Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подогревателя. По длине он должен располагаться так, чтобы кон­ цы его не доходили до торцовых стенок бака на 100—150 мм.

Впуск пара в подогреватель производят при помощи запорного вентиля 2, установленного на паропроводе снаружи бака. Отработав­

ший пар из подогревателя отводится

по трубе

6 в водяной бак

тендера или атмосферу. Диаметр пароотводной

трубы 6 меньше

диаметра трубы подогревателя,

что обеспечивает

поддержание в

подогревателе

некоторого давления и более высокой температуры,

а также более

экономный расход пара, который составляет

10 кг/ч

на 1 м2 поверхности нагрева подогревателя.

 

 

 

Располагая

этими данными,

можно

подсчитать, что для нефтя­

ных баков емкостью 12—22 м3 поверхность

нагрева подогревателя

должна быть равной 4,8—8,8 м2,

а расход

пара на подогрев

мазу­

та 48—88 кг/ч.

 

 

 

 

 

Пар для подогрева мазута

поступает

по паропроводу

7 диа­

метром 25 мм от специальной пароразборной колонки, установлен­ ной в будке машиниста (см. гл. 4). На паропроводе (между паро­ возом и тендером) поставлен компенсатор 8, поглощающий относи­ тельные перемещения паровоза и тендера во время движения и предохраняющий паропровод от повреждения.

Выемку подогревателя из бака для осмотра и ремонта произ­ водят через отверстие в торцовой стенке бака, закрытое люком 4. Наполняют бак мазутом через люк 10 в верхней части бака, в ко­ торый вставлена металлическая сетка 9, удерживающая посторон­ ние предметы и грязь. Уровень мазута измеряют масломерной рей­

кой через

отверстие в баке. Для отвода из бака паров

мазута по­

ставлена

пароотводная труба

/ / диаметром 25 мм и высотой 250 —

400 мм.

 

 

 

В передней нижней части

бака размещен отстойник

(сборник)

5 прямоугольной формы с полукруглым дном, приваренный к баку или соединенный с ним трубой большого диаметра. Емкость от­ стойника 50—100 л. Внутри отстойника помещен трубчатый змее­

вик 14 диаметром

18—24 мм, который имеет поверхность

нагрева

0,7—1,0 м2. Подвод

пара к змеевику осуществляется по тому же

паропроводу 7 через вентиль 13 и трубу 12. При помощи

венти­

лей 2 и 13 можно регулировать температуру

подогрева мазута как

в баке, так и в отстойнике.

 

 

Отработавший пар из змеевика отводится

в атмосферу,

а спуск

воды от отстойника, которая выделяется из мазута в результате его подогрева, производят при помощи краника 17. На отстойнике ук­ реплен питательный кувшин 15 с пробковым краном 16. Питатель­ ный кувшин установлен на высоте 250—300 мм от днища отстой­ ника. Внутри кувшина поставлена сетка, которую периодически вынимают и очищают от грязи. От питательного кувшина прохо­ дит мазутопровод 18, имеющий между тендером и паровозом гиб­ кий рукав 19, по которому подается мазут к форсункам топки.

Для безопасности кран 16, отделяющий отстойник от питатель­ ного кувшина, имет привод, позволяющий закрывать нефтепровод как из будки машиниста, так и с обеих сторон снаружи тендера.


Положение ручек привода должно быть горизонтальным при от­ крытом кране и опущенным вниз — при закрытом. Все запорные приспособления и краны нефтяного бака, отстойника и питатель­ ного кувшина должны быть совершенно исправными и не давать пропуска мазута.

Для удобного и безопасного доступа к люку 10 при наборе нефтетоплива нефтяной бак снабжен ступеньками, перилами и пло­ щадкой из рифленого железа.

Для предотвращения потерь тепла нефтяным баком из излуче­ ния температуру мазута следует регулировать так, чтобы в баке она была не более 50°С. Подвод пара в подогреватель регулируют в таких размерах, чтобы из пароотводной трубы выходил не пар, а конденсат.

Бак для мазута следует через каждые три-четыре месяца очи­ щать от грязи и одновременно проверять батарею подогревателя.

При этом нужно обращать особое вимание на плотность

соедине­

ний и предотвращение возможных

пропусков пара в мазут и мазу­

та в подогреватель.

 

 

У паровозов, приспособленных

к комбинированному

углемазут-

ному отоплению, на тендере установлен бак для мазута емкостью от 1,0 до 3,5 мг. Бак размещают в передней верхней части тендера за контрбудкой. В нижней части бака, так же как и при полном нефтяном отоплении, установлен отстойник,- а на нем питательный кувшин с фильтром. От кувшина по трубопроводу мазут подается к регулировочному вентилю и форсунке. Мазутопровод между тен­ дером и паровозом имеет гибкое соединение в виде резинового ру­ кава.

Как в баке, так и отстойнике установлены паровые подогревате­ ли. При углемазутном отоплении использованы следующие типо­ вые детали нефтяного отопления: нефтеотстойник, питательный кувшин и пароразборная колонка. Подача пара к подогревателям от пароразборной колонки осуществляется по паропроводу, также имеющему гибкое соединение между паровозом и тендером.

§ 109. УХОД ЗА ТЕНДЕРОМ

При осмотре нижней части тендера, что необходимо делать на смотровой канаве, прежде всего проверяют состояние колесных пар. Оси колесных пар не должны иметь трещин и протертых мест (свыше 2,5 мм); не должно быть трещин также и в ступицах и спицах колесных центров. Кольца, укрепляющие бандажи, долж­ ны прочно сидеть в проточка\. Обращают внимание на плотность прилегания пылевых шайб к шейкам осей, отчего зависит чистота букс.

Должны быть проверены обстукиванием молотком все соедине­ ния, болты, гайки и заклепки тележек. Осматривают подпятники и боковые скользуны тележек и проверяют наличие смазки на их трущихся поверхностях. Одновременно с осмотром тележек прове­ ряют состояние тормозной рычажной передачи, состояние и


правильность положения тормозных колодок, прочность соединения тяг, рычагов и балок, исправность предохранительных скоб и под­ весок. Затем проверяют сцепление между паровозом и тендером..

Осматривая тендер снаружи, необходимо обстукиванием молот­ ком проверить прочность посадки бандажей на колесных центрах. Прокат бандажей не должен быть более 9 мм. Затем поочередно осматривают буксы тележек, сначала снаружи, нет ли трещин; про­ веряют плотность прилегания крышек; открыв крышку, осматрива­ ют подшипник, состояние подбивки или польстера, наличие доста­ точного количества смазки.

Также должны быть осмотрены рессоры и их подвески: нет ли рессор со сдвинутыми или лопнувшими листами, правильно ли ус­ тановлены рессоры и как они опираются на буксы.

От плотности соединения водоприемных труб зависит нормаль­ ная работа инжекторов. Поэтому нужно проверить, нет ли течи во фланцах и в соединениях с водоприемными рукавами и с баком.

Чтобы обеспечить нормальную работу букс, их нужно регулярно смазывать. При недостаточной смазке появляется нагрев подшип­ ников, который может привести к задиру шеек и повреждению са­ мих подшипников. Кроме того, нагрев подшипника может быть выз­ ван попаданием в буксу песка, пыли и воды, а также слишком ту­ гой или слабой, загрязненной или слежавшейся подбивкой. Поэто­ му перед заправкой буксу нужно тщательно очистить от песка, гря­ зи и воды, проверить исправность нажимной пружины крышки, плотность крышки и пылевой шайбы. После этого в буксу заклады­ вают польстер или подбивочные концы, пропитанные осевым мас­ лом.* (

В буксах с польстерами необходимо проверить правильность их установки, а также плотность прижатия щетки к шейке оси. Если щетка плохо прижимается к шейке, польстер нужно вынуть и не­ много растянуть пружины, поправить сбившиеся фитили и устано­ вить снова в буксу. Затем залить буксу маслом, налить его на поверхность щетки, отжав ее от шейки, и плотно закрыть крышку.

Когда в буксе вместо польстера используется подбивка и она не меняется, эту подбивку нужно поправить крючком, чтобы она не была слишком тугой или слишком слабой. Если подбивка будет слишком тугой, из нее выжимается смазка и при вращении шейки оси она затягивается под подшипник. Слабая подбивка быстро осядет и не будет соприкасаться с шейкой. Подбивка в буксе должна быть примерно на уровне центра шейки. Нужно следить при этом, чтобы верхние пряди подбивки во избежание затягива­ ния их не подходили близко к подшипнику. Для предохранения подбивки от затягивания под подшипник в депо практикуют за­ кладку деревянных брусков между подбивкой и краями подшипни­ ка с обеих сторон шейки. После того как подбивка будет исправле­ на, буксу заливают маслом. При использовании бывшей в употреб­ лении подбивки ее нужно очистить от грязи, промыть, просушить и протрясти, а затем с добавлением новых концов и после пропит­ ки маслом закладывать в буксу. Заливку букс маслом производят


перед каждой

поездкой г? основном и оборотном депо, а если

нуж­

но, то и в пути следования.

 

Об уходе

за буксами с подшипниками качения см. главу

19.

При заправке тендерных букс одновременно нужно залить ма­ сленки или полить маслом буксовые направляющие. Периодически заливают масленки шкворневых опор и скользунов тендера, поли­ вают маслом шарнирные соединения рессор и балансиров и зали­ вают масленки сцепления между паровозом и тендером.

Если имеется ослабление сцепления мжду паровозом и тенде­ ром, его нужно стянуть. При жестком сцеплении с радиальным бу­ фером натяжение производят затягиванием клина между буфером и коробкой его при помощи натяжного болта. Упругое сцепление стягивают вращением винта при помощи ломика.

§ 110. НЕИСПРАВНОСТИ И РЕМОНТ ТЕНДЕРА

При заводском ремонте бак снимают с рамы тендера для ремон­ та днища с заменой деревянного настила между рамой и баком. Местный зазор между деревянным настилом и дном бака допус­ кается не более 5 мм на длине 300 мм. При наличии оборудования для мазутного отопления паровоза бак после удаления из него остатков топлива пропаривают и очищают наружную поверхность с последующим осмотром и ремонтом змеевика и всей арматуры мазутного отопления.

При всех видах ремонта деталей и узлов тендера разрешается широкое применение электросварочных работ для устранения тре­ щин, вварки новых вставок и восстановления поверхностей. При за­ водском ремонте заварка трещин в листах бака разрешается об­

щей длиной не более

1 м при условии расположения их

на пло­

щади не менее 3 JW2

с постановкой усиливающих накладок

внутри

бака. При деповском ремонте заварка трещин по длине и располо­ жению не ограничивается.

Вварку вставок в стенки бака производят

заподлицо: при за­

водском ремонте не более одной на площади 1

ж2, при деповском —

без ограничения. При выполнении этой операции по дну бака до­

пускается вместо вставок приваривать накладки с внутренней сто­

роны.

На промывочных ремонтах заварку трещин разрешается про­ изводить без постановки усиливающих накладок внутри бака. Угольники и косынки перегородок бака при наличии в них трещин и разрывов исправляют сваркой с предварительной разделкой, а при износе более 30% чертежного размера заменяют новыми. Приварку угольников к листам бака и косынкам осуществляют прерывистыми швами с соблюдением интервала между ними по чертежным размерам. При наличии трещины в полке угольника производят разделку с приваркой планки с наружной стороны и последующей заваркой разделанной трещины (рис.241). Не разре­ шается при всех видах ремонта производить постановку накладок на листах бака тендера с наружной стороны.