Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
|
|
|
|
Рис. 265. |
Питательный поршневой |
насос горячей |
воды: |
|
|
|||
I - в с а с ы в а ю щ и е клапаны- 2 - нагнетательные клапаны; |
3 - уплотнительные |
кольца поршня; |
4 - поршень |
водяного |
цилиндра; 5 |
|||||||
водяного^ |
Т и л и н д р а - |
I - |
водяной |
цилиндр; 7 - |
скалка; |
8 — поршень |
парового |
цилиндра; 9 |
корончатая |
гайка; |
10 паровой |
|
водяного |
цилиндра, |
о |
в и д _ в т у |
л к а золотника; |
12 - ходопеременный |
золотник; |
13—сальники; |
14—спускной |
люк |
|
пар не может одновременно попасть в обе полости цилиндра. При впуске пара золотник обязательно сдвинется в одно из своих край них положений.
Парораспределение происходит следующим образом. Когда поршень парового цилиндра находится, например, в крайнем левом положении, золотник в это время занимает крайнее правое положе ние, и свежий пар из левой части парораспределительной камеры по соответствующему каналу поступает в левую полость и переме щает поршень вправо. Из правой полости цилиндра в это время от работавший пар уходит в выпускной канал. При подходе к своему крайнему, правому положению поршень открывает канал, который сообщает левую рабочую полость цилиндра с правой частью паро распределительной камеры, вследствие чего золотник переместится влево. В результате перемещения золотника откроется канал, по которому пар поступит в правую полость парового цилиндра и за ставит поршень перемещаться влево. Как поршень, так и парорас пределительный золотник во время работы насоса никогда не до ходят до упора в крышку благодаря созданию в крайних положе ниях паровых подушек.
Питательный насос обеспечивает подачу горячей воды в котел с температурой до 100°С без эжектора ввиду того, что водоподо
Выпуск пара
Рис. 266. Турбонасос для подачи хо лодной воды:
/ — крышка; |
2 — тормозной |
б а р а б а н , |
|||||
3— |
у п л о т н я ю щ и е кольца; |
4 и |
6 — шари |
||||
ковые |
подшипники; |
5 |
— вал |
ротора; |
|||
7— корпус насоса; 8 |
— сальник; |
9 — водя |
|||||
ное |
колесо; |
10 —• корпус |
(улитка) |
водя |
|||
ного |
|
колеса; |
11 — фрикционный |
диск |
тор |
||
моза; |
12 — рабочее |
колесо |
турбины; |
||||
13 — сопло; |
14 — лопатки; |
15 — направля |
|||||
|
|
|
ю щ и й |
аппарат |
|
|
греватель расположен значительно выше насоса, и горячая вода поступает в насос самотеком без всасывания.
Турбонасос представляет собой сочетание паровой турбины с центробежным водяным насосом. Колесо паровой турбины, приво димое в движение свежим паром от котла, вращает насаженное на той же оси водяное колесо насоса, которое подает воду в водоподогреватель. Регулирование количества подаваемой воды достига ется изменением числа оборотов турбонасоса. Преимущество тур
бонасоса по сравнению с поршневым |
состоит |
в том, |
что он |
более прост по конструкции, занимает |
меньше |
места |
и мало |
весит. |
|
|
|
Турбонасос для подачи холодной воды, установленный на па
ровозах, |
оборудованных водоподогревателем, изображен на |
рис. 266. |
В корпусе 7 насоса на шариковых подшипниках 4 и 6 ус |
тановлен вал ротора 5, на одном конце которого насажено рабо чее колесо 12 паровой турбины с лопатками, а на другом — водя ное колесо 9. Слева корпус закрыт крышкой 1, в которой имеется отверстие для впуска свежего пара и установлено сопло. Рядом с рабочим колесом на валу насажен фрикционный диск 11 тормоза, который помещен в барабане 2. Корпус (улитка) 10 водяного ко леса прикреплен к корпусу насоса болтами и имеет водоприемную камеру с сеткой и люком.
К лопаткам 14 рабочего колеса пар подводится соплом 13. Пройдя лопатки, пар в направляющем аппарате 15 разделяется на два потока и снова поступает на лопатки, а 'затем уходит в атмос феру.
Оригинальной конструкции сделан фрикционный тормоз. Тор мозной диск имеет четыре сегмента, образованных надрезом диска. Диск устанавливают в тормозном барабане с зазором 0,8 мм. При достижении турбонасосом предельного числа оборотов сегменты тормозного диска под действием центробежной силы расходятся, прижимаются к стенкам барабана и производят торможение.
§ 124. УХОД ЗА ВОДОПОДОГРЕВАТЕЛЕМ
Прежде чем пустить в работу водоподогреватель, нужно запол нить маслом картер турбонасоса и масленку на трубе свежего па ра к насосу горячей воды. Затем открыть водозапорный клапан на
тендере, спускные краники турбонасоса, |
на трубе холодной воды и |
воздушный краник & кабине мишиниста, |
чтобы поступающая из |
тендера вода вытеснила воздух. После того, когда в краниках поя вится вода, закрыть их. Также нужно проверить открытие запорно го вентиля питательного клапана на котле.
При необходимости работоспособность насосов проверяют пус ком водоподогревателя во время стоянки паровоза. Для этого от вертывают пожарную гайку на нагнетательной трубе, подающей горячую воду к питательному клапану. По напору и количеству вы ходящей наружу воды можно судить о работоспособности обоих насосов.
Чтобы ограничить попадание масла в котел, пресс-масленку, подающую смазку в машину паровоза, следует отрегулировать на минимальную подачу.
Подачу воды в котел |
водоподогревателем производят |
только |
при движении паровоза |
с открытым регулятором, когда |
имеется |
отработавший пар. В зимнее время вентиль прогрева всасывающе го и нагнетательного трубопроводов холодной воды должен быть всегда открыт. Его закрывают лишь перед пуском водоподогревателя, а когда насос начнет подавать воду, снова открывают.
Пуск в действие водоподогревателя производят открытием на полоборота пускового вентиля в кабине паровоза. После того как пульсирующий манометр, установленный на трубопроводе холод ной воды от турбонасоса к смесительной камере покажет давление, работу насоса нужно отрегулировать в соответствии с интенсивно стью работы котла. При нормальной работе водоподогревателя стрелка манометра должна перемещаться плавно и давление долж но быть не более 1,0—1,5 кГ/см2. Нарастание звука турбонасоса также должно быть плавным.
Следует также следить за тем, чтобы давление свежего пара, подаваемого к турбонасосу, не превышало 6—7 кГ/см2, особенно в момент запуска водоподогревателя. Иначе турбонасос разовьет большое число оборотов, что приведет к включению фрикционного тормозного диска. Так как производительность насосов превышает наибольший расход воды котлом, рекомендуется при следовании по подъему создавать водоподогревателем запас воды в котле, чтобы при закрытом регуляторе меньше пользоваться менее экономичным инжектором. При длительном следовании паровоза в холодное вре мя года с закрытым регулятором, а также при длительных стоян ках следует пусковой вентиль водоподогревателя держать откры тым так, чтобы давление пара перед насосом горячей воды' было в пределах 2,5—3,5 кГ/см2.
При длительной стоянке для лучшего прогрева водоприемных рукавов и воды в тендере лучше закрывать вентиль с обратным клапаном, расположенный за турбонасосом. Если после этого тур бонасос откажет в подаче воды из-за перегрева насоса и водопри емного рукава, нужно открыть краник, установленный в кабине машиниста, и выпустить оттуда скопившийся пар. После этого на сос придет в действие. Необходимо также при длительных стоянках зимой периодически спускать конденсат из насоса горячей воды и турбонасоса.
Во время промывочного ремонта осматривают и очищают сет ки вентиля водоприемного рукава, водоприемного патрубка турбо насоса, сетки-фильтры на паропроводах к турбонасосу и регули рующему золотнику смесительной камеры. На второй.или третьей промывке промывают смесительную камеру водой, нагретой до температуры 80—90°С с добавлением 3—5% соляной кислоты. На промывке также уплотняют сальники обоих насосов, заменяют мас ло в турбонасосе, проверяют показания манометров и аэротермо метра.
§ 125. РЕМОНТ ВОДОПОДОГРЕВАТЕЛЯ
При подъемочном и заводском ремонтах с паровоза снимают камеру смешения, насос горячей воды, турбонасос, арматуру и тру бопроводы, разбирают их и очищают от загрязнений. Очистку ка меры смешения от накипи производят раствором ингибированной соляной кислоты (2/з части кислоты и 7з воды), подогретым до температуры 70°С, с последующей промывкой теплой водой с 5-процентным раствором каустической соды и продувкой сжатым воздухом.
Основными неисправностями водоподогревателя являются: тре щины, механический износ и изгиб деталей. В стенках корпуса турбонасоса и в крышках разрешается заварка трещин и раковин, приварка не более одной отбитой части фланца и приварка привалочных лап при изломе. Крышку турбины, сопловую коробку, кор пус направляющего аппарата, кожух тормоза, тормозной диск, паровой диск и бандаж колеса турбины, а.также водяное колесо и вал турбонасоса, имеющие трещины, заменяют новыми.
Трещины на нерабочих поверхностях у водяного и парового ци линдров насоса горячей воды устраняют заделкой медными шу рупами, а в паровом цилиндре по камерам золотника — заваркой. В лапах крепления насоса заварку трещин осуществляют с обяза тельной последующей постановкой стального хомута. Не разреша ется заварка трещин в стенке, разделяющей всасывающую и наг нетательную камеры водяного цилиндра насоса.
В камере смешения разрешается заварка трещин в корпусе ка меры и крышке, в корпусе регулирующего золотника, в крышке распыливающего клапана и в стенках поплавка. Трещины в поп лавке заваривают газовой сваркой е присадкой латуни с после дующей механической обработкой. Направляющую втулку и седло распыливающего клапана, имеющие трещины, заменяют новыми.
Механический износ деталей водоподогревателя устраняют ме ханической обработкой на станках. При достижении предельных размеров износ деталей устраняют наплавкой с последующей меха нической обработкой по чертежным размерам и допускам или за меной новыми. Изогнутые детали водоподогревателя заменяют но выми, за исключением лопаток колеса турбины.
Корпус камеры смешения проверяют давлением 3 кГ/см2 в тече ние 5 мин. Непроницаемость перегородки между паровой и водя ной полостями проверяют заполнением камеры водой. Вмятины и риски на притирочных поверхностях корпуса камеры устраняют механической обработкой с последующей притиркой.
Ослабшие в запрессовке седла обратных клапанов заменяют; изношенную посадочную поверхность восстанавливают хромирова нием или цинкованием с толщиной слоя не более 0,2 мм на сторо ну. Притирку клапанов к седлам производят на полное прилегание до ровного матового блеска. При сборке обратные клапаны подби рают одинаковой высоты: разница по высоте в комплекте допус кается не более 0,1 мм. Регулировку подъема обратных клапанов