Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта закономерность действительна только для динамической составляющей упругого прогиба. Для статической составляю­

щей

(0^

т

значение

угловой критической скорости

с о '

р = —- щ

 

k

 

 

 

 

кр

 

 

 

 

остается обычной, так как в этом случае х =— , а

 

 

 

sin •

=

sin — = 1

 

 

 

 

 

2

Последнее выражение можно получить не только описанным способом, но и путем преобразования дифференциального урав­ нения движения системы с одной степенью свободы:

 

 

SIX

 

 

(6)

 

ту sin

— ky + /п©2р sin

mt.

 

 

Принимая

у = A sin a>t и решая

уравнение (6),

вернемся

к выражению

(4). Этим

показано,

что

в системе

с одной

степенью свободы резонансные обороты ротора существенно из-

Rsincjt

 

меняются,

если

неуравновешен­

 

 

 

ная сила смещена из плоскости

 

 

 

центра

массы

к

одной

из

опор.

 

 

 

Это позволяет определить осевую

 

 

ординату

дисбаланса. Диагности­

^

3

 

ка

производится

путем

выявле­

 

ния

отличий

фактического

ре­

 

 

 

зонанса от резонансных

оборотов

 

 

 

в случае,

когда

неуравновешен­

 

 

 

ная

сила

действует

в

плоскости

Рис. 2. Схема системы на подат

центра

тяжести.

 

 

 

 

ливых опорах

 

 

 

Покажем,

что

приведенная

 

 

 

 

 

 

 

методика

[2]

справедлива

для

систем с жестким ротором

на

податливых опорах. При

этом

жесткость ротора сопоставима с жесткостью

корпуса, а не во

много раз меньше, как в

системах с одной

степенью

свободы.

Для доказательства воспользуемся моделью системы на по­

датливых опорах с

двумя

степенями

свободы

(рис.

2). Приме­

нительно к данной системе дифференциальные уравнения дви­ жения будут иметь следующий вид:

тхух sin - у - = — kxyx + k2(y2—yi)

+ Ri sin со/;

 

 

 

 

(7)

т2У2 =

—k2(y2—yx)-

 

 

 

Для удобства

доказательства

примем

kx = k2

= k и тх =

= т2 = т, а частное решение уравнений

возьмем

в виде

 

У! = Л sin со.';

у2 — В sin со/;

 


Подставив последние выражения в уравнение (7), получим

2 О)4

А =

 

2

 

4

•;

(8)

 

пх \

[

^

 

2

2

 

 

 

s i n

\ |

1

 

 

 

 

со2

 

 

 

В =

 

^

 

 

.

(9)

1

2

ЯЛГ \

/

2 \

2

 

s i n

' I

 

9

 

 

Для случая, когда х = 0, т. е. неуравновешенная сила будет приложена у опор, соответствующие значения амплитуд будут следующими:

СО2

 

со4

\

 

О)2

9

 

4

J .

 

2

Шкр

о

ш к р

 

 

2

 

 

О)2

1 — 2 —

 

 

1—2——

 

">кр

 

 

Ш к р

Определим резонансные

обороты

для

выражений (8) и (9),

приравнивая знаменатели нулю, т. е.

 

 

при

 

 

 

 

 

2

1 V

<р)

 

<

 

 

0 ) ^ = 0,62(0^;

(Ю)

при

 

 

 

 

 

 

* =

0,

1 - 2 0 ) 2

 

 

 

сор е з = 0,71сол р .

(11)

Из выражений (10) и (11) следует, что если пик колебаний соответствует режиму (о = 0,62(йкр, то неуравновешенная сила сосредоточена в плоскости центра тяжести ротора, а на режиме to = 0,71 о)кр в плоскости опоры. Методика позволяет опреде­ лить и промежуточные положения дисбаланса.

В случае многодискового ротора будут иметь

место только

два значения ыкр: одно — соответствующее случаю

сосредоточе­

ния неуравновешенной силы у опор и второе — в плоскости цент­ ра тяжести. Промежуточных резонансов не будет, так как на­ личие коэффициентов влияния приведет, в случае сосредоточен­ ной силы на расстоянии х Ф 0 от опор, к появлению резонанса, соответствующего формуле (10). Только в случае х = 0 (при


податливых опорах) возникает другой резонанс, соответствую­ щий формуле (11).

Применительно к многодисковому ротору формула (6) будет содержать в левой части вместо т\у sin -^—выражение Ш\у sgn х,

которое имеет только два значения %\ = О и х2 1.

Для практических целей применительно к каждому конкрет­ ному ротору могут быть сняты эталонные характеристики с уче­ том различных осевых ординат расположения неуравновешен-

А

ft

 

 

Рис. 3. Эталонные

виброхарактеристики:

 

 

а

системы

с одной степенью свободы

(гибкий

ротор

на жестких о п о р а х ) : б

— си­

стемы

с д в у м я

степенями

свободы (гибкий

ротор

на

податливых опорах);

а к р — к р и т и ­

ческая угловая

скорость;

® к р . п р — к р и т и ч е с к а я

угловая

скорость приведенная;

0 i m a x

р а 0 ~ ~

 

 

максимальная угловая

рабочая

скорость

 

 

ной силы (рис. 3). Путем сравнения эталонных виброхарактери­ стик с реальными резонансными оборотами определится место, в которое следует ввести уравновешивающий груз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев Н. В. Нелинейные колебания элементов машин и сооруже­

ний. М., Академиздат,

1961.

 

 

 

2. Самаров Н. Г. Определение

места и величины дисбаланса

гибкого

всережимного ротора. «Энергомашиностроение», 1966, № 8.

 

3. Тимошенко С. П. Колебания

в инженерном деле. Физматгиз,

1959.

А. И. МАКСИМЕНКО,

А. Я.

КОНОВАЛОВ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ РОТОРА ПО СДВИГУ ОБОРОТОВ МАЯТНИКОВОГО РЕЗОНАНСА

Вибрации двигателя вызываются главным образом роторной системой, и величина их в основном зависит от состояния урав­ новешенности ротора.

208


По статистическим данным, большая часть роторов авиаци­ онных газотурбинных двигателей работает в диапазоне оборо­ тов, где величины центробежных сил существенно зависят от прогиба. Такие роторы следовало бы уравновешивать с учетом прогиба, но имеющееся балансировочное оборудование позволя­ ет уравновешивать их лишь как твердое тело. Несоответствие между возможностью и потребностью часто приводит к доволь­ но высокому уровню вибраций двигателя.

В статье рассматривается возможность уравновешивания ро­ тора по сдвигу маятникового резонанса с учетом прогиба в усло­

виях

обычного производства,

без

'////////////

применения

специальных

балан­

сировочных

стендов.

 

 

 

 

Исследуя

режимы

работы

эк­

 

спериментальных

роторов,

в

 

МАИ

была

замечена

определен­

 

ная

закономерность

изменения

 

величины оборотов маятникового

 

резонанса. Более

глубокое

иссле­

 

дование и ряд новых экспери­

 

ментов позволили

сделать

заклю­

 

чение

о зависимости

величины

 

оборотов маятникового

резонан­

 

 

 

 

 

са от прогиба

ротора.

 

Рис.

1. Схема положений

цапфы

Рассмотрим

схему

располо­

ротора в роликоподшипнике:

жения цапфы

 

жесткого

ротора в

Oj. —

О і

ось

роликоподшипника;

подшипнике

(рис.

1).

Расстоя­

О — О — ось

цапфы

ротора

как твер­

д о г о

тела; Оі —• Оі

ось цапфы про­

ние между осями

ротора

О—О и

 

гнувшегося ротора

 

подшипника

ОІ ОІ есть ради­

 

 

 

 

 

альный зазор А. При вращении ротора, пока он остается прак­ тически твердым телом, величина радиального зазора неизмен­ на. Ротор совершает вынужденные колебания в подшипнике по закону математического маятника. Когда частота возбуждаю­ щей силы, т. е. частота оборотов, совпадает с собственной час­ тотой маятниковых колебаний, наступает маятниковый резо­ нанс.

В аналитических выводах удобнее пользоваться круговой ча­ стотой колебаний математического маятника. Тогда для маят­

никового резонанса

ротора [2]

 

 

(ИМ :

(1)

где содг круговая

частота колебаний математического

маят­

ника; А • радиальный зазор;

g — ускорение силы тяжести.

Если при угловой скорости со, равной сом, под действием цен­ тробежных сил ротор прогнется, положение цапфы в роликопод-

14 Зак . 600

209