Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

aij

между ротором и

корпусом,

а также

учет анизотропности

и

нелинейности опор

приведет

к

повышению точности решения

задачи, хотя выражения (13) и

(18) примут более сложный

вид.

В этом случае могут быть применены ЭЦВМ, значительно

сни­

жающие, трудоемкость и повышающие точность

решения

ука­

занной задачи.

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

1. Динамическое смещение

Y

геометрического

центра

вала

(со = const), вращающегося на

податливых

опорах, необходимо

разделить на две составляющие:

а) колебательное движение цапф ротора б, характеризую­ щееся переходом кинетической энергии в потенциальную и обратно;

б) упругий прогиб ротора у'р, характеризующийся накопле­ нием потенциальной энергии.

2.Критерием уравновешенности турбомашины с гибким ротором необходимо считать, помимо эксцентриситета е, значе­ ние Y, которое показывает, на сколько можно уменьшить прогиб ротора в системе (нагрузку на подшипники), если применить оптимальный метод уравновешивания.

3.Зависимость (18), приведенная на рис. 3, позволяет подобрать метод уравновешивания из учета упруго-инерцион­ ных и демпфирующих свойств турбомашины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зенкевич В. А. Уравновешивание гибких роторов электрических мя- шин. Сб. «Уравновешивание машин и приборов». М., изд-во «Машинострое­ ние», 1965.

2.Левит М. Е., Ройзман В. П. Вибрация и уравновешивание роторов авиадвигателей. М., изд-во «Машиностроение», 1970.

3.Самаров Н. Г. Статико-динамическое уравновешивание упруго-дефор­

мируемых роторов. Сб.

«Уравновешивание машин

и

приборов».

Под ред.

В. А. Щепетильникова.

М., изд-во «Машиностроение»,

1965.

 

4. Тимошенко С. П. Колебания в инженерном

деле. М., изд-во

«Наука»,

1967.

 

 

 

 

Э. А. НЕСЕЛОВСКИИ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ ГЕНЕРАТОРОВ

Удовлетворение возрастающих требований к надежности агрегатов летательных аппаратов неразрывно связано с про­ цессом балансировки вращающихся деталей и узлов. Высокое качество уравновешивания обеспечивается при балансировке


роторов в два этапа: 1) на малых скоростях вращения на ба­ лансировочном станке и 2) в собранном изделии на повышен­ ных или рабочих скоростях вращения. Покажем эффективность такого уравновешивания на примере одного из бесконтактных генераторов переменного тока мощностью 40 ква с рабочей скоростью вращения ротора 6000 об/мин.

В соответствии с ГОСТом 12327—66 удельная остаточная неуравновешенность ротора по 1-му классу точности для скоро­ сти вращения 6000 об/мин составляет 5 мкм. Для закритического режима, на котором происходит уравновешивание собранного генератора на специальной установке [1], эту

0

5 Ю

15 20 25

30

35мкм 0

2

4

6

8мкм

 

 

а)

 

 

 

 

 

.

5)

 

 

 

Рис.

1. Диаграммы

уровней

вибрации:

 

 

 

 

а

—- исходной;

б

результирующей

 

 

величину

можно

принять

как

допустимую

величину

вибрации

корпуса. Каждый ротор уравновешивается отдельно на балан­

сировочном

станке

на малой скорости вращения

с допуском

1 гсм (1-й

этап).

Затем генератор собирается и

направляется

на уравновешивание. Диаграмма исходной вибрации одного из

подшипников

по 89 агрегатам показана

на рисунке

1,с. По

этим данным подсчитаны величины [3]:

 

 

 

среднего арифметического х — 11,6 мкм;

10,93 мкм;

 

среднего квадратичного отклонения 5 =

 

дисперсии S2 119,6 мкм2.

 

 

 

 

Плотность

распределения

начальной вибрации

в зависимо­

сти от ее величины в данном

случае достаточно

полно

описы­

вается уравнением

 

 

 

 

 

/(*) =

0,5e - ° . 0 9 * .

 

 

 

Диаграмма вибрации, полученная после уравновешивания, показана на рисунке 1,б._По выборке (« = 89) рассчитаны:

среднее арифметическое х0 = 5,2 мкм;

среднее квадратичное отклонение S0 = 1,225 мкм; дисперсия S| = 1,5 мкм2.

Как видно, конечная вибрация имеет нормальное распре­ деление плотности и хорошо описывается уравнением

f(x) = 0,506e

4 - 5 .


Следовательно,

теоретические

математическое

ожидание,

среднеквадратичное

отклонение

и дисперсия

генеральной сово­

купности

соответственно будут

равны: [х = 5 мкм; а = 1,5 мкм;

о2 = 2,25

мкм2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

определения

достоверности

(1) вычислим

величину

критерия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

= _ _а _ у п =

1,26.

 

 

 

По табл. 36 [3] находим 20,01

= 2,576, и так как z < 2 0 , 0 | , то

предположение о том, что плотность

распределения

генераль­

ной совокупности

описывается

уравнением

(1),

справедливо

с вероятностью 99%.

Доверительные

пределы

изменения ц

найдем из соотношения

 

 

 

 

 

 

 

S — S

 

X0—Z0,0l-p=-

< Ц < Х 0 +

20,01 - £ г \

 

 

 

у п

 

 

У п

 

 

4 , 8 6 5 < ц <

5,535.

 

(2)

Доверительные пределы изменения о определяются

соотно­

шением

 

 

 

 

 

 

S o l /

<o<S0W

re—1

 

 

 

V

Хо.01;

n-l

'

Xo ,0 1; n — l

 

что дает

 

1 , 0 2 < а < 1 , 5 5 .

 

 

(3)

 

 

 

 

Соотношения (2) и

(3) дают

пределы

изменения

ц и о

также с вероятностью 99%.

 

 

 

 

По данным

выборки

определим

теперь

вероятность брака

в генеральной

совокупности. В допуск

укладываются генерато­

ры, имеющие вибрацию до 7 мкм [2].

Из нашей выборки

(п — 89)

брак х = 4 изделия, или 4,3%. С вероятностью 95%

довери­

тельный интервал изменения процента брака р определяется выражением

 

 

, Z 0 , 0 5

_

л [ Х(П — Х)

А

,0 5

<

 

 

X Н

Z o , 0 5

І /

1

 

 

 

nJr

z J . 0 S

 

 

 

'

п

 

4

/

 

^

,

1

| „ , Z 0 , 0 5

, _

і /

X(n X)

 

 

г о , 0 5

 

 

п + г

0 , 0 5

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,75% <

р <

11,0%.

 

 

 

 

(4)

Таким образом, даже если брать худший случай

= 11%),

то в результате

уравновешивания

роторов

на рабочей скорости

вращения

в собранном генераторе процент брака

 

может сни-

203


зиться с 55% (см. рис. 1) до 11%, или в 5 раз, что несомненно является положительным фактором в отношении увеличения ресурса и улучшения качества генераторов.

Л И Т Е Р А Т У РА

 

 

 

 

1. Неселовский

Э. А. и др. Устройство

для динамической балансировки

роторов бесконтактных генераторов. Авторское

свидетельство

№ 229006,

кл. 42к, 33. «Бюллетень изобретений» 17.10.68, № 32.

 

 

2. Самаров Н. Г. Статико-динамическое

уравновешивание упруго-дефор­

мируемых роторов.

Сб. «Уравновешивание

машин

и приборов».

Под ред.

В.А. Щепетильникова, М., изд-во «Машиностроение», 1965.

3.Шторм Р. Теория вероятностей. Математическая статистика. Статисти­ ческий контроль качества. М., изд-во «Мир», 1970.

Н.Г. САМАРОВ

ДИАГНОСТИКА МЕСТА ДИСБАЛАНСА МНОГОДИСКОВОГО РОТОРА

В работе [1] приведена методика диагностики положения неуравновешенной силы применительно к гибкому ротору, уста­ новленному на абсолютно жесткие опоры. Ею оценивается интенсивность динамического прогиба ротора по оборотам, меняющегося в зависимости от места сосредоточения неуравно­ вешенной силы вдоль его оси.

Тенденция в создании роторных машин, у которых подат­ ливость опор соизмерима, а иногда даже больше, чем у ротора, приводит к попаданию резонансных режимов в диапазон рабо­ чих скоростей вращения ротора. Для этих машин целесообразно

применить

способ

диагностики,

основанный

на

измерении

колебаний

корпусов,

а не прогиба ротора, так

как

амплитуды

колебания

корпусов

больше роторных по абсолютной

величине

и они доступнее для измерения.

Резонансные

скорости враще­

ния системы ротор — корпус изменяются в зависимости

от того,

на каком расстоянии от плоскости центра массы ротора сосре­ доточена неуравновешенная сила. При этом:

а) если сила находится непосредственно в плоскости центра тяжести, резонансные скорости вращения будут минималь­ ными;

б) по мере перемещения неуравновешенной силы к одной из опор ротора резонансные скорости вращения будут расти и достигнут максимума.

Подобная закономерность объясняется синусоидальным изменением прогиба ротора по мере смещения неуравновешен­ ной центробежной силы от плоскости опор до плоскости центра массы. Несмотря на кажущуюся очевидность, данное утвержде­ ние требует доказательства. Когда неуравновешенная сила


4- I ~ s~

сосредоточена на расстоянии х от опоры, на вал будут действо­ вать центробежные силы: статическая R{ и упругая R2 (рис. 1):

Rx = mco2p sin — = mco2p;

(1)

#2 = таї1 A sin

(2)

Статическая сила может быть представлена действующей на расстоянии от опор Х\ = т. е. в плоскости центра тяжести.

В отличие от нее упругая сила действует в поперечной плоско сти, где сосредоточена неуравнове­ шенность, т. е. на расстоянии х от одной из опор. Это, в свою очередь, означает, что прогиб, обусловленный

силой R2, будет пропорционален

пх sin——.

Определим полный динамический прогиб А ротора в поперечной плоско­ сти, проходящей через центр тяжести, возникающий под действием силы:

R = + R2 = mco2 ( р + A sin

(3)

і

Рис. 1. Расположение ста­ тической и динамической составляющих центробеж­ ной силы

так как А = — , где k коэффициент

жесткости

ротора, то

k

 

 

 

 

 

после преобразования выражения (3) получим

 

 

а>1

 

 

2

 

А = •

сокр

 

 

 

(4)

ш2

sin

пх

со*

 

 

 

сокр2

/

 

 

где

 

крпр

 

 

 

О)

 

 

 

 

 

 

 

 

СОкр. пр —

лх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sin

 

 

Выражение приведенной

критической

скорости

сок р п р харак­

теризуется коэффициентом жесткости ротора в плоскости сосредоточения неуравновешенной силы. Коэффициент жест­ кости возрастает по мере приближения неуравновешенной силы от середины ротора к опоре:

k

knp

сокр .пр

 

т sm •

 

Кр

(5)

205