Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и расположенное в коробке 4 и обойме 9. Коробка 4 прикреплена болтами к корпусу пресс-масленки. В коробке и обойме по ок­ ружности зубчатого колеса установлены на осях собачки 5, кото­ рые пружинами 20 прижимаются к зубчатому колесу. Обойма имеет хвостовик, к которому присоединен рычаг привода прессмасленки. Снаружи обойма закрыта крышкой 8. На вал наса­ жена рукоятка для вращения его вручную.

При повороте вала при помощи привода три собачки, укреп­ ленные в обойме, упираются в зубчатое колесо 7 и поворачивают его вместе с валом. В это время другие три собачки, прикреплен­ ные к коробке, вхолостую проходят по зубчатому колесу. При об­ ратном ходе собачки, укрепленные в обойме, работают вхоло­ стую, а собачки коробки упираются.в зубчатое колесо, предотвра­ щая его вращение в обратную сторону.

Для очистки заливаемого в пресс-масленку масла в ней уста­

новлена сетка 3. В нижней части корпуса

установлена

паровая

трубка 11, служащая для прогрева масла

в

зимнее

время. Для

лучшего прогрева паровая трубка / / дважды

проходит в

корпусе

пресс-масленки. Для спуска из резервуара

масленки

скопившей­

ся воды имеется отверстие с пробкой 10.

 

 

 

 

Из восьми отводов пресс-масленки четыре

служат

для пода­

чи смазки к золотникам, два — к цилиндрам и два — к задним поршневым сальникам.

Пресс-масленка паровозов Л, ЛВ, П36 и ФД имеет конст­ рукцию, отличную от описанной выше пресс-масленки. Она бы­ вает восьмиотводная и четырнадцатиотводная. На этих парово­ зах ввиду наличия большого количества точек смазывания установлено по две пресс-масленки: одна, заправляемая цилиндро­ вым маслом (для смазывания золотников, цилиндров и сальни­ ков), и другая, заправляемая осевым маслом (для смазывания букс).

На рис. 256 показана четырнадцатиотводная пресс-масленка. В дне корпуса 4 пресс-масленки установлены в два ряда четыр­ надцать однопоршневых насосиков, каждый из которых состоит из цилиндрика 2, прикрепленного шпильками к корпусу, и пор­ шенька 5. В верхней части поршенек имеет утолщение с углубле­ нием, куда входит шаровой палец кулачка 3, укрепленного на рас­ пределительном валу 6. Стержень поршенька проходит через отверстие к верхней стенке корпуса пресс-масленки, где установ­ лен регулировочный винт 22. На поршенек с обеих сторон утол­ щенной части надеты пружины. Распределительный вал 6, уста­ новленный во фланцах, прикрепленных к торцовым стенкам кор­ пуса, получает качательное движение и перемещение вдоль оси от храпового механизма через рычаг 7, насаженный на вал. При

помощи кулачков

3

это движение передается поршеньком.

В цилиндрике

5

насосика (рис. 257) просверлены: всасыва­

ющий канал 2, сообщенный с резервуаром пресс-масленки, и на­ гнетательные каналы 1 я 8, соединяющиеся в нижней части ци­ линдрика в один канал 9, который подходит к выходному отвер-

т


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 266. Четырнадцатиотводная

пресс-масленка:

 

 

 

/

«йпятнмй

кляпан-

•> — цилишюик -

3

— к у л а ч о к ;

4 — корпус;

5 — поршенек;

6 — распределительный

вал;

7 — рычаг;

8 — сетка;

і ~ і

-

Р и

Ї Ї Г м

^ а

™ б к а

/ / - З о в о е

колесо

2 - т о л к а ю щ а я

собачка;

13-

крышка

храпового м е х а н и з м а ;

14 - эксцентриковый в а л 3

/ в

^

о ^

'

в ' м

б а ч Х ? ™ ^

^

^ ^ ;

/ 7 - ф л а н е ц ;

/8 — у д е р ж и в

а ю щ а я

собачка; « - р ы ч а г ;

20 -

прогревательная

т р у б к а ;

/ 5 - к

о р п у с

т о л к

у ю щ и х

сооачек, 2 » _

^

 

в о ч н ы й

* и н т 2 3

-

масломерное

стекло;

24 -

пробка спускного

отверстия

 


Рис. 257. Цилиндрик и поршенек пресс-масленки:

/ и 8 — нагнетательные

каналы;

2 — всасывающий канал;

3 и б — к а н а в к и ; 4 — пор­

шенек; 5

— цилиндрик; 7 и 9

каналы; 10 — отверстие

стию.' Поршенек 4

имеет

внутренний

канал

7, верхнюю канавку 3

и нижнюю канавку 6, которые соединены между собой попереч­ ным отверстием 10.

Поршенек производит всасывание и нагнетание масла. От распределительного вала он получает поступательное движение вверх и вниз и вращательное движение — поворот на некоторый угол.

При движении поршенька вверх происходит всасывание масла во внутренний канал его и пространство под поршеньком, а при движении вниз — нагнетание в маслопровод.

Храповой механизм, приводящий в движение распределитель­ ный вал, имеет эксцентриковый вал 14 (см. рис. 256), на котором насажено двухвенечное храповое (зубчатое) колесо 11. К корпу­ су пресс-масленки прикреплен фланец 17, через который проходит эксцентриковый вал и на котором установлены три удерживаю­ щие собачки 18.

На валу расположен также корпус 15 толкающих собачек 12. Корпус может свободно вращаться на валу. С наружной стороны на корпусе толкающих собачек укреплен рычаг 19 привода. При угловом повороте рычага и корпуса 15 толкающие собачки упи­ раются в зубья храпового колеса и поворачивают его вместе с

эксцентриковым валом.

При

обратном

повороте рычага храпо­

вое колесо удерживается

от

вращения

удерживающими собачка­

ми 18. Таким образом осуществляется вращение эксцентрикового вала. Для поворота вала вручную на конце его навинчена руко­ ятка 16. В торце эксцентрикового вала, с внутренней стороны, сделано углубление диаметром 15 мм, смещенное на 6 мм эксцен­ трично оси вала. В это отверстие входит шаровой палец рыча­ га 7.

Масло в пресс-масленку заливают через отверстие в крышке, которое закрывают пробкой 10. Уровень масла определяют по масломерному стеклу 23 в стенке масленки. Заливаемое в прессмасленку масло проходит через сетки 8 и 21. Прогрев пресс-ма­ сленки осуществляется при помощи паровой прогревательной трубки 20, проложенной по дну корпуса. Для усиления прогрева трубка 20 удлинена: по выходе из корпуса (на первой проекции рисунка слева) она делает петлю, вновь входит в корпус, прохо­ дит вдоль задней стенки и затем выходит наружу (на рисунке не показано).

Пресс-масленка должна быть отрегулирована на подачу смаз­ ки в пределах норм расхода, установленных для данного парово­ за. Подачу смазки к смазываемым точкам на паровозах основных серий, как правило, распределяют в соотношении: в золотники 60%, в цилиндры 30% и к поршневым сальникам 10%. На па­ ровозах, имеющих подвод смазки также к золотниковым сальни­ кам и параллелям, это соотношение несколько изменяется. Ре­

гулировку подачи смазки по отдельным

насосикам

пресс-маслен­

ки производят

регулировочными

винтами

16 (см. рис. 254)

и 22

(см. рис. 256).

Эту регулировку

делают

только в

депо на

регу­

лировочном столе. Общая же подача смазки пресс-масленкой ре­ гулируется изменением числа оборотов вала перестановкой поводка привода в различные отверстия рычага храпового меха­ низма. При этом укорочение рычага дает увеличение, а удлине­ ние — сокращение подачи смазки. Привод пресс-масленки осу­ ществляется от кулисы или маятника, а иногда и от сцепного ко­ леса.

Установленная на паровозах Л и ФД восьмиотводная прессмасленка имеет такую же конструкцию и отличается от описан­ ной четырнадцатиотводной количеством насосиков и размерами корпуса.

На паровозе П36 установлены две четырнадцатиотводные пресс-масленки. Одна из них подает цилиндровое масло к порш­ ням, золотникам, а другая — осевое масло к буксовым направ­ ляющим, параллелям, кулисам и золотниковым кулачкам. В обеих смазочных системах применены маслораспределители.


§ 120. МАСЛОПРОВОД, ОБРАТНЫЕ КЛАПАНЫ, ПРИБОРЫ ДЛЯ НАГНЕТАНИЯ СМАЗКИ

На рис. 258 показана схема маслопровода паровоза Л от пра­ вой пресс-масленки, обеспечивающей питание смазкой частей па­ ровой машины. В каждый паровой цилиндр смазка подводится в трех точках (одна в середине сверху и две в передней части с боков) и к каждому золотнику — в двух точках (сверху). По од­ ной точке смазывания имеют параллели. Один маслопровод от пресс-масленки при помощи маслораспределителя разделяется на два, которые подводятся к поршневым" скалкам. Для смазывания золотниковых скалок и контрскалок один маслопровод также при помощи маслораспределителя разделяется на четыре.

Услодные обозначения Q Маслораспрвделитель

[ гз Яиафрагменный

обратный клапан

®Шариковый

обратный клапан

g Шариковый обратный клапан с контроль­ ным Винтом

Рис. 258. Схема маслопровода паровоза Л от правой пресс-масленки:

/, 14 — маслопроводы к

Параллелям;

2 — маслопроводы

к

золотниковым

скалкам

и коитр-

3 — маслопроводы

скалкам

цилиндров; 4,

6,

10,

13 — маслопроводы к

золотни -

кам;

5,

7, 8, 9,

11,

12 — маслопроводы

к

цилиндрам

 

 

Для того чтобы пар "из цилиндров и золотниковых камер не проходил в пресс-масленку, а также для того чтобы маслопрово­ ды были всегда заполнены смазкой, устанавливают обратные кла­

паны, которые располагают

на выходе

из пресс-масленки

(см.

рис.

256) и в конце маслопроводов, у

смазываемых точек

(см.

рис.

258). В пресс-масленке

устанавливают шариковые клапаны,

а у смазываемых точек — диафрагменные или шариковые с конт­ рольным винтом, при помощи которого проверяют наличие смаз­ ки в маслопроводе, или же шариковые без контрольного винта.

Шариковый обратный клапан с контрольным винтом имеет корпус, в который ввернут штуцер, имеющий внутри шарик. Ша­ рик прижимается пружиной к притирочной поверхности штуцера и закрывает отверстие. Пружина удерживается винтом. Штуцер закрыт колпачком. На выходе из корпуса поставлен второй шарик,

который

также

прижимается

пружиной,

удерживаемой

пробкой

с отверстиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масло, нагнетаемое насосиком пресс-масленки, преодолевает

усилие пружин, отжимает шарики от своих посадочных

мест и

проходит

к смазываемому

месту. Прижимаясь к своим

местам,

шарики

не дают

возможности

маслу

и пару

пройти

в обратном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

направлении. Сверху в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

корпус

ввернут

кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трольный

винт.

Отвер­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нув на стоянке винт и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

провертывая

вручную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пресс-масленку,

можно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

убедиться

в нормаль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной подаче смазки по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выходу ее из отверстия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостатком

шари­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ковых

обратных

клапа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нов

является

то, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шарики

подвергаются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коррозии,

покрываются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окалиной,

а

пружины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

теряют

 

упругость,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вследствие

чего

проис­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ходит

 

пропуск

пара и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обводнение

 

смазки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

рис. 259 изобра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жен

более

совершен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный,

унифицированный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диафрагменный

обрат­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный

клапан,

имеющий

Рис. 259. Унифицированный диафрагменный

об- иную

 

конструкцию.

 

ратный

клапан:

 

 

 

 

 

 

В корпусе

9 клапз-

/ — у с т а н о в о ч н ы й винт;

2 — колпачок;

3

и

5 — опоры

н я

п п п п п м п т т т и

v n n t . n i

пружины;

4 - п р у ж и н а ;

б - п р о б к а ;

7 -

игольчатый

ИЗ

Пр и ПОМОЩИ

КОЛЬЦЭ

клапан; 8 — кольцо;

9 — корпус;

10 — с е д л о ;

Л

пру-

8 И КОЛПЭЧКЭ

2

З Э Ж а т а

жинка;

12 — ниппель;

13 — дополнительный

клапан;

оронзовая

 

 

«

14 — д и а ф р а г м а ;

15 — контрольный

винт

 

 

диафраг-


ма 14. В пробку 6, укрепленную в диафрагме, запрессован иголь­ чатый клапан 7, который закрывает отверстие седла 10, установ­ ленного в корпусе. В колпачке 2 между опорами 3 и 5 установ­ лена пружина 4, которая через диафрагму прижимает клапан 7 к посадочному месту в седле. Нажатие пружины регулируют уста­ новочным винтом /. В нижней части корпуса поставлен еще до­ полнительный клапан 13, прижимаемый снизу пружинкой 11 и направляемый ниппелем 12.

Масло, нагнетаемое пресс-масленкой, поступает в полость под диафрагмой и, преодолевая усилие пружины, прогибает диаф­ рагму вверх. Вместе с диафрагмой поднимается клапан 7 и от­ крывает отверстие в седле. Масло попадает в него, отжимает клапан 13 и проходит к месту смазывания. Подачу масла прове­ ряют при помощи контрольного винта 15. Для недопущения изме­ нения регулировки и самопроизвольного отвертывания установоч­ ного винта и крышки их укрепляют проволокой и пломбируют.

Паровозы последних выпусков (Л, ЛВ, ПЗб) имеют большее количество точек, смазываемых вручную консистентными (твер­ дыми и мазеобразными) смазками. На паровозах Л и ЛВ таких точек 100, в том числе смазываемых твердой смазкой — 14, на па­ ровозе П36—ПО и в том числе твердой смазкой — 6. Консистен­ тные смазки в значительных размерах применяют и на других сериях паровозов.

Твердые и мазеобразные смазки, как уже упоминалось выше, нагнетаются к месту смазывания при помощи ручного пресса. Для этого в местах подвода смазки установлены специальные масленки.

Ручной пресс (рис. 260) имеет корпус 2 в виде трубы с крышками / и 3. Во втулку крышки 1 ввернут винт 10, соеди­ ненный с поршнями 8 и 9, помещенными в кор­ пусе; сверху винт имеет рукоятку 11. В ниж­ нюю крышку ввернут штуцер 7, на который навинчена головка 4 с клапаном 6. Клапан имеет центральное от­ верстие и прижимает­ ся к притирочной по­ верхности головки пру­ жиной 5.

Процесс нагнетания

Рис. 260. Ручной

пресс

для нагнетания

смазки:

СМаЗКИ

ПреССОМ ПрОИС-

/

и 3 крышки; 2 - к о р п у с ;

4— головка;

5

п р у ж и н а ;

ходит

следующим об-

 

- к л а п а н ; 7 _ ш т у ц

7 / ; _ р у к

 

о я т к 5 а " п о р ш

 

10. — винт;

5

и

н и