Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
личных управляющих системах зависит от содержания объекта управления. Из вышесказанного видно, что управление произ водством в целом представляет собой обязательное условие осуществления производства, особую производственную функ цию целенаправленного воздействия на производственный кол лектив для согласования действий отдельных его работников в
процессе производства. Таким образом, |
труд по управлению |
производством — это особая разновидность |
производительного |
труда, а работники, занятые данным трудом, выступают в каче стве составной части совокупного работника производства. Специфика этого труда заключается в том, что он направлен не на непосредственное изготовление материальных благ и услуг, а на руководство работниками, которые их производят.
(Предметом и продуктом управленческого труда являются не материальные блага, поступающие в личное и производственное потребление, или оказываемые услуги, а информация, необхо димая для управления производством. Сбор, хранение, поиск, передача, обработка и анализ информации, принятие решения (выдача командной информации) составляют основное содер жание управленческого труда.
На XXIV съезде КПСС поставлена задача создать общего сударственную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством на ба зе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны. При этом предполагается обеспечить с самого начала проведение принципа организаци онного, методического и технологического единства этой систе
мы. По существу, формируется новая |
отрасль — обработка |
информации— со своей особой техникой, |
технологией, экономи |
кой и организацией. |
|
§ 4. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
Важность значения методов управления в развитии социа листического производства подчеркнута в решениях XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза. В Дирек тивах съезда по пятилетнему плану развития народного хозяй ства СССР на 1971—11975 гг., в которых указывается: «Совер шенствование системы и методов управления и планирования должно быть направлено прежде всего на обеспечение всесто ронней интенсификации общественного производства и повыше ние его эффективности, являющееся основной линией экономи ческого развития страны как на ближайшие годы, так и на дли
тельную перспективу, важнейшим условием |
создания матери |
ально-технической базы коммунизма»1. |
/ |
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 295.
2 З а к . 641 |
33 |
Методы |
управления социалистическим |
производством — |
|
это способы |
целенаправленного |
воздействия |
на работников |
и производственные коллективы, в целом обеспечивающие ко |
|||
ординацию |
их деятельности в |
процессе производства. Наряду |
с экономическими в производстве существуют также политичес кие, психологические и прочие социальные отношения. Многие отношения в производстве регулируются нормами права.
Таким образом, при управлении производством необходимо учитывать всю совокупность его экономических и социальных факторов. Разграничение различного рода отношений в произ водстве позволяет подразделить методы управления на эконо мические, организационные, распорядительные, социально-пси хологические и правовые1.
Экономические методы управления включают планирование,
хозяйственный расчет и экономический анализ. Между всеми этими методами существует тесная связь, отражающая реаль ную взаимообусловленность разнообразных отношений в про изводстве. Изменение условий производства требует совершен ствования руководства. «Люди, которым партия доверила ру ководство теми или иными участками хозяйственной деятельности, призваны неустанно совершенствовать методы и стиль этого руководства. Они должны в полной мере обладать чувством нового, проявлять инициативу, своевременно исполь зовать все возможности, открываемые научно-техническим про грессом. Большевистская непримеримость к недостаткам, к любому равнодушию в работе, глубокая партийная ответствен ность за то, чтобы получить наибольший народнохозяйственный эффект, затрачивая наименьшие ресурсы, должны стать не отъемлемыми качествами каждого руководителя»2. Овладение каждым хозяйственным руководителем методами управления будет способствовать повышению эффективности социалистиче ского производства.
Каждой социально-экономической формации присущ свой экономический механизм, т. е. конкретные формы хозяйствен ных отношений, основанные на экономических законах, свойст венных данному способу производства.
В капиталистическом обществе такой экономический меха
низм действует в виде конкуренции, борьбы антагонистических интересов, погони за наибольшей прибылью.
При социализме возникает и развивается новый экономичес кий механизм прогрессивного развития общественного произ
Более подробно мегоды управления социалистическим производством изложены в работах «Методы управления социалистическим производством» Под редакцией д-ра эконом, наук Г. X. Попова. М., «Экономия», 1971; и «Ме
тоды управления промышленным предприятием». Под редакцией д-ра'эконом, наук О. В. Козловой. М., «Экономика», 1973.
2 Б р е ж н е в Л. И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистиче ских Республик. М., Политиздат, 1972, с. 52.
34
водства. Он состоит в том, что централизованное планирование народного хозяйства здесь сочетается с широким использовани ем товарно-денежных отношений, с предоставлением опреде ленных прав предприятиям (строительным трестам), с эконо мическим стимулированием их инициативы и положительной хозяйственной деятельности, с моральным и материальным сти мулированием коллективов и отдельных работников.
«В своей работе по совершенствованию руководства народ ным хозяйством, — отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, — партия твердо придерживается курса на правильное сочетание директивных заданий центральных органов с использованием экономических рычагов воздействия на производство. Эти рычаги — хозрасчет, цены, прибыль, кре дит, формы материального поощрения и т. д. — призваны соз дать такие экономические условия, которые способствуют ус пешной деятельности производственных коллективов, миллио нов трудящихся, обеспечивают обоснованную оценку результа тов их работы. Необходимость в точном определении меры тру да и меры потребления требует умелого использования всех та ких рычагов совершенствования товарно-денежных отношений»1.
Экономические методы основаны на использовании экономи ческих интересов. Ф. Энгельс писал: «Экономические отноше ния каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы»2. Эти экономические интересы объективно неза висимо от сознания и воли людей оказывают влияние на хозяй ственную деятельность общества. Методы хозяйствования, ос нованные на использовании объективных экономических инте ресов, свойственных данному общественному строю, представ ляют собой экономические методы управления.
Одним из важных экономических методов управления на строительстве является планирование.
Основной формой государственного планирования строи тельства, как и всего народного хозяйства, является пятилет ний план его развития. Опыт многих десятилетий подтвердил действенную силу планирования развития народного хозяйства на длительный период. Пятилетние планы доказали свое могу чее влияние на усиление планомерности в народном хозяйстве. Однако опыт разработки пятилетних планов в строительных организациях (трестах, ПМК, СМУ) еще недостаточен.
Важным методом управления является технико-экономи ческий анализ хозяйственной деятельности. В большинстве слу чаев в строительных организациях значительная доля труда экономистов уходила на сбор и обработку информации. Анализ занимает все меньше места в процессе управления и подготовки решений. Между тем умелый и всесторонний анализ производ
1 Материалы XXIV |
съезда КПСС. М., |
Политиздат, 1971, с. 69. |
2 К- М а р к с и Ф. |
Э н г е л ь с . Сот., т. |
18, с. 271. |
2* З а к . ш |
35 |
ственной и хозяйственной деятельности позволяет выявлять глубинные процессы, происходящие в экономике. Оперативная информация отражает только поверхностные явления в процес се производства, а они не всегда могут способствовать правиль ному решению, так как показывают только динамические про цессы в производстве и не позволяют видеть намечающиеся по зитивные или негативные тенденции в их развитии. Глубокие знания не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяют создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных явлений.
Рационально использовать экономические методы для уп равления производством в строительной организации позволя ет сделать четкая организация хозрасчета.
Технико-экономический анализ и хозрасчет в строительстве подробно изучается в специальном курсе. Здесь только обраща ется внимание на их роль в процессе управления.
Организационно-распорядительные методы управления. Ор ганизационные методы предусматривают разработку организа ционных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль ис полнения, за которым следуют новые организационно-распо рядительные действия.
Организационное воздействие на управляемую и управляю щую системы происходит в форме регламентирования. Регла ментирование определяется единой системой управления в го сударстве. Государство устанавливает границы управления в строительстве на каждом его уровне, место строитель ной организации в системе общественного производства и т. д. Государственные правовые акты организационного регламен тирования наиболее ярко выражены в «Положении о социалис тическом государственном производственном предприятии». Оно является основой для организационного регламентирования в строительной организации как в управляющей, так и в управ ляемой системах.
Организационно-распорядительные методы управления стро ятся на четком определении обязанностей, прав и ответствен ности каждого руководителя, исполнителя и управляющего органа, которые закрепляются должностными инструкциями, положениями о функциях и задачах различных звеньев управ ления.
Воздействие на производство в процессе управления осуще ствляется посредством отдачи распоряжений в соответствии с установленной иерархической подчиненностью. В ходе исполне ния распоряжений осуществляется связь руководителя с подчи ненными, организуется совместная целенаправленная работа коллективов. Организационно-распорядительные методы управ ления обеспечивают персональную ответственность участников
36
процесса производства за использование постановлений, прика зов, распоряжений вышестоящих органов управления.
Социально-психологические методы управления. В условиях социалистических производственных отношений, характеризую щихся отношениями дружбы, сотрудничества и взаимопомощи, социальные и психологические факторы играют важную роль в развитии общественного производства.
Сознательное использование социально-психологических ме тодов управления требует от каждого руководителя глубокого изучения социальных явлений, происходящих в строительной организации и стране. Руководитель должен знать, удовлетво рен ли работник своей работой, что вызывает его недовольство, как психологические факторы влияют на настроение, нервную систему и в конечном счете на производительность труда. Мно гое зависит и от атмосферы в коллективе, отношения бригади ра, мастера, производителя работ к рабочему, удовлетворения культурных и бытовых потребностей трудящихся и др.
Таким образом, социально-психологические методы управле ния основаны на изучении социального состава и социальных условий производственных коллективов, «психологического климата» в них, индивидуальных особенностей подчиненных.
Важное значение в управлении имеет разработка и выполне ние научно обоснованных планов социального развития строи тельных организаций, умелое использование результатов соци ологических исследований в управлении производством, в рабо те с людьми. Повышение квалификации и профессионального уровня рабочих и служащих, улучшение условий их труда, лик
видация профессиональных заболеваний и |
производственного |
травматизма, удовлетворение потребностей |
физического и ду |
ховного развития членов коллектива за счет общественных фон дов — конкретные задачи управления производством.
Правовые методы управления. Правовые методы управле ния— это комплекс средств юридического воздействия на обще ственные отношения.
Нормы права воплощаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах, распоряжениях, и т. д. В процессе управления есть отношения, которые возникают между равноправными субъектами управления, скажем, между министерствами. В этих случаях издаются правовые координа ционные акты, или акты согласования. Отношения равноправ ных сторон о имущественных взаимосвязях регулируются хозяй ственными договорами. Здесь они являются важным инструмен том производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций и определяют их ответственность друг перед другом.
Правовые нормы предусматривают определенные санкции, которые делятся на имущественные, административные, дисцип линарные, уголовнонправовые.
37