Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

демпфирование подшипника с жесткой упругой характеристи­

кой,

тем выше

максимальная скорость вращения

ротора.

Это

утверждение

нашло косвенное подтверждение при

испы­

таниях высокоскоростных роторов [2], однако четкие результаты, ука­ зывающие на связь дисбаланса с ве­ личиной максимальной скорости вращения, нам неизвестны.

Цель настоящей работы заклю­ чалась в качественной оценке ус­ тойчивости цапфы в подшипнике с линеаризованными характеристи­ ками. Эта оценка выполнена путем исследования уравнений движения при малых возмущениях. При запи­ си уравнений движения использо­ вано допущение независимости от­ дельных составляющих реакции га­ зового слоя друг от друга.

Уравнения движения цапфы приведенной массы т в проекциях на оси неподвижной системы коор­ динат (рисунок), центр которой совпадает с центром подшипника, имеют вид

Схема расположения цапфы в зазоре газового подшипника на зарезонансном режиме:

/ — цапфа; 2 — подшипник; М — центр масс; Г — геометрический центр цапфы; О — центр подшип ­ ника; Oi — центр вращения: Р — равнодействующая газовых сил

тх + PN sin

6 +

Ре cos

9 =

F sin со/;

my PN cos

9 +

Pes'm

9 =

(1)

F cos со/;

здесь PE и PN — составляющие реакций газового слоя в проек­ циях на направление эксцентриситета и на направление нор­ мали к эксцентриситету:

^ = 2

т; Ре=УРе,

(2)

1=1

1=1

 

Индексами 14 обозначены соответственно составляющие газостатических сил, газодинамических сил при радиальном смещении цапфы, а также газодинамических сил, пропорцио­ нальных скоростям радиального и тангенциального смещений.

Подставим в уравнение (1) линеаризованные формулы для составляющих реакции газового слоя. Формулы записаны для подшипника бесконечной длины с поправочным коэффициентом

X =

r t h X, учитывающим торцовое истечение газа; здесь

1 +

Л

X = LID — отношение длины подшипника к диаметру вала.

15 Зак . 600

225


Считаем, что безразмерная скорость прецессии цапфы

 

 

 

 

 

е

<*пр

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т. е. ротор совершает

 

малые

колебания

с

частотой, равной

половине частоты

вращения.

 

 

 

 

 

 

Составляющие сил газового слоя:

 

 

 

 

 

PEL

= p0LDz

= ale;

PNI=0;

 

 

 

 

Рр2

= P&LD

 

= а2 е;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лкг

 

 

 

 

 

P f f 2

=

- ^ ° 2 7 I W =

" " f l 3 E ;

 

(3)

Реъ

= p^LD2nle

 

=

аф; P W 3

=

0;

 

 

п

 

-г, п

 

2лХ2в2г

YI

п

п

Х

Ч

я5 є;

Ре4

= p0KLD

л

 

^ o n o

= pcjALD -—--- =

 

 

 

 

1 +

2Л282

 

 

2 +

І2

 

PN^-paKLD

 

 

 

(2 + Е 2 ) У І Є 2

- 0 ,

 

 

 

Г а

 

 

 

 

 

 

 

где А, =

 

характеристика

подшипника;

цкоэффициент вязкости газа;

радиус цапфы;

Ро

 

характерное давление в зазоре;

 

 

радиальный

зазор;

 

 

 

 

 

Су

 

 

 

 

 

угловая скорость вращения;

 

 

 

 

 

 

 

е/Сг

 

— относительный эксцентриситет;

 

 

 

 

в-

дв_

 

 

 

• _

де

 

 

 

 

dt

со

 

 

~

dt

 

 

 

 

 

 

 

После

подстановки

формул

(3)

в

уравнения (1) с учетом

 

 

 

sin 0 = — ;

cos 9 = —

;

е2

= х2 + у2;

 

 

 

 

е

 

 

е

 

 

(4)

 

 

 

є

 

є

 

 

 

 

 

 

;

 

 

 

рн

 

 

 

Х=Х

у = у

~є

;

'

р0=ЗҐ

є

получим систему линейных уравнений относительно безразмер­ ного эксцентриситета

х -f- Ь+ Ь2х + Ьъу = b0 sin at; j У + Ь\у + Ъ2у — Ьгх = b0 cos (at, j

где

,

F

Ma>2r

oQ =

=

,

mCr 2mCr


здесь М — масса

ротора;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г — вектор остаточной

неуравновешенности.

 

Устойчивость малых

отклонений

ротора

от

равновесного

положения

проверена

с помощью

характеристического

уравне­

ния, полученного из системы [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ + б^з + 62Я2 + р3Х + 64

= 0,

 

 

(6)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р, =

2/3,;

р 2

= &? +

263 ;

рз = 2&,&э;

р4 =

2&23.

 

Подстановка численных значений параметров для

газоста­

тического

подшипника

с

диаметром

 

D

=

3 0 - Ю - 3

м, <о =

= 6000 1/сек,

р к

= 5-Ю4

кг/м2,

Сг

=

30-10~6

м,

% =

JL/D = 1

показывает, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

Р І > 0 ;

р 2

> 0 ;

р 3 > 0

и

р4

>

0

 

(7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р і Р 2 р з - Р з 2 - Р і Р 4 > 0 ,

 

 

 

 

(8)

т. е. условие

Рауса — Гурвица

выполняется,

и

цапфа

устой­

чива при малых колебаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ

устойчивости

неуравновешенной

цапфы

должен

быть развит для

случая

движения

по

замкнутой траектории,

радиус которой имеет порядок радиального зазора в подшип­ нике. Оценка ВеЛИЧИНЫ МаКСИМаЛЬНОЙ СКОРОСТИ СОтах в этом случае может быть выполнена из условия равенства нулю сум­

мы потенциальной энергии сжатого газового

слоя Еп и

кинети­

ческой энергии прецессирующей цапфы

Ек:

 

 

 

 

 

Еп

+ Ек

= 0;

 

 

 

(9)

где

 

Е =

 

ВГ—*У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

др

коэффициент

упругости

(жесткость)

газового

слоя;

де

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е — эксцентриситет цапфы в

кг/м;

 

 

 

 

а — радиус траектории

центра тяжести

прецессирующей

 

цапфы;

 

 

 

 

 

 

 

 

т — приведенная

масса

цапфы,

равная

наибольшей из

 

двух величин М/2

и

2^xy—h)_

.

 

 

15*

227


L

— расстояние

между средними

плоскостями подшип­

 

ников;

 

 

Jxy и / 0

— соответственно поперечный и

осевой моменты инер­

 

ции ротора.

 

Из уравнения (9)

следует, что

 

 

 

 

(10)

т. е. максимальная скорость вращения зависит от соотношения между дисбалансом и радиусом траектории прецессии а цапфы. При а/г = 1/2 максимальная скорость вращения равна удвоен­ ному значению скорости синхронного резонанса. С уменьше­ нием относительного радиуса траектории прецессии величина максимальной скорости вращения увеличивается, достигая

4

Зависимость радиуса траектории прецессии от величины остаточной неуравновешенности описывается дифференциаль­ ным уравнением второго порядка с переменными коэффициен­ тами. Определение этой зависимости должно служить темой самостоятельного исследования.

Полученный результат показывает, что при определенных условиях увеличение остаточной неуравновешенности ротора сопровождается незначительным увеличением траектории пре­ цессии. В этих случаях увеличение дисбаланса до оптималь­ ного может привести к некоторому повышению устойчивости ротора.

Выводы

 

 

 

1. Анализ

уравнений движения

неуравновешенной

цапфы

в подшипнике

с линеаризованными

характеристиками

показал,

что при малых

возмущениях цапфа

сохраняет устойчивость.

2.Установлено, что максимальная скорость вращения ро­ тора зависит от соотношения между величиной остаточной неуравновешенности и радиусом траектории центра тяжести цапфы.

3.Устойчивость прецессирующей цапфы в газовом подшип­ нике на зарезонансном режиме может быть повышена за счет ограниченного увеличения дисбаланса, если это увеличение не

приводит к пропорциональному росту траектории прецессии.

Л И Т Е Р А Т У РА

 

 

 

 

1.

Брагин А. Н.,

Панфилов

Е. А. Балансировка высокоскоростных рото­

ров на

подшипниках

с газовой

смазкой. Труды I I I конференции по

уравнове­

шиванию машин и приборов. Одесса, Судпромгиз,

1967.

 

2. Воронин Г. И., Брагин А. Н. Некоторые

способы повышения

устойчи­

вости роторов с газовыми подшипниками. Труды

совещания по газовой смаз­

ке. М., Государственный институт машиноведения,

1968.

 


В. Г. ИВАННИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ И ВЫБОР ОПОР БАЛАНСИРОВОЧНОГО УСТРОЙСТВА ПРИ УРАВНОВЕШИВАНИИ НА РАБОЧИХ ОБОРОТАХ

При балансировке высокоскоростных (до 100 тыс. об/мин и выше) малогабаритных турбомашин (рис. 1) на рабочих ско­ ростях вращения резонансные явления часто возникают на ско­ ростях, отличающихся от расчетных. Поэтому при выборе

Рис. 1. Высокоскоростная малогабаритная турбома­ шина:

/ — подшипниковый узел; 2 — колесо турбины; 3 — кор­ пус; 4 — распорная пружина; 5 — колесо компрессора:

6' — вал

метода уравновешивания необходима оценка собственных час­

тот колебаний системы ротор — опоры

ротора — корпус — опо­

ры балансировочного устройства [1].

 

 

Заменим систему эквивалентной расчетной схемой. Двух-

консольный ротор с рабочими колесами

турбины

2, компрессо­

ра 5 и подшипниковым узлом / (рис. 1)

считаем

симметричным.

Центр тяжести ротора расположен в середине вала 6. Подат­ ливости обеих опор ротора бі одинаковы. Корпус турбомаши-