Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Рис. 265.

Питательный поршневой

насос горячей

воды:

 

 

I - в с а с ы в а ю щ и е клапаны- 2 - нагнетательные клапаны;

3 - уплотнительные

кольца поршня;

4 - поршень

водяного

цилиндра; 5

водяного^

Т и л и н д р а -

I -

водяной

цилиндр; 7 -

скалка;

8 — поршень

парового

цилиндра; 9

корончатая

гайка;

10 паровой

водяного

цилиндра,

о

в и д _ в т у

л к а золотника;

12 - ходопеременный

золотник;

13—сальники;

14—спускной

люк

 

пар не может одновременно попасть в обе полости цилиндра. При впуске пара золотник обязательно сдвинется в одно из своих край­ них положений.

Парораспределение происходит следующим образом. Когда поршень парового цилиндра находится, например, в крайнем левом положении, золотник в это время занимает крайнее правое положе­ ние, и свежий пар из левой части парораспределительной камеры по соответствующему каналу поступает в левую полость и переме­ щает поршень вправо. Из правой полости цилиндра в это время от­ работавший пар уходит в выпускной канал. При подходе к своему крайнему, правому положению поршень открывает канал, который сообщает левую рабочую полость цилиндра с правой частью паро­ распределительной камеры, вследствие чего золотник переместится влево. В результате перемещения золотника откроется канал, по которому пар поступит в правую полость парового цилиндра и за­ ставит поршень перемещаться влево. Как поршень, так и парорас­ пределительный золотник во время работы насоса никогда не до­ ходят до упора в крышку благодаря созданию в крайних положе­ ниях паровых подушек.

Питательный насос обеспечивает подачу горячей воды в котел с температурой до 100°С без эжектора ввиду того, что водоподо

Выпуск пара

Рис. 266. Турбонасос для подачи хо­ лодной воды:

/ — крышка;

2 — тормозной

б а р а б а н ,

3

у п л о т н я ю щ и е кольца;

4 и

6 — шари ­

ковые

подшипники;

5

— вал

ротора;

7— корпус насоса; 8

— сальник;

9 — водя ­

ное

колесо;

10 —• корпус

(улитка)

водя ­

ного

 

колеса;

11 — фрикционный

диск

тор­

моза;

12 — рабочее

колесо

турбины;

13 — сопло;

14 — лопатки;

15 — направля­

 

 

 

ю щ и й

аппарат

 

 



греватель расположен значительно выше насоса, и горячая вода поступает в насос самотеком без всасывания.

Турбонасос представляет собой сочетание паровой турбины с центробежным водяным насосом. Колесо паровой турбины, приво­ димое в движение свежим паром от котла, вращает насаженное на той же оси водяное колесо насоса, которое подает воду в водоподогреватель. Регулирование количества подаваемой воды достига­ ется изменением числа оборотов турбонасоса. Преимущество тур­

бонасоса по сравнению с поршневым

состоит

в том,

что он

более прост по конструкции, занимает

меньше

места

и мало

весит.

 

 

 

Турбонасос для подачи холодной воды, установленный на па­

ровозах,

оборудованных водоподогревателем, изображен на

рис. 266.

В корпусе 7 насоса на шариковых подшипниках 4 и 6 ус­

тановлен вал ротора 5, на одном конце которого насажено рабо­ чее колесо 12 паровой турбины с лопатками, а на другом — водя­ ное колесо 9. Слева корпус закрыт крышкой 1, в которой имеется отверстие для впуска свежего пара и установлено сопло. Рядом с рабочим колесом на валу насажен фрикционный диск 11 тормоза, который помещен в барабане 2. Корпус (улитка) 10 водяного ко­ леса прикреплен к корпусу насоса болтами и имеет водоприемную камеру с сеткой и люком.

К лопаткам 14 рабочего колеса пар подводится соплом 13. Пройдя лопатки, пар в направляющем аппарате 15 разделяется на два потока и снова поступает на лопатки, а 'затем уходит в атмос­ феру.

Оригинальной конструкции сделан фрикционный тормоз. Тор­ мозной диск имеет четыре сегмента, образованных надрезом диска. Диск устанавливают в тормозном барабане с зазором 0,8 мм. При достижении турбонасосом предельного числа оборотов сегменты тормозного диска под действием центробежной силы расходятся, прижимаются к стенкам барабана и производят торможение.

§ 124. УХОД ЗА ВОДОПОДОГРЕВАТЕЛЕМ

Прежде чем пустить в работу водоподогреватель, нужно запол­ нить маслом картер турбонасоса и масленку на трубе свежего па­ ра к насосу горячей воды. Затем открыть водозапорный клапан на

тендере, спускные краники турбонасоса,

на трубе холодной воды и

воздушный краник & кабине мишиниста,

чтобы поступающая из

тендера вода вытеснила воздух. После того, когда в краниках поя­ вится вода, закрыть их. Также нужно проверить открытие запорно­ го вентиля питательного клапана на котле.

При необходимости работоспособность насосов проверяют пус­ ком водоподогревателя во время стоянки паровоза. Для этого от­ вертывают пожарную гайку на нагнетательной трубе, подающей горячую воду к питательному клапану. По напору и количеству вы­ ходящей наружу воды можно судить о работоспособности обоих насосов.


Чтобы ограничить попадание масла в котел, пресс-масленку, подающую смазку в машину паровоза, следует отрегулировать на минимальную подачу.

Подачу воды в котел

водоподогревателем производят

только

при движении паровоза

с открытым регулятором, когда

имеется

отработавший пар. В зимнее время вентиль прогрева всасывающе­ го и нагнетательного трубопроводов холодной воды должен быть всегда открыт. Его закрывают лишь перед пуском водоподогревателя, а когда насос начнет подавать воду, снова открывают.

Пуск в действие водоподогревателя производят открытием на полоборота пускового вентиля в кабине паровоза. После того как пульсирующий манометр, установленный на трубопроводе холод­ ной воды от турбонасоса к смесительной камере покажет давление, работу насоса нужно отрегулировать в соответствии с интенсивно­ стью работы котла. При нормальной работе водоподогревателя стрелка манометра должна перемещаться плавно и давление долж­ но быть не более 1,0—1,5 кГ/см2. Нарастание звука турбонасоса также должно быть плавным.

Следует также следить за тем, чтобы давление свежего пара, подаваемого к турбонасосу, не превышало 6—7 кГ/см2, особенно в момент запуска водоподогревателя. Иначе турбонасос разовьет большое число оборотов, что приведет к включению фрикционного тормозного диска. Так как производительность насосов превышает наибольший расход воды котлом, рекомендуется при следовании по подъему создавать водоподогревателем запас воды в котле, чтобы при закрытом регуляторе меньше пользоваться менее экономичным инжектором. При длительном следовании паровоза в холодное вре­ мя года с закрытым регулятором, а также при длительных стоян­ ках следует пусковой вентиль водоподогревателя держать откры­ тым так, чтобы давление пара перед насосом горячей воды' было в пределах 2,5—3,5 кГ/см2.

При длительной стоянке для лучшего прогрева водоприемных рукавов и воды в тендере лучше закрывать вентиль с обратным клапаном, расположенный за турбонасосом. Если после этого тур­ бонасос откажет в подаче воды из-за перегрева насоса и водопри­ емного рукава, нужно открыть краник, установленный в кабине машиниста, и выпустить оттуда скопившийся пар. После этого на­ сос придет в действие. Необходимо также при длительных стоянках зимой периодически спускать конденсат из насоса горячей воды и турбонасоса.

Во время промывочного ремонта осматривают и очищают сет­ ки вентиля водоприемного рукава, водоприемного патрубка турбо­ насоса, сетки-фильтры на паропроводах к турбонасосу и регули­ рующему золотнику смесительной камеры. На второй.или третьей промывке промывают смесительную камеру водой, нагретой до температуры 80—90°С с добавлением 3—5% соляной кислоты. На промывке также уплотняют сальники обоих насосов, заменяют мас­ ло в турбонасосе, проверяют показания манометров и аэротермо­ метра.


§ 125. РЕМОНТ ВОДОПОДОГРЕВАТЕЛЯ

При подъемочном и заводском ремонтах с паровоза снимают камеру смешения, насос горячей воды, турбонасос, арматуру и тру­ бопроводы, разбирают их и очищают от загрязнений. Очистку ка­ меры смешения от накипи производят раствором ингибированной соляной кислоты (2/з части кислоты и 7з воды), подогретым до температуры 70°С, с последующей промывкой теплой водой с 5-процентным раствором каустической соды и продувкой сжатым воздухом.

Основными неисправностями водоподогревателя являются: тре­ щины, механический износ и изгиб деталей. В стенках корпуса турбонасоса и в крышках разрешается заварка трещин и раковин, приварка не более одной отбитой части фланца и приварка привалочных лап при изломе. Крышку турбины, сопловую коробку, кор­ пус направляющего аппарата, кожух тормоза, тормозной диск, паровой диск и бандаж колеса турбины, а.также водяное колесо и вал турбонасоса, имеющие трещины, заменяют новыми.

Трещины на нерабочих поверхностях у водяного и парового ци­ линдров насоса горячей воды устраняют заделкой медными шу­ рупами, а в паровом цилиндре по камерам золотника — заваркой. В лапах крепления насоса заварку трещин осуществляют с обяза­ тельной последующей постановкой стального хомута. Не разреша­ ется заварка трещин в стенке, разделяющей всасывающую и наг­ нетательную камеры водяного цилиндра насоса.

В камере смешения разрешается заварка трещин в корпусе ка­ меры и крышке, в корпусе регулирующего золотника, в крышке распыливающего клапана и в стенках поплавка. Трещины в поп­ лавке заваривают газовой сваркой е присадкой латуни с после­ дующей механической обработкой. Направляющую втулку и седло распыливающего клапана, имеющие трещины, заменяют новыми.

Механический износ деталей водоподогревателя устраняют ме­ ханической обработкой на станках. При достижении предельных размеров износ деталей устраняют наплавкой с последующей меха­ нической обработкой по чертежным размерам и допускам или за­ меной новыми. Изогнутые детали водоподогревателя заменяют но­ выми, за исключением лопаток колеса турбины.

Корпус камеры смешения проверяют давлением 3 кГ/см2 в тече­ ние 5 мин. Непроницаемость перегородки между паровой и водя­ ной полостями проверяют заполнением камеры водой. Вмятины и риски на притирочных поверхностях корпуса камеры устраняют механической обработкой с последующей притиркой.

Ослабшие в запрессовке седла обратных клапанов заменяют; изношенную посадочную поверхность восстанавливают хромирова­ нием или цинкованием с толщиной слоя не более 0,2 мм на сторо­ ну. Притирку клапанов к седлам производят на полное прилегание до ровного матового блеска. При сборке обратные клапаны подби­ рают одинаковой высоты: разница по высоте в комплекте допус­ кается не более 0,1 мм. Регулировку подъема обратных клапанов