Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
разом. Отвертывают нижнюю крышку 3 со штуцером и головкой, закладывают в корпус твердую или мазеобразную смазку. После этого крышку ставят на место. Головку 4 надевают на масленку, установленную на смазываемой детали таким образом, чтобы верхняя заточка этой масленки, отжимая клапан 6, входила в вы емку, сделанную в головке 4. Этим обеспечивается плотное сое динение головки с масленкой и предотвращается утечка смазки. При вращении винта 10 при помощи рукоятки 11 поршни двига ются вниз и выжимают смазку из корпуса. Смазка проходит через центральное отверстие в клапане 6, отжимает клапан масленки и попадает в камеру смазываемой детали.
Чтобы предотвратить запрессовку смазки не по назначению, клапаны (масленки) для твердой и мазеобразной смазки отлича ются друг от друга присоединительными размерами. Головка кла пана твердой смазки имеет диаметр 35,5 мм, а головка клапана мазеобразной смазки — 30 мм.
Для запрессовки жидкого масла в валики шарнирных соедине ний дышел применяют нагнетательный шприц. На конце шприца имеется свинчиваемая головка с пружиной и шариком, который препятствует вытеканию смазки. Перед нагнетанием масла голов ку шприца и головки клапанов на валиках нужно вытереть.
§ 121. РЕМОНТ ПРЕСС-МАСЛЕНОК
Для обеспечения исправной работы пресс-масленок предусмот рены периодические осмотры и ревизии. Периодический осмотр пресс-масленок выполняют после пробега паровоза 30—40 тыс. км со снятием их с паровоза для разборки.
Изношенные детали масленок в пределах установленных до пусков ремонтируют или заменяют новыми с последующей регу лировкой подачи смазки. Изношенные валики в приводе к прессмасленке заменяют новыми. После' проверки состояния маслопроводных трубок и гибких рукавов (при централизованной смазке буксовых подшипников) без снятия с паровоза производят про дувку их сжатым воздухом.
Ремонт пресс-масленок, их приводов, маслопроводов и регули ровку подачи смазки на стендах во всех случаях осуществляют специализированные группы слесарей. Результаты осмотров и ре монта записывают в книгу ремонта и во второй части техническо го паспорта паровоза. Для сокращения простоев пароврзов в ре монте рекомендуется снятые с паровоза пресс-масленки заменять заранее отремонтированными, испытанными и отрегулированными на подачу смазки по установленным нормативам.
Ревизию пресс-масленок осуществляют при каждом промывоч ном ремонте без снятия с паровоза и без разборки. При этом очи щают каждую пресс-масленку от загрязнений подогретой водой с последующей продувкой паром, проверяют герметичность соеди нений маслопроводных трубок и гибких рукавов, а также исправ ность деталей привода и подачу смазки,
V//////////?>
Рис. 261. |
Износ |
поверхностей трения и |
трещины в |
деталях |
пресс-масленок: |
||
1 — износ цилиндрической поверхности |
п л у н ж е р а ; 2— износ |
головки |
кулачка |
распредели |
|||
тельного |
вала; |
3 — выкрашивание |
упорной |
поверхности |
собачки храпового |
колеса |
К основным неисправностям пресс-масленок, их приводов и маслопроводов относятся трещины, механический износ и изгиб деталей (рис. 261). Трещины в корпусе пресс-масленки происходят в основном вследствие их размораживания. При всех видах ре монта трещины устраняют заваркой с предварительной засверловкой и разделкой. Распределительный вал и его хвостовик, плун жер или корпус насосика, диафрагма, пружины обратного клапана и плунжер, имеющие трещины, заменяют новыми.
Механический износ деталей в пределах установленных допус ков исправляют механической обработкой. Износ плунжера насо сика в вырезе головки по высоте и ширине при деповском ремон те допускается не более 0,5 мм против чертежного размера; при большем износе и при заводском ремонте его заменяют новым. Износ цилиндра насосика при заводском ремонте допускается не более 0,3 мм, а при деповском — до 1 мм против чертежного раз мера. Износ цилиндрика устраняют при помощи развертки соот ветствующей градации. Если после развертки не обеспечивается требующаяся производительность насосика, его заменяют новым комплектно с плунжером.
Поверхность трения корпуса насосика и плунжера должны иметь механическую обработку V10 и перед постановкой в кор пус пресс-масленки испытаны на герметичность. В каналы цилинд ра ставят заглушки на резьбе из красной меди. Плунжерный насосик считается годным, если при испытании давлением 25 кГ/см2 при нескольких его положениях давление не будет снижаться в
течение |
1 мин. |
|
|
|
Износ |
шаровой головки пальца распределительного вала по |
|||
диаметру |
при деповском ремонте |
допускается не более 0,5 мм |
||
* против |
чертежного размера, |
а при |
заводском размеры шаровой |
|
головки |
пальца, как и зазор |
между |
головкой и плунжером, долж |
ны соответствовать чертежным размерам и установленным допус кам. При всех видах ремонта не разрешается постановка в рас пределительный вал термически не обработанных пальцев.
При заводском ремонте опорные подшипники цапф распреде лительного вала заменяют новыми, при деповском ремонте сла бина цапф в подшипниках допускается не более 0,5 мм. При боль шем износе цапф заменяют подшипники новыми.
Износ эксцентриковой выточки у валика храповика, шаровой головки рычага в выточке и валика храповика во втулках при за водском ремонте восстанавливают до чертежных размеров, а при деповском допускается не более 0,5 мм. При большем износе экс центриковую выточку в валике храповика восстанавливают в депо газовой наплавкой с последующей механической обработкой по чертежным размерам. Изношенные зубчатые ободы храповых ко лес заменяют новыми, а разработанные до предельных размеров посадочные места на валик у храпового колеса восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой до чертежных размеров. Собачку храпового колеса при износе рабочего выступа заменяют новой.
Диафрагмы обратных клапанов, потерявшие .упругость, заме няют новыми с обязательным скруглением кромок в сопрягаемых с диафрагмой деталях. При наличии износа у игольчатого и до полнительного клапанов и гнезд производят их проверку и после дующую притирку. Изношенные шарики и потерявшие упругость пружины заменяют новыми.
После ремонта и сборки диафрагменные и шариковые клапа ны испытывают на герметичность. Диафрагменные клапаны ис пытывают давлением масла 25 кГ/см2. При этом герметичность до полнительного клапана проверяют нагнетанием масла через ниж ний штуцер, а игольчатого клапана и контрольного винта — нагнетанием масла через этот же штуцер, но при вынутом дополни тельном клапане. Целостность и герметичность диафрагмы в кла пане проверяют нагнетанием масла через боковой штуцер. При этом пропуск масла в полости сверху диафрагмы не допускается. Диафрагменный клапан считается годным, если испытуемое дав ление масла не понижается в течение 2 мин. После указанного
испытания |
производят регулировку |
клапана на давление |
17,5— |
18,0 кГ/см2. |
При срабатывании клапана снижение давления |
мас |
|
ла допускается не более 3,5 кГ/см2. |
После испытания и регули |
||
ровки клапаны пломбируют. |
|
|
Концевые шариковые ибратные клапаны подвергают испыта нию на герметичность давлением масла 30 кГ/см2. Клапан счита ется годным, если давление не понижается в течение 30 сек.
Плунжеры маслораспределителей, блокировочный штифт и медные шайбы, имеющие износ, заменяют новыми соответству ющей градации.
Изношенные поверхности трения цилиндров исправляют раз верткой с последующей притиркой. Увеличение диаметра цилинд ра допускается не более 0,4 мм.
После механической обработки оба цилиндра должны иметь одинаковый диаметр.
После ремонта и сборки маслораспределители подвергают ис пытанию на подачу смазки из отводных каналов с преодолением противодавления 20 кГ/см2. Маслораспределитель считается год ным, если при незначительных усилиях пресса масло из каналов вытекает в атмосферу равными порциями. После испытания не разрешается изменять толщину прокладных шайб, размеры про бок и перестановку маслораспределителя, так как это может при вести к нарушению его работы и заклиниванию плунжера блоки ровочным штифтом.
Маслопроводные трубки разрешается сваривать при заводском ремонте не более чем из четырех частей, а при деповском из шес ти. Разрешается оставление местных вмятин на стенках глубиной не более 1,5 мм. После очистки наружной и внутренней поверх ностей отжигом с последующей продувкой сжатым воздухом каж
дую |
трубку подвергают гидравлическому испытанию давлением |
25 |
кГ/см2. |
При постановке трубок на паровоз необходимо производить их соединение без натяжения с уклоном к смазываемым деталям, не нарушая при этом установленной схемы маслопроводов и не допу ская резких перегибов трубок.
Изгиб деталей пресс-масленок происходит главным образом из-за износа их свыше предельных размеров и от плохого прогре ва паром в зимний период.
Рычаг распределительного вала и плунжеры насосиков, имею щие изгиб, заменяют новыми. Изогнутый распределительный вал выправляют с предварительным подогревом и с последующей ме ханической обработкой.
Качество ремонта и сборки пресс-масленок проверяют на спе циальном стенде. При этом обращают внимание на обеспечение нормальной работы насосиков, которые должны соответствовать
следующим |
требованиям: при скорости вращения |
вала храпови |
ка 2 об/мин |
с противодавлением в маслопроводе |
18 кГ/см2 в те |
чение 15 мин не должно быть заедания в сопрягаемых поверхно стях трения насосика с нормальным присосом смазки; перемеще ние плунжера в корпусе насосика должно быть плавным, если оно осуществляется рывками, такие насосики заменяют. Испыта ние насосиков осуществляют при скорости вращения вала храпо
вика 8 об/мин |
с максимальным ходом плунжера |
8 мм и противо |
||||||||
давлением |
в маслопроводе |
18 кГ/см2. |
При этом за |
100 |
оборотов |
|||||
вала каждый насосик должен подать смазки не менее 32 |
см3. |
На |
||||||||
сосики, не |
обеспечивающие |
требуемой |
производительности, за |
|||||||
меняют. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После всех |
испытаний |
каждую |
пресс-масленку |
регулируют |
||||||
на |
подачу |
смазки каждым насосиком |
в пределах |
установлен |
||||||
ных |
норм |
с |
противодавлением масла |
18 кГ/см2. |
При |
этом |
||||
скорость вращения храпового вала должна |
быть 14 об/мин. |
В зави |
||||||||
симости от |
установленной |
скорости |
движения |
поездов |
на |
тяго |
вом участке число оборотов вала разрешается изменять в преде лах 10—15%.