Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гт = rH + r„— ёш— расстояние между центрами кривизны на внутреннем и наружном кольцах в недеформированном состоянии;

Л =

еыгЕву

в + еьнгвну

 

2 р н

—величина постоянная

для

 

 

данного подшипника опоры согласно контактной тео­

 

 

рии Герца.

 

 

 

 

 

 

 

Здесь 2р„,„,= т— і - Б

 

с у м м а главной

кри-

визны;

— коэффициент,

являющийся

функцией

вспомога-

е Ь (и)

 

 

 

 

 

 

 

 

тельной величины F p = (±-5

 

1

%

;

 

 

 

 

V

Кв(н)

ге(н)

/"Рв(«)

 

 

 

о(ч)

— коэффициент,

зависящий

от комбинации контак-

тирующих

материалов.

 

 

 

 

 

 

 

На

основании решения

уравнений (1)

и расчетов,

выполнен­

ных на ЭЦВМ для конкретного типа совмещенной опоры, были

 

і

Уо

Рж=11,75дан 1

 

дан

 

мкм

 

 

Рх=80дан^

5

 

//

 

120

 

/

 

//

 

 

 

 

 

100

 

/

 

 

//

 

 

4-60

 

 

 

 

80

 

0

 

/ /

V

/

 

 

 

 

60

 

К40

 

//

/

 

 

 

О

 

У/ //

 

 

40

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

^

Р =51,5дан

•Рх=12дан

 

 

 

Опытные

О

і

 

 

 

Расчетные

8

12 16 20уомкм

О

10

Рудан

15

 

 

а)

 

6)

 

 

Рис. 2. Упругие характеристики шарикоподшипников совмещенной опоры при осевом и радиальном нагружении:

а— расчетные; б — экспериментальные

построены ее упругие характеристики (рис. 2, а, б). Изобра­ женные на рисунке характеристики иллюстрируют «мягкую» упругую нелинейность совмещенной опоры при осевом и ра­ диальном нагружении ее вала. Для экспериментального определения упругих свойств совмещенных опор был специаль­ но сконструирован и изготовлен прибор. На рис. 2,б приведены экспериментальные зависимости радиальных смещений вала для различных осевых нагрузок. Как видно из графиков, экспе­ риментальные и расчетные значения радиальных смещений у0 хорошо согласуются между собой. Наибольшее отклонение


( ± 1 0 — 1 8 %) имеет место при значительных радиальных на­ грузках у > 15 дан), а при минимальных значениях Ру от­ клонение составляет ± (3—7)%. Таким образом, предложенная методика определения перемещений вала высокоскоростной совмещенной опоры обеспечивает удовлетворительную точность для большинства случаев осевого и радиального нагружения.

В работах [2, 3] изложен аналитический метод определения критических скоростей ротора турбомашины с учетом упругой нелинейности совмещенной опоры. Частоты свободных коле­ баний ротора, выполненного по двухконсольной схеме [3], опре­ делены в результате решения системы нелинейных дифферен­ циальных уравнений движения асимптотическим методом [4] в первом приближении и представлены в следующем виде:

Q, = со.

(от[

+

\i>\m2) &)[

'±С\"а\1)-

 

±nD[l)(a\l)f

 

+

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

+ Hi

 

 

 

•nD^(a[l))2

 

 

(2)

со2-

 

 

 

(2)

„ ( 2 )

 

 

 

(m,

+

ujm.,) а>2

 

 

 

• i t D {

2 ) ( a i 2 ) ) 2

+

 

где

СО) =

6, -т-ц.2*?,;

С (2)

 

 

 

 

(3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= с, + | я 3 / , ;

D<2>

 

 

 

 

 

 

 

С(» =

Ь2

+

\х,\е2;

C<2> =

Ь2

+ ц 2 е 2 ;

 

 

 

(4)

 

 

 

 

 

 

D<2> =

 

 

 

 

 

 

DM

=

 

c2+\x,\f2;

C 2

+ М-2^2'

 

 

 

 

 

M-i =

Oj W| СО j

M-2

 

a(—mju)2

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

 

 

 

 

 

здесь и далее ai, bx,

b2,

C\, c2,

d\, d2,

e\,

e2,

fx,

f2—коэффициенты

полинома, с помощью которого вводятся функции упругих сил от перемещений вала в местах расположения масс тх и т2 для сис­

темы ротор — совмещенная

опора.

 

 

 

сої и С02 — собственные

частоты,

определяемые

характеристиче­

ским уравнением

 

 

 

 

 

 

 

со*

' _ £ ] _

+ rfz

N ^ 2

_|_

а\Лг—dxa2

= 0.

(5)

Из анализа выражений (2), (3) следует, что частоты нели­ нейных колебаний Qi, Q2 зависят от амплитуды колебаний и убывают с их увеличением («мягкие» нелинейности). Ампли­ туды колебаний системы ротор — совмещенная опора зависят

16 Зак . 600

241


от величин приложенных к ней осевых и радиальных нагрузок. При изменении нагрузки изменяется жесткость опоры, а сле­ довательно, собственная частота колебательной системы непо­ стоянна. В турбомашинах одной из основных причин изменения нагрузок на подшипниковые опоры являются пульсации газо­ вых потоков, протекающих через рабочие колеса турбомашин.

Таким

образом,

установка

совмещенных

опор

в

турбома­

шинах иногда может в значительной степени

уменьшить

колебания

системы

ротор — совмещенная опора,

а также

кон­

струкции

в целом,

при работе

системы вблизи резонанса

или

при плавном проходе турбомашины через

резонанс

за

счет

«пульсирующего» изменения собственной частоты системы.

Экспериментальные наблюдения за

поведением

турбомашин

с совмещенными

опорами

при работе их на скоростях, близких

к критическим

(47—60

тыс. об/мин),

показали

уменьшение

среднего значения амплитуды радиальных и осевых

колебаний

по сравнению с амплитудой колебаний

таких же турбомашин,

но с серийными высокоскоростными подшипниками в опорах.

Частоты свободных колебаний вала конкретного типа тур­ бомашины были рассчитаны по предлагаемой методике с уче­ том фактических податливостей шарикоподшипников совме­

щенной

опоры. Для

заданных

первоначальных условий

[2, 3]

частоты

Qi = 4576

сек-1;

 

Q2 = 6955 сект1.

При

этом

частоты

свободных колебаний ротора

на

абсолютно жестких

 

опорах

сої =5199 сек-1;

ю2 = 7728

секг\

 

 

 

 

 

Таким образом,

для

рабочей

скорости

вращения

 

ротора

сов = 2830 сек~1

отношение

 

=

0,6, и, следовательно,

ротор

можно

считать

жестким

[5]; балансировку

ротора

на

рабочей

частоте вращения возможно производить в двух плоскостях. Для целей балансировки был использован электронный циф­

ровой фазометр типа Ф2-4 с подсоединенным к нему «генера­ тором» синусоидального опорного сигнала (ГОС), построенного

на базе

системы импульсно-фазовой автоподстройки

частоты

[6]. Применение такого генератора синусоидального

опорного

сигнала,

механически не связанного с балансируемым

ротором,

снижает

погрешность измерения

параметров сигнала

от

дис­

баланса

при уравновешивании

высокоскоростных роторов

на

рабочей

частоте вращения, изменяющих ее в процессе балан­

сировки, и дает возможность электрического эталонирования и дистанционного определения фазы дисбаланса.

Принципиальная схема ГОС изображена на рис. 3. В гене­ раторе полосы удержания и захвата соответственно равны 250 и 182 гц. В этом случае фазовая ошибка между входными опорными импульсами, образуемыми фотоэлектрическим дат­ чиком от контрастной метки на роторе, и выходным синусои­ дальным сигналом с подстраиваемого генератора системы импульсно-фазовой автоподстройки частоты [6] составила Дер <


< 1° при изменении скорости вращения в среднем

до ±1,2%

относительно

рабочей скорости вращения ротора турбомашины

(fe = 450 гц).

Так как уравновешиваемые роторы

обладают

инерционностью, а приводные устройства имеют большую ста­ бильность, то в практических случаях отклонения установив­ шейся разности фаз от номинального значения составляют доли градуса. Фазометр Ф2-4 с описанным выше генератором опор­ ного сигнала и измерительным прибором М24 позволяет с вы­

сокой точностью определять

фазу

и

величину дисбаланса

ҐГ [V й*. л

 

 

[V

й'«

- 0 - 7 ? /?

л

С/'А

 

>

1 \1(

0 t

Рис. 3. Принципиальная

схема

«генератора»

синусоидального опорного

 

 

 

 

сигнала

 

 

 

 

 

ротора

турбомашины

при

незначительных

изменениях

его

частоты

вращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория и практика

показывают, что с применением

подобной

измерительной схемы

можно обеспечить

удовлетворительную

точность

(3—5°) при

уравновешивании

высокоскоростных

ро­

торов турбомашин, в частности,

турбомашин

с совмещенными

опорами на рабочей частоте вращения,

изменяющейся

во

вре­

мени в процессе балансировки. При этом

ротор на совмещенной

опоре уравновешивается в двух плоскостях

коррекции в

виду

«мягких» упругих характеристик подшипников опоры.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Спицын

Н. А. и др. Опоры

осей

и валов

машин и приборов. Под ред.

Н. А. Спицына

и М. М. Машнева. М.— Л., изд-во

«Машиностроение»,

1970.

2. Панфилов Е. А., Самсаев Ю. А. Повышение работоспособности и на­

дежности

высокоскоростных совмещенных опор

турбомашин при

нелинейных

16*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

243