ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 5
Равновесие |
сил, действующих |
в |
опорах, |
более |
сложно. |
||
Особое внимание следует уделить |
физической |
сущности |
воз |
||||
никновения сил трения. В общем |
случае |
для фиксированного |
|||||
промежутка времени трение в опорах |
складывается |
из |
двух |
||||
составляющих |
(рис. 1,а). Первая |
сила |
уравновешивает |
кру |
тящий момент, а вторая совместно с упругими силами проти
востоит |
силам |
инерции. Каждая из перечисленных составляю |
|||||||
щих трения включает |
в себя силы |
внутреннего |
и |
внешнего |
|||||
трения. |
Дл я первого |
приближения |
совместное |
действие сил |
|||||
внутреннего и внешнего трения можно представить |
как |
действие |
|||||||
сил затухания |
колебаний |
в опорах. |
При этом |
допущение |
|||||
со = const делает возможным |
учитывать лишь вторую |
состав |
|||||||
ляющую сил трения, т. е. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
7\,„ = |
6>==6OU|A. |
|
|
(10) |
||
В таком случае равновесие сил, действующих |
в опорах, мож |
||||||||
но представить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рц |
= |
Роп+Топ, |
|
|
|
(11) |
асовместное решение выражений (5), (7) и (10) для условия
(11)дает
л _ |
рц |
аыЦУ±е) |
|
т |
1 + C W D J X |
Окончательное |
значение Y получим, |
подставив уравнение |
|||||
(12) в выражение |
(9) и упростив его, т. е. |
|
|
||||
|
|
|
а со2 |
_ 9 |
|
|
|
|
|
Y=-e |
1 + a " » m ' i _ _ |
. |
|
(13) |
|
|
|
|
1—со 2 |
а со2 |
|
|
|
|
|
|
1 + а0 „соц |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
Выражение |
(13) показывает, во сколько |
раз |
динамическое |
||||
смещение геометрического центра диска |
У больше |
первоначаль |
|||||
ного эксцентриситета е. |
|
|
|
|
|
||
Допуская |
отсутствие |
трения |
в опорах |
системы (ц = 0), |
|||
уравнение (13) можно записать в следующем |
виде: |
|
|||||
Y = |
еаоп |
\ <чс J |
|
1_ |
еар |
V |
/ |
|
/ (о \ 2 |
|
|||||
|
ш \ а |
|
/ со \ 2 |
/ a |
|||
|
|
— < W |
a p — a p |
1 — a o n ( — |
|||
|
сос |
/ |
Л сос / |
' |
' V сос / |
\ и> |
Из |
уравнения (14) в случае абсолютно жестких опор |
( а о п = |
0), приходим к обычному выражению прогиба шарнирно |
опертого ротора:
0,1 |
0,2 |
0,3 |
Ofi |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
Of Q |
Рис. 2. Зависимость динамического перемещения си стемы от ее упруго-инерционных свойств
Если демпфирование опор системы приближается к беско нечности (|х—>-оо), уравнение (13) примет вид, аналогичный вы ражению прогиба ротора на абсолютно жестких опорах:
Y = е |
. |
1 - й 2
На рис. 2 согласно уравнению (14) приведена графическая зависимость отношения динамического смещения к эксцентри ситету — от со для различных а. График показывает количе-
|
е |
|
|
|
|
ственное |
соотношение |
первоначального эксцентриситета |
и ди |
||
намического перемещения Y в зависимости от |
упруго-инерцион |
||||
ных свойств системы. |
|
|
|
|
|
Проанализируем уравнение |
(13). Его правая часть |
состоит |
|||
из двух |
слагаемых. |
Первое |
характеризует |
знакопеременные |
колебания упруго-деформированного ротора на опорах и без эксцентриситета имеет вид
72
а со
Коп = |
— |
• |
(15) |
1—со— 9 2 — |
а со |
|
|
|
I -\ - u0„co}j, |
|
|
Второе слагаемое правой части определяет степень деформированности ротора (у'р) и без учета эксцентриситета может быть представлено следующим образом:
К - |
(16) |
1 — со2 —
1 + а о л с о ц
Так как у'р = еХр, то с учетом уравнения (13) можно запи сать
У'Р е к р
1 + а 0 „ ш ц , |
• + 5? |
|
|
7:2 |
aw 2 |
1—б) |
|
1 + а 0 „ с о | х
Подставив значение Хр и упростив, получим
у Г = |
1 + |
а0 „соц |
^ |
|
|
1 + а + |
а о п с о ц |
|
|
где |
|
Y |
|
|
|
|
|
|
|
Величина Y показывает, какой процент от динамического |
||||
смещения Y составляет прогиб ротора. |
|
|||
Запишем уравнение (17) |
в следующем виде: |
|
||
7= |
1 |
± а |
• |
(18) |
|
1 + |
а |
+ о |
|
Здесь величина а = иоп(»ц |
и характеризует |
упруго-демпфер |
||
ные свойства опор системы. |
|
|
|
|
Уравнение (18) позволяет |
осуществить |
классификацию |
роторов для выбора методов их уравновешивания. Этот выбор
ограничен |
критерием |
(4) и |
характеризуется |
величиной |
цен |
|||||
тробежной силы. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
В |
настоящее |
время |
более |
80% |
роторов |
авиационных |
газо |
|||
турбинных |
двигателей |
работают |
в области, |
превышающей |
||||||
со = |
0,5сок р . При |
этом |
их уравновешивают |
на |
низких |
оборотах |
||||
(со ^ |
0,05сок р ), |
считая |
ротор |
твердым телом. |
Для |
условия |
со ^ 0,5сок р центробежную |
силу |
определяют |
из уравнения (5) |
|||||||||
с учетом выражения |
(13). Она будет иметь вид |
|
|
|
||||||||
|
|
Рц = |
тсо2 е |
1 |
+ |
l-{-aon<i)\i |
|
|
|
|
(19) |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
—о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 + |
а0 „ш(г |
J |
|
|
|
Используя |
соотношения |
(15) |
и (16), |
последнее |
уравнение |
|||||||
можно переписать |
|
Р^т^е[1+\п |
+ 1р]. |
|
|
|
|
(20) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Из |
уравнения |
(20) |
видно, |
что при скорости ротора во |
||||||||
время |
балансировки |
со ^ |
0,05сок р значения |
%о п |
и кр |
не |
учиты |
|||||
ваются. Однако в работе |
при со ^ |
0,5сок р они достигают |
значи |
|||||||||
тельных величин |
(рис. 2) |
и для |
правильного |
выбора |
метода |
|||||||
уравновешивания |
роторов, |
работающих |
в |
зоне |
со ^ |
0,5сок р , |
||||||
учет силы Рц |
необходим. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Существующие методы, применительно к роторам ГТД, |
||||||||||||
можно разделить на две основные группы: |
|
|
|
|
|
|||||||
а) |
методы |
уравновешивания |
роторов |
как |
твердого |
тела. |
Для этой группы достаточно двух плоскостей коррекции, кото рые размещают обычно по краям ротора и ведут балансировку на низкой скорости;
б) методы уравновешивания с учетом прогиба ротора [1—3]. Для этой группы выбор числа и положения плоскостей коррек
ции по длине ротора, а также |
балансировочной |
скорости |
свя |
|||||||||
зано с условием необходимой |
точности |
уравновешивания |
си |
|||||||||
стемы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В свою очередь, точность балансировки задается из условий |
||||||||||||
Рц |
[Рц эоп]. При этом [Рц |
доп] характеризуется |
конструкцией |
|||||||||
ГТД, а величина ее должна определяться по |
уравнению |
(20). |
||||||||||
На |
рис. 3 |
согласно |
уравнению |
(18) |
показана |
графическая |
||||||
зависимость |
относительного |
динамического |
смещения |
У от а |
||||||||
для различных значений а. |
|
а — 0 и |
_ |
|
|
|
|
|
||||
Из |
графика видно, |
что при |
а > |
9 |
прогиб |
ротора |
||||||
в системе почти не меняется |
(у'р |
менее |
10% |
У), |
следовательно, |
|||||||
балансировку |
таких |
систем |
возможно |
проводить методами |
||||||||
группы а. Для других значений |
а, |
где у'р |
превышает |
10% У, |
||||||||
роторы следует уравновешивать методами группы б. |
|
|
||||||||||
Определим |
по значению у'р |
необходимую |
балансировочную |
группу на примере одного из роторов ГТД, имеющего следую щие параметры:
н |
а - 6,5; |
|
«„„ = 57.10- 9 М |
||
|
(о = |
890 |
сек-1 |
ш = |
0,48; |
||
(Ос = 1860 |
сект1 |
|||||
|
|
|
||||
|
jx = |
1080 см |
1 • сек |
|
|
|
|
|
а = 1,63. |
|
|
||
Пользуясь уравнениями |
(13), |
(18) |
и |
кривыми, приведенны |
||
ми на графиках рис. 2 |
и 3, |
получим У = |
4е, а У =' 0,29. Зная |
динамическое смещение У и относительное динамическое пере
мещение |
У, определим |
действительный |
у'р |
прогиб |
ротора |
||||||
в системе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
y'p |
= |
YY=\,l6e. |
|
|
|
|
|
|
||
Следовательно, для оптимального |
выполнения |
условия |
(4) |
||||||||
необходимо выбрать один из методов группы |
б. |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
Большинство |
роторов |
|||||
|
|
|
|
|
авиационных |
Г Т Д |
по |
||||
|
|
|
|
|
конструктивным |
особен |
|||||
|
|
|
|
|
ностям |
|
попадает |
в |
за |
||
|
|
|
|
|
штрихованную |
область |
|||||
|
|
|
|
|
(рис. |
3). |
Применение |
||||
|
|
|
|
|
двухплоскостного |
метода |
|||||
|
|
|
|
|
уравновешивания |
для |
та |
||||
|
|
|
|
|
ких |
роторов |
приводит |
к |
|||
|
|
|
|
|
значительной |
погрешно |
|||||
|
|
|
|
|
сти |
(22—80%, по |
крите |
||||
|
|
|
|
|
рию |
Y) |
относительно |
оп |
|||
|
|
|
|
|
тимального |
метода |
ба |
||||
Рис. 3. Изменение относительного динамиче |
лансировки. |
Для |
сниже- |
||||||||
ского перемещения центра ротора |
в зави |
ния |
прогиба |
ротора |
у ' |
||||||
симости от упруго-инерционных свойств |
|
необходимо, |
согласно |
||||||||
|
системы ротор — опоры |
|
|
представленной |
класси |
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
фикации, подобрать опти |
||||||
мальный |
метод уравновешивания. |
Например, |
двухплоскостные |
||||||||
методы балансировки: в узле, последовательно |
по |
элементам и |
|||||||||
др. целесообразно применять |
для |
турбомашин, |
упруго-инерци |
онные и демпфирующие свойства которых вызывают относитель
ные перемещения |
У = 0 |
0,1. |
|
|
|
|
|||
Трехплоскостные методы уравновешивания [3] целесообразно |
|||||||||
применять |
при |
У = 0,1 |
-г- 0,3; |
многоплоскостные |
[2] — при |
||||
У = 0,3 н- 0,8, в зависимости от |
необходимой точности |
уравно |
|||||||
вешивания по критерию У. |
|
|
|
|
|
||||
В |
заключение |
|
укажем, |
что усложнение |
рассмотренной |
||||
системы (см. рис. |
1) |
введением п числа дискретных масс ротора |
|||||||
путем |
учета |
массы |
корпуса |
и |
промежуточных |
податливостей |