Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Г л а в а 4

Уравновешивание

роторов

в точном

приборостроении

Н. И. ПОЛЯКОВ, К. С. ТЕРЕХОВА

ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСКОВ НА ДИНАМИЧЕСКОЕ УРАВНОВЕШИВАНИЕ РОТОРОВ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ

В данной работе рассматриваются некоторые материалы по допускам на первоначальную и остаточную неуравновешен­ ность, а также неуравновешенность, изменяющуюся в процессе

эксплуатации приборов. Первоначальная

неуравновешенность

роторов гиромоторов складывается из конструктивной,

магнит­

ной, упругой, тепловой, аэродинамической и монтажной

не-

уравновешенностей.

 

 

 

Конструктивная неуравновешенность

обуславливается

це­

лым рядом причин, в том числе: разножесткостью обода

ротора

в одноколокольных и двухколокольных гиромоторах [3], торцо­ вым и радиальным биением ротора, перекосом наружных колец шарикоподшипников [5], наличием большого зазора между ротором и фланцем и неравномерного удлинения крепежных винтов, вызывающих одностороннее смещение крышек.

Магнитная неуравновешенность связана с неравномерным зазором между магнитопроводом ротора и статора гиромотора. Так как от запуска к запуску в синхронных гиромоторах фаза магнитного радиального притяжения изменяется, а фактическое тяжелое место в роторе не изменяет своего углового положения, то каждый раз происходит сложение двух векторов от центро­ бежной силы пропорциональной механической неуравновешен­ ности и вектора радиального магнитного притяжения:

2F = F y ± T .

Расчет теоретической силы магнитного притяжения Т0 про­ изводится по формуле

JID Л

г,

<Vs,

где а — коэффициент полюсного перекрытия; Bbt — индукция в воздушном зазоре в вб/м2;


K S l — коэффициент воздушного зазора;

бі — воздушный зазор в м;

 

 

 

 

Dp

— диаметр ротора в м;

 

 

 

 

I — осевая длина воздушного зазора в м;

 

 

/g,— смещение ротора относительно

статора

(за счет

неточ­

 

ной механической обработки и сборки);

 

 

где tz

z

56 + Ьш

 

 

 

 

 

 

 

— шаг по пазам;

 

 

 

 

Ьш

— раскрытие паза.

 

 

 

 

Действительное магнитное притяжение

 

 

 

Т = ( 2 , 5 - 1,75)70.

 

 

Упругая неуравновешенность ротора

проявляется на

рабо­

чих скоростях, если ротор гибкий, когда

рабочая

частота

вибра­

ции в радиальном направлении составляет 0,7—0,8 от собствен­ ной частоты.

Роторы подобной конструкции дополнительно уравновеши­ вают на рабочих скоростях вращения.

Тепловой разбаланс ротора наступает при прогреве отдель­ ных элементов гиромотора теплом, исходящим от обмоток статора, от нагрева подшипниковых опор, изменения темпе­ ратуры окружающей среды.

Монтажная неуравновешенность определяется сочетанием геометрических размеров входящих деталей, перекосом внут­ реннего кольца шарикоподшипника, радиальным биением беговых дорожек, разноразмерностью по толщине регулировоч­ ных шайб и прокладок, величиной осевого упругого люфта. Монтажная неуравновешенность изменяется после каждой пе­ реборки гиромотора

При сборке и уравновешивании гиромоторов, подшипники которых установлены с радиальным зазором, величина перво­

начальной

неуравновешенности

будет пропорциональна ради­

альному

биению

внутреннего

кольца

шарикоподшипника.

В процессе работы

величина

остаточной

неуравновешенности

будет изменяться в

пределах радиального

биения внутреннего

кольца шарикоподшипника в зоне осевого люфта гиромотора.

При расчете допустимого осевого и радиального люфта гиро­ моторов данной конструкции определяется режим работы под­ шипниковых опор и гарантированный срок гироскопического прибора.

При установлении допуска на точность уравновешивания ро­ тора гиромотора, кроме расчета долговечности шарикоподшип­ никовых опор, должна учитываться зллипсность вектора центро­ бежной силы, угол контакта, осевой натяг, радиальная жест­ кость и форма беговой дорожки качения, влияние силовой и


моментной

неуравновешенности

на уход двух-

и

 

трехстепенных

гироскопов |[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим

влияние статической неуравновешенности

рото­

ра на точность работы двухстепенных

интегрирующих

поплав­

ковых гироскопов

(ИПГ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При уравновешивании ИПГ на воздухе с незапущенным ги-

ромотором устраняется суммарный момент

Мх:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мх

= MXl

+

МХ2,

 

 

 

 

 

 

 

 

где Мх,

— момент

статической

несбалансированности

поплавка;

 

 

 

 

 

Мх,

=

M0cosq>;

 

 

 

 

 

 

 

 

Mo —• момент

статической

несбалансированности

ротора;

 

Ф угол,

характеризующий

уклонение

центра

тяжести

 

 

ротора

гироскопа

по

отношению

к

горизонтальной

 

 

 

оси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погрешность

статической

балансировки

поплавка,

обуслов­

ленной

статической неуравновешенностью

ротора,

определяется

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ах

 

=

^2-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

G

'

 

 

 

 

 

 

 

 

где Gn

— вес поплавка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погрешность статической балансировки поплавка может вы­

звать дрейф и, как показали экспериментальные

данные,

они

составляют

~ 1 0 %

допуска

на

случайный

дрейф.

Следователь­

но, допуск на Мо должен задаваться с учетом Мх.

На

точность

работы ИПГ оказывает влияние и динамическая

неуравновешен­

ность

ротора [2]. Дрейф ИПГ

от

є определяется

по

формуле

 

 

 

 

 

Р ~

 

 

М\

-А,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q3

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с о 3

s i n

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ma

=

 

 

(J-J3)eQ*;

 

 

 

 

 

 

 

здесь

соз — угловая скорость вращения Земли

(12,3

 

град/ч);

 

 

/ — осевой момент инерции ротора;

 

 

 

 

 

 

 

 

/ э — экваториальный

момент инерции ротора;

 

 

 

 

/і — момент инерции

поплавка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q — угловая скорость

собственного

вращения

ротора;

 

dK

— коэффициент вязкого

трения

кожуха

поплавка;

 

 

Ф угол собственного вращения

ротора;

 

 

 

 

 

е— угол между осью собственного вращения ротора и главной центральной осью инерции ротора.


Из приведенной формулы видно, что р уменьшается по мере увеличения точности динамического уравновешивания, т. е. если є < Г, то систематический уход абсолютно жесткого гироскопа имеет очень малую величину, а если є > Г, то погрешность ста­ новится соизмеримой с ожидаемой точностью. Чем больше по габаритным размерам гироскоп, тем меньшая зависимость дрей­ фа от динамической неуравновешенности.

Влияние статической неуравновешенности на дрейф наруж­ ной рамы трехстепенного свободного гироскопа [5] определяется по формуле

11)

1

/GasinVoCosVo

 

, г

j

W d 2

2/QcosV0 "

Q[IBJC—(JcosV0¥]

(

4

e x

 

+ mpazaD

ctg V0

cos V0 )tg V0

 

Формула

действительна,

если

выполняется

условие

 

JBJc—J2

c o s 2 y o > 0 .

 

 

 

Влияние динамической неуравновешенности ротора гиромотора на дрейф [5] трехстепенного свободного гироскопа опреде­ ляется по формуле

+A c o s V 0

Ув / С — ( / COS VQ)2

где / — осевой момент инерции

ротора;

 

 

 

 

 

 

 

J в = J э

+

J в у \

 

 

 

 

Jc

= JH

+ (J3

+

Jez)cos2

V0 + Jex

sin2 V0;

 

 

J3

— экваториальный момент инерции ротора;

 

 

VQ — угол переноса неперпендикулярности между осями

кар­

 

данного

подвеса;

 

 

 

 

 

 

 

Q — угловая

скорость

собственного вращения

ротора;

 

G — масса статически неуравновешенного ротора;

 

о — отклонение

центра

массы от оси собственного вращения

az

ротора;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— положение

центра

масс

ротора

относительно центра

aD

масс на оси Ог;

 

 

 

 

на оси OD;

 

— проекция расстояния центра масс

 

Jey

— момент

инерции

карданного

подвеса

относительно

 

оси Оу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Jez

— момент инерции внутренней рамки относительно оси Oz.

Академик Ю. А. Ишлинский

[1] сравнивает вибрацию

гиро­

скопа, обусловленную динамической неуравновешенностью ро­ тора, с его нутационными движениями.

При рассмотрении дрейфа систематического трехстепенного гироскопа от динамической и статической неуравновешенности ротора устанавливается, что он значительно увеличивается, если

17 Зак . 600

257


дополнительно к неуравновешенности имеется разножесткость узла опоры фланцев [4].

Одним из источников синусоидальной вибрации гироинерциальной платформы вокруг осей подвеса является статическая неуравновешенность роторов синхронных гиромоторов двухили трехстепенных гироскопов.

Наличие вибрации гироскопа как в радиальном, так и в осе­ вом направлении, обуславливает образование мгновенных зна­ чений вибрационных моментов, действующих на гироскопы, ко­ торые содержат составляющие типа sin2 at, что приводит к по­ стоянному уходу платформы. Эти уходы зависят от жесткости платформы вокруг осей подвеса. Расчет постоянной составляю­ щей ухода гироинерциальной платформы, обусловленной стати­ ческой неуравновешенностью роторов трехстепенных гироскопов при условии равножесткости платформы по всем осям, произво­ дится по формуле

где Q — постоянная

составляющая ухода гироинерциальной

 

платформы;

 

 

 

 

 

т 0

— масса ротора;

 

 

 

 

g — ускорение силы тяжести;

 

 

 

г —• радиус коррекции ротора гиромотора;

 

 

tnagr — статический

момент

неуравновешенности

ротора;

 

Я — кинетический момент

ротора;

 

 

 

2L — расстояние

между осями двух

роторов

трехстепенных

Jp

гироскопов;

 

 

 

 

 

— полярный момент инерции платформы относительно оси

 

X или Y;

 

 

 

 

 

Qs

— частота вращения ротора;

подвеса

платформы

по

Qi — собственная

частота

вибрации

&2

оси Оу;

 

 

 

 

 

собственная

частота

вибрации

подвеса

платформы

по

 

оси Ох;

 

 

 

 

 

где «і — основная угловая жесткость платформы относительно

оси; к2 — основная угловая жесткость платформы относительно

оси.

Приведем числовой расчет дрейфа гироинерциальной плат­

формы,

если установлены

два

трехстепенных гироскопа.

Пусть

Н = 2000 гсмсек;

2z =

30,5

см;

= 4 • 105 гем2;

Qs =

= 800

рад/сек.