Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
|
|
ползуна |
заменяют |
новыми |
с |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
запрессовкрй |
их усилием 3—8 Т |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
с последующей |
проверкой |
от |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
верстий |
развертками. |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Детали |
углеподатчика, |
до |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
стигшие предельных |
размеров, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
восстанавливают |
|
электрона |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
плавкой с последующей |
меха |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
нической обработкой |
до |
чер |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
тежных |
размеров |
и установ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ленных |
|
|
допусков, |
|
согласно |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Правилам |
ремонта. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
паровой |
машине: |
про |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
дольная |
ось |
цилиндра |
должна |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
совпадать |
с |
осью |
отверстия |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
грундбуксы |
сальника |
и |
осью |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
отверстия |
ползуна под |
скалку; |
|||||||
Рис. 253. Приспособление для наплавки |
направляющие ползуна |
долж |
|||||||||||||||
ны быть параллельны |
оси ци |
||||||||||||||||
гребней |
конвейерного |
винта: |
|
линдра, |
а |
коленчатый вал — |
|||||||||||
/ — опорная |
плита; |
2—центрирующая |
опора |
||||||||||||||
бинта; 3 — шаблон |
д л я |
контроля |
д и а м е т р о в |
перпендикулярен. |
|
|
|
|
|||||||||
наплавляемых |
гребней |
витков |
конвейерного |
При |
восстановлении |
изно |
|||||||||||
винта; 4 — гребень |
витка; 5 — схема |
последо |
|||||||||||||||
вательности |
наплавки |
гребней |
витков; б — |
шенных |
гребней |
и |
плоскостей |
||||||||||
схема последовательности наплавки |
витка |
по |
витков конвейерных винтов на |
||||||||||||||
|
|
его |
плоскости |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
плавкой |
пользуются |
специаль |
|||||||
ным приспособлением (рис. 253), |
которое |
позволяет |
контролиро |
вать диаметры наплавляемых витков. Процесс наплавки ведут по
указанным на схеме участкам. После наплавки |
первого |
участка |
винт повертывают на 180° и наплавляют второй участок. |
|
|
После ремонта и сборки паровую машину испытывают |
на стен |
|
де в течение 1 ч при 300 об/мин давлением пара |
или сжатого воз |
|
духа 1—2 кГ/см2. Испытание машин производят |
отдельно |
от кон |
вейера на холостом ходу. |
|
|
Г л а в а 23 СМАЗОЧНЫЕ ПРИБОРЫ
§ 118. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ПАРОВОЗАХ
Как известно, многие части механизмов паровоза работают с трением. Трущиеся поверхности, даже тщательно обработанных деталей, всегда имеют шероховатости. Грубо обработанные дета ли имеют более крупные впадины и выступы, а отшлифованные или отполированные — значительно меньшие неровности.
При перемещении одной детали механизма по другой шерохо ватость соприкасающихся поверхностей создает сопротивление,
которое называется т р е н и е м . Чем грубее обработаны эти по верхности и чем с большей силой они прижаты друг к другу, тем большая возникает сила сопротивления, т. е. с и л а т р е н и я . Чтобы преодолеть силу трения, возникающую в деталях механиз мов, агрегатов и машин при их работе, нужно затратить энергию. Кроме того, в результате трения соприкасающиеся детали под вергаются износу и нагреву.
Для облегчения работы машин и предохранения трущихся де талей от ненормального износа и повреждения применяют раз личные смазочные материалы, которые по своему происхождению разделяют на растительные, животные и минеральные. Расти тельные масла и животные жиры в чистом виде в настоящее вре мя на железнодорожном транспорте не используют, их применяют лишь для приготовления так называемой консистентной (сгущен ной) смазки в качестве ее составных частей. Основным смазочным материалом являются минеральные масла. Для смазывания тру щихся деталей паровоза применяют следующие жидкие смазки:
о с е в ы е м а с л а марок Л и 3, используемые для смазыва ния подшипников парораспределительного механизма, подшип ников дышлового механизма, приспособленных под жидкую смаз ку, букс с подшипниками скольжения. Осевое масло представ
ляет собой продукт |
перегонки нефти. Зимнее осевое масло марки |
3 имеет в два раза |
меньшую условную вязкость, чем летнее мар |
ки Л. Температура застывания для масла марки Л — минус 15°С, а для масла марки 3 — минус 40°С. Подача осевого масла на смазываемые поверхности обычно производится через польстеры, подбивку, фитили или под давлением от пресс-масленки;
ц и л и н д р о в ы е м а с л а , применяемые для смазывания ци линдров и золотников, поршневых и золотниковых сальников, ма шины углеподатчика и паровой части насоса. Цилиндровые мас
ла |
вырабатывают |
нескольких |
марок. Цилиндровое масло марки |
|||
52 |
применяют |
на |
паровозах, |
работающих |
с высокой температу |
|
рой перегрева |
пара (Л, |
ЛВ, |
ФД, СО и П36), а цилиндровое ма |
|||
сло |
38 и вапор Орского |
завода — на всех |
остальных паровозах |
|||
с перегревом пара. |
|
|
|
|
Температура вспышки цилиндрового масла 52 равна 310°С, масла 38 — 300°С и масла 24 — 240°С. Условная вязкость цилинд ровых масел в зависимости от марки бывает в пределах 3,0—8,5° (при температуре 100°С). Цилиндровые масла не должны образо вывать нагара на стенках цилиндров, поршней и золотников, ко
торый повышает износ поршневых и золотниковых колец. |
|
|||
Турбонасос |
водоподогревателя |
смазывают |
турбинным |
маслом |
22 (Л), а насос |
горячей воды — |
цилиндровым |
маслом 24, |
38 или |
52. Части движущего механизма машины углеподатчика смазы вают индустриальным маслом 45, которое заливают в картер ма шины. Редуктор углеподатчика смазывают зимой индустриаль ным маслом 45, а летом солидолом УС-2. Для смазывания маши ны углеподатчика, работающей насыщенным паром, применяют цилиндровое масло 24.
к о н с и с т е н т н ы е с м а з к и , используемые на паровозах,, представляют собой минеральные масла, смешанные с загущаю щими веществами. Цвет консистентных смазок различен — ох светло-желтого до темно-коричневого.
На паровозах применяют следующие виды консистентных сма зок:
т в е р д у ю с м а з к у ЖД-1 для смазывания дышловых под шипников с плавающими втулками и разрезных дышловых под
шипников, приспособленных под использование |
твердой |
смазки. |
|||
В зимнее время |
года для |
этих целей применяют смазку |
ЖДСК; |
||
т в е р д у ю |
с м а з к у |
ЖБ, |
служащую для |
смазывания букс |
|
паровозов ФД, |
приспособленных |
под твердую |
смазку. |
Смазку |
ЖД-1 выдают в виде расфасованных свечей, а смазку ЖБ — в виде брусков по форме подбуксовой коробки.
Кроме твердых консистентных смазок, применяют мазеобраз ную консистентную кулисную смазку ЖК — для смазывания ва ликов кулисного и парораспределительного механизмов, подшип ников, приспособленных под мазеобразную смазку, торцов и на правляющих букс, работающих на твердой смазке, опор топок, рессорного подвешивания паровозов ФД, Л и т. д. Кулисную мазе образную смазку приготовляют из индустриального масла и спе циального мыла.
Консистентную смазку подают на трущиеся поверхности через масленки, имеющие обратные клапаны, при помощи ручного пресса. Для смазывания роликовых букс движущих и бегунковых осей, приспособленных под жидкую смазку, применяют кругло годично авиационное масло МС-20 или автолы АКп-10, АСп-10 и АС-10.
В качестве консистентной смазки для роликовых букс бегун ковых, поддерживающих, а также тендерных осей используют железнодорожную смазку 1-ЛЗ. Такая смазка имеет вид однород ной маслянистой мази, от светло-желтого до коричневого цвета. Консистентную смазку 1-ЛЗ применяют также для смазывания дышловых роликоподшипников паровоза ПЗб. Смазывание иголь чатых подшипников производят жировым солидолом марок УС-2 ( Л ) и У С - З ( Т ) .
§ 119. СМАЗОЧНЫЕ ПРИБОРЫ
Для подачи смазки к цилиндрам и золотникам паровой маши ны, машине углеподатчика, насосам и другим вспомогательным устройствам на паровозе устанавливают смазочные приборы.
На всех паровозах с перегревом пара для подачи смазки к трущимся частям паровой машины, а при централизованной сма зке и к буксам устанавливают пресс-масленки, представляющие собой многоцилиндровый масляный насос, который нагнетает смазку под давлением к трущимся частям. На паровозах уста навливают восьмиотводные и четырнадцатиотводные пресс-мас ленки.
|
|
|
|
Рис. |
254. Восьмиотводная |
пресс-масленка: |
|
|
|
( _ Konnvc |
поесс - масленки - 2 — крышка; |
3 — сетка; |
4 — коробка; 5 — собачка; 6 — эксцентриковый вал; |
7— з у б ч а т о е |
колесо; |
S — крышка; |
|||
» - о б о й м а - |
/ 0 - п о о б к а - |
/ / - п а р о в а я трубка; |
12 — распределительный |
поршенек; 13 - нагнетательный |
поршенек; |
Л - в а л ; |
/ 5 - р ы ч а г ; |
||
' |
v |
/g |
регулировочный |
винт; 17 — гайка; 18 — обратный клапан; 19 — корпус насосика; 20 — п р у ж и н а |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Восьмиотводная |
пресс-масленка (рис. 254), установленная на |
Э, СО, СУ И других |
паровозах, имеет чугунный корпус 1, служа |
щий резервуаром для смазочного масла, который закрыт крыш кой 2. В нижней части корпуса установлены двухпоршневые на-
сосики. Каждый насосик состоит из корпуса |
19, |
распределитель |
|||
ного поршенька 12 и нагнетательного поршенька |
13. |
Поршеньки |
|||
приводятся в движение при помощи рычагов |
(коромысел) |
15, на |
|||
саженных на вал 14. Каждый |
рычаг вверху |
имеет |
вилку, |
которой |
|
он охватывает эксцентриковый |
вал 6. На концах рычага |
имеются |
|||
небольшие вилки, которыми захватываются |
головки |
поршеньков |
|||
12 и 13. При вращении эксцентрикового вала рычаги |
15 |
получа |
ют качательное движение от эксцентриков, расположенных на ва лу против каждого рычага, и таким образом приводят в движение поршеньки насосов.
Работа |
поршеньков насоса протекает следующим образом. |
|
При всасывании распределительный поршенек- 1 |
(рис. 255) под |
|
нимается |
вверх, засасывая масло из резервуара |
пресс-масленки, |
по каналу д. Нагнетательный поршенек 2 в это время опущен вниз таким образом, что своей заточкой соединяет канал д через ци линдрик 4 с отверстиями а, выходящими в резервуар пресс-мас ленки. Одновременно нагнетательный поршенек своей нижней частью перекрывает канал н, отключая его от отверстия, соединен ного с маслопроводом. Далее распределительный поршенек / дви жется вниз, а нагнетательный поршенек 2 — вверх, что дает воз можность маслу из цилиндрика 3 по каналу н пройти в цилинд рик 4. Следующим ходом нагнетательного поршенька вниз масло нагнетается в маслопровод.
Для регулирования количества подаваемой смазки на концах рычагов 15 (см. рис. 254), связанных с распределительными пор шеньками, имеются регулировочные винты 16, которыми можно
изменять |
ход |
поршеньков. |
Максимальная подача |
смазки |
будет |
|||||||||||
при |
полностью |
завернутом |
винте. Для уменьшения |
подачи |
смаз |
|||||||||||
ки |
регулировочный |
винт |
нужно |
вывертывать. |
Отрегулированные |
|||||||||||
винты закрепляют |
гайкой |
|
17. Наибольшая |
подача |
смазки этой |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
пресс-масленкой |
за |
100 оборотов |
||||||
|
Всасывание |
|
|
Нагнетание |
эксцентрикового |
вала и при ра |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
бочем |
ходе |
|
распределительного |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
поршенька, равном |
10 мм, состав |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ляет: одним |
выходом |
32 см3, |
а |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
всеми |
выходами 256 см3. На вы |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ходе |
смазки |
из каждого насосика |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
установлен |
шариковый |
обратный |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
клапан 18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для приведения |
во вращение |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
эксцентрикового |
вала |
на конце |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
его установлен |
храповой |
меха |
||||||
Рис. 255. Схема |
работы |
насосиков: |
низм. Он имеет |
зубчатое |
(храпо |
|||||||||||
/ — распределительный |
поршенек; |
2 — н а |
вое) |
колесо - 7, |
насаженное |
со |
||||||||||
гнетательный |
поршенек; |
3 |
и 4 — цилинд |
шпонкой, на эксцентриковом валу |
рики