ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 5
Делая необходимые преобразования, |
приводим систему |
(12) |
||||||||
к виду, обеспечивающему |
|
устойчивое решение, т. е. имеем |
|
|||||||
Г 1,94 "1 |
|
"0,507 |
0,025 |
0,024 |
0,02 |
0,016 |
" « Г |
• 103 |
|
|
2,86 |
= |
0,023 |
0,722 |
0,035 |
0,03 |
0,03 |
е2 |
|
|
|
2,752 |
0,018 |
0,028 |
0,716 |
0,036 |
0,043 |
|
|
(13) |
||
2,804 |
|
0,014 |
0,024 |
0,036 |
0,733 |
0,055 |
|
|
|
|
_2,55 _ |
|
_ 0,008 |
0,017 |
0,03 |
0,04 |
0,694 |
lesJ |
|
|
|
Используя уравнение |
(1), набираем |
задачу |
по схеме, |
пока |
||||||
занной на рис. 3, б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Графически решение задачи приведено на рис. 7. |
|
|
||||||||
Значения |
величин |
е\, |
е2, • е$ соответственно |
равны 77,4 X |
||||||
X Ю-6 ; 89,9 • 10-6 ; 105 • 10~6; 79 • 10"6 и 59,5 • 10"6 |
м. |
|
|
|||||||
Время решения не превышает 20 сек. Дл я случая |
10-массо- |
|||||||||
вого ротора задача решается аналогично. |
|
|
|
|
||||||
В заключение отметим, что АВМ позволяют решать |
сложные |
задачи теории колебаний и реализовать многие методы уравно вешивания роторов турбомашин.
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
|
|
|
|
1. Ден-Гартог |
Дж . П. Механические колебания. М., |
Физматгиз, |
1960. |
||||
2. Дондошанский С. П. Расчет колебаний |
упругих |
систем |
на |
электрон |
|||
ных вычислительных машинах. М., изд-во |
«Машиностроение», |
1965. |
|||||
3. Коган Б. Я. Электронные моделирующие устройства и их применение |
|||||||
для исследования |
систем автоматического |
регулирования. М., Физматгиз, |
|||||
1963. |
|
|
|
|
|
|
|
4. Левит М. Е., Ройзман |
В. П. Вибрация |
и уравновешивание |
роторов |
||||
авиадвигателей. М., изд-во «Машиностроение», 1970. |
|
|
|
||||
Г. В. МИ КУЛИЧ, |
В. С. РУСКОЛ, |
С. А. Л И |
MAP |
|
|
|
|
ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ ПРИ БАЛАНСИРОВКЕ |
|
|
|||||
ТУРБОАГРЕГАТОВ |
|
|
|
|
|
|
Снижение вибрации крупного энергетического турбоагрегата осуществляется установкой на его валопроводе уравновешиваю щих грузов Qn. Эти грузы размещаются в специальных балан сировочных сечениях п. Расчет многоплоскостной системы гру зов в условиях электростанции практически невыполним, для этого целесообразно использовать ЭВМ. Авторами совместно с С. И. Микунисом была разработана и составлена программа для расчета многоплоскостной системы уравновешивающих гру зов на ЭВМ. Исходная информация для работы программы поступает непосредственно с электростанции, куда затем переда ются результаты расчета оптимальной системы уравновешиваю-
10 Зак . 600 |
145 |
щих грузов Q™r . Данная программа реализует решение пере определенной системы векторных линейных уравнений методом наименьших квадратов.
Известно, что условие уравновешенности валопровода турбо агрегата может быть записано в виде системы линейных вектор
ных уравнений |
относительно |
неизвестных |
уравновешивающих |
||||
грузов Q n : |
|
|
|
|
|
|
|
Al |
+ auQi |
+ al2Q2 |
+ • • • +aiNQN |
= А°с"\ |
|||
А2 + flaiQi |
+ « 2 2 Q 2 |
+ |
• • • + a2NQN = |
А°Г |
|||
AM |
+ |
OM\QI + QMiQ-i |
+ • • • + |
UMNQN |
= AM"1• ) |
Вматричном виде система (1)
[A]+ [a][Q] = [ A ^ ] .
Решение системы (1) относительно неизвестных уравновеши вающих грузов Qn и А°тст:
[Q) = {[ar)[a)rllaT][A]; |
(2) |
[ A ™ ] = [A) + [a][Q]. |
(3) |
Число уравнений М определяется числом точек |
измерения, |
вибрация в которых не должна превышать определенного уров ня. Максимальное число неизвестных Qn соответствует числу балансировочных сечений N, предусмотренных на валопроводе турбоагрегата. Ввиду того, что на современных турбоагрегатах большой мощности число легкодоступных в условиях электро станции балансировочных сечений /V значительно меньше числа точек измерения М, система (1) является переопределенной и
точного решения не имеет. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Входящие в |
систему |
(1) |
коэффициенты |
при |
неизвестных |
||||||
(атп) |
представляют |
собой |
векторную разность |
колебаний |
в не |
||||||
которой точке т |
(из числа |
М) |
до и после установки единичного |
||||||||
груза |
(системы |
грузов) |
в |
сечении п (из числа |
N). |
Эти |
коэффи |
||||
циенты определяются экспериментально. Здесь |
Ат |
— начальные |
|||||||||
вибрации в точках |
1, 2, |
|
М; А°£Т—вибрации |
в тех же точках |
|||||||
после установки грузов |
Qn. |
|
|
|
|
|
|
||||
В результате решения уравнений (1) вычисляются система |
|||||||||||
уравновешивающих |
грузов |
Qn |
(2) и ожидаемые |
при этом |
оста |
||||||
точные |
векторы |
колебаний |
А ™т (3). Для оценки |
качества |
реше |
||||||
ния приняты следующие критерии: |
|
|
|
|
|
||||||
1. Максимальное |
значение |
\А°£Т\, которое |
должно |
удовле |
|||||||
творять неравенству |
max |
|Л^Т | <\Адс 0 т п \. |
|
|
|
|
|
2. Трудоемкость и длительность установки в выбранных се чениях валопровода турбоагрегата расчетной системы уравнове шивающих грузов.
3. Средний уровень остаточной вибрации А™т, определяемый
как среднеарифметическое |
от А°^т |
по всем точкам измерения М: |
|||
|
|
|
м |
|
|
|
лост |
1 |
'Х'Ч |
лост |
|
|
|
|
m - |
1 |
|
Необходимо |
отметить, |
что |
результатов измерений |
началь |
|
ных вибраций Ат |
часто недостаточно для определения |
баланси |
ровочных сечений, в которых должна быть расположена опти мальная система уравновешивающих грузов Q„. Выбор этих
|
Рис. 1. Схема турбоагрегата |
мощностью 300 |
мгвт: |
|
||||
1 — |
7 — балансировочные |
сечения |
(3, 5 — системы из |
двух сечений |
д л я установки |
|||
пар |
грузов п о д углом 180°); |
/ ' — |
W |
— точки |
измерения |
(/'—о' |
— в |
вертикальном, |
|
6' — 10' — в |
горизонтальном направлении) |
|
|
сечений не всегда очевиден и, как правило, не однозначен. По этому следует составить несколько вариантов системы уравне ний (1), различающихся числом и номерами входящих в них Qn (номер каждого Qn определяется условным номером баланси
ровочного сечения |
на валопроводе |
турбоагрегата, |
показанного |
на рисунке). Так, |
например, в одну |
систему войдут |
Q b Q2, Q7; |
в другую — Q2, Qz, Q5, Q7 и т. д. Решение каждой системы урав нений вида (1) позволит рассчитать один из вариантов Qn, т. е. определить вес и место установки уравновешивающих грузов на валопроводе турбоагрегата, а также прогнозируемые при этом А™т. В дальнейшем на основании критериев 1—3 выбирается оптимальная система Qn. Для достижения максимальной эф фективности и экономии технологического времени на уравнове шивание приходится анализировать большое количество вариан тов Qn. Использование ЭВМ для этой цели существенно облег чит задачу.
Предлагаемая программа обеспечивает расчет практически неограниченного числа вариантов системы (1) (до 30) с после дующим их сравнением и выбором оптимальной системы Q™T. Исходными данными для работы программы являются матрица
10* |
147 |
коэффициентов влияния Qmn, результаты измерений |
начальных |
|||
вибраций Ат |
и набор кодов вариантов балансировочных сечений |
|||
из числа N, для которых целесообразно провести расчет |
Qn. |
|||
В результате работы программы вычисляются: оптимальная |
||||
система Q™r |
и соответствующие |
ей А°£Т. Следует отметить, что |
||
выбор оптимальной системы Q°nT |
ЭВМ производит только |
среди |
||
заданного набора вариантов Qn. |
При этом если из |
числа |
пред |
ложенных для расчета вариантов невозможно выбрать удовле
творяющий |
критериям 1 и 2 одновременно, |
то за |
оптимальные |
||||||||
принимаются две системы ( Q n i |
и Q„ 2 ): |
|
|
|
|
||||||
1) система |
Qn\, |
для |
которой |
справедливо |
неравенство |
||||||
т а х | Л ^ т | ^ |
|Лвоп|, |
но |
при этом необходима установка |
груза |
|||||||
в труднодоступном сечении на валопроводе турбоагрегата; |
|
||||||||||
2) система Qn2, |
не требующая установки груза в труднодо |
||||||||||
ступном сечении, |
но |
при |
этом |
т а х | Л ^ с г | |
^ |
1,3|Лэ<т|- Если |
сре |
||||
ди заданных вариантов Qn |
нет |
Q n ) |
или |
Qn2, |
то за |
оптимальный |
|||||
принимается |
соответственно |
Qn2 |
или |
Q„i. Если невозможно |
рас |
||||||
считать ни систему |
Qni, |
ни |
систему |
Qn2> то |
выдается условный |
сигнал, свидетельствующий о том, что должны быть заданы но
вые коды вариантов, так |
как |
среди предложенных выбрать |
Q°£T |
|
невозможно. |
систем Qn имеется |
|
|
|
Если среди расчетных |
несколько удовле |
|||
творяющих требованиям |
1 и |
2 вместе или по |
отдельности |
(си |
стемы вида Qn i или Qti2)> то из их числа ЭВМ выбирает тот, для
которого п — общее число сечений, необходимое для |
установки |
|
грузов,— минимально. В случае, если и это |
условие |
выполняет |
ся для нескольких систем Qn, то среди них |
выбирается та, для |
|
которой |
|
|
м
А™=іг12іА" =minA°CpT- m = l
Подготовка исходных данных для передачи с электростан ции в вычислительный центр заключается в составлении теле фонограммы (телетайпограммы), в которой должно быть ука зано:
1.Наименование ГРЭС (ТЭЦ).
2.Станционный номер турбоагрегата.
3. |
Исходные вибрации |
Ат — двойные амплитуды (в |
микро |
|
нах) |
и фазы |
(в градусах) |
колебаний с частотой вращения |
в точ |
ках 1, 2 , М |
в соответствии с принятой схемой. |
|
||
4. |
Совокупность кодов вариантов балансировочных сечений, |
|||
для которых |
целесообразно вычислить Qn р а с ч с целью опреде |
|||
ления |
Q™T. Каждый код состоит из произвольного набора |
номе |
ров балансировочных сечений, расположенных в порядке возра стания.
Если необходимо провести расчет для нескольких столбцов
начальных вибраций Ат, то для каждого |
из |
них необходимо со |
|||
ставить информацию, приведенную в пунктах |
1—4. |
|
|
||
Число Ат, для которого может |
быть |
проведен |
расчет, |
прак |
|
тически неограничено. |
|
|
|
|
|
Если в библиотеке матриц коэффициентов влияния атп, |
хра |
||||
нящихся в вычислительном центре, |
нет |
матрицы |
для данного |
турбоагрегата или она должна быть уточнена, то необходимые сведения передаются после пунктов 1—4.
По окончании расчета из вычислительного центра пере даются:
1) номера балансировочных сечений (рис. 1), в которых сле дует разместить оптимальную систему уравновешивающих грузов;
2)масса грузов в кг;
3)углы установки в градусах.
Данная программа была использована при поверочных рас четах системы уравновешивающих грузов, полученной при прак
тическом |
уравновешивании |
одного из |
турбоагрегатов |
мощно |
стью 300 |
мгвт. |
|
|
|
Были |
составлены коды |
вариантов |
балансировочных |
сечений, |
в которых предлагалось разместить различные системы уравно
вешивающих грузов. В частности, систему Qi |
предполагалось |
||||
разместить |
в сечениях 3, 4, 5; Q2 — в сечениях 2, |
3, 4; |
Q |
3 — в се |
|
чениях 3, 4, |
6 я т. д. (см. таблицу). За |
труднодоступное |
сечение |
||
принято сечение 4 (рис. 1), А™тдоппринято |
равным 30 |
мкм. |
Результаты расчета приведены в таблице.
Вверхней части таблицы указаны величины уравновешива ющих грузов, объединенные в системы Qi — Q7. Каждый груз представлен в виде дроби: в числителе — масса в кг, в знаме нателе — угол установки в градусах.
Внижней части таблицы под каждым из столбцов грузов си стем Qi — Q7 записаны столбцы прогнозируемых остаточных ви браций А0™.
Начальные |
вибрации также даны в виде дроби: в числите |
л е — двойная |
амплитуда в мкм, в знаменателе — фаза в гра |
дусах. |
|
Как и следовало ожидать, в результате расчета и анализа результатов на ЭВМ получены оптимальные уравновешивающие системы Q4 (система вида Qni) и Q6 (система вида (?п г). Окон чательный выбор между ними должен быть сделан руково дителем работы на электростанции, исходя из конкретных условий
Таким образом, располагая надежной матрицей коэффициен тов влияния атп и используя для расчета предлагаемую про грамму, можно привести уравновешивания турбоагрегата за один пуск вместо трех, которые потребовались бы при поэтап-