Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разом. Отвертывают нижнюю крышку 3 со штуцером и головкой, закладывают в корпус твердую или мазеобразную смазку. После этого крышку ставят на место. Головку 4 надевают на масленку, установленную на смазываемой детали таким образом, чтобы верхняя заточка этой масленки, отжимая клапан 6, входила в вы­ емку, сделанную в головке 4. Этим обеспечивается плотное сое­ динение головки с масленкой и предотвращается утечка смазки. При вращении винта 10 при помощи рукоятки 11 поршни двига­ ются вниз и выжимают смазку из корпуса. Смазка проходит через центральное отверстие в клапане 6, отжимает клапан масленки и попадает в камеру смазываемой детали.

Чтобы предотвратить запрессовку смазки не по назначению, клапаны (масленки) для твердой и мазеобразной смазки отлича­ ются друг от друга присоединительными размерами. Головка кла­ пана твердой смазки имеет диаметр 35,5 мм, а головка клапана мазеобразной смазки — 30 мм.

Для запрессовки жидкого масла в валики шарнирных соедине­ ний дышел применяют нагнетательный шприц. На конце шприца имеется свинчиваемая головка с пружиной и шариком, который препятствует вытеканию смазки. Перед нагнетанием масла голов­ ку шприца и головки клапанов на валиках нужно вытереть.

§ 121. РЕМОНТ ПРЕСС-МАСЛЕНОК

Для обеспечения исправной работы пресс-масленок предусмот­ рены периодические осмотры и ревизии. Периодический осмотр пресс-масленок выполняют после пробега паровоза 30—40 тыс. км со снятием их с паровоза для разборки.

Изношенные детали масленок в пределах установленных до­ пусков ремонтируют или заменяют новыми с последующей регу­ лировкой подачи смазки. Изношенные валики в приводе к прессмасленке заменяют новыми. После' проверки состояния маслопроводных трубок и гибких рукавов (при централизованной смазке буксовых подшипников) без снятия с паровоза производят про­ дувку их сжатым воздухом.

Ремонт пресс-масленок, их приводов, маслопроводов и регули­ ровку подачи смазки на стендах во всех случаях осуществляют специализированные группы слесарей. Результаты осмотров и ре­ монта записывают в книгу ремонта и во второй части техническо­ го паспорта паровоза. Для сокращения простоев пароврзов в ре­ монте рекомендуется снятые с паровоза пресс-масленки заменять заранее отремонтированными, испытанными и отрегулированными на подачу смазки по установленным нормативам.

Ревизию пресс-масленок осуществляют при каждом промывоч­ ном ремонте без снятия с паровоза и без разборки. При этом очи­ щают каждую пресс-масленку от загрязнений подогретой водой с последующей продувкой паром, проверяют герметичность соеди­ нений маслопроводных трубок и гибких рукавов, а также исправ­ ность деталей привода и подачу смазки,


V//////////?>

Рис. 261.

Износ

поверхностей трения и

трещины в

деталях

пресс-масленок:

1 — износ цилиндрической поверхности

п л у н ж е р а ; 2— износ

головки

кулачка

распредели ­

тельного

вала;

3 выкрашивание

упорной

поверхности

собачки храпового

колеса

К основным неисправностям пресс-масленок, их приводов и маслопроводов относятся трещины, механический износ и изгиб деталей (рис. 261). Трещины в корпусе пресс-масленки происходят в основном вследствие их размораживания. При всех видах ре­ монта трещины устраняют заваркой с предварительной засверловкой и разделкой. Распределительный вал и его хвостовик, плун­ жер или корпус насосика, диафрагма, пружины обратного клапана и плунжер, имеющие трещины, заменяют новыми.

Механический износ деталей в пределах установленных допус­ ков исправляют механической обработкой. Износ плунжера насо­ сика в вырезе головки по высоте и ширине при деповском ремон­ те допускается не более 0,5 мм против чертежного размера; при большем износе и при заводском ремонте его заменяют новым. Износ цилиндра насосика при заводском ремонте допускается не более 0,3 мм, а при деповском — до 1 мм против чертежного раз­ мера. Износ цилиндрика устраняют при помощи развертки соот­ ветствующей градации. Если после развертки не обеспечивается требующаяся производительность насосика, его заменяют новым комплектно с плунжером.

Поверхность трения корпуса насосика и плунжера должны иметь механическую обработку V10 и перед постановкой в кор­ пус пресс-масленки испытаны на герметичность. В каналы цилинд­ ра ставят заглушки на резьбе из красной меди. Плунжерный насосик считается годным, если при испытании давлением 25 кГ/см2 при нескольких его положениях давление не будет снижаться в

течение

1 мин.

 

 

Износ

шаровой головки пальца распределительного вала по

диаметру

при деповском ремонте

допускается не более 0,5 мм

* против

чертежного размера,

а при

заводском размеры шаровой

головки

пальца, как и зазор

между

головкой и плунжером, долж­

ны соответствовать чертежным размерам и установленным допус­ кам. При всех видах ремонта не разрешается постановка в рас­ пределительный вал термически не обработанных пальцев.



При заводском ремонте опорные подшипники цапф распреде­ лительного вала заменяют новыми, при деповском ремонте сла­ бина цапф в подшипниках допускается не более 0,5 мм. При боль­ шем износе цапф заменяют подшипники новыми.

Износ эксцентриковой выточки у валика храповика, шаровой головки рычага в выточке и валика храповика во втулках при за­ водском ремонте восстанавливают до чертежных размеров, а при деповском допускается не более 0,5 мм. При большем износе экс­ центриковую выточку в валике храповика восстанавливают в депо газовой наплавкой с последующей механической обработкой по чертежным размерам. Изношенные зубчатые ободы храповых ко­ лес заменяют новыми, а разработанные до предельных размеров посадочные места на валик у храпового колеса восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой до чертежных размеров. Собачку храпового колеса при износе рабочего выступа заменяют новой.

Диафрагмы обратных клапанов, потерявшие .упругость, заме­ няют новыми с обязательным скруглением кромок в сопрягаемых с диафрагмой деталях. При наличии износа у игольчатого и до­ полнительного клапанов и гнезд производят их проверку и после­ дующую притирку. Изношенные шарики и потерявшие упругость пружины заменяют новыми.

После ремонта и сборки диафрагменные и шариковые клапа­ ны испытывают на герметичность. Диафрагменные клапаны ис­ пытывают давлением масла 25 кГ/см2. При этом герметичность до­ полнительного клапана проверяют нагнетанием масла через ниж­ ний штуцер, а игольчатого клапана и контрольного винта — нагнетанием масла через этот же штуцер, но при вынутом дополни­ тельном клапане. Целостность и герметичность диафрагмы в кла­ пане проверяют нагнетанием масла через боковой штуцер. При этом пропуск масла в полости сверху диафрагмы не допускается. Диафрагменный клапан считается годным, если испытуемое дав­ ление масла не понижается в течение 2 мин. После указанного

испытания

производят регулировку

клапана на давление

17,5—

18,0 кГ/см2.

При срабатывании клапана снижение давления

мас­

ла допускается не более 3,5 кГ/см2.

После испытания и регули­

ровки клапаны пломбируют.

 

 

Концевые шариковые ибратные клапаны подвергают испыта­ нию на герметичность давлением масла 30 кГ/см2. Клапан счита­ ется годным, если давление не понижается в течение 30 сек.

Плунжеры маслораспределителей, блокировочный штифт и медные шайбы, имеющие износ, заменяют новыми соответству­ ющей градации.

Изношенные поверхности трения цилиндров исправляют раз­ верткой с последующей притиркой. Увеличение диаметра цилинд­ ра допускается не более 0,4 мм.

После механической обработки оба цилиндра должны иметь одинаковый диаметр.


После ремонта и сборки маслораспределители подвергают ис­ пытанию на подачу смазки из отводных каналов с преодолением противодавления 20 кГ/см2. Маслораспределитель считается год­ ным, если при незначительных усилиях пресса масло из каналов вытекает в атмосферу равными порциями. После испытания не разрешается изменять толщину прокладных шайб, размеры про­ бок и перестановку маслораспределителя, так как это может при­ вести к нарушению его работы и заклиниванию плунжера блоки­ ровочным штифтом.

Маслопроводные трубки разрешается сваривать при заводском ремонте не более чем из четырех частей, а при деповском из шес­ ти. Разрешается оставление местных вмятин на стенках глубиной не более 1,5 мм. После очистки наружной и внутренней поверх­ ностей отжигом с последующей продувкой сжатым воздухом каж­

дую

трубку подвергают гидравлическому испытанию давлением

25

кГ/см2.

При постановке трубок на паровоз необходимо производить их соединение без натяжения с уклоном к смазываемым деталям, не нарушая при этом установленной схемы маслопроводов и не допу­ ская резких перегибов трубок.

Изгиб деталей пресс-масленок происходит главным образом из-за износа их свыше предельных размеров и от плохого прогре­ ва паром в зимний период.

Рычаг распределительного вала и плунжеры насосиков, имею­ щие изгиб, заменяют новыми. Изогнутый распределительный вал выправляют с предварительным подогревом и с последующей ме­ ханической обработкой.

Качество ремонта и сборки пресс-масленок проверяют на спе­ циальном стенде. При этом обращают внимание на обеспечение нормальной работы насосиков, которые должны соответствовать

следующим

требованиям: при скорости вращения

вала храпови­

ка 2 об/мин

с противодавлением в маслопроводе

18 кГ/см2 в те­

чение 15 мин не должно быть заедания в сопрягаемых поверхно­ стях трения насосика с нормальным присосом смазки; перемеще­ ние плунжера в корпусе насосика должно быть плавным, если оно осуществляется рывками, такие насосики заменяют. Испыта­ ние насосиков осуществляют при скорости вращения вала храпо­

вика 8 об/мин

с максимальным ходом плунжера

8 мм и противо­

давлением

в маслопроводе

18 кГ/см2.

При этом за

100

оборотов

вала каждый насосик должен подать смазки не менее 32

см3.

На­

сосики, не

обеспечивающие

требуемой

производительности, за­

меняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После всех

испытаний

каждую

пресс-масленку

регулируют

на

подачу

смазки каждым насосиком

в пределах

установлен­

ных

норм

с

противодавлением масла

18 кГ/см2.

При

этом

скорость вращения храпового вала должна

быть 14 об/мин.

В зави­

симости от

установленной

скорости

движения

поездов

на

тяго­

вом участке число оборотов вала разрешается изменять в преде­ лах 10—15%.