Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
|
|
Т а б л и ц а б |
Основные характеристики машин углеподатчиков |
||
Параметры машины |
Углеподатчик |
Углеподатчик |
типа С-3 |
системы рачкова |
|
2 |
2 |
|
130 |
180 |
|
128 |
180 |
|
40 |
70 |
Наибольшее давление пара, кГ 1см2 |
6 |
7 |
|
300 |
150 |
|
6200 |
8000 |
Цилиндры машины углеподатчика типа С-3 отлиты вместе с золотниковыми камерами в виде чугунного блока. Снаружи ци линдры закрыты крышками 14. В цилиндре установлен поршень 15, соединенный скалкой 17 с кулаком 5. В золотниковую каме ру, расположенную наклонно, запрессована втулка 8 и установлен цилиндрический золотник 9, соединенный скалкой 11 с эксцент риковой тягой. Золотниковые камеры снаружи также закрыты крышками 7.
Цилиндровый блок при помощи болтов соединен с чугунным картером 12, в котором помещены коленчатый вал, движущий и парораспределительный механизмы машины. Коленчатый вал 20 установлен на двух однорядных шариковых подшипниках 21, рас положенных в крышках 23, прикрепленных к картеру. На один конец вала насажен маховик 22, обеспечивающий равномерную работу паровой машины. Другой конец вала имеет квадрат для соединения с шарниром передаточного вала.
Коленчатый вал, откованный из стали марки 40, имеет два кривошипа (колена), расположенных под углом 90°. На шейки кривошипов надевают головки шатунов 4, состоящие из двух по ловинок, соединенных болтами. Для уравновешивания мотылей вала и головок шатунов к валу прикреплены противовесы. Шатун своей передней головкой соединен с кулаком 5, установленным в направляющих 6. Одновременно кулак при помощи клина 19 соединен со скалкой поршня.
На коленчатом валу имеются две эксцентричные шейки, на ко торые надеты эксцентриковые тяги 13, соединенные при помощи
валиков и вилок с золотниковыми скалками |
/ / . Скалка соединена |
с вилкой при помощи резьбы и закреплена |
гайкой, что дает воз |
можность производить регулировку парораспределения.
Движущий и парораспределительный механизмы и подшипни ки вала смазываются маслом, которое заливают в картер через
патрубок |
3, |
установленный |
на |
|
|
|
|
|
|||
крышке |
/. |
Между цилиндровым |
|
|
|
|
|
||||
блоком |
и |
картером |
образуется |
|
|
|
|
|
|||
сальниковая |
|
камера, |
в |
которой |
|
|
|
|
|
||
расположены |
сальники |
10 и |
18, |
|
|
|
|
|
|||
предохраняющие скалки |
поршней |
|
|
|
|
|
|||||
и золотников |
от утечки масла |
из |
|
|
7 |
|
6 |
||||
картера |
и пропуска пара |
из |
ци |
Рис. 245. |
Шатун паровой |
машины: |
|||||
линдров. Масло в картере заме |
/ — втулка; |
2 — стебель; |
3 — п р о к л а д к и ; |
||||||||
ряют масломером 2, который про |
4 — крышка; |
|
5 — в к л а д ы ш и ; |
б — г а й к а ; |
|||||||
пущен через крышку /. В нижней |
|
|
7 — болт |
|
|
||||||
части картера имеется |
отверстие |
|
|
|
|
|
|||||
с пробкой, |
|
через |
которое |
удаляют |
отработавшее |
масло. |
|||||
Поршень |
|
цилиндра |
имеет |
чугунный диск |
с двумя |
чугунными |
уплотняющими кольцами с косым замком. Скалка поршня изго |
|
товлена из |
стали марки 40Х. Поршень посажен на конус скалки |
и укреплен |
корончатой гайкой. |
Золотник изготовлен из чугуна, на каждом диске его поставле
но по два |
уплотняющих чугунных |
кольца. Он насажен на шток |
и закреплен корончатой гайкой. |
|
|
Шатун |
(рис. 245) выштампован |
из стали марки Ст5. Головка |
шатуна, соединяемая с коленчатым валом, разъемная, она имеет крышку 4, которая прикреплена к шатуну при помощи двух бол тов 7 и гаек 6. В этой головке установлены два бронзовых вклады
ша |
5, залитых баббитом. Головка шатуна, соединяемая _ с кула |
ком, |
имеет бронзовую запрессованную втулку /. Между шатуном |
и крышкой ставят прокладки 3, служащие для регулировки зазо ра по мере износа баббитовой заливки вкладышей.
Эксцентриковая тяга также изготовлена штамповкой и име ет в разъемной головке бронзовые вкладыши, а в другой — за прессованную бронзовую втулку. Рабочий ход машины (при пода че угля в топку) происходит при внутреннем впуске пара через золотник. При обратном же ходе машины золотник работает с наружным впуском.
Пуск машины |
углеподатчика |
производят |
при помощи |
венти |
|||||
ля, установленного |
в будке машиниста |
на |
паропроводе, |
идущем |
|||||
к машине. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для перемены хода машины на |
паропроводе (на |
тендере) ус |
|||||||
тановлен реверсивный |
клапан (рис. |
246). В |
корпусе |
2 |
реверсив |
||||
ного клапана помещен |
золотник |
/ |
с |
уплотняющими |
кольцами. |
Золотник насажен на стержень 3 и укреплен гайкой. Стержень про ходит через крышку 4, имеющую сальниковое уплотнение. На кон це стержня укреплена вилка 5, к которой присоединена рукоятка, служащая для перемещения золотника. Когда золотник при по мощи рукоятки опущен вниз, пар из трубопровода входит в от
верстие А, проходит |
снаружи золотника, попадает в отверстие Б |
и направляется в |
золотниковые камеры цилиндров машины. |
Отработавший пар из машины входит в отверстие В, затем через окна Д попадает в центральную полость золотника и через отверстие
Рис. 246. |
Реверсивный |
клапан: |
/ - золотник; |
2 - к о р п у с ; |
3 - стержень; |
4 - к р ы ш к а ; 5 - вилка
Г по трубопроводу |
идет |
к |
|||||
камере |
обогрева корыта. Это |
||||||
положение |
золотника |
ревер |
|||||
сивного |
клапана |
соответст |
|||||
вует |
|
рабочему |
ходу |
ма |
|||
шины |
|
для |
подачи угля |
в |
|||
топку. |
|
|
|
|
|
|
|
При |
верхнем |
положении |
|||||
золотника пар через |
отвер |
||||||
стие |
А проходит |
снаружи |
|||||
золотника |
в окна Д |
и |
да |
||||
лее |
по приливу |
в |
отвер |
||||
стие |
В. |
|
|
|
|
|
|
Отработавший пар из ма |
|||||||
шины |
входит в отверстие Б |
и затем выходит из реверсив ного клапана через отвер стие Г. При таком положе нии золотника реверсивного
КЛаПЭНЗ МЭШИНЗ У Г Л Є П О Д а Т -
Ч И К а буДЄТ рабОТЭТЬ НЭ ЗЭД-
ний Х О Д .
Для предотвращения перегрузки машины на ее паропроводе
устанавливают |
предохранительный |
клапан, который |
при давле |
нии 6,5 кГ/см2 |
выпускает излишек |
пара в атмосферу. |
В этом же |
корпусе расположен и конденсационный клапан, через который
удаляется скопляющийся во время работы машины |
конденсат. |
В летнее время отработавший пар направляется |
не в камеру |
обогрева корыта, а прямо в маслоотделитель, расположенный на тендере.
§ 114. РЕДУКТОР, КОНВЕЙЕРНЫЕ ВИНТЫ
Редуктор предназначен для уменьшения числа оборотов, кото
рые передаются от машины углеподатчика |
к |
конвейерным вин |
|||||||||
там. Если |
машина |
делает |
300 обімин, |
то благодаря |
наличию ре |
||||||
дуктора конвейерный винт делает только 22 об/мин. |
|
|
|
||||||||
В стальном корпусе |
/ |
редуктора |
углеподатчика |
типа |
С-3 |
||||||
(рис. 247), прикрепленном |
болтами к корыту |
и закрытом чугунной |
|||||||||
к р ы ш к о й |
2, установлены две пары зубчатых колес. Малая |
ведущая |
|||||||||
шестерня |
8, с и д я щ а я |
на |
валу, соединенном |
приводным |
валом с |
||||||
коленчатым валом |
м а ш и н ы , |
находится |
в зацеплении |
с |
большим |
||||||
зубчатым |
к о л е с о м |
7, |
насаженным на |
вал промежуточной |
малой |
||||||
шестерни |
6, к о т о р а я |
находится в зацеплении |
с д р у г и м |
большим |
|||||||
з у б ч а т ы м |
колесом |
3, |
насаженным на вал 5, |
соединенный с боль |
|||||||
ш и м конвейерным |
винтом |
углеподатчика. Цапфы валов |
шестерен |
и зубчатых колес установлены в бронзовых втулках, запрессован ных в корпус и крышку редуктора.
Шестерни и зубча тые колеса изготовлены из стали марки 40Х. Для удержания зубча тых колес на валах по ставлены сегментные шпонки 4. На конец ва ла 5, обращенный к ко рыту, надеты упорные шайбы, изготовленные из твердой марганцови стой стали, предназна ченные для восприятия осевого усилия от кон вейерного винта.
Смазывание шесте
рен, зубчатых |
колес и |
|||
бронзовых |
втулок |
про |
||
изводится |
осевым |
мас |
||
лом |
марки Л, |
которое |
||
заливают |
в корпус ре |
|||
дуктора |
по |
трубке, |
||
ввернутой |
в отверстие |
|||
в |
торце |
редуктора. |
К длинной втулке вала ведущей шестерни 8 масло подается отдель но по трубке из трехкамерной масленки, ус тановленной на тендере.
Рис. 247. |
Редуктор |
углеподатчика типа |
С-3; |
|
/ — к о р п у с ; |
J — к р ы ш к а ; |
3, 7 — з у б ч а т ы е |
колеса; |
|
4 — шпонка; |
5 — в а л ; |
6 — п р о м е ж у т о ч н а я |
шестерня; |
|
|
8 — в е д у щ а я |
шестерня |
|
Конвейерные винты углеподатчика типа С-3 имеют' различный диаметр и шаг витков. Большой конвейерный винт паровоза Л, длиной более 2200 мм, имеет 12 витков, из которых 6,5 (задних) имеют диаметр 151 мм при шаге 151 мм, а 5,5 (передних) имеют диаметр 177 мм при шаге 203 мм. У промежуточного конвейер ного винта половина витка (со стороны тендера) сделана диамет ром 216 мм, а остальные 5,5 витка — диаметром 188 мм с шагом 177 мм. Питающий конвейерный винт имеет первый виток диамет ром 240 мм, который затем на длине полутора витков переходит в диаметр 200 мм. Последний виток винта, выходящий к топоч ному отверстию, срезан и сходит к стержню. Большой конвейер ный винт паровоза П36 имеет те же диаметры и шаги, однако длина его равна примерно 3750 мм, он имеет 22 витка.
Из приведенных размеров конвейерных винтов видно, что диа метр и шаг витков увеличиваются в направлении движения угля к топке. Это дает возможность обеспечить непрерывность транс портировки угля и избежать его спрессовывания в трубах.
Винты соединены между собой при помощи универсальных шарниров. Шарнирное соединение большого и промежуточного