Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Т а б л и ц а б

Основные характеристики машин углеподатчиков

Параметры машины

Углеподатчик

Углеподатчик

типа С-3

системы рачкова

 

2

2

 

130

180

 

128

180

 

40

70

Наибольшее давление пара, кГ 1см2

6

7

 

300

150

 

6200

8000

Цилиндры машины углеподатчика типа С-3 отлиты вместе с золотниковыми камерами в виде чугунного блока. Снаружи ци­ линдры закрыты крышками 14. В цилиндре установлен поршень 15, соединенный скалкой 17 с кулаком 5. В золотниковую каме­ ру, расположенную наклонно, запрессована втулка 8 и установлен цилиндрический золотник 9, соединенный скалкой 11 с эксцент­ риковой тягой. Золотниковые камеры снаружи также закрыты крышками 7.

Цилиндровый блок при помощи болтов соединен с чугунным картером 12, в котором помещены коленчатый вал, движущий и парораспределительный механизмы машины. Коленчатый вал 20 установлен на двух однорядных шариковых подшипниках 21, рас­ положенных в крышках 23, прикрепленных к картеру. На один конец вала насажен маховик 22, обеспечивающий равномерную работу паровой машины. Другой конец вала имеет квадрат для соединения с шарниром передаточного вала.

Коленчатый вал, откованный из стали марки 40, имеет два кривошипа (колена), расположенных под углом 90°. На шейки кривошипов надевают головки шатунов 4, состоящие из двух по­ ловинок, соединенных болтами. Для уравновешивания мотылей вала и головок шатунов к валу прикреплены противовесы. Шатун своей передней головкой соединен с кулаком 5, установленным в направляющих 6. Одновременно кулак при помощи клина 19 соединен со скалкой поршня.

На коленчатом валу имеются две эксцентричные шейки, на ко­ торые надеты эксцентриковые тяги 13, соединенные при помощи

валиков и вилок с золотниковыми скалками

/ / . Скалка соединена

с вилкой при помощи резьбы и закреплена

гайкой, что дает воз­

можность производить регулировку парораспределения.

Движущий и парораспределительный механизмы и подшипни­ ки вала смазываются маслом, которое заливают в картер через


патрубок

3,

установленный

на

 

 

 

 

 

крышке

/.

Между цилиндровым

 

 

 

 

 

блоком

и

картером

образуется

 

 

 

 

 

сальниковая

 

камера,

в

которой

 

 

 

 

 

расположены

сальники

10 и

18,

 

 

 

 

 

предохраняющие скалки

поршней

 

 

 

 

 

и золотников

от утечки масла

из

 

 

7

 

6

картера

и пропуска пара

из

ци­

Рис. 245.

Шатун паровой

машины:

линдров. Масло в картере заме­

/ — втулка;

2 — стебель;

3 — п р о к л а д к и ;

ряют масломером 2, который про­

4 — крышка;

 

5 — в к л а д ы ш и ;

б — г а й к а ;

пущен через крышку /. В нижней

 

 

7 — болт

 

 

части картера имеется

отверстие

 

 

 

 

 

с пробкой,

 

через

которое

удаляют

отработавшее

масло.

Поршень

 

цилиндра

имеет

чугунный диск

с двумя

чугунными

уплотняющими кольцами с косым замком. Скалка поршня изго­

товлена из

стали марки 40Х. Поршень посажен на конус скалки

и укреплен

корончатой гайкой.

Золотник изготовлен из чугуна, на каждом диске его поставле­

но по два

уплотняющих чугунных

кольца. Он насажен на шток

и закреплен корончатой гайкой.

 

Шатун

(рис. 245) выштампован

из стали марки Ст5. Головка

шатуна, соединяемая с коленчатым валом, разъемная, она имеет крышку 4, которая прикреплена к шатуну при помощи двух бол­ тов 7 и гаек 6. В этой головке установлены два бронзовых вклады­

ша

5, залитых баббитом. Головка шатуна, соединяемая _ с кула­

ком,

имеет бронзовую запрессованную втулку /. Между шатуном

и крышкой ставят прокладки 3, служащие для регулировки зазо­ ра по мере износа баббитовой заливки вкладышей.

Эксцентриковая тяга также изготовлена штамповкой и име­ ет в разъемной головке бронзовые вкладыши, а в другой — за­ прессованную бронзовую втулку. Рабочий ход машины (при пода­ че угля в топку) происходит при внутреннем впуске пара через золотник. При обратном же ходе машины золотник работает с наружным впуском.

Пуск машины

углеподатчика

производят

при помощи

венти­

ля, установленного

в будке машиниста

на

паропроводе,

идущем

к машине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для перемены хода машины на

паропроводе (на

тендере) ус­

тановлен реверсивный

клапан (рис.

246). В

корпусе

2

реверсив­

ного клапана помещен

золотник

/

с

уплотняющими

кольцами.

Золотник насажен на стержень 3 и укреплен гайкой. Стержень про­ ходит через крышку 4, имеющую сальниковое уплотнение. На кон­ це стержня укреплена вилка 5, к которой присоединена рукоятка, служащая для перемещения золотника. Когда золотник при по­ мощи рукоятки опущен вниз, пар из трубопровода входит в от­

верстие А, проходит

снаружи золотника, попадает в отверстие Б

и направляется в

золотниковые камеры цилиндров машины.

Отработавший пар из машины входит в отверстие В, затем через окна Д попадает в центральную полость золотника и через отверстие


Рис. 246.

Реверсивный

клапан:

/ - золотник;

2 - к о р п у с ;

3 - стержень;

4 - к р ы ш к а ; 5 - вилка

Г по трубопроводу

идет

к

камере

обогрева корыта. Это

положение

золотника

ревер­

сивного

клапана

соответст­

вует

 

рабочему

ходу

ма­

шины

 

для

подачи угля

в

топку.

 

 

 

 

 

 

При

верхнем

положении

золотника пар через

отвер­

стие

А проходит

снаружи

золотника

в окна Д

и

да­

лее

по приливу

в

отвер­

стие

В.

 

 

 

 

 

Отработавший пар из ма­

шины

входит в отверстие Б

и затем выходит из реверсив­ ного клапана через отвер­ стие Г. При таком положе­ нии золотника реверсивного

КЛаПЭНЗ МЭШИНЗ У Г Л Є П О Д а Т -

Ч И К а буДЄТ рабОТЭТЬ НЭ ЗЭД-

ний Х О Д .

Для предотвращения перегрузки машины на ее паропроводе

устанавливают

предохранительный

клапан, который

при давле­

нии 6,5 кГ/см2

выпускает излишек

пара в атмосферу.

В этом же

корпусе расположен и конденсационный клапан, через который

удаляется скопляющийся во время работы машины

конденсат.

В летнее время отработавший пар направляется

не в камеру

обогрева корыта, а прямо в маслоотделитель, расположенный на тендере.

§ 114. РЕДУКТОР, КОНВЕЙЕРНЫЕ ВИНТЫ

Редуктор предназначен для уменьшения числа оборотов, кото­

рые передаются от машины углеподатчика

к

конвейерным вин­

там. Если

машина

делает

300 обімин,

то благодаря

наличию ре­

дуктора конвейерный винт делает только 22 об/мин.

 

 

 

В стальном корпусе

/

редуктора

углеподатчика

типа

С-3

(рис. 247), прикрепленном

болтами к корыту

и закрытом чугунной

к р ы ш к о й

2, установлены две пары зубчатых колес. Малая

ведущая

шестерня

8, с и д я щ а я

на

валу, соединенном

приводным

валом с

коленчатым валом

м а ш и н ы ,

находится

в зацеплении

с

большим

зубчатым

к о л е с о м

7,

насаженным на

вал промежуточной

малой

шестерни

6, к о т о р а я

находится в зацеплении

с д р у г и м

большим

з у б ч а т ы м

колесом

3,

насаженным на вал 5,

соединенный с боль­

ш и м конвейерным

винтом

углеподатчика. Цапфы валов

шестерен

и зубчатых колес установлены в бронзовых втулках, запрессован­ ных в корпус и крышку редуктора.


Шестерни и зубча­ тые колеса изготовлены из стали марки 40Х. Для удержания зубча­ тых колес на валах по­ ставлены сегментные шпонки 4. На конец ва­ ла 5, обращенный к ко­ рыту, надеты упорные шайбы, изготовленные из твердой марганцови­ стой стали, предназна­ ченные для восприятия осевого усилия от кон­ вейерного винта.

Смазывание шесте­

рен, зубчатых

колес и

бронзовых

втулок

про­

изводится

осевым

мас­

лом

марки Л,

которое

заливают

в корпус ре­

дуктора

по

трубке,

ввернутой

в отверстие

в

торце

редуктора.

К длинной втулке вала ведущей шестерни 8 масло подается отдель­ но по трубке из трехкамерной масленки, ус­ тановленной на тендере.

Рис. 247.

Редуктор

углеподатчика типа

С-3;

/ — к о р п у с ;

J — к р ы ш к а ;

3, 7 — з у б ч а т ы е

колеса;

4 шпонка;

5 — в а л ;

6 — п р о м е ж у т о ч н а я

шестерня;

 

8 — в е д у щ а я

шестерня

 

Конвейерные винты углеподатчика типа С-3 имеют' различный диаметр и шаг витков. Большой конвейерный винт паровоза Л, длиной более 2200 мм, имеет 12 витков, из которых 6,5 (задних) имеют диаметр 151 мм при шаге 151 мм, а 5,5 (передних) имеют диаметр 177 мм при шаге 203 мм. У промежуточного конвейер­ ного винта половина витка (со стороны тендера) сделана диамет­ ром 216 мм, а остальные 5,5 витка — диаметром 188 мм с шагом 177 мм. Питающий конвейерный винт имеет первый виток диамет­ ром 240 мм, который затем на длине полутора витков переходит в диаметр 200 мм. Последний виток винта, выходящий к топоч­ ному отверстию, срезан и сходит к стержню. Большой конвейер­ ный винт паровоза П36 имеет те же диаметры и шаги, однако длина его равна примерно 3750 мм, он имеет 22 витка.

Из приведенных размеров конвейерных винтов видно, что диа­ метр и шаг витков увеличиваются в направлении движения угля к топке. Это дает возможность обеспечить непрерывность транс­ портировки угля и избежать его спрессовывания в трубах.

Винты соединены между собой при помощи универсальных шарниров. Шарнирное соединение большого и промежуточного