Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

правильная организация складского хозяйства имеет большое значение в снижении стоимости строительства.

По своему эксплуатационному назначению склады подраз­ деляются на следующие виды.

Перегрузочные склады для временного хранения материа­ лов и изделий при перегрузке их с одного вида транспорта на другой, например с рельсового и водного на автомобильный. Необходимость создания перегрузочных складов вызывается большой рассредоточенностью сельского строительства и значи­ тельными расстояниями перевозок. Грузы доставляются по же­ лезной дороге или водным путем сравнительно большими пар­ тиями через определенные промежутки времени, на строитель­ ную же .площадку эти материалы и детали доставляются более равномерно и небольшими партиями, поэтому на железной до­ роге или пристани создаются склады, которые и принято назы­ вать перегрузочными.

Базисные (центральные) склады предназначены для обслу­ живания ряда объектов, сооружаемых одной строительной ор­ ганизацией. Такой склад, главным образом закрытого хранения (гвозди, скобяные изделия, метизы, стекло, краски, спецодеж­ да и др.), располагается на территории наиболее крупной строительной площадки или за пределами ее, но у подъездных путей. На базисный склад доставляются также материалы, из­ делия и оборудование, требующие сортировки и комплекто­ вания; перегрузочные и базисные склады вызывают удорожа­ ние строительства, поэтому необходимо стремиться к тому, что­ бы материалы, детали и конструкции подавались к строящемуся объекту, минуя эти промежуточные оклады.

Участковые склады служат для хранения материалов, изде­ лий и оборудования, поступающих от поставщиков или с базис­ ных и перегрузочных складов, предназначены они для объектов отдельного участка (отряда).

Приобъектные склады устраиваются в непосредственной близости к строящимся объектам (рабочим зонам). В большин­ стве случаев это открытые площадки для временной раскладки сборных железобетонных изделий, стеновых материалов, окон­ ных и дверных блоков, контейнеров с кирпичом и т. д. Для хра­ нения инструмента, спецодежды, отделочных, электротехни­ ческих и других материалов устраиваются небольшие пере­ движные или сборно-разборные склады-кладовые.

Склады сырья и готовой продукции подсобных промышлен­ ных предприятий и мастерских комплектовочных участков рас­ полагаются непосредственно в местах размещения предприя­ тий, мастерских или передвижных установок.

По конструктивному признаку и способу хранения склады подразделяются на следующие виды:

открытые — для хранения материалов и изделий, не подвер­ гающихся порче от атмосферных и температурных воздействий

216


(песок, гравий, шлак, сборные

железобетонные

конструкции,

кирпич и др.);

 

 

хранения

материалов,

под­

полузакрытые (навесы) — для

вергающихся порче

от непосредственного

воздействия атмос­

ферных осадков и солнечных лучей,

но не изменяющихся

под

влиянием воздействия температур, переменной влажности

воз­

духа и ветра (рулонные

материалы,

столярные

изделия,

изде­

лия из гипса и т. д .);

 

и неутепленные — для

хранения

цен­

закрытые утепленные

ных материалов и

материалов,

подвергающихся порче

при

открытом хранении (цемент, известь,

красители,

метизы,

стек­

ло, приборы, электрооборудование, инструменты и т. д.);

 

специальные — для хранения

горючих и легковоспламеняю­

щихся жидкостей, взрывчатых веществ (ВВ),

химических ма­

териалов и т. д.

 

 

 

 

 

на

складах.

На

Способы хранения материалов и деталей

открытых окладах, а также под навесами и в закрытых поме­ щениях применяют штабельный способ хранения материалов и деталей. Нижний ряд изделий в штабелях укладывают на дере­

вянные подкладки, а последующие

ряды — на

прокладки из

брусков сечением 6X6 и 8X8 см

(для железобетонных

изде­

лий) или из досок сечением 4X12 и 5X12 см

(для бетонных

блоков).

укладывают в штабеля

раз­

Сборные конструкции и детали

дельно по видам и типоразмерам изделий. Штабеля следует маркировать или снабжать бирками (табличками) с указанием количества и типа уложенных деталей. Раскладка сборных конструкций должна отвечать принятой схеме производства монтажных работ и обеспечивать наилучшие условия работы монтажных кранов и такелажников.

Блоки фундаментов и стен подвала, а также колонны укла­ дывают в штабеля в несколько рядов (до четырех) общей вы­ сотой не более 2,25 м (рис. 52). Сваи-колонны для одноэтаж­ ных сельскохозяйственных производственных зданий распола­ гают в основном в один-два ряда. Ригели укладывают в штабе­

ля

рядами (два-три) на ребро о подкладками и прокладками

на расстоянии 1,2 ж от торцов изделия.

ля

Плиты перекрытий (многопустотные) укладывают в штабе­

рядами (до 10—12), но не более 2,5 м по высоте. Подклад­

ки и прокладки располагают на расстоянии 0,6 м от краев пли­ ты (рис. 53).

Стеновые панели хранят в вертикальном или наклонном положении (в пределах 10—12°) в специальных металлических кассетных устройствах. Для складирования, хранения и пере­ возки асбестоцементных и других облегченных стеновых пане­ лей применяют кассету Гипрооргсельстроя (рис. 54).

Стеновые бетонные блоки

высотой 1,25 ж и более устанав­

ливают на складе в один ряд,

а остальные — в 2—3 ряда, но

217


J

refec

I T M l T i b' Ca! =<>!>i j ; -!

П Г н ~ ~ И

660 J52 gpr />пемента 9m

Рис. 52. Схемы складирования сборных железобетонных конструкций

а — блоки ф ун дам ентов; б — одноярусны е колонны

Рис. 53. Схема складирования же­

Рис. 54. Кассета Гипрооргсельстроя

лезобетонных плит перекрытия

 

шэи этом общая высота штабеля не должна превышать 2,5 м. Подкладки и прокладки из брусков располагают с отступом от

граней блока не менее чем на 5 см и не более чем на Чл дли­ ны элементов.

Для складирования, хранения и перевозки балок таврового сечения применяют специальные кассеты, позволяющие удер­ живать изделия в положении «на ребро» (рис. 55).

Железобетонные фермы хранят в рабочем положении с неольшим уклоном так, чтобы крайняя ферма размещалась на опорных столбах, устанавливаемых через 2—3 м. Под фермы в опорных частях должны быть положены подкладки.

 

Рис. 56. Транспортировка и склади­

лок

рование кирпича на поддонах с пе­

 

ревязкой «в елку»

 

 

Кирпич складируют по сортам и маркам, а

лицевой

кир­

пич— по цвету лицевой

поверхности. Кирпич

доставляют

на

строительную площадку,

как правило, уложенным на подданы

«в елку» в 10 рядов с наклоном кирпича под углом 45° к сере­ дине поддона (рис. 56). Такой пакет при погрузке и подъеме (при помощи захватов) не разрушается.

Пакеты с автомашин снимают кранами и подают непосред­ ственно на рабочее место каменщиков, либо на приобъектный склад с укладкой в сплошные ленточные штабеля в один или два ряда.

Бутовый камень хранят на открытой площадке в прямо­ угольных штабелях объемом до 200 м3 и высотой до 1 м при ручной и до 3 ж при механической загрузке.

Нерудные материалы (песок, гравий, щебень) размещают в рассортированном (по фракциям) виде на открытых площад­ ках, а также в механизированных складах бункерного типа.

Сортовую сталь, стальные конструкции и трубы складыва­ ют в штабеля на отрытых площадках или на стеллажах под навесами. Материалы должны быть разделены но видам, сор­ там, маркам, профилю и размерам (рис. 57).

Круглый и пиленый лес хранят на строительных площадках только в особых случаях.

Круглый лес и длинномерные пиленые материалы уклады вают в штабеля, располагаемые на-открытых сухих площад­ ках, имеющих небольшой уклон для стока воды. Высота штабе­ ля назначается с учетом вида складируемого материала и спо­ соба укладки и в построечных условиях обычно не превышает 1,5—2^5 м. На крупных окладах лесоматериалов при наличии специальных погрузочных механизмов (автопогрузчиков с ви­ лочными захватами, штабелеукладчиков и т. п.) высота шта­ беля может достигать 10—42 м.

219


П олузакры ты е

склады (навесы) в зависимости от вида

хра­

нимых материалов

и климатических условий могут быть

от­

крытыми с трех сторон или же обшитыми досками или другими матералами с двух или трех сторон. Навесы должны быть сборно-разборными из универсальных типовых секций.

Кровельные рулонные материалы, рассортированные по­ маркам, хранят под навесами в вертикальном положении, уло­ женными «на торец», не более чем в два ряда по высоте.

Рис. 59. Бункер-контей­ нер для цемента

Столярные изделия хранят в штабелях по типам, размерам и сортам, укладывая на подкладки, защищенные от загрязне­ ния, увлажнения и обледенения, а также в специальных кон­ тейнерах, предназначенных для хранения, транспортировки и: подачи на рабочее место (рис. 58).

Закрытые склады должны: иметь необходимые противопо­ жарные устройства, отопление и вентиляцию (в требуемых слу­ чаях); быть достаточно емкими, внутренняя планировка и обо­ рудование отвечать характеру операций по приемке и отпуску материалов; иметь надежную защиту от проникания атмос­ ферных осадков, грунтовых и поверхностных вод.

220


Имеются типовые проекты отапливаемых и неотапливаемых закрытых складов фургонного, .сборно-разборного и стацио­ нарного типов.

Цемент, известь, гипс и другие материалы, подверженные действию влаги, хранят в закрытых окладах закромного, бун­ керного или силосного типа. Централизованное снабжение сельского строительства бетонными растворными смесями с опорных баз (ПМК, СМУ, МСО) позволило в основном отка­ заться от устройства складов цемента и извести непосредст­ венно на строительных площадках. Однако на отдельных объ­ ектах при небольших передвижных или сборно-разборных бетонораствороамесительных установках для хранения этих мате­

риалов

устраиваются

сборно-разборные склады

закромного

или бункерного

типа.

Наиболее экономичны

в этих

условиях

бункера-контейнеры для

цемента (рис. 59).

Применение их по­

зволяет

полностью механизировать

процесс

доставки

цемента

на строительную площадку и резко

сократить

затраты

труда

на погрузочно-разгрузочные работы.

молотую

известь-кипелку,

Негашеную

комовую

известь,

гипс хранят на складах закромного или бункерного типа. При наличии централизованных известегасильных установок до­ ставка известковою теста к построечным растворным узлам осуществляется в специальных автоцистернах, откуда оно пе­ регружается в металлические емкости-бункера.

Определение запаса материалов, складских площадей

разгрузочных фронтов. При проектировании стройгенплана не­ обходимо не только знать правила складирования материалов, деталей и конструкций, но и уметь определять площадь и раз­ меры склада,'а также длину разгрузочного фронта.

Общая площадь склада состоит из полезной, непосредствен­

но занятой материалами, деталями

и конструкциями, и

вспо­

могательной, занятой проходами, проездами, служебными

по­

мещениями.

складов

предварительно устанавли­

Для расчета размеров

вается количество материалов, деталей и конструкций,

подле­

жащее хранению:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(107)

где Q06— количество материала,

деталей

и конструкций,

не­

обходимое для выполнения заданного объема строи­

тельно-монтажных работ

за планируемый

период,

м2, мг, т, шт. и т. д.;

 

 

 

 

 

п — норма запаса материалов на складе, дни;

мате­

K i—'Коэффициент

неравномерности

поступления

риалов на склад, который для железнодорожного

и

водного транспорта ориентировочно может быть .при­

нят равным 1,1—1,2,

а

для

автомобильного —

1,3-1,5;

 

 

 

 

 

 

221