ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 5
волочка и др.), допускают значительные угловые погрешности для отдельных воздействий.
Процесс устранения неуравновешенности следует вести так,
чтобы пересечение линий б]\г с линиями Дер (на |
графике) |
оказы |
||||||||
валось в области |
рационально |
|
|
|
|
|
||||
го процесса. Для каждого зна- |
$ |
|
|
|
|
|||||
чения 6JV существует |
предель- |
1 8 |
|
|
|
|
||||
но допустимая |
погрешность по |
' |
2,0 |
/ |
|
|
||||
углу — Ау-пред- |
При |
больших 1,6 |
|
|
|
|
||||
угловых |
погрешностях |
неурав- |
^ |
/1.75 |
|
|
|
|||
новешенность |
будет |
увеличи |
1.2 |
о |
03 |
|
||||
ваться до |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
%25 |
|||
0,56лг = | cos |
Дфярва | • |
^ |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||||
При |
одинаковых |
угловых |
°>8 |
1£^0бласть рациональных |
||||||
погрешностях |
лучший эффект |
Q6 |
sfJF |
процессов |
|
|||||
дают процессы с 6N < 1. |
°>* |
|
|
|
|
|||||
Приведенные |
рекоменда- |
|
|
|
|
|||||
ции позволяют |
|
более |
рацио- о,2 |
|
|
|
|
|||
нально |
вести |
технологический |
|
|
|
|
|
|||
процесс |
устранения неуравно |
|
30 60 |
90 |
120 |
150 Ay" |
||||
вешенности |
и должны |
учиты |
|
|
|
|
|
|||
ваться |
при |
создании |
баланси |
Рис. 3. Эффективность процесса урав |
||||||
ровочного |
оборудования. |
|
новешивания |
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунов Б. И. Некоторые способы оценки качества технологической операции уравновешивания. Известия вузов. «Машиностроение», 1969, № 12.
2. Козлянинов Т. П. Исследование конструктивных особенностей балан сировочной машины с двумя неподвижными опорами. Сб. «Теория и конст рукция балансировочных машин». Под ред. В. А. Щепетильникова. М., Машгиз, 1963.
П. В. СЫРОВАТЧЕНКО. Б. И. ГОРБУНОВ, А. Н. ПРИЧИНА
О НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОГРЕШНОСТЯХ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ ГИРОМОТОРОВ
Успешное решение технологических задач проблемы точно сти уравновешивания связано с анализом погрешностей, возни кающих в процессе выполнения переходов технологической опе рации уравновешивания. Эта операция может быть разделена на три этапа [1].
При использовании сверления в качестве технологического приема устранения неуравновешенности в условиях неавтомати зированного производства можем выделить три перехода: изме-
рения неуравновешенности ротора, преобразования информации, полученной при измерении, в параметры, характеризующие этап высверливания (количество отверстий, их диаметр, взаимное уг ловое расположение и глубина), и, наконец, устранения неурав новешенности сверлением. На каждом из указанных переходов возникают погрешности, что позволяет записать суммарную по грешность уравновешивания АУР в виде
Л„Р = К + К + \ , |
( О |
где Ди , А№ и Д„ — соответственно погрешности измерения, пре образования и устранения неуравновешенности. Основные со ставляющие погрешностей трех переходов видны на рис. 1.
Как показали эксперименты, радиус отверстия увеличивается из-за разбивки на величину, доходящую до 7%, а погрешность выдерживания глубины при ручном сверлении доходила до 25— 40% заданной глубины. Эти изменения глубины и диаметра при водят к значительным отклонениям величины и координат цент ра масс удаляемого объема от рекомендуемых тарировочным графиком, связывающим неуравновешенность и параметры сверления.
Погрешности из-за смещения оси отверстия от плоскости ис правления ротора намеченной канавкой, базирования ротора на столе сверлильного станка, установки ротора в балансировоч ную рамку, установки рамки с ротором на балансировочную ма шину, а также связанные с изменением параметров ротора по сравнению с эталоном и др. приводят к смещению реальных пло скостей исправления, определяемых положением центра масс удаляемых объемов материала, от плоскостей исправления эта лонного ротора. Эта общая погрешность определяет величину угловой погрешности ДсрЛ, которая описывается уравнением [2]
tgA<P,~ |
s i "E |
|
, |
|
(2) |
|
|
|
K b t ~ 1 ) - c o s p |
|
|
|
|
где p —• угол между неуравновешенными |
силами ротора |
в левой |
||||
и правой плоскостях исправления; |
|
|
|
|
||
X — отношение |
неуравновешенной силы |
Р л в левой |
плоско |
|||
сти исправления к Р п — неуравновешенной силе |
в пра |
|||||
вой плоскости исправления; |
|
|
|
|
||
Ь и — расстояние |
между |
плоскостями |
исправления |
ротора; |
||
&ь — допуск на размер |
Ь и . |
|
|
|
|
|
Для одного из типов гиромоторов -«— ^ |
10, а X = |
0,1 — 3,5. |
При этих условиях угловая погрешность может доходить до 45°, что приводит к необходимости повторения цикла указанных вы ше переходов.
Эквивалентная система из двух сил, лежащих в плоскостях исправления ротора, в реальных условиях характеризуется ши-
5 3
оа
«5
йа
О О
о а.
£ = 5 u
о- я
5 4
SO
и з м е р е н и я неуравновешенности
ш S |
|
|
S |
о |
|
У |
со |
л) С |
|
|
|
|
|
3 щ |
се 2
mз:
ка
а «в
П е р е х о ды |
|
|
1 |
|
1 |
преобразования |
результатов измерения |
|
в парамегры |
м е т о д а у с т р а н е н и я |
у с т р а н е н и я неуравновешенности |
неура вновешенности П о г р е ш н о с т и
3 = |
« а| |
и я |
ее О и с
о О
Основные составляющие погрешностей переходов
роким диапазоном углов р. Величиной этого угла можно управ лять на всех переходах устранения неуравновешенности, начи ная с первого. В зависимости от требований технических усло вий необходимо стремиться привести этот угол к О или 180°. Одинаковый подход к устранению неуравновешенности в обеих плоскостях исправления приводит к необходимости выравнива ния неуравновешенности в обеих плоскостях на первом же пере ходе.
Величина бь должна назначаться с учетом технологии изго товления ротора и технологии уравновешивания. В первом при ближении можно рекомендовать назначать дь таким, чтобы угловая погрешность не превышала точности балансировочной машины по паспорту.
Система простановки размеров на роторе должна учитывать принятую схему базирования ротора в балансировочной рамке машины.
ЛИ Т Е Р А Т У РА
1.Сыроватченко П. В., Горбунов Б. И. Направления разработки основ технологии устранения неуравновешенности. Сб. «Теория и практика уравно вешивания машин и приборов». Под ред. В. А. Щепетильникова. М., изд-во «Машиностроение», 1970.
2.Прячина А. Н. Влияние изменения положения плоскостей исправления
ротора |
на точность |
балансировки. Известия вузов. «Машиностроение», |
1968, № |
8. |
|
Н. И. ПОЛЯКОВ, В. М. |
ЯКИМЕНКО |
|
ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ НАСТРОЙКИ |
||
БАЛАНСИРОВОЧНОЙ МАШИНЫ |
Повышение точности уравновешивания роторов гироскопиче ских и других приборов в значительной степени зависит от точ ности настройки балансировочной машины. Особое значение по
этому имеет тарировка контрольного, или |
эталонного, |
ротора |
при настройке балансировочной машины, |
ввиду того, |
что при |
балансировке партии роторов все погрешности, имевшие место при настройке оборудования по контрольному ротору, автома тически переносятся на все роторы из партии.
Для устранения указанных погрешностей предлагается век- торно-аналитический метод точного определения неуравновешен
ности жесткого ротора. |
|
|
Сущность предлагаемого |
метода состоит в том, что в |
нем: |
а) учитывается влияние |
остаточной неуравновешенности |
ро |
тора на показания указывающего прибора балансировочной ма шины при круговом обходе контрольным грузом;
б) для точного определения цены деления и фазы неуравно вешенности необходимо произвести четыре замера с контроль
ным грузом и один замер без контрольного груза. |
|
|||
При |
этом ротор устанавливают |
в станок балансировочной |
||
машины |
и производят |
устранение |
взаимовлияния |
плоскостей |
друг на |
друга. Затем |
устанавливают контрольный |
груз в пло |
скости исправления. При установке контрольного груза на не уравновешенный ротор будет действовать суммарная неуравно вешенность. После этого по указывающему прибору определяют
величину суммарной |
равнодейству- |
|
|
|
|
|
|||||||
щей силы от остаточной |
неуравнове |
|
|
Г0 |
|
Я, |
|||||||
шенности и от контрольного груза. |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
Из треугольника |
сложения |
сил |
|
otof |
|
|
|||||||
(рис. 1) можно определить угол ме |
|
|
|
|
|
||||||||
жду |
вектором |
остаточной неуравно |
|
|
|
|
|
||||||
вешенности |
и вектором |
неуравно |
р |
|
|
|
|
||||||
вешенности |
от контрольного груза. |
0 |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||||
Так как суммарная и остаточная не |
Рис. 1. |
Взаимодействие |
конт |
||||||||||
уравновешенности |
выражены |
в де |
|||||||||||
рольной |
и остаточной |
неурав |
|||||||||||
лениях шкалы |
указывающего |
при |
новешенности |
ротора |
при |
кру |
|||||||
бора, |
а |
контрольная |
неуравнове |
|
говом |
обходе |
|
|
|||||
шенность |
в граммомиллиметрах, то |
|
|
|
|
|
вначале необходимо определить зависимость между величиной неуравновешенности, приходящейся на деление шкалы указы вающего прибора, т. е. определить цену деления.
По данным замера кругового обхода имеем
|
Я? = |
Fo + |
- г - + |
2Ffl |
FK |
sin a„ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
(1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Rl = |
Ft |
|
|
•2Fn |
Fk |
sin a |
|
|
|
|
|
|
У |
n |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где Ri, #3 — суммарная неуравновешенность |
ротора в делениях |
|||||||||
|
шкалы указывающего прибора при первом и треть |
|||||||||
|
ем замерах; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F0 |
— остаточная неуравновешенность |
ротора в делениях |
||||||||
|
шкалы указывающего |
прибора; |
|
|
|
|||||
FK |
— контрольная |
неуравновешенность |
ротора в |
гмм; |
||||||
<Хо — угол между |
вектором |
остаточной |
неуравновешен |
|||||||
|
ности ротора и перпендикуляром к линии действия |
|||||||||
|
векторов |
от |
контрольной |
неуравновешенности |
при |
|||||
|
первом и третьем |
|
замерах. |
|
|
|
||||
Суммируя выражения |
(1), |
получим |
|
|
|
|
||||
|
|
У = |
, г |
, |
, |
|
„ » |
|
|
к*) |
где Y — цена деления указывающего |
блока балансировочной |
машины. |
|
Аналитическое выражение углового |
расположения вектора |
остаточной неуравновешенности определяется из разности выра жений (1):
|
|
ап = arc |
sin |
|
FK |
|
|
|
|
|
(3) |
|
|
|
4 F 0 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Величина остаточной неуравновешенности |
|
ротора |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
F0 |
— Ро[дел]У • |
|
(4) |
|||
|
|
|
|
|
С |
целью |
сокращения |
||||
|
|
|
|
|
времени, |
для |
удобства и |
||||
|
|
|
|
|
простоты определения |
фа |
|||||
|
|
|
|
|
зы |
неуравновешенности |
|||||
|
|
|
|
|
ротора |
предлагается |
ва |
||||
|
|
|
|
|
риант |
|
механического |
ука |
|||
|
|
|
|
|
зателя |
точного располо- |
|||||
|
|
|
2 |
7 |
0 жения остаточной |
неурав |
|||||
|
|
|
|
|
новешенности |
ротора, |
со |
||||
|
|
|
|
|
стоящего |
из неподвижной |
|||||
|
|
|
|
|
круговой шкалы, вращаю |
||||||
|
|
|
•300 |
щегося диска с гайкой и |
|||||||
|
|
|
|
|
свободной |
стрелки. |
На |
||||
|
|
|
|
|
одном |
|
квадранте |
подвиж |
|||
|
|
|
|
|
ного диска / нанесена сет |
||||||
|
|
|
|
|
ка из вертикальных и ра |
||||||
|
|
|
|
|
диальных |
линий, |
с |
по |
|||
Рис. 2. Указатель фазы |
остаточной |
неурав |
|
мощью которой определя |
|||||||
новешенности |
ротора |
|
|
ется |
положение |
подвиж |
|||||
щей на неподвижной шкале 2 фазу |
|
ной стрелки 3, указываю |
|||||||||
|
остаточной |
неуравновешен |
|||||||||
ности ротора |
(рис. 2). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок |
работы |
с указателем |
|
неуравновешенности |
сле |
||||||
дующий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По четырем замерам кругового |
обхода определяется |
квад |
рант расположения вектора остаточной неуравновешенности ро тора, т. е. участок ротора, охватываемый дугой 90° между двумя наибольшими значениями величины неуравновешенности.
Затем ослабляется гайка, прижимающая подвижный диск указателя, диск поворачивается относительно неподвижной шка лы до положения, в котором оба наибольших значения кругово го обхода соответствуют угловой координате балансируемого ротора. Например, если наибольшие значения кругового обхода были получены при установке грузов на 180 и 270° ротора, то подвижный диск устанавливается таким образом, чтобы квад-