Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

волочка и др.), допускают значительные угловые погрешности для отдельных воздействий.

Процесс устранения неуравновешенности следует вести так,

чтобы пересечение линий б]\г с линиями Дер (на

графике)

оказы­

валось в области

рационально­

 

 

 

 

 

го процесса. Для каждого зна-

$

 

 

 

 

чения 6JV существует

предель-

1 8

 

 

 

 

но допустимая

погрешность по

'

2,0

/

 

 

углу — Ау-пред-

При

больших 1,6

 

 

 

 

угловых

погрешностях

неурав-

^

/1.75

 

 

 

новешенность

будет

увеличи­

1.2

о

03

 

ваться до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%25

0,56лг = | cos

Дфярва | •

^

 

 

 

 

 

 

 

При

одинаковых

угловых

°>8

1£^0бласть рациональных

погрешностях

лучший эффект

Q6

sfJF

процессов

 

дают процессы с 6N < 1.

°>*

 

 

 

 

Приведенные

рекоменда-

 

 

 

 

ции позволяют

 

более

рацио- о,2

 

 

 

 

нально

вести

технологический

 

 

 

 

 

процесс

устранения неуравно­

 

30 60

90

120

150 Ay"

вешенности

и должны

учиты­

 

 

 

 

 

ваться

при

создании

баланси­

Рис. 3. Эффективность процесса урав­

ровочного

оборудования.

 

новешивания

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунов Б. И. Некоторые способы оценки качества технологической операции уравновешивания. Известия вузов. «Машиностроение», 1969, № 12.

2. Козлянинов Т. П. Исследование конструктивных особенностей балан­ сировочной машины с двумя неподвижными опорами. Сб. «Теория и конст­ рукция балансировочных машин». Под ред. В. А. Щепетильникова. М., Машгиз, 1963.

П. В. СЫРОВАТЧЕНКО. Б. И. ГОРБУНОВ, А. Н. ПРИЧИНА

О НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОГРЕШНОСТЯХ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ ГИРОМОТОРОВ

Успешное решение технологических задач проблемы точно­ сти уравновешивания связано с анализом погрешностей, возни­ кающих в процессе выполнения переходов технологической опе­ рации уравновешивания. Эта операция может быть разделена на три этапа [1].

При использовании сверления в качестве технологического приема устранения неуравновешенности в условиях неавтомати­ зированного производства можем выделить три перехода: изме-


рения неуравновешенности ротора, преобразования информации, полученной при измерении, в параметры, характеризующие этап высверливания (количество отверстий, их диаметр, взаимное уг­ ловое расположение и глубина), и, наконец, устранения неурав­ новешенности сверлением. На каждом из указанных переходов возникают погрешности, что позволяет записать суммарную по­ грешность уравновешивания АУР в виде

Л„Р = К + К + \ ,

( О

где Ди , Аи Д„ — соответственно погрешности измерения, пре­ образования и устранения неуравновешенности. Основные со­ ставляющие погрешностей трех переходов видны на рис. 1.

Как показали эксперименты, радиус отверстия увеличивается из-за разбивки на величину, доходящую до 7%, а погрешность выдерживания глубины при ручном сверлении доходила до 25— 40% заданной глубины. Эти изменения глубины и диаметра при­ водят к значительным отклонениям величины и координат цент­ ра масс удаляемого объема от рекомендуемых тарировочным графиком, связывающим неуравновешенность и параметры сверления.

Погрешности из-за смещения оси отверстия от плоскости ис­ правления ротора намеченной канавкой, базирования ротора на столе сверлильного станка, установки ротора в балансировоч­ ную рамку, установки рамки с ротором на балансировочную ма­ шину, а также связанные с изменением параметров ротора по сравнению с эталоном и др. приводят к смещению реальных пло­ скостей исправления, определяемых положением центра масс удаляемых объемов материала, от плоскостей исправления эта­ лонного ротора. Эта общая погрешность определяет величину угловой погрешности ДсрЛ, которая описывается уравнением [2]

tgA<P,~

s i "E

 

,

 

(2)

 

 

K b t ~ 1 ) - c o s p

 

 

 

где p —• угол между неуравновешенными

силами ротора

в левой

и правой плоскостях исправления;

 

 

 

 

X — отношение

неуравновешенной силы

Р л в левой

плоско­

сти исправления к Р п — неуравновешенной силе

в пра­

вой плоскости исправления;

 

 

 

 

Ь и — расстояние

между

плоскостями

исправления

ротора;

&ь — допуск на размер

Ь и .

 

 

 

 

Для одного из типов гиромоторов -« ^

10, а X =

0,1 — 3,5.

При этих условиях угловая погрешность может доходить до 45°, что приводит к необходимости повторения цикла указанных вы­ ше переходов.

Эквивалентная система из двух сил, лежащих в плоскостях исправления ротора, в реальных условиях характеризуется ши-


5 3

оа

«5

йа

О О

о а.

£ = 5 u

о- я

5 4

SO

и з м е р е н и я неуравновешенности

ш S

 

S

о

 

У

со

л) С

 

 

 

 

3 щ

се 2

mз:

ка

а «в

П е р е х о ды

 

 

1

 

1

преобразования

результатов измерения

 

в парамегры

м е т о д а у с т р а н е н и я

у с т р а н е н и я неуравновешенности

неура вновешенности П о г р е ш н о с т и

3 =

« а|

и я

ее О и с

о О

Основные составляющие погрешностей переходов

роким диапазоном углов р. Величиной этого угла можно управ­ лять на всех переходах устранения неуравновешенности, начи­ ная с первого. В зависимости от требований технических усло­ вий необходимо стремиться привести этот угол к О или 180°. Одинаковый подход к устранению неуравновешенности в обеих плоскостях исправления приводит к необходимости выравнива­ ния неуравновешенности в обеих плоскостях на первом же пере­ ходе.

Величина бь должна назначаться с учетом технологии изго­ товления ротора и технологии уравновешивания. В первом при­ ближении можно рекомендовать назначать дь таким, чтобы угловая погрешность не превышала точности балансировочной машины по паспорту.

Система простановки размеров на роторе должна учитывать принятую схему базирования ротора в балансировочной рамке машины.

ЛИ Т Е Р А Т У РА

1.Сыроватченко П. В., Горбунов Б. И. Направления разработки основ технологии устранения неуравновешенности. Сб. «Теория и практика уравно­ вешивания машин и приборов». Под ред. В. А. Щепетильникова. М., изд-во «Машиностроение», 1970.

2.Прячина А. Н. Влияние изменения положения плоскостей исправления

ротора

на точность

балансировки. Известия вузов. «Машиностроение»,

1968, №

8.

 

Н. И. ПОЛЯКОВ, В. М.

ЯКИМЕНКО

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ НАСТРОЙКИ

БАЛАНСИРОВОЧНОЙ МАШИНЫ

Повышение точности уравновешивания роторов гироскопиче­ ских и других приборов в значительной степени зависит от точ­ ности настройки балансировочной машины. Особое значение по­

этому имеет тарировка контрольного, или

эталонного,

ротора

при настройке балансировочной машины,

ввиду того,

что при

балансировке партии роторов все погрешности, имевшие место при настройке оборудования по контрольному ротору, автома­ тически переносятся на все роторы из партии.

Для устранения указанных погрешностей предлагается век- торно-аналитический метод точного определения неуравновешен­

ности жесткого ротора.

 

 

Сущность предлагаемого

метода состоит в том, что в

нем:

а) учитывается влияние

остаточной неуравновешенности

ро­

тора на показания указывающего прибора балансировочной ма­ шины при круговом обходе контрольным грузом;


б) для точного определения цены деления и фазы неуравно­ вешенности необходимо произвести четыре замера с контроль­

ным грузом и один замер без контрольного груза.

 

При

этом ротор устанавливают

в станок балансировочной

машины

и производят

устранение

взаимовлияния

плоскостей

друг на

друга. Затем

устанавливают контрольный

груз в пло­

скости исправления. При установке контрольного груза на не­ уравновешенный ротор будет действовать суммарная неуравно­ вешенность. После этого по указывающему прибору определяют

величину суммарной

равнодейству-

 

 

 

 

 

щей силы от остаточной

неуравнове­

 

 

Г0

 

Я,

шенности и от контрольного груза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из треугольника

сложения

сил

 

otof

 

 

(рис. 1) можно определить угол ме­

 

 

 

 

 

жду

вектором

остаточной неуравно­

 

 

 

 

 

вешенности

и вектором

неуравно­

р

 

 

 

 

вешенности

от контрольного груза.

0

 

 

 

 

 

 

 

Так как суммарная и остаточная не­

Рис. 1.

Взаимодействие

конт­

уравновешенности

выражены

в де­

рольной

и остаточной

неурав­

лениях шкалы

указывающего

при­

новешенности

ротора

при

кру­

бора,

а

контрольная

неуравнове­

 

говом

обходе

 

 

шенность

в граммомиллиметрах, то

 

 

 

 

 

вначале необходимо определить зависимость между величиной неуравновешенности, приходящейся на деление шкалы указы­ вающего прибора, т. е. определить цену деления.

По данным замера кругового обхода имеем

 

Я? =

Fo +

- г - +

2Ffl

FK

sin a„

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

(1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rl =

Ft

 

 

•2Fn

Fk

sin a

 

 

 

 

 

 

У

n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Ri, #3 — суммарная неуравновешенность

ротора в делениях

 

шкалы указывающего прибора при первом и треть­

 

ем замерах;

 

 

 

 

 

 

 

 

F0

— остаточная неуравновешенность

ротора в делениях

 

шкалы указывающего

прибора;

 

 

 

FK

— контрольная

неуравновешенность

ротора в

гмм;

<Хо угол между

вектором

остаточной

неуравновешен­

 

ности ротора и перпендикуляром к линии действия

 

векторов

от

контрольной

неуравновешенности

при

 

первом и третьем

 

замерах.

 

 

 

Суммируя выражения

(1),

получим

 

 

 

 

 

 

У =

, г

,

,

 

„ »

 

 

к*)


где Y цена деления указывающего

блока балансировочной

машины.

 

Аналитическое выражение углового

расположения вектора

остаточной неуравновешенности определяется из разности выра­ жений (1):

 

 

ап = arc

sin

 

FK

 

 

 

 

 

(3)

 

 

 

4 F 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина остаточной неуравновешенности

 

ротора

 

 

 

 

 

 

 

 

F0

— Ро[дел]У •

 

(4)

 

 

 

 

 

С

целью

сокращения

 

 

 

 

 

времени,

для

удобства и

 

 

 

 

 

простоты определения

фа­

 

 

 

 

 

зы

неуравновешенности

 

 

 

 

 

ротора

предлагается

ва­

 

 

 

 

 

риант

 

механического

ука­

 

 

 

 

 

зателя

точного располо-

 

 

 

2

7

0 жения остаточной

неурав­

 

 

 

 

 

новешенности

ротора,

со­

 

 

 

 

 

стоящего

из неподвижной

 

 

 

 

 

круговой шкалы, вращаю­

 

 

 

•300

щегося диска с гайкой и

 

 

 

 

 

свободной

стрелки.

На

 

 

 

 

 

одном

 

квадранте

подвиж­

 

 

 

 

 

ного диска / нанесена сет­

 

 

 

 

 

ка из вертикальных и ра­

 

 

 

 

 

диальных

линий,

с

по­

Рис. 2. Указатель фазы

остаточной

неурав

 

мощью которой определя­

новешенности

ротора

 

 

ется

положение

подвиж­

щей на неподвижной шкале 2 фазу

 

ной стрелки 3, указываю­

 

остаточной

неуравновешен­

ности ротора

(рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок

работы

с указателем

 

неуравновешенности

сле­

дующий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По четырем замерам кругового

обхода определяется

квад­

рант расположения вектора остаточной неуравновешенности ро­ тора, т. е. участок ротора, охватываемый дугой 90° между двумя наибольшими значениями величины неуравновешенности.

Затем ослабляется гайка, прижимающая подвижный диск указателя, диск поворачивается относительно неподвижной шка­ лы до положения, в котором оба наибольших значения кругово­ го обхода соответствуют угловой координате балансируемого ротора. Например, если наибольшие значения кругового обхода были получены при установке грузов на 180 и 270° ротора, то подвижный диск устанавливается таким образом, чтобы квад-