Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

меры платформы 500-500 мм; питание — переменный ток напря­ жением 220 в (50 гц).

Впроцессе исследования стенд использовался для создания колебаний основания балансировочного устройства последова­ тельно в каждом из трех компонентов (X, Y, Z) [1]. Частота ко­ лебаний стола менялась от 20 до 100 гц.

Вкачестве чувствительного элемента для регистрации меха­ нических колебаний платформы вибростенда использовался индукционный датчик, разработанный также в МВТУ.

Измерение амплитуд вертикальных и горизонтальных коле­ баний платформы вибростенда производилось в системе коор­ динат, неподвижных относительно фундамента вибростенда. Такой принцип измерения позволяет точно определить мгновен­

ное положение тела независимо от того, мало

или

велико

его

перемещение в пространстве [2].

 

 

 

 

Для тарировки датчика был использован

оптический

при­

бор — катетометр КМ-6,

позволяющий

измерять

расстояние

между двумя точками на

одной прямой

линии

на

недоступных

для непосредственного измерения объектах. Измерение ампли­ туд перемещений стола вибростенда проводилось с использова­ нием стробоскопического эффекта, со вспышками лампы, син­ хронизированными относительно частот исследуемых колебаний стола вибростенда.

Испытуемое балансировочное устройство устанавливалось и закреплялось на платформе вибростенда таким образом, чтобы платформа была нагружена симметрично относительно ее осей.

При испытании каждого из объектов нагрузка

на

плат­

форму вибростенда устанавливалась постоянной

и

равной

25дан.

Вкачестве балансируемого объекта на всех типах баланси­ ровочных устройств использовался один и тот же эталонный ротор. На выступающих из корпуса двигателя концах вала ро­

тора были

установлены два бронзовых диска

диаметром

80

мм,

с восемью

резьбовыми отверстиями для закрепления контроль­

ных грузов.

 

 

 

 

 

Ротор

предварительно балансировали в

собственных

под­

шипниках

с точностью 0,25

г-см, что соответствовало

смеще­

нию центра массы с его оси в 0,001

мм.

 

 

 

Для определения значений эквивалентной неуравновешенно­

сти ДГЙФО

в относительной

системе

координат

и КГ&РА

В абсо­

лютной системе координат

по аналитическим

зависимостям

[1\

предварительно было произведено экспериментальное определе­ ние геометро-массовых параметров каждой из колеблющихся систем и ротора.

В процессе экспериментального исследования каждого из балансировочных устройств была принята одна и та же после­ довательность эксперимента. Ротору с заданной неуравновешен­ ностью сообщалась угловая скорость, которая регистрировалась


на приборах с помощью тахогенератора, и измерялся дисбаланс в каждой из плоскостей исправления. При этом показания дат­ чиков записывались на фотоленте осциллографа Н-700. Без остановки ротора запускался вибростенд, и его частота посте­

пенно

увеличивалась

до

частоты, равной

угловой скорости

ро­

тора.

 

 

вибростенда СОФ менялся в пределах от

 

Диапазон

частот

0,25

до 1,25

от угловой

скорости ротора соР.

Изменение величины

дисбаланса наблюдалось

при

круговых

частотах

вибростенда

(Оф в пределах 0,9 до

1,1 от частоты ротора сор. Амплитуды стола

вибростенда

ХПФ\ УПФ',

2,ПФ

устанавливались

соответственно

реальным колебаниям пола с различными частотами, согласно допустимым санитарным нормам для производственных вибра­ ций общего действия.

В качестве примера на рис. 2 показан внешний вид и блок-

схема установки для

испытания

балансировочного

устройства

без жестких связей оси ротора с окружающей средой

(рис. 1, в).

Балансировочные

устройства

с фиксированной

плоскостью

колебаний (рис. 1,

б)

испытывались одновременно

в абсолют­

ной и относительной системах координат, в первом случае при­ менялись индукционные датчики с сейсмической подвеской ка­

тушек, а во втором случае катушки

индукционных

датчиков,

установленных на платформе вибростенда, жестко

соединялись

с опорами ротора, таким образом эти

датчики регистрировали

колебания опор ротора относительно

платформы вибростенда.

При исследовании системы с неподвижными опорами (рис. 1, г) применялись пьезокварцевые датчики.

Результаты эксперимента и их сравнения с теоретическими расчетами даны в таблице.

Расчетные значения эквивалентной статической неуравнове­ шенности, помещенные в таблице, вычислялись по формулам [1]

SM

Мр /,OS

&rSyo = УПФ

;

 

Р-Р

 

A-/"sxe = ХПФ

,

М-р


где

trip — масса

ротора;

 

 

 

 

т,\ — масса

платформы;

 

 

 

~2

 

Л v

 

2

Л < /

 

 

ых

=

- — ;

( О у =

—изолированные

частоты

 

 

тр-\-т{

 

 

тр + т^

 

Кх,

Ку

в

направлении

осей

координат;

 

— жесткости

пружин в направлении осей координат;

 

ISM

— расстояние

от оси качания рамы до центра

массы ра­

 

 

мы вместе с ротором

(рис. 1, а) ;

 

 

 

Исходные данные

 

 

д л я

расчета

и

 

 

эксперимента

при

 

 

й „ =

Ф

= 2 5 0

1/сек;

 

 

Р

 

 

 

 

5 =

0,2; ZПФA

= 0.

 

 

А м п л и т у д ы

Отно ­

 

 

ситель­

 

 

п л а т ф о р м ы

 

 

ная

 

 

вибростенда

Б а л а н с и р о в о ч н о е устройств о

масса

( ф у н д а м е н т а )

 

 

 

 

 

ротора

 

 

 

 

 

о. +

 

 

 

 

у

5

 

 

ХПФ

 

S

 

 

 

ПФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

іа.

Рис.

1,0

0,034

0

0,19

При l s M

- 0 , 9

 

 

 

 

l0S

 

 

 

 

 

Эквивалентная

статическая

неуравновешенность

ротора

Обозначения [см. уравне­ ния ( 1 ) ]

Расчетное значение

Экспериментальное значение

Погрешность в %

 

0,161

0,144

10,4

Рис. 1, б

 

 

0

0,034

0,10

0,34

0,37

8,2

Измерение

в

 

 

 

ArSyo

относительной

 

 

 

 

 

 

 

системе

 

Пр и

 

 

 

 

 

 

координат

 

 

 

 

 

 

 

у

= 4 2 1 [сек

 

 

 

 

 

 

Рис. 1, б

 

и

0

0,034

0,1

 

 

 

Y i y

= 0,17

0,0152 0,0173

12,1

Измерение

 

 

 

 

*rSyA

в абсолютной

 

 

 

 

 

 

 

системе

 

 

 

 

 

 

 

 

координат

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1, в при Y * = 0,2

0,034

0

0,125 &rSXA

0,0151

0,015

2,0

 

 

 

 

 

 

Рис. 1, г

0,034 0

0,21

0,162 0,172 5,8


б

ух = (0X

расстояние от оси качания рамы до центра массы ротора (рис. 1,а); мера демпфирования;

относительные частоты.

Расхождение между расчетными и экспериментальными данными (погрешность) не превышало 2—12%.

Как видно из таблицы, наименее чувствительными к внешним вибрациям являются балансировочные машины с колеблющей­

ся системой, не имеющей жест­ ких связей оси ротора с окружа­ ющей средой, а также машины с фиксированной плоскостью коле­ баний оси ротора, при условии измерения колебаний с помощью сейсмического датчика.

Для симметричной колеблю­ щейся системы с фиксированной плоскостью колебаний оси ротора

(рис. 1, б) построены

расчетная

и экспериментальная

кривые

(рис. 3) изменения

эквивалентной

статической

неуравновешенности

ротора

ArsyA,

выраженной в еди­

ницах

перемещения платформы

вибростенда

УПФ в зависимости

от относительной

изолированной

частоты уу

(при мере демп-

An

Улф

10

Wo,ot /

5

2

 

1

 

Ц5\

 

0,2

 

0,1

 

0,05

 

0,02

V

0JJ1

0,001 ь- 0,005 Ofil 0J05 0,1 0J5r.^v

фирования

б = 0,2 и относитель­

Рис. 3. Кривые изменения эквива­

лентной статической неуравнове­

ной массе

ротора тР = 0,06).

шенности

ротора:

Как видно из графика, экспе­

/ — расчетная; 2

— эксперименталь ­

риментальная кривая на большом

ная

 

 

участке довольно близка к теоре­ тической, построенной для тех же параметров колеблющейся

системы, что подтверждает справедливость теоретических ис­ следований [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Суетин В. А. Исследование влияния внешних вибраций на разрешаю­ щую способность балансировочных машин с различными колеблющимися системами. Сб. «Теория и практика уравновешивания машин и приборов». Под ред. проф. В. А. Щепетильникова. М., изд-во «Машиностроение», 1970.

2. Иориш Ю. И. Виброметрия. М., Машгиз, 1963.