Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ана его конце при s = 12

^, = 0,35(0 — 6 ) ^ ;

 

 

w[ =

~(a b)eivt;

 

 

 

 

 

 

 

=

[0,35(v 2 - l ) f l +

x*(o\-aUjb]eM;

 

 

 

 

Q*i =

 

(<-\)aeM;

 

 

 

 

 

 

 

ц>і = аем.

 

 

 

j

 

 

Далее,

используя

уравнение (4), методом, описанным

в

ра­

боте

[3], от равенств

(7) последовательно

переходим к выраже­

ниям

основных

параметров

последующих

участков ротора

=

= 2, 3, 4)

в функции постоянных а и Ь.

О при s — 0 будут

 

 

Граничные условия в точке подвеса

 

 

 

 

 

^ *4 = 0

f*4 —ї(фі + ^ 4 ) = О,

 

(8)

где Y =

Подставляя в краевые условия (8) выражения основных па­ раметров в конце последнего (4-го) участка, получим систему уравнений

|ch 0,26

£-(sh0,26—0,26)javs

 

 

s h ° ' 2 6

•w3 +

 

 

 

 

,

/ и n

os

i \ r

,

shO,2S— 0,26

 

,-.

 

 

 

 

 

 

 

 

+

(ch 0,26—1)^3 +

 

 

 

 

 

 

(2*3

 

 

 

 

 

 

 

_ ^ ( 5 Ь 0 , 2 6 - 0 , 2 6 ) Ф і

= 0;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

}

(9)

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r 6sh0,26 + p (1—ch0,26

0,2

 

w#3

—w'zy ch0,26 +

 

 

 

Y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

(H + Y 6 sh 0,26)/#з +

[ 0 , 2 - Y ( l -

ch 0,26)] Q,3

+

 

 

 

+

[0,2pY (l ch 0,26)—у — 0,04P] cp, =

0,

 

 

 

 

 

 

где-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c , / '

 

6 = 4 ;

 

\

-

(

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

™i«-V / *

 

 

 

 

 

 

 

 

m,g

 

 

 

 

 

 

 

\

EJ

 

 

 

 

 

Поскольку

параметры

 

a>*3,

w'3,

f*3,

<2*з и

<pi являются

ли­

нейными

функциями

а

и b, систему (9)

можно записать в

виде

 

 

К ,

Щ,

У,

Р\ а,

6)а +

^ 1

2

К ,

GXc V, р\

а,

6)6 =

0;

(10)

 

F21K,

о*,

у,

6, а,

8)а +

F2 2 (v*, ю*, 7, 6, а,

6)& =

0,

 

 

откуда уравнение частот изгибных колебаний ротора в поле сил тяжести будет

A(v*, со*) =

! ^ii(v*,

<*>*, У, Р, о, б)

F12(v*,

о>*, у, Р, а, 6) = 0 ^

 

f2i(v*,

<•>*, Y, Р. о, б)

F22K, со*, V, р\ о> б)


Если раскрыть определитель (11), то получим уравнение чет­ вертой степени относительно с четырьмя вещественными кор­ нями V*]... v*4. Два положительных корня v*3 и v»4 собственные частоты прямой и два отрицательных ч*\ и v * 2 обратной пре­ цессии.

Рассмотрим теперь малые изгибные колебания той же систе­ мы при обычной схематизации, пренебрегая продольными си­ лами.

Дифференциальное уравнение упругой линии 1-го участка ротора в этом случае вместо вида (3) будет

 

 

 

 

шГ(х)

= 0

(і = 0,

1,

2),

 

 

(12)

а его общее решение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щ (*) = -?f-

+

 

+ ВіХ

+ At.

 

 

(13)

При /2

< х <

13 кривая

прогиба

удовлетворяет

зависимости

 

 

 

 

 

w3(x)

= w2(l2)

+xw2(l2).

 

 

 

(14)

В равенствах

(13),

(14) считается,

что начало

координат

расположено в начале соответствующего участка.

 

 

 

Граничные условия в точке подвеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а»о(0) = 0,

EJw'o"(0)

= kw'0(0),

 

 

(15)

а на конце гибкого вала при х = 12

 

 

 

 

 

 

 

 

EJw2(l2)=

хр2—С\(лр)ха'2(12)

 

+ mxp2l3w3(l3);

 

 

 

 

 

 

EJw'i

(l2)= —mxp2w2(l3),

 

 

 

(16)

где р — собственная

частота малых

изгибных колебаний

рото­

 

ра без учета поля сил тяжести.

 

 

 

 

 

Используя

выражения

(15)

и

(16),

методом

начальных

параметров [5] придем к системе уравнений

 

 

 

[0,1 р*82 2 р* — (Тою* + 0,146р*)— 1] D2

+ [Ь2р*2/?*

— сгосо* +

+

0,1575р*)-5] С2 + 5 6 2 р * ( г / р * - о о Ч + 0,1925р,)В2 +

 

 

 

 

 

 

 

+ 1,7562 р 2 А = 0;

 

 

 

 

(1 + 0,0083362 p2 )D2

+ 0,096 2 р 2 С 2

+ 0 , 5 5 б 2 р ^ 2 + Ь2р\А2 = 0,

(17)

где р,

=

- ~

: .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Veil

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из

равенств

(15) видно, что произвольные постоянные

всех

участков

ротора

А и

Di

могут

быть выражены через В0

и D0.

Так что систему

(17) можно представить в виде

 

 

 

Ф п ( р « ,

со*, у,

Р, а, 8)В0

+ Ф12(рь,

со*, у,

р, о, 8)D0

= 0; J

 

Ф2 і(Р*.

Щ, Y> Р> °, б ) й 0

+ Ф2 2(Р*,

® * , V ,

P, o, 6)D0

= 0, J

 

216


откуда уравнение частот для определения р* будет

 

 

«*) =

Фц(Р*.

 

• •

в)

Фі2 (р*. <<>*,

. . .,

б)

=

0.

(19)

 

 

 

 

 

Ф2і(Р*. СО*,

. . . , б)

Ф2 2 (р*,

СО*,

. . . , б)

 

 

 

 

Положительные

корни

р*з,

р *4

соответствуют

прямой

пре­

цессии, а отрицательные р ч , р*2

— обратной.

 

аь

 

as.

Допу­

 

Обозначим

параметры

«Й, у,

В, о и б через

 

стимые вариации параметров означают, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а ; < а , < а Г ,

1 < / < 5 .

 

 

 

 

 

(20)

 

Тогда динамическая модель R при заданной

кинематической

структуре

определяется

точкой

( a i , a s )

5-мерного

паралле­

лепипеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

конструктивной

реализации

моделей возникает

задача

из множества всех R выбрать

оптимальную

модель,

 

которая

минимизирует

(максимизирует)

 

некоторый

 

критериальный

функционал,

 

зависящий

от

области

значений

 

параметров,

при

выполнении

условия

(20).

Запишем функционал в виде Фу(«),

где

вектор

х — а ь

а5 ,

а

индекс

качества

у =

 

1, 2, ...,5. В дан­

ной

задаче

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф 1 ( « ) = - ї і 2 _ ;

ф2 («)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р*3

 

 

 

 

/>*4

 

 

 

 

 

 

 

(21)

 

 

 

 

Ф3 («) =

К з — Р * З | ;

Ф4 (*) =

К 4 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

®s(«)

=

І Р * 4 —

Р * З І -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть

в

некоторой замкнутой

области

G,

 

принадлежащей

кубу при выполнении условия (20),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ех1Ф7 («) = Ф7 (а°).

 

 

 

 

 

 

 

(22)

 

Тогда

параметр

«°

будем

называть

оптимальным

при

ус­

ловии G, или

Ф 7 ( « ° / G ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В силу ограничений, накладываемых на параметры, непре­

рывность

 

функционалов

может

нарушиться,

а

 

область

определения

 

их

окажется

невыпуклой.'При этом следует иметь

в

виду

нелинейность

и

многоэкстремальность

исследуемых

функционалов

в пространстве

варьируемых

 

параметров

[8].

Для решения подобного класса задач предложен метод ЛП-по- иска [1, 7], который по своей схеме аналогичен методу случай­ ного поиска [2]. Однако в методе ЛП-поиска используются не случайные многомерные точки, а числа, образующие ЛП т - по - следовательность, распределенные более равномерно. Поэтому

число проб ./V для

достижения одинаковой точности

по сравне­

нию со случайным

поиском оказывается существенно меньшим

(в 3 и более раз). Более равномерное распределение

этих точек

в пространстве параметров гарантирует большую

вероятность

нахождения абсолютного экстремума.

 


Для нахождения абсолютного экстремума отыскиваются точ­

ки Qp =

(qpU

qPb), образующие ЛПТ-последовательность

в

5-мерном

кубе. По каждой Qp определяют пробную точку

=

= (а<р ) , a l P )

) в параллелепипеде при выполнении

усло­

вия (20):

 

 

 

 

 

АР)== ар + <7p/(aJ* — a*).

(23)

Далее решают систему уравнений (11) и (19) и находят величины (21), (22). Из последовательности точек N выбирают три «лучшие» точки, от которых осуществляется локализация экстремума.

Для исследуемой модели, как и для других реально проек­ тируемых машин, выбор параметров из их областей существо­ вания приводит к существенным изменениям функционалов (21), что особенно важно при целевом проектировании опти­ мальной конструкции. Так, для рассматриваемой вертикальной гибкой роторной системы при

0 <

со* < 103; 0 < v < 1 0 6 ;

0 < р < 6 - 1 0 2 ;

 

 

5 - 1 0 " 2 < a < 5 - И Г 1 ;

1 0 _ , < б < 5

 

 

 

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

max v*zlp*z = 9,3740;

min | v*3 —р*3 1 = 0,0240;

 

 

min У*г*ъ = 1,0004;

max | v ^ — v * 3

| = 1814,682;

 

max v ^ / p ^ =

1,6640;

min | v*4 —v*3 1 =

1,6554;

 

 

min v*4 /p*4 =

1,0000;

max | p*4 Р * з

| = 7,0483;

 

 

max|v*3 —p*3 1 = 0,8975;

min | p*4 p * z

| =

1,4288.

 

Как видно, максимальные значения критериальных функ­

ционалов отличаются весьма

значительно.

 

 

 

 

 

Отыскание

оптимальных

параметров гибких

вертикальных

роторов рассматриваемого типа позволяет получить

наиболее

благоприятную

динамическую

характеристику

машины.

Это,

в свою очередь, существенно

упрощает

балансировку

таких

своеобразных

конструкций,

какими

являются

роторы

ультра­

центрифуг. Следует заметить, что уравновешиванием таких роторов до сих пор, по существу, не занимались, поскольку, помимо технологических трудностей, динамика таких систем

весьма необычна.

При

этом

осуществление

конструкции

с

оптимальными

параметрами

облегчает

балансировку не

только принципиально, но и технологически,

позволяя

выпол­

нять ее в условиях, максимально приближенных к

рабочим

(в вертикальном положении

и при скорости, близкой к

рабочей)

и

с менее жестким

допуском на

остаточную

неуравновешен­

ность.


Такой процесс уравновешивания дает возможность не только заметно снизить уровень вибраций, но и существенно улучшить качество машины, повысив ее ресурс и экономические показатели

ЛИТЕРАТУРА

1. Гринкевич В. К., Соболь И. М., Статников Р. Б. Об одном наиболее универсальном подходе к проблеме оптимального конструирования в машино­ строении. «Машиноведение», 1971, № 1.

2.Гринкевич В. К., Статников Р. Б. Исследование статистическими мето­ дами влияния параметров динамической системы на спектр собственных час­ тот. «Машиноведение», 1970, № 4.

3.Зейтман М. Ф., Кушуль М. Я- Изгибные колебания вертикальных рото­

ров в гравитационном поле. «Машиноведение», 1968, № 5.

4. Зейтман М. Ф. Уравновешивание и изгибные колебания гибких верти­ кальных роторов (стр. 170 настоящего сборника).

5.

Кушуль М. Я. Автоколебания роторов. Изд-во АН СССР, 1963.

6.

Кушуль М. Я. Движение гироскопа с гибкой осью под действием силы

тяжести и упругих связей при малых углах нутации и устойчивость его верти­ кального вращения. «Прикладная математика и механика», т. 32, вып. 4, 1968.

7.Соболь И. М. Многомерные квадратурные формулы и функции Хаара. М., изд-во «Наука», 1969.

8.Чжу С. Я., Прагер В. Последние достижения в оптимальном проекти­ ровании конструкции. «Механика», 1969, № 6 (118).

Л.А. ФЕДОРОВ, А. Я. ВАСИЛЬЕВ

ВЛИЯНИЕ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ РОТОРА НА ВИБРАЦИЮ КОРПУСА

При изучении вибраций газотурбинного двигателя (ГТД) (частоты, формы, амплитуды) и методов уравновешивания их роторов значительное внимание уделяется анализу совместных колебаний систем ротор — опоры — корпус, при этом корпус рассматривают как балочную конструкцию. Однако такое допу­ щение недостаточно полно, ибо корпусы представляют собой, большей частью цилиндрические оболочечные конструкции. Поэтому расчет собственных частот колебаний корпусов следо­ вало бы проводить как оболочек. Это необходимо потому, что одной из возможных причин повышенных вибраций корпуса могут оказаться резонансные режимы, связанные с совпаде­ нием роторных частот с собственными частотами колебаний оболочки, измеряемые датчиками, установленными на корпусах либо на опорах турбомашины.

На рис. 1 показана принципиальная схема системы ротор — корпус. Известно, что при колебаниях оболочка имеет п волн в окружном направлении и т полуволн в направлении обра­ зующей. Для замкнутых в окружном направлении оболочек п