Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 311

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при вертикальном положении оси вращения с тем, чтобы устра­ нить действие знакопеременных нагрузок от массы тела [1].

Аппаратура

разрабатываемых балансировочных

 

устройств

должна обеспечивать измерение больших начальных

 

неуравно-

вешенностей изделия с

малыми

погрешностями по

величине и

месту,

а само

балансировочное

устройство — обеспечивать

доступ к балансируемому

изделию.

 

 

 

Рассмотрим

варианты

схем

(рис.

2) некоторых

балансиро­

вочных

устройств. Недостатком

схем

(рис. 2, а, б)

с

горизон­

тальным

положением

оси вращения

балансируемого

изделия

(

 

2

 

 

1

2

 

 

Рис. 2. Варианты ус­ тановки КЛ аппара­ та на рабочий орган балансировочного устройства:

 

/

— балансируемый

ап­

 

парат;

2

б а з и р у ю щ е е

 

кольцо; 3 — подшипни­

 

ковая

опора; 4

Кар­

ее

 

 

 

,

 

0j

2^

к а с

с

ц а п ф а м и

 

является возникновение нежелательных прогибов изделия и его нежестких элементов от действия сил тяжести. Применение схем, показанных на рис. 2, а и в, ограничивает доступ к балан­ сируемому изделию. Наиболее целесообразна схема (рис. 2, г), которая достаточно полно отвечает условиям уравновешивания аппаратов типа «Спутник», имеющих нежесткие элементы и большие габариты по диаметру.

Схема,

показанная на

рис. 2, г, конструктивно основывается

на схеме

вертикальных

балансировочных станков МВТУ

им. Баумана [2]. Однако эти станки предназначены для стати­ ческой балансировки в динамическом режиме и в принципе непригодны для динамической балансировки.

Рассмотрим схемы балансировочных устройств и соответ­ ствующие методы динамической балансировки аппаратов типа «Спутник», имеющие общей основой — фиксацию одной из точек оси стабилизации изделия на вертикальной оси вращения, а так-


же — измерение неуравновешенности как постоянной величины вращающейся совместно с балансируемым аппаратом системы.

Выбор такого принципа позволяет отказаться от обычного метода измерения величины и места неуравновешенности по амплитуде и фазе колебаний опор вращающегося изделия, не обеспечивающего точного определения места неуравновешен­ ности. Погрешности при определении места неуравновешенно­ сти на лучших современных балансировочных станках состав­ ляют 51 угловых градусов и более.

Рис. 3. Схемы устройств для уравновешивания КЛ

аппаратов

с одной сте­

 

пенью свободы:

 

 

/ — балансируемый аппарат;

2 — платформа;

3 — опора

в точке;

4 — шпиндель;

5

— жесткий датчик

усилия

 

 

На рис. 3 показана одна из схем для уравновешивания космических летательных аппаратов. Двумя опорами являются датчики, а третьей опорой — центральная точка О подвеса платформы, воспринимающая основную массу балансируемого изделия с пренебрежимо малым моментом трения.

Для этой схемы, применив метод кинетостатики и выразив равенство нулю главного момента относительно неподвижной точки О подвеса всех внешних сил, сил инерции и реакций, можно получить два уравнения статики и три уравнения кине­ тостатики (уравнения моментов сил, действующих при непод­ вижном и вращающемся шпинделе балансировочного устрой­ ства) :

 

Gy

•Шис

= 0;

 

(la)

 

Gx- •lNxe

= 0;

J

 

 

G„H

иyz

-IN Уд'

 

= 0:

 

Gx + — toL — Ш х д — J угг

+ Jzxa2 = 0;

(16)

 

8

 

 

 

 

^im(Fi)-Jze

= 0,


где

G — вес балансируемого изделия;

 

 

 

 

х, у, z

— координаты центра массы изделия;

 

 

 

Nxc,

Nyc

— статические реакции опор (усилия,

воспринимае­

 

 

мые датчиками), располагаемых по осям коорди­

NXd,

 

нат Ох и Оу соответственно;

 

 

 

 

JVJ/9 — соответствующие

динамические

реакции

опор;

со, є — угловая

скорость

и угловое

ускорение

балансируе­

 

Jz

мого изделия;

 

 

 

 

 

 

 

— момент

инерции

платформы

с изделием

относи­

 

 

тельно оси вращения;

 

 

 

 

Jyz,

Jzx — центробежные

моменты инерции

изделия,

выра­

 

 

жающие

его

динамическую

неуравновешенность

относительно оси;

/— расстояние от оси вращения до опоры.

Встатике для неуравновешенного изделия (х Ф 0; уф 0) момент статической неуравновешенности можно определить из уравнений

Mc

= GVx2 + y2;

)

 

,

(2)

MC

= V Nlc + Nlc, j

а место неуравновешенности — из соотношения

„ = a r c c t g - ^ .

(3)

Отсчитывая угол а

по градусной

шкале платформы от

штока одного датчика ко второму, можно весьма точно опре­

делить проходящую через ось шпинделя

вертикальную

плос­

кость / — /, в которой следует

установить

уравновешивающий

груз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• J

N2xc

+

N2l

,

 

 

(4)

 

 

 

G,= У

 

г

 

 

 

где г — расстояние

 

 

 

 

 

 

 

 

от

конструктивной

оси

изделия до центра

 

массы уравновешивающего

груза.

 

(х — у =

 

При статически

уравновешенном

изделии

0) и

при

установившемся

режиме

динамической

балансировки

(со =

const; є = 0) уравнения

(16) примут вид

 

 

//Vy a -Vo2 = 0;

ш , а - / г х = о .

Из этих уравнений достаточно просто определить динами­ ческую неуравновешенность изделия, так как произведения /yZ'C02; /z x co2 — это проекции вектора момента пары сил динами­ ческой неуравновешенности изделия на оси координат Ох и Оу соответственно (рис. 2, а) .


Центробежный момент

в

плоскости / — / неуравновешенных

масс равен

 

 

 

 

 

 

 

Jxz-

 

 

 

(5)

Место динамической неуравновешенности или положение

плоскости / — / определится из выражения

 

 

 

а = arcctg-^sL.

 

 

(6)

Из уравнения

(5) получим

формулу

для подсчета веса

урав­

новешивающих грузов при динамической

балансировке

 

 

G 2 =

 

,

 

(7)

где г], Л] — соответственно

расстояние

от

оси вращения

изде­

лия

до уравновешивающих

грузов и расстояние

между плоскостями исправления;

 

g — ускорение силы тяжести.

 

 

 

•ЛИТЕРАТУРА

1. Левит М. Е. Теория и практика уравновешивания турбомашин. Сб. «Уравновешивание машин и приборов». Под ред. проф. В. А. Щепетильнико­ ва. М., изд-во «Машиностроение», 1965.

2. Павлов Б. В. Вертикальные балансировочные станки. М., Машгиз, 1963.

3.Проблемы ориентации искусственных спутников Земли. Пер. с англ. Под ред. С. Ф. Сингер. М., изд-во «Наука», 1966.

4.Пузицкий А. Б. Стабилизация спутников вращением. «Авиация и кос­ монавтика», 1969, № 1.