Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шипнике изменится (рис. 1, штрихпунктирное изображение цап­

фы).

Диаметральный

зазор в этом случае можно определить

как

величину возможного перемещения цапфы ротора с

осью

Oi — Oj относительно

обоймы подшипника. Следовательно,

диа­

метральный зазор уменьшится на величину 26. Новый радиаль­

ный зазор

 

 

Д, =

Д - 6 .

(2)

Используем для определения б тригонометрическую зависи­

мость (рис. 1)

 

 

2S =

L t g 0 ,

(3)

где L

— длина ролика в подшипнике;

8

— угол наклона оси цапфы.

После подстановки зависимостей (1), (2) в выражение (3) и

преобразований получим

 

 

t e e - - £ r 4

— U .

(4)

шМі

 

где СОМІ соответствует радиальному зазору Д ; .

Известно, что величина угла 0 зависит от податливостей ро­

тора ац

и приложенных сил Pi [1]:

 

 

 

 

 

e = f K ,

Рд.

 

В свою очередь,

приложенные

силы

зависят от ряда фак­

торов:

 

РІ

= ф(а£ / ,

mi

eh со),

 

 

где rtii

— сосредоточенная

масса

ротора;

 

ЄІ — эксцентриситет сосредоточенной

массы.

Как

видно из этих

зависимостей,

существует неограниченное

число комбинаций из е,, удовлетворяющих данному углу 8. На­

пример, можно считать, что прогиб ротора вызывается

состав­

ляющими ей векторами е',

равными по величине

между собой и

лежащими в плоскости угла 0, тогда

 

 

 

е' =

ір(0, ть

а»/, со).

 

(5)

Если подставить

сюда

значение

0 из зависимости (4),

то по­

лучим только одно

неизвестное сомг, которое

в общем

случае

определить достаточно просто. Угловая скорость маятникового резонанса сом подсчитывается из известных данных о радиаль­ ном зазоре в роликовом подшипнике [по формуле (1)].

Необходимо во время сдаточных испытаний двигателя запи­ сать по всему диапазону оборотов показания вибродатчиков в зоне сом, а затем по осциллограмме определить величину содя.

Одновременно на осциллограмму надо записать от бескон­ тактного датчика опорный сигнал, подаваемый меткой на какой-

либо вращающейся детали,

связанной

с ротором. Фаза вектора

е' по отношению к опорному

сигналу

дает положение уравнове-

210


шивающих масс на роторе. После подстановки в выражение (5) значения СОМІ определим величину е', а следовательно, и вели­ чины уравновешивающих масс. При сборке двигателя на кон­ трольное испытание эти уравновешивающие массы необходимо установить на ротор.

А.мкм

80

Прогибы

ротора.

60

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

\

' х -

20

 

^

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

п-Ю* об/мин

Рис. 2. Изменение

амплитуды

маятниковых

колеба­

 

ний в зависимости

от степени .неуравновешенности:

/

— ротор уравновешен;

2

— д и с б а л а н с соответствует 12

гсм

= 7,5'Ю - 3 см);

3

— д и с б а л а н с

соответствует

28

гсм

 

 

=

17,5-10-3

см)

 

 

В качестве примера рассмотрим решение задачи для одномассового симметричного ротора. Центробежная сила на таком роторе определяется зависимостью

р _

е/исо2

 

1—mci^a

Податливость а в месте приложения силы и угол 0 поворота сечения на опоре ротора имеют вид

 

 

/3

tgQ:

, , , Р12

а — •48EJ

 

 

1 6 £ /

где Г— расстояние между подшипниками ротора;

Е — модуль упругости;

 

 

 

/ — момент инерции массы

ротора.

Подставив значения

Р и <х в последнюю формулу,

,

г,

е/исо2

 

За

ш и '

.за

[

 

1 — /псо2 а

Т

 

ё® = -

 

•- —г-

Откуда найдем эксцентриситет

 

 

 

_

1 — твРа

,. /

tg0 .

 

 

mafia

3

 

14*

 

 

 

 

 

получим

2 Н


Пользуясь формулой (4), определим значение эксцентрисите­ та на оборотах, где проявляется маятниковый резонанс:

'— т(*мР 2gl / 1 [

Формула (6) была проверена экспериментально.

Вначале испытуемый ротор тщательно уравновесили и запи­ сали вибр'ограмму во время работы в диапазоне скорости вра­ щения ым, рассчитанной по формуле (1). Затем на него после­ довательно устанавливали неуравновешенные массы, создающие

эксцентриситеты е\ =

7,5-10~3 см

и е% = 1 7 , 5 - Ю - 3 см, и запи­

сывали виброграммы.

На рис. 2

приведены экспериментальные

кривые. После расшифровки полученных результатов и подста­

новки ИХ

В формулу

(6) были Определены Є\ = 6,9 • Ю - 3 СМ, Є2 =

= 17,9-

10~3

см. Точность полученных

значений

достаточна для

практических целей.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

1.

Беляев

Н. М. Сопротивление материалов. М.,

Физматгиз, 1962.

2.

Николаи

Е. Л . Теоретическая механика.

Ч. 2.

М.,

Физматгиз, 1963.

Р. Б. СТ AT НИ КОВ, М. Ф.

ЗЕИТМАН.

 

 

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ГИБКИХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ РОТОРОВ СТАТИСТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

К числу наиболее характерных представителей класса ма­ шин, где влияние поля сил, параллельных оси ротора, может сказываться особенно заметно, принадлежат ультрацентрифуги. В этих машинах колебания роторной системы происходят в по­ ле сил тяжести. Весьма гибкий вертикальный вал с упруго по­ датливыми опорами и тяжелой массой на конце служит почти идеальной реализацией схемы, в которой проявляются указан­ ные действия поля сил тяжести и силовых факторов, обуслов­ ленных движением ротора как гиромаятника [3, 4]. Ультрацен­ трифуги обычно снабжены сменным комплектом роторов с раз­ личными массами и моментами инерции; диапазон их рабочих скоростей весьма широк. Влияние сил тяжести на изгибные ко­ лебания вала ультрацентрифуги меняется в зависимости от веса закрепленного на нем ротора, скорости его дисбаланса, а также соотношения некоторых безразмерных параметров его упругой системы [3, 6]. Поэтому вопросы отыскания зон экстремального влияния поля сил тяжести и дополнительных силовых факторов на динамические свойства рассматриваемых роторов приобрета­ ют существенное значение при уравновешивании систем такого типа.


B статье рассматривается кибернетическая диагностика оп­ тимальных динамических свойств модели семейства гибких ро­ торов ультрацентрифуг, совершающих изгибные колебания в по­ ле сил тяжести. В качестве критериев оптимальности выбраны отношения и разности собственных частот колебаний, вычислен­

ные с учетом и без учета поля

сил тяжести. Статистическим ме­

тодом ЛП-поиска 1

отыскиваются

эк­

 

стремумы

величин,

которые

 

зависят

 

от

шести

независящих друг

от

друга

 

параметров. Динамическая модель ро­

nTfc

тора ультрацентрифуги

представлена

 

в виде дискретной системы, состоящей

 

из

невесомого

гибкого

вертикального

 

вала с двумя

промежуточными

подат­

A*V|-

ливыми опорами

и упругой

заделкой

 

в

точке

подвеса

 

(рис.

1).

В

ниж­

 

ней точке

консольной части

вала

за­

 

креплена

тяжелая

сосредоточенная

 

масса, имеющая

протяженную

вдоль

 

оси

симметричную

форму.

 

 

 

 

Введем неподвижную систему ко­ ординат £т]£, причем ось 0£ напра­ вим вертикально вниз по неизогнутой оси вала. Далее примем следующие обозначения: тх — масса симметрич­ ного твердого тела, расположенного на конце вала; А\ и С\ — соответствен­ но его экваториальный и полярный моменты инерции; EJ — жесткость ва­ ла на изгиб; со — угловая скорость вращения ротора; с\ — абсолютная

Рис. 1. Схема ротора:

/ — центр инерции сосредото ­ ченной массы; 2—4границы участков ротора

жесткость промежуточных опор

в

кг/см;

k — эквивалентная

жесткость упругих связей в точке подвеса

в кгсм/рад;

s

ли­

нейная координата (абсцисса),

отсчитываемая вдоль

оси

0£;

U — абсциссы границ участков ротора

( / =

1,..., 4).

 

 

Сначала рассмотрим изгибные колебания выбранной динами­ ческой модели ротора в поле сил тяжести. Как известно [3], в точке закрепления массы т\ на вал со стороны этой массы действуют комплексные сила и момент:

Л = —mxg

a»i(/i, О

Фі

 

 

 

ЛІ, = — л,[ш!(/,, о +

ФЛ + С . С О Ц О ^ / Ь О + Фі];

(і)

 

1 ЛП-поиск — статистический метод оптимизации, являющийся детерми­ нированным аналогом метода Монте-Карло.


где фі комплексный угол, характеризующий положение цент­ ра инерции массы тх относительно неподвижной системы коор­ динат |т}£ [4].

В сечениях, где находятся податливые опоры,

на вал дейст­

вуют комплексные реакции упругих связей

 

 

 

 

 

Rj

=

- с , H s , ,

t) + 5/ Ф Л

 

(/ = 3,4).

 

(2)

Комплексный

прогиб

ротора

на і-м участке

удовлетворяет

дифференциальному уравнению [3]

 

 

 

 

 

 

w"t(s,t)-^wi{s,t)

 

 

= f

- i ^ ;

 

 

 

0' = 2,3,4) ,

(3)

 

 

 

 

 

 

El

 

El

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Gl = (ml+

. . . -f-m;)^;

 

 

 

 

fi(s, t) = P](l1-s)+

 

... +Pt(lt—s)

+ Rl(sl—s)+

 

...

+Rj(si-s)

+

+ ЛІ, +

. . . + МІ—S

 

[N2(y2

ф,) +

. . • +

#,-(ф,—<p,)],

 

общее решение которого можно записать в виде

 

 

 

oMs,,

і) = В1сЬХіі-з)

 

+

В28п%іі)-ЩЛ,

 

 

(4)

а при h < s < 1{ — зависимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a>,(s, 0 = ^ i ( 4 , 0 + (s—/2 )^і(/2,

0-

 

( 5 )

При исследовании собственных колебаний применим подста­

новку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

1 = о е м ,

w[(tl3

1) + Ъ

= Ьем,

 

 

 

(6)

где а и b — постоянные амплитуды.

 

 

 

 

 

 

Подставив

выражение

 

(6) в

равенство (1)

и

принимая

во

внимание, что w\(lu

t)

=

О, получим

 

 

 

 

 

 

Р\ = / ? w ( / i V 2

g)eM,

Mi =

 

bv(AiV—Ci(a)eM.

 

Введем безразмерные

величины:

 

 

 

 

 

 

v* =

 

 

v

;

со* = •

io

 

 

Л,

 

 

 

 

 

 

 

 

« ї м2

 

 

 

Vgiix

 

 

 

Vg/ii

 

 

 

 

<xl

C '

 

w ,

-

^

f _

fi

.

П

-

Q'

 

 

mll\

 

 

 

 

 

h

 

migl\

 

 

m\g

 

Тогда основные параметры в начале

1-го участка при s = 1\

в безразмерной форме будут

 

 

 

 

 

 

 

ш ; 1 =

0 ;

W ; = (b-a)eM;

£, =

 

 

v*(a\-о20щ)Ьеы;

 

 

 

 

 

Q ; . = ( V ! - 1 ) ^ m ;

 

Щ=«Ґ,