ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 304
Скачиваний: 5
Эта закономерность действительна только для динамической составляющей упругого прогиба. Для статической составляю
щей |
(0^ |
т |
значение |
угловой критической скорости |
|
с о ' |
р = —- щ *р |
||||
|
k |
|
|
|
|
|
кр |
|
|
|
|
остается обычной, так как в этом случае х =— , а |
|||||
|
|
|
sin • |
= |
sin — = 1 |
|
|
|
|
|
2 |
Последнее выражение можно получить не только описанным способом, но и путем преобразования дифференциального урав нения движения системы с одной степенью свободы:
|
|
SIX |
|
|
(6) |
|
ту sin |
— ky + /п©2р sin |
mt. |
||
|
|
||||
Принимая |
у = A sin a>t и решая |
уравнение (6), |
вернемся |
||
к выражению |
(4). Этим |
показано, |
что |
в системе |
с одной |
степенью свободы резонансные обороты ротора существенно из-
Rsincjt |
|
меняются, |
если |
неуравновешен |
|||||||
|
|
|
ная сила смещена из плоскости |
||||||||
|
|
|
центра |
массы |
к |
одной |
из |
опор. |
|||
|
|
|
Это позволяет определить осевую |
||||||||
|
|
ординату |
дисбаланса. Диагности |
||||||||
^ |
3 |
|
ка |
производится |
путем |
выявле |
|||||
|
ния |
отличий |
фактического |
ре |
|||||||
|
|
|
зонанса от резонансных |
оборотов |
|||||||
|
|
|
в случае, |
когда |
неуравновешен |
||||||
|
|
|
ная |
сила |
действует |
в |
плоскости |
||||
Рис. 2. Схема системы на подат |
центра |
тяжести. |
|
|
|
|
|||||
ливых опорах |
|
|
|
Покажем, |
что |
приведенная |
|||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
методика |
[2] |
справедлива |
для |
|||||
систем с жестким ротором |
на |
податливых опорах. При |
этом |
||||||||
жесткость ротора сопоставима с жесткостью |
корпуса, а не во |
||||||||||
много раз меньше, как в |
системах с одной |
степенью |
свободы. |
||||||||
Для доказательства воспользуемся моделью системы на по |
|||||||||||
датливых опорах с |
двумя |
степенями |
свободы |
(рис. |
2). Приме |
нительно к данной системе дифференциальные уравнения дви жения будут иметь следующий вид:
тхух sin - у - = — kxyx + k2(y2—yi) |
+ Ri sin со/; |
|||
|
|
|
|
(7) |
т2У2 = |
—k2(y2—yx)- |
|
|
|
Для удобства |
доказательства |
примем |
kx = k2 |
= k и тх = |
= т2 = т, а частное решение уравнений |
возьмем |
в виде |
||
|
У! = Л sin со.'; |
у2 — В sin со/; |
|
Подставив последние выражения в уравнение (7), получим
(О2 О)4
А = |
|
2 |
|
4 |
•; |
(8) |
|
пх \ |
[ |
^ |
|||
|
(О2 |
(О2 |
|
|
||
|
s i n |
— |
\ | |
1 |
|
|
|
|
со2 |
|
|
|
|
В = |
|
^ |
|
|
. |
(9) |
1 — |
(О2 |
ЯЛГ \ |
/ |
(О2 \ |
(О2 |
|
s i n |
' I |
|
9 |
|
|
Для случая, когда х = 0, т. е. неуравновешенная сила будет приложена у опор, соответствующие значения амплитуд будут следующими:
СО2 |
|
со4 |
\ |
|
О)2 |
9 |
|
4 |
J . |
|
2 |
<Р |
Шкр |
о |
ш к р |
||
|
|
(О2 |
|
|
О)2 |
1 — 2 — |
|
|
1—2—— |
||
|
">кр |
|
|
Ш к р |
|
Определим резонансные |
обороты |
для |
выражений (8) и (9), |
||
приравнивая знаменатели нулю, т. е. |
|
|
|||
при |
|
|
|
|
|
2 |
• |
1 V |
<р) |
|
< |
|
|
0 ) ^ = 0,62(0^; |
(Ю) |
||
при |
|
|
|
|
|
|
* = |
0, |
1 - 2 0 ) 2 |
|
|
|
|
сор е з = 0,71сол р . |
(11) |
Из выражений (10) и (11) следует, что если пик колебаний соответствует режиму (о = 0,62(йкр, то неуравновешенная сила сосредоточена в плоскости центра тяжести ротора, а на режиме to = 0,71 о)кр — в плоскости опоры. Методика позволяет опреде лить и промежуточные положения дисбаланса.
В случае многодискового ротора будут иметь |
место только |
два значения ыкр: одно — соответствующее случаю |
сосредоточе |
ния неуравновешенной силы у опор и второе — в плоскости цент ра тяжести. Промежуточных резонансов не будет, так как на личие коэффициентов влияния приведет, в случае сосредоточен ной силы на расстоянии х Ф 0 от опор, к появлению резонанса, соответствующего формуле (10). Только в случае х = 0 (при
податливых опорах) возникает другой резонанс, соответствую щий формуле (11).
Применительно к многодисковому ротору формула (6) будет содержать в левой части вместо т\у sin -^—выражение Ш\у sgn х,
которое имеет только два значения %\ = О и х2 — 1.
Для практических целей применительно к каждому конкрет ному ротору могут быть сняты эталонные характеристики с уче том различных осевых ординат расположения неуравновешен-
А
ft
|
|
Рис. 3. Эталонные |
виброхарактеристики: |
|
|
|||||
а — |
системы |
с одной степенью свободы |
(гибкий |
ротор |
на жестких о п о р а х ) : б |
— си |
||||
стемы |
с д в у м я |
степенями |
свободы (гибкий |
ротор |
на |
податливых опорах); |
а к р — к р и т и |
|||
ческая угловая |
скорость; |
® к р . п р — к р и т и ч е с к а я |
угловая |
скорость приведенная; |
0 i m a x |
р а 0 ~ ~ |
||||
|
|
максимальная угловая |
рабочая |
скорость |
|
|
ной силы (рис. 3). Путем сравнения эталонных виброхарактери стик с реальными резонансными оборотами определится место, в которое следует ввести уравновешивающий груз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев Н. В. Нелинейные колебания элементов машин и сооруже
ний. М., Академиздат, |
1961. |
|
|
|
2. Самаров Н. Г. Определение |
места и величины дисбаланса |
гибкого |
||
всережимного ротора. «Энергомашиностроение», 1966, № 8. |
|
|||
3. Тимошенко С. П. Колебания |
в инженерном деле. Физматгиз, |
1959. |
||
А. И. МАКСИМЕНКО, |
А. Я. |
КОНОВАЛОВ |
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ РОТОРА ПО СДВИГУ ОБОРОТОВ МАЯТНИКОВОГО РЕЗОНАНСА
Вибрации двигателя вызываются главным образом роторной системой, и величина их в основном зависит от состояния урав новешенности ротора.
208
По статистическим данным, большая часть роторов авиаци онных газотурбинных двигателей работает в диапазоне оборо тов, где величины центробежных сил существенно зависят от прогиба. Такие роторы следовало бы уравновешивать с учетом прогиба, но имеющееся балансировочное оборудование позволя ет уравновешивать их лишь как твердое тело. Несоответствие между возможностью и потребностью часто приводит к доволь но высокому уровню вибраций двигателя.
В статье рассматривается возможность уравновешивания ро тора по сдвигу маятникового резонанса с учетом прогиба в усло
виях |
обычного производства, |
без |
'//////////// |
||||
применения |
специальных |
балан |
|||||
сировочных |
стендов. |
|
|
|
|
||
Исследуя |
режимы |
работы |
эк |
|
|||
спериментальных |
роторов, |
в |
|
||||
МАИ |
была |
замечена |
определен |
|
|||
ная |
закономерность |
изменения |
|
||||
величины оборотов маятникового |
|
||||||
резонанса. Более |
глубокое |
иссле |
|
||||
дование и ряд новых экспери |
|
||||||
ментов позволили |
сделать |
заклю |
|
||||
чение |
о зависимости |
величины |
|
оборотов маятникового |
резонан |
|
|
|
|
|
||||
са от прогиба |
ротора. |
|
Рис. |
1. Схема положений |
цапфы |
|||||
Рассмотрим |
схему |
располо |
||||||||
ротора в роликоподшипнике: |
||||||||||
жения цапфы |
|
жесткого |
ротора в |
Oj. — |
О і — |
ось |
роликоподшипника; |
|||
подшипнике |
(рис. |
1). |
Расстоя |
О — О — ось |
цапфы |
ротора |
как твер |
|||
д о г о |
тела; Оі —• Оі |
— ось цапфы про |
||||||||
ние между осями |
ротора |
О—О и |
||||||||
|
гнувшегося ротора |
|
||||||||
подшипника |
ОІ — ОІ есть ради |
|
|
|
|
|
альный зазор А. При вращении ротора, пока он остается прак тически твердым телом, величина радиального зазора неизмен на. Ротор совершает вынужденные колебания в подшипнике по закону математического маятника. Когда частота возбуждаю щей силы, т. е. частота оборотов, совпадает с собственной час тотой маятниковых колебаний, наступает маятниковый резо нанс.
В аналитических выводах удобнее пользоваться круговой ча стотой колебаний математического маятника. Тогда для маят
никового резонанса |
ротора [2] |
|
|
(ИМ : |
(1) |
где содг — круговая |
частота колебаний математического |
маят |
ника; А • радиальный зазор;
g — ускорение силы тяжести.
Если при угловой скорости со, равной сом, под действием цен тробежных сил ротор прогнется, положение цапфы в роликопод-
14 Зак . 600 |
209 |