ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 5
ана его конце при s = 12
^, = 0,35(0 — 6 ) ^ ;
|
|
w[ = |
~(a — b)eivt; |
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
[0,35(v 2 - l ) f l + |
x*(o\-aUjb]eM; |
|
|
|||
|
|
Q*i = |
|
(<-\)aeM; |
|
|
|
|
|
|
|
ц>і = аем. |
|
|
|
j |
|
|
|
Далее, |
используя |
уравнение (4), методом, описанным |
в |
ра |
|||||
боте |
[3], от равенств |
(7) последовательно |
переходим к выраже |
||||||
ниям |
основных |
параметров |
последующих |
участков ротора |
(і |
= |
|||
= 2, 3, 4) |
в функции постоянных а и Ь. |
О при s — 0 будут |
|
|
|||||
Граничные условия в точке подвеса |
|
|
|||||||
|
|
|
^ *4 = 0 |
f*4 —ї(фі + ^ 4 ) = О, |
|
(8) |
где Y =
Подставляя в краевые условия (8) выражения основных па раметров в конце последнего (4-го) участка, получим систему уравнений
|ch 0,26 |
£-(sh0,26—0,26)javs |
|
|
s h ° ' 2 6 |
•w3 + |
|
|
|
|
||||||||||
, |
/ и n |
os |
i \ r |
, |
shO,2S— 0,26 |
|
,-. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
+ |
(ch 0,26—1)^3 + |
|
|
|
|
|
|
(2*3 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
_ ^ ( 5 Ь 0 , 2 6 - 0 , 2 6 ) Ф і |
= 0; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
} |
(9) |
|||||||
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
r 6sh0,26 + p (1—ch0,26 |
0,2 |
|
w#3 |
—w'zy ch0,26 + |
|
|
|||||||||||||
|
Y |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
(H + Y 6 sh 0,26)/#з + |
[ 0 , 2 - Y ( l - |
ch 0,26)] Q,3 |
+ |
|
|
|
||||||||||||
+ |
[0,2pY (l — ch 0,26)—у — 0,04P] cp, = |
0, |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
где- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
c , / ' |
• |
|
6 = 4 ; |
|
\ |
- |
( |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
™i«-V / * |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
m,g |
|
|
|
|
|
|
|
\ |
EJ |
|
|
|
|
|
Поскольку |
параметры |
|
a>*3, |
w'3, |
f*3, |
<2*з и |
<pi являются |
ли |
|||||||||||
нейными |
функциями |
а |
и b, систему (9) |
можно записать в |
виде |
||||||||||||||
|
|
К , |
Щ, |
У, |
Р\ а, |
6)а + |
^ 1 |
2 |
К , |
GXc V, р\ |
а, |
6)6 = |
0; |
(10) |
|||||
|
F21K, |
о*, |
у, |
6, а, |
8)а + |
F2 2 (v*, ю*, 7, 6, а, |
6)& = |
0, |
|||||||||||
|
|
откуда уравнение частот изгибных колебаний ротора в поле сил тяжести будет
A(v*, со*) = |
! ^ii(v*, |
<*>*, У, Р, о, б) |
F12(v*, |
о>*, у, Р, а, 6) = 0 ^ |
|
f2i(v*, |
<•>*, Y, Р. о, б) |
F22K, со*, V, р\ о> б) |
Если раскрыть определитель (11), то получим уравнение чет вертой степени относительно с четырьмя вещественными кор нями V*]... v*4. Два положительных корня v*3 и v»4 —собственные частоты прямой и два отрицательных ч*\ и v * 2 — обратной пре цессии.
Рассмотрим теперь малые изгибные колебания той же систе мы при обычной схематизации, пренебрегая продольными си лами.
Дифференциальное уравнение упругой линии 1-го участка ротора в этом случае вместо вида (3) будет
|
|
|
|
шГ(х) |
= 0 |
(і = 0, |
1, |
2), |
|
|
(12) |
|||
а его общее решение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
щ (*) = -?f- |
+ |
|
+ ВіХ |
+ At. |
|
|
(13) |
||||
При /2 |
< х < |
13 кривая |
прогиба |
удовлетворяет |
зависимости |
|||||||||
|
|
|
|
|
w3(x) |
= w2(l2) |
+xw2(l2). |
|
|
|
(14) |
|||
В равенствах |
(13), |
(14) считается, |
что начало |
координат |
||||||||||
расположено в начале соответствующего участка. |
|
|
|
|||||||||||
Граничные условия в точке подвеса |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
а»о(0) = 0, |
EJw'o"(0) |
= kw'0(0), |
|
|
(15) |
|||||
а на конце гибкого вала при х = 12 |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
EJw2(l2)= |
(Ахр2—С\(лр)ха'2(12) |
|
+ mxp2l3w3(l3); |
|
||||||||
|
|
|
|
|
EJw'i |
(l2)= —mxp2w2(l3), |
|
|
|
(16) |
||||
где р — собственная |
частота малых |
изгибных колебаний |
рото |
|||||||||||
|
ра без учета поля сил тяжести. |
|
|
|
|
|
||||||||
Используя |
выражения |
(15) |
и |
(16), |
методом |
начальных |
||||||||
параметров [5] придем к системе уравнений |
|
|
|
|||||||||||
[0,1 р*82 (о2 р* — (Тою* + 0,146р*)— 1] D2 |
+ [Ь2р*(а2/?* |
— сгосо* + |
||||||||||||
+ |
0,1575р*)-5] С2 + 5 6 2 р * ( г / р * - о о Ч + 0,1925р,)В2 + |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
+ 1,7562 р 2 А = 0; |
|
|
|
|
||||
(1 + 0,0083362 p2 )D2 |
+ 0,096 2 р 2 С 2 |
+ 0 , 5 5 б 2 р ^ 2 + Ь2р\А2 = 0, |
(17) |
|||||||||||
где р, |
= |
- ~ |
: . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Veil |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из |
равенств |
(15) видно, что произвольные постоянные |
всех |
|||||||||||
участков |
ротора |
А и |
Di |
могут |
быть выражены через В0 |
и D0. |
||||||||
Так что систему |
(17) можно представить в виде |
|
|
|
||||||||||
Ф п ( р « , |
со*, у, |
Р, а, 8)В0 |
+ Ф12(рь, |
со*, у, |
р, о, 8)D0 |
= 0; J |
|
|||||||
Ф2 і(Р*. |
Щ, Y> Р> °, б ) й 0 |
+ Ф2 2(Р*, |
® * , V , |
P, o, 6)D0 |
= 0, J |
|
216
откуда уравнение частот для определения р* будет
|
|
«*) = |
Фц(Р*. |
|
• • |
в) |
Фі2 (р*. <<>*, |
. . ., |
б) |
= |
0. |
(19) |
||||||||
|
|
|
|
|
Ф2і(Р*. СО*, |
. . . , б) |
Ф2 2 (р*, |
СО*, |
. . . , б) |
|
|
|
||||||||
|
Положительные |
корни |
р*з, |
р *4 |
соответствуют |
прямой |
пре |
|||||||||||||
цессии, а отрицательные р ч , р*2 |
— обратной. |
|
аь |
|
as. |
Допу |
||||||||||||||
|
Обозначим |
параметры |
«Й, у, |
В, о и б через |
|
|||||||||||||||
стимые вариации параметров означают, что |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
а ; < а , < а Г , |
1 < / < 5 . |
|
|
|
|
|
(20) |
|||||||
|
Тогда динамическая модель R при заданной |
кинематической |
||||||||||||||||||
структуре |
определяется |
точкой |
( a i , a s ) |
5-мерного |
паралле |
|||||||||||||||
лепипеда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
При |
конструктивной |
реализации |
моделей возникает |
задача |
|||||||||||||||
из множества всех R выбрать |
оптимальную |
модель, |
|
которая |
||||||||||||||||
минимизирует |
(максимизирует) |
|
некоторый |
|
критериальный |
|||||||||||||||
функционал, |
|
зависящий |
от |
области |
значений |
|
параметров, |
при |
||||||||||||
выполнении |
условия |
(20). |
Запишем функционал в виде Фу(«), |
|||||||||||||||||
где |
вектор |
х — а ь |
а5 , |
а |
индекс |
качества |
у = |
|
1, 2, ...,5. В дан |
|||||||||||
ной |
задаче |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Ф 1 ( « ) = - ї і 2 _ ; |
ф2 («) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Р*3 |
|
|
|
|
/>*4 |
|
|
|
|
|
|
|
(21) |
|
|
|
|
Ф3 («) = |
К з — Р * З | ; |
Ф4 (*) = |
К 4 - |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
®s(«) |
= |
І Р * 4 — |
Р * З І - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Пусть |
в |
некоторой замкнутой |
области |
G, |
|
принадлежащей |
|||||||||||||
кубу при выполнении условия (20), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ех1Ф7 («) = Ф7 (а°). |
|
|
|
|
|
|
|
(22) |
|||||
|
Тогда |
параметр |
«° |
будем |
называть |
оптимальным |
при |
ус |
||||||||||||
ловии G, или |
Ф 7 ( « ° / G ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
В силу ограничений, накладываемых на параметры, непре |
|||||||||||||||||||
рывность |
|
функционалов |
может |
нарушиться, |
а |
|
область |
|||||||||||||
определения |
|
их |
окажется |
невыпуклой.'При этом следует иметь |
||||||||||||||||
в |
виду |
нелинейность |
и |
многоэкстремальность |
исследуемых |
|||||||||||||||
функционалов |
в пространстве |
варьируемых |
|
параметров |
[8]. |
Для решения подобного класса задач предложен метод ЛП-по- иска [1, 7], который по своей схеме аналогичен методу случай ного поиска [2]. Однако в методе ЛП-поиска используются не случайные многомерные точки, а числа, образующие ЛП т - по - следовательность, распределенные более равномерно. Поэтому
число проб ./V для |
достижения одинаковой точности |
по сравне |
нию со случайным |
поиском оказывается существенно меньшим |
|
(в 3 и более раз). Более равномерное распределение |
этих точек |
|
в пространстве параметров гарантирует большую |
вероятность |
|
нахождения абсолютного экстремума. |
|
Для нахождения абсолютного экстремума отыскиваются точ
ки Qp = |
(qpU |
qPb), образующие ЛПТ-последовательность |
в |
5-мерном |
кубе. По каждой Qp определяют пробную точку |
= |
|
= (а<р ) , a l P ) |
) в параллелепипеде при выполнении |
усло |
|
вия (20): |
|
|
|
|
|
АР)== ар + <7p/(aJ* — a*). |
(23) |
Далее решают систему уравнений (11) и (19) и находят величины (21), (22). Из последовательности точек N выбирают три «лучшие» точки, от которых осуществляется локализация экстремума.
Для исследуемой модели, как и для других реально проек тируемых машин, выбор параметров из их областей существо вания приводит к существенным изменениям функционалов (21), что особенно важно при целевом проектировании опти мальной конструкции. Так, для рассматриваемой вертикальной гибкой роторной системы при
0 < |
со* < 103; 0 < v < 1 0 6 ; |
0 < р < 6 - 1 0 2 ; |
|
|
||||||
5 - 1 0 " 2 < a < 5 - И Г 1 ; |
1 0 _ , < б < 5 |
|
|
|
||||||
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
max v*zlp*z = 9,3740; |
min | v*3 —р*3 1 = 0,0240; |
|
|
|||||||
min У*г1р*ъ = 1,0004; |
max | v ^ — v * 3 |
| = 1814,682; |
|
|||||||
max v ^ / p ^ = |
1,6640; |
min | v*4 —v*3 1 = |
1,6554; |
|
|
|||||
min v*4 /p*4 = |
1,0000; |
max | p*4 — Р * з |
| = 7,0483; |
|
|
|||||
max|v*3 —p*3 1 = 0,8975; |
min | p*4 — p * z |
| = |
1,4288. |
|
||||||
Как видно, максимальные значения критериальных функ |
||||||||||
ционалов отличаются весьма |
значительно. |
|
|
|
|
|
||||
Отыскание |
оптимальных |
параметров гибких |
вертикальных |
|||||||
роторов рассматриваемого типа позволяет получить |
наиболее |
|||||||||
благоприятную |
динамическую |
характеристику |
машины. |
Это, |
||||||
в свою очередь, существенно |
упрощает |
балансировку |
таких |
|||||||
своеобразных |
конструкций, |
какими |
являются |
роторы |
ультра |
центрифуг. Следует заметить, что уравновешиванием таких роторов до сих пор, по существу, не занимались, поскольку, помимо технологических трудностей, динамика таких систем
весьма необычна. |
При |
этом |
осуществление |
конструкции |
|||
с |
оптимальными |
параметрами |
облегчает |
балансировку не |
|||
только принципиально, но и технологически, |
позволяя |
выпол |
|||||
нять ее в условиях, максимально приближенных к |
рабочим |
||||||
(в вертикальном положении |
и при скорости, близкой к |
рабочей) |
|||||
и |
с менее жестким |
допуском на |
остаточную |
неуравновешен |
ность.
Такой процесс уравновешивания дает возможность не только заметно снизить уровень вибраций, но и существенно улучшить качество машины, повысив ее ресурс и экономические показатели
ЛИТЕРАТУРА
1. Гринкевич В. К., Соболь И. М., Статников Р. Б. Об одном наиболее универсальном подходе к проблеме оптимального конструирования в машино строении. «Машиноведение», 1971, № 1.
2.Гринкевич В. К., Статников Р. Б. Исследование статистическими мето дами влияния параметров динамической системы на спектр собственных час тот. «Машиноведение», 1970, № 4.
3.Зейтман М. Ф., Кушуль М. Я- Изгибные колебания вертикальных рото
ров в гравитационном поле. «Машиноведение», 1968, № 5.
4. Зейтман М. Ф. Уравновешивание и изгибные колебания гибких верти кальных роторов (стр. 170 настоящего сборника).
5. |
Кушуль М. Я. Автоколебания роторов. Изд-во АН СССР, 1963. |
6. |
Кушуль М. Я. Движение гироскопа с гибкой осью под действием силы |
тяжести и упругих связей при малых углах нутации и устойчивость его верти кального вращения. «Прикладная математика и механика», т. 32, вып. 4, 1968.
7.Соболь И. М. Многомерные квадратурные формулы и функции Хаара. М., изд-во «Наука», 1969.
8.Чжу С. Я., Прагер В. Последние достижения в оптимальном проекти ровании конструкции. «Механика», 1969, № 6 (118).
Л.А. ФЕДОРОВ, А. Я. ВАСИЛЬЕВ
ВЛИЯНИЕ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ РОТОРА НА ВИБРАЦИЮ КОРПУСА
При изучении вибраций газотурбинного двигателя (ГТД) (частоты, формы, амплитуды) и методов уравновешивания их роторов значительное внимание уделяется анализу совместных колебаний систем ротор — опоры — корпус, при этом корпус рассматривают как балочную конструкцию. Однако такое допу щение недостаточно полно, ибо корпусы представляют собой, большей частью цилиндрические оболочечные конструкции. Поэтому расчет собственных частот колебаний корпусов следо вало бы проводить как оболочек. Это необходимо потому, что одной из возможных причин повышенных вибраций корпуса могут оказаться резонансные режимы, связанные с совпаде нием роторных частот с собственными частотами колебаний оболочки, измеряемые датчиками, установленными на корпусах либо на опорах турбомашины.
На рис. 1 показана принципиальная схема системы ротор — корпус. Известно, что при колебаниях оболочка имеет п волн в окружном направлении и т полуволн в направлении обра зующей. Для замкнутых в окружном направлении оболочек п