прилив;

Б — углубление; В

— отверстие

под

шкворень;

Г — при­

 

лив для скользуна;

Д — кронштейн

 

 


плоскости. Для ограничения поворота балки в горизонтальной плоскости на цилиндрических поверхностях ее сделаны приливы А.

Боковая рама тележки представляет собой фасонную стальную отливку поясного типа. Посередине рамы сделано окно для уста­ новки хвостовика шкворневой балки и комплекта рессор, а с бо­ ков — облегчающие вырезы. По концам рамы имеются буксовые вырезы. Шкворневая балка опирается на боковые рамы через ком­ плекты рессор, каждый из которых состоит из одной эллиптиче­ ской десятилистовой рессоры 3 и четырех двойных цилиндрических пружин 4.

В центральной части шкворневой балки отлито цилиндрическое углубление Б, являющееся подпятником, куда установлен пятник рамы тендера, передающий нагрузку на тележку. Такое устройство опоры дает возможность тележке свободно поворачиваться отно­ сительно рамы тендера в кривых участках пути.

В центре углубления шкворневой балки и в пятнике имеется отверстие В, куда вставлен шкворень, предотвращающий смеще­ ние пятника со своего места. В верхней части шкворневой балки по бокам сделаны приливы Г для установки чугунных скользунов.

Шкворневые балки тендерных тележек паровоза Л в эксплуа­ тации оказались слабыми, вследствие чего в условиях депо их при­ шлось усиливать постановкой в нижней части накладки толщиной 16 мм, а новые отливать усиленными. Усилены также и пятники тендера. Для укрепления подвесок тормозной передачи 7 с внут­ ренней стороны боковых рам отлиты кронштейны Д. Буксы 2 рас­ положены в буксовых вырезах боковых рам и имеют подшипники скольжения. Опытная партия тендеров паровозов Л выпущена на подшипниках качения. Колесные пары 6 имеют диаметр 1050 мм. Шкворневую балку, боковые рамы и буксы тележки отливают из стали марки 25ЛІІ.

Аналогичную нежесткую конструкцию имеют тележки тендера паровозов Е а и Е м , только буксы у этих тележек отлиты заодно с боковыми рамами. Рессорное подвешивание тележек состоит из двух комплектов цилиндрических пружин, по четыре двойных пру­ жины с каждой стороны. Колесные пары имеют диаметр 914 мм.

Тендеры паровозов ФД, ЛВ и П36 имеют трехосные тележки. Тележка тендера паровоза ФД сочлененной конструкции. Она име­ ет раму, состоящую из четырех стальных литых боковин коробча­ того сечения, в каждой из которых имеются вырезы для буксы: и поперечной балки. Каждая боковина опирается одним концом на буксу крайней оси, а другим — на плечо балансирной буксы сред­ ней оси. В окнах, сделанных в средней части боковин, установле­ ны комплекты цилиндрических пружин, на которых уложены концы поперечных балок, связывающих боковины рамы. Каждый ком­ плект состоит из пяти пружин, а на всей тележке установлено 20 цилиндрических пружин.

На поперечных балках уложены две внутренние продольные балки, на которых установлена шкворневая балка, имеющая углуб­ ление для пятника и отверстие для шкворня. В углублении


Рис.

238,

Букса

тендерной

тележки:

/ — крышка; 2 — подшипник; 3

— вкладыш;

4

— пылевая

шайба; 5 — польстер Для под ­

бивка;

6— корпус

буксы

 

из стали. Колесные центры напрессовывают на оси, так же как и у паровозных колесных пар, гидравлическим прессом.

Бандажи тендерных колесных пар катают из бандажной стали марки III по ГОСТ 398—71 и в обработанном виде они имеют ши­ рину 130 мм. Профиль тендерного бандажа несколько отличается от профиля паровозных бандажей в части гребня.

Буксы тендеров бывают со скользящими или роликовыми под­ шипниками. Букса со скользящим подшипником (рис. 238) имеет чугунный или стальной литой корпус 6, .который надевают на шей­ ку оси и устанавливают в направляющих буксового выреза рамы тележки. На шейку оси уложен подшипник 2, а на подшипник — вкладыш 3, на который опирается корпус буксы. Внутренним тор­ цом вкладыш упирается в заплечик подшипника. Поверхность вкладыша, обращенная к корпусу, имеет выпуклую форму, что предотвращает перекос подшипника на шейке в случаях перемеще­ ния корпуса буксы.

Чтобы предотвратить попадание в буксы пыли или песка, в кор­ пусе с внутреннего торца отлита кольцевая камера, в которую вставляют пылевую шайбу 4. С наружной стороны корпус имеет отверстие, которое закрывается крышкой 1 с пружиной, обеспе­ чивающей плотное закрытие буксы.

В нижнюю часть корпуса буксы устанавливают польстер, подоб­ ный тем, которые применяют в паровозных буксах (см. главу 17), а при отсутствии польстеров закладывают пропитаннную маслом подбивку 5 из хлопчатобумажных концов, которая прижимается снизу к шейке оси. По мере расходования смазочного масла пос­ леднее добавляют в буксу через отверстие.

Подшипники тендерных букс имеют стальной корпус (Ст2 или СтЗ), армированный внутри бронзой марки ОЦСНЗ-7-5-1 и зали­ тый кальциевым баббитом марки БК.

Тендеры паровозов ПЗб и ЛВ, а также часть тендеров парово­ зов Л и ТЭ оборудованы роликовыми подшипниками. На тендерах применяют цилиндрические и сферические роликоподшипники.


Большинство тендеров типа 58 паровозов ЛВ и П36 (около 70%), а также тендеров паровозов Л оборудованы неразъемными буксами с двумя цилиндрическими подшипниками. Часть парово­ зов Л В и П36 (около 30%) имеет тендерные и поддерживающие оси с двумя двухрядными сферическими роликовыми подшипни­ ками. Для эксплуатационной проверки было также выпущено не­ сколько тендеров с установкой на каждой шейке оси одного цилин­

дрического и

одного

сферического двухрядного роликоподшип­

ников.

 

 

В стальном

корпусе

/ / буксы (рис. 239) размещены два ци­

линдрических роликовых подшипника. С наружной стороны корпус буксы закрывается двумя крышками — большой 7 и малой 4. Боль­ шую крышку снимают для осмотра или смены роликоподшипников, а малую — для пополнения буксы смазкой и осмотра закрепитель­ ной гайки. С внутренней стороны букса закрывается крышкой 12 и уплотняется лабиринтным кольцом 14, напрессованным на ось.

Каждый роликоподшипник состоит из наружного кольца 8, уста­ новленного на скользящей посадке в корпусе буксы, роликов 9, внутреннего кольца 10, напрессованного на шейку оси, и сепарато­ ра, удерживающего ролики на одинаковом расстоянии. В каждом роликоподшипнике 14 роликов диаметром 42 мм и длиной 65 мм. Между роликоподшипниками установлены распорные кольца / и 2.

Роликоподшипники удерживаются на шейке от действия осевых нагрузок упорной шайбой 3 и закрепительной гайкой 6, которая навернута на хвостовик оси и фиксируется стопорной планкой .5

Рис. 239. Роликовая букса тендеров паровозов ЛВ, Л и П36:

1,2

распорные

кольца;

3 — упорная

шайба;

4, 7 — н а р у ж н ы е

крыш­

ки;

5 — стопорная планка;

6 — закрепительная

гайка;

8 —

н а р у ж н о е

кольцо роликоподшипника;

9 — ролики;

10 — внутреннее

кольцо

роли­

коподшипника;

/ / — корпус буксы;

12 — внутренняя крышка;

13 — уп-

 

лотнительное

кольцо;

14—лабиринтное

кольцо

 

 


при помощи двух болтов. Во внутренней крышке 12 поставлено войлочное уплотнительное кольцо 13.

Роликовые буксы тендера паровоза ТЭ имеют два цилиндри­ ческих роликоподшипника, посаженных на ступенчатой шейке. Внутренний роликоподшипник установлен на конической части шейки, а наружный — на цилиндрической части и укреплен кониче­ ской втулкой. На части тендеров этих паровозов наружный цилинд­ рический роликоподшипник заменен двухрядным сферическим роли­ коподшипником. Корпус роликовой буксы состоит из двух половин с горизонтальной линией разъема посередине.

§ 108. ОБОРУДОВАНИЕ ТЕНДЕРА ДЛЯ НЕФТЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ

Для хранения мазута на тендерах паровозов с нефтяным отоп­ лением устанавливают специальный бак (рис. 240) цельносварной конструкции цилиндрической формы, емкость его в зависимости от мощности паровоза колеблется от 12 до 22 м3. Устанавливают бак на опорных подкладках непосредственно на водяной бак тендера и крепят к нему при помощи металлических поясов и стяжек. Внутри бака / устанавливают трубчатый паровой подогреватель 3, состоя­ щий из двух расположенных под углом друг к другу секций, кото­ рые соединены между собой, образуя таким образом общую бата­ рею.

Размер подогревателя зависит от емкости бака: на каждую тонну мазута должн быть не менее 0,4 м2 поверхности нагрева

Рис. 240.

Оборудование

для

хранения мазута на

тендере:

 

/ — бак; 2, 13 — вентили; 3 — подогреватель;

4, 10—

люки;

5 — отстойник

(сборник); 6.11 —

пароотводные трубы;

7 — паропровод;

8 — компенсатор;

9 — с е т к а ;

/2 — т р у б а ;

14 — з м е е ­

вик; 15 — питательный

кувшин; 16 — пробковый кран;

17 — спускной

кран;

18 — мазуто -

 

провод;

19 — гибкий

рукав