ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 5
колебаниях ротора. «Надежность и контроль качества», М. Изд-во стандар тов, 1969, № 8.
3. Самсаев Ю. А. Свободные колебания вала турбомашины на высокоско ростных совмещенных опорах. Сб. «Вопросы исследования систем автомати ки, агрегатов и электрооборудования локомотивов». Труды МИИТа. Вып. 352.
М., изд-во «Транспорт», |
1969. |
|
|
|||
4. 'Боголюбов |
Н. |
Н., |
Митропольский Ю. Я. |
Асимптотические методы |
||
в теории нелинейных |
колебаний. М., Физматгиз, 1963. |
|
||||
5. Борувка |
В. Влияние податливости опор |
на оценку |
динамических |
|||
свойств ротора |
и |
выбор |
метода балансировки. Сб. |
«Теория и |
практика урав |
новешивания машин и приборов». Под ред. В. А. Щепетильникова. М., изд-во
«Машиностроение», |
1970. |
|
|
|
|
|
|
6. Самсаев Ю. А. Измерение фазы сигнала от дисбаланса при наличии |
|||||||
помех |
(стр. 44 настоящего сборника). |
|
|
|
|||
А. П. БОРИСЕНКО, |
Г. В. ГРЯЗЕВ, |
В. Я. КРАСЮК |
|
|
|||
ИЗМЕРЕНИЕ ВЕКТОРОВ ВИБРОСМЕЩЕНИЙ |
|
||||||
РОТОРА ТУРБОАГРЕГАТА |
|
|
|
|
|||
В |
настоящее |
время |
при |
балансировке |
роторов |
турбоагре |
|
гатов |
находят применение методы балансировки с использова |
||||||
нием |
ЭВМ, эффективность |
которых |
во |
многом |
зависит от |
||
достоверности первичной |
информации. |
|
|
|
|||
Ее |
можно повысить, |
если измерять |
непосредственно абсо |
лютные вибросмещения ротора, а не опор. Это подтверждается тем, что вибрация ротора передается на опоры с 3—10-кратным ослаблением, а для малых значений вибросмещений (менее 50 мкм на опоре), так же как и для низких скоростей вращения, наблюдается существенное уменьшение коэффициента пропор
циональности между |
вибросмещениями |
ротора |
и |
опоры [2]. |
||
Данные о вибросмещении опор целесообразно |
использовать |
|||||
при балансировке |
как |
вспомогательный критерий |
|
качества |
||
балансировки. |
|
|
|
|
|
|
Измерение векторов вибросмещения ротора в нескольких |
||||||
плоскостях позволит |
построить линию |
динамического |
прогиба |
|||
ротора или ее составляющих, а наличие аппаратуры |
с |
высокой |
||||
избирательностью даст |
возможность |
определить |
оборотную |
гармонику и кратные ей еще на докритических скоростях вра щения, а также выявить и оценить влияние нелинейностей (в частности, выявить низкочастотные составляющие). Все это позволит начать балансировку уже на докритических оборотах
вращения, целесообразность |
которой |
подчеркивается, |
напри |
|
мер, в работе [4]. |
|
|
|
|
Для решения этих задач |
виброакустической |
лабораторией |
||
ВТИ в г. Харькове разработана аппаратура для |
бесконтактного |
|||
измерения абсолютных вибросмещений роторов и |
векторов |
|||
составляющих вибросмещений |
роторов |
как основной |
гармони |
|
ки, так и кратных ей. |
|
|
|
|
Комплект опытного образца аппаратуры состоит из устрой ства типа БВ-IV для бесконтактного измерения абсолютных вибросмещений роторов, векторметра электродинамической системы и генератора опорных напряжений. Блок-схема одного канала показана на рис. 1.
Устройство имеет бесконтактный сейсмический датчик, дви жение инерционного элемента которого примерно в 5 раз мень ше движения корпуса датчика, что позволяет создать практи чески неподвижную точку отсчета по отношению к земле,
Рис. |
1. Блок-схема аппаратуры |
для бесконтактного |
из |
|
мерения вектора основной волны вибросмещения |
|
|
|
ротора: |
|
|
/ — |
бесконтактный датчик; 2 — |
з а д а ю щ и й генератор; |
3 — |
усилительно-измерительный блок; 4 — усилитель опорных сиг налов; 5 — измерительный механизм векторметра; 6 — п о д в и ж
ная катушка; |
7 |
— неподвижные катушки; |
8 — подшипник; |
9 |
— |
опорный генератор; 10 — |
ротор |
несмотря на вибрацию места закрепления — подшипника 8. Наличие жидкостного нелинейного демпфирования сейсмиче ской системы позволяет сузить участок собственного резонанса и сдвинуть в область низких частот границу рабочего частотно го диапазона [1]. Нелинейное демпфирование обеспечивает получение частотно-независимого коэффициента ослабления движения инерционного элемента в диапазоне частот 12—700 гц,
Жидкостное |
демпфирование обеспечивает |
также |
устойчивость |
||||||
сейсмической |
системы к |
поперечным |
составляющим |
вибрации |
|||||
с ускорением |
до |
7g. Для преобразования |
вибросмещений |
вала |
|||||
в электрический |
сигнал |
применен |
токовихревой |
преобразова |
|||||
тель. Сигнал |
с датчика |
поступает |
на |
усилительно-измеритель |
|||||
ный блок 3, который измеряет размах |
вибросмещений, |
а |
также |
ный |
сигнал, |
несущий информацию |
о вибросмещении |
ротора 15 |
|||||||||||||||||||
и относительном расположении меток 12 и |
13, |
|
с |
усилительно- |
|||||||||||||||||||
измерительного |
устройства |
3 поступает на схему разделения 4, |
|||||||||||||||||||||
которая |
|
выдает |
сигнал, |
пропорциональный |
вибросмещению |
||||||||||||||||||
ротора, и сигнал привязки. Первый |
поступает |
|
на |
|
подвижную |
||||||||||||||||||
катушку |
9 |
измерительного |
механизма |
векторметра, |
второй — |
||||||||||||||||||
на схему |
5, |
формирующий |
синусоидальный |
и |
|
косинусоидаль- |
|||||||||||||||||
ный |
опорные |
сигналы |
неподвиж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ных |
катушек |
10. |
Для |
измерения |
|
15 |
15 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
векторов |
составляющих |
вибро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
смещений |
ротора, |
кратных |
час |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
тоте o)(-j-co, 2ш, Зсо), опорный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
сигнал |
подается |
на делитель |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
или умножитель 7 частоты опор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ного сигнала. |
Эта же |
аппарату |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ра |
совместно |
с генератором |
ре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
гулируемой |
|
частоты |
позволяет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
производить |
|
гармонический |
ана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
лиз вибросмещений ротора. В ка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
тушку |
измерительного |
|
механиз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ма подается сигнал от вибродат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
чика; на |
неподвижные |
|
катушки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
подается |
напряжение |
|
опорного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
сигнала от генератора 14 с регу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
лируемой |
частотой. |
|
|
|
|
|
Рис. 3. Блок-схема |
одного |
ка |
||||||||||||||
|
Применение |
|
|
устройства |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
нала |
устройства БВ-IV с век |
||||||||||||||||||
БВ-IV с векторметром позво |
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
торметром: |
|
|
|
||||||||||||||||
ляет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
— |
бесконтактный |
|
датчик; |
2 — |
||||||
|
повысить |
точность |
измерения |
|
з а д а ю щ и й |
генератор; 3 — усили |
|||||||||||||||||
|
|
тельно-измерительный |
блок; |
4 — |
|||||||||||||||||||
вектора |
|
вибросмещения |
ротора; |
|
схема |
разделения; |
5 — 7 |
— |
схемы |
||||||||||||||
определить |
векторы |
кратных |
|
формирования |
|
опорных |
сигналов; |
||||||||||||||||
|
8 |
— |
измерительный |
механизм |
век |
||||||||||||||||||
составляющих вибросмещения ро |
|
торметра; |
9 |
— |
подвижная |
катуш |
|||||||||||||||||
|
ка |
векторметра; |
10 |
— неподвижные |
|||||||||||||||||||
тора; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
катушки |
векторметра; |
/ / |
— |
под |
|||||||
|
произвести |
|
гармонический |
|
шипник; |
12 — |
13 |
— |
метки; |
|
14 — |
||||||||||||
|
|
|
внешний |
генератор; |
15 |
— |
ротор; |
||||||||||||||||
анализ |
составляющих |
вибросме- |
|
|
|
16 |
— |
переключатель |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
щения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
производить |
отсчет |
величины |
и |
места |
неуравновешенности |
одновременно на одной шкале.
Наличие бесконтактных датчиков и меток на валу позволит осуществить бесконтактную привязку электрических сигналов к вращающемуся ротору в месте измерения вибросмещения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенко А. П. Разработка и исследование устройства для измерения абсолютной вибрации ротора турбины. Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук, 1967 г.
2.Брановский М. А., Лисицын И. С, Сивков А. П. Исследование и уст ранение вибрации турбоагрегатов. Изд-во «Энергия», 1969.
3.Грязев Г. В. Комплексные приборы (векторметры), их теория и при
менение. Диссертация на соискание ученой степени |
канд. техн. наук, |
1959 г. |
|
4. Muster D., Flores В. Критерии балансировки роторов и их связь с те |
|||
кущей практикой балансирования роторов в США. |
Paper. Amer. Soc. |
Mech. |
|
Eng., 1969, N |
Vibr—60. |
|
|
А. И. МАЛКОВ, |
M. E. ЛЕВИТ |
|
|
К ВОПРОСУ УРАВНОВЕШИВАНИЯ АППАРАТОВ |
|
||
ТИПА «СПУТНИК» |
|
|
|
Четкое маневрирование и ориентация |
космического |
лета |
|
тельного (КЛ) аппарата возможны лишь |
при знании величин |
||
его моментов инерции и положения центра |
массы по отношению |
к соплам реактивных двигателей, располагаемых по конструк
тивным |
осям аппарата. Определение центра массы |
аппарата |
|
и совмещение этой точки с конструктивной |
осью производится |
||
методами статической балансировки. |
|
|
|
Постоянное увеличение скорости, дальности и |
времени |
||
полета |
КЛ аппаратов требует соблюдения |
высокой |
точности |
траектории движения при уменьшении веса и энергоемкости
бортовых систем |
ориентации и стабилизации |
(веса |
и |
количества |
||||
газобаллонов, моментных двигателей и т. д.). |
Эта |
цель |
может |
|||||
быть |
достигнута |
благодаря изготовлению |
аппаратов, |
у кото |
||||
рых |
конструктивные оси |
являются главными |
осями |
инерции, |
||||
т. е. |
путем динамического |
уравновешивания |
|
аппаратов. |
|
Наиболее необходимым является динамическое уравнове шивание КЛ аппаратов, стабилизирующихся вращением вокруг
одной из своих осей [4]. В настоящее |
время •— это орбитальные |
||
спутники: навигационные, связи и др. \ |
в недалеком |
буду |
|
щем — крупные космические станции |
и |
корабли. Качество |
ста |
билизации выбранной конструктивной оси аппарата зависит от
величины угла, |
образуемого |
этой |
осью |
с |
осью фиксированной |
|||||
в пространстве. При вращении КЛ аппарата |
его главная цен |
|||||||||
тральная ось инерции |
Oz |
(рис. 1) |
отклонена от оси Oz0, имею |
|||||||
щей |
неизменное |
направление |
на |
угол |
полураствора |
прецессии. |
||||
Обозначим этот |
угол |
индексом 9ь Если |
обозначить соответ |
|||||||
ственно индексом 62 угол, |
образуемый |
главной |
центральной |
|||||||
осью |
инерции |
аппарата |
и |
соответствующей |
конструктивной |
|||||
осью стабилизации Ozu |
то будет справедливо равенство |
|||||||||
|
|
|
|
0 = |
01 + |
02, |
|
|
|
|
1 Одним из первых спутников, стабилизированных вращением, был амери канский спутник связи типа «Синком-1м», запущенный в 1963 г.
где |
8 — полная величина |
угла отклонения |
конструктивной |
оси |
|||||
|
аппарата |
от |
фиксированной |
оси |
или |
качество |
стаби |
||
|
лизации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величина угла |
0i при |
угловой |
скорости |
порядка |
100 |
— |
||
150 |
об/мин довольно |
мала (около 0°30'—1°). Путем демпфиро |
|||||||
вания аппарата угол |
8i можно снизить до |
нескольких |
угловых |
||||||
минут [3]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величина угла 82, определяющая |
начальную |
динамическую |
||||||
неуравновешенность |
КЛ |
аппарата, |
обычно довольно |
велика, |
поскольку аппарат представляет собой сложное тело, имеющее
много |
разъемных |
нежестких |
сое |
|
|
|
|
|||||||
динений |
на |
основном |
узле — |
|
|
|
|
|||||||
корпусе |
аппарата. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Распределение |
массы |
|
аппа |
|
|
|
|
||||||
рата по его объему с целью све |
|
|
|
|
||||||||||
дения к минимуму начальной не |
|
|
|
|
||||||||||
уравновешенности |
производится |
|
|
|
|
|||||||||
при |
|
конструировании |
|
изделия |
|
|
|
|
||||||
путем |
трудоемких |
расчетов, |
точ |
|
|
|
|
|||||||
ность |
такого |
|
уравновешивания |
|
|
|
|
|||||||
весьма |
|
низкая. |
Аппарат |
после |
|
|
|
|
||||||
сборки |
обычно |
имеет |
смещение |
|
|
|
|
|||||||
центра |
|
массы |
|
от |
расчетной |
точ |
|
|
|
|
||||
ки |
более 20 |
мм, |
а |
отклонение |
|
|
|
|
||||||
главной |
центральной |
оси |
инер |
|
|
|
|
|||||||
ции |
аппарата |
|
от |
выбранной оси |
Рис. 1. |
Схема |
расположения |
осей |
||||||
стабилизации |
составляет |
угол |
в |
|||||||||||
2—4°. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛ |
аппарата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Чтобы существенно повысить качество собранного аппарата, |
|||||||||||||
необходимо на один порядок снизить величины, |
влияющие |
на |
||||||||||||
его уравновешенность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Отметим некоторые эффективные пути |
решения задачи |
по |
|||||||||||
уравновешиванию КЛ аппаратов типа «Спутник». |
|
|||||||||||||
|
При |
разработке технических |
условий |
на оборудование |
для |
уравновешивания аппаратов необходимо учитывать характер ные их особенности: большие габариты, наличие нежестких и далеко выступающих элементов конструкции, отсутствие удоб ной технологической базы для закрепления на рабочем органе
балансировочного устройства |
и большие начальные |
дисба |
|||||
лансы. |
|
|
|
|
|
|
|
Кроме |
того, |
устранение неуравновешенности |
КЛ |
аппарата |
|||
не может |
быть |
осуществлено |
простым |
удалением |
части |
мате |
|
риала с |
поверхности балансируемого |
изделия, |
а |
сопряжено |
с трудностями |
по установке внутрь собранного изделия урав |
||||
новешивающих |
грузов. |
|
|
|
|
Ввиду особенностей |
аппаратов типа «Спутник» |
динамиче |
|||
ская балансировка |
их |
должна |
производиться при |
рабочих |
|
скоростях вращения |
стабилизации |
(порядка 50—200 об/мин) и |